Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Значение Римской культуры. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья – латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности культуры Древнего Рима, ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами………………………………………...5
1.1. Периоды развития культуры Древнего Рима…………………….......5
1.2. Самобытность культуры Древнего Рима………………………….....9
2. Основные характеристики культуры Древнего Рима………………………11
2.1. Религия, мифология и философия…………………………………..11
2.2. Литература, театр, музыка…………………………………………...15
2.3. Искусство……………………………………………………………..17
2.4. Наука и образование…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………
Сходство
многих черт базиса создавало благоприятные
условия для взаимовлияния
2. Основные характеристики культуры Древнего Рима.
Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного «Илиаде» и «Одиссее», не знали также и мифологии. Их боги безжизненны.
В
древнейшей римской религии отразилась
простота трудовых земледельцев и пастухов,
целиком поглощенных
По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже самых мельчайших проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так как человек на каждом шагу зависел от какой-нибудь высшей силы.
Древние этрусские божества: триада небесная и триада подземная Этрусских пантеон во многом был схож с греческим, влияние греков особенно заметно с VIII в. до н.э., когда в Южной Италии и на Сицилии появились колонии. Особым почитанием у этрусков пользовались две триады. В первую, небесную, входили Уни – покровительница царской власти. Минерва – богиня материнства, защитница городов, воительница, покровительница ремесла, Тин – бог неба, громовержец. Он считался верховным богом и его свиту составляли двенадцать богов. Вторая, подземная, триада известна нам меньше, в нее входили бог и две богини, связанные с культурой плодородия.
В
верованиях этрусков важную роль играло
представление о загробной
Одной
из характерных черт религии было
широкое распространение
Италийская религия первоначально была анимистической – признавала существование всевозможных духов. Постепенно произошел переход к антропоморфизму – богов стали представлять в человеческом облике как у этрусков и греков, которые оказали влияние на формирование римского пантеона.
Пантеон римских богов у римлян существовала верховная триада богов: Юпитер – италийский бог неба и света, Марс – бог плодородия, дикой природы, войны, Квирин – бог сабинов, италийского племени, жившего в центральной части Апеннинского полуострова, он считался ипостасью Марса, его мирным проявлением. Со временем появились две другие триады богов. Одну из них почитали патриции (представители исконных римских семей, изначально входивших в гражданскую общину), в нее входили Юпитер, Юнона – богиня брака, женщин, материнства, Минерва – покровительница ремесел и искусств. Вторую почитали плебеи (не относились к исконным римским семьям, первоначально не имели прав гражданства), в нее вошли Церера – древняя италийская богиня производительных сил земли, подземного мира, материнства и брака, а также Либер – бог плодородия и Либера – его женская параллель.
Характерной чертой римской религии была персонификация сил природы и всех общественных, политических, хозяйственных процессов. Свои божества были у дорог, перекрестков, у навоза, у жатвы, сева, и т.д. особую роль играл двуликий Янус – бог дверей, входов и выходов. Считалось, что одно его лицо обращено в будущее, второе – в прошлое, и он почитался как бог времени.
Римский пантеон никогда не был замкнутым: считая что, новые боги усиливают их мощь, римляне охотно принимали новые культуры. Начиная с V. И особенно с III в. до. н.э., происходит отождествление римских богов с греческими, а также некоторое изменение их функций.
Культ Аполлона, не имевший аналога у римлян, был заимствован одним из первых через греческую колонию Кумы, где существовал его знаменитый оракул. С принятием культа Аполлона был перевезен в Рим и стал использоваться для гаданий сборник предсказаний кумской свиллы (пророчицы) – «Сивиллины книги».
Наряду с богами римляне продолжали почитать духов – безличные силы. Добрыми духами считались пенаты – покровители дома, родного города, государства; лары – хранители домашнего очага, семьи; манны – добрые духи умерших; гении – духи-покровители мужчин. К злым – ларвы – души непогребенных покойных; лемуры – призраки мертвецов.
Как и остальные древние народы, римляне приносили своим богам жертвы, стоили в их честь храмы. Культовые функции были распределены между различными коллегами жрецов. Верховные жрецы ведали обрядами и погребальным культом, они осуществляли надзор за другими жрецами, составляли календари. Фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права, фламилы обслуживали культы определенных богов, коллегия арвальских братьев молилась о ниспослании урожая, Луперки исполняли ритуалы. Существовала особая коллегия жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету и крику птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Весталки – жрицы богини Весты, поддерживали в ее храме вечный огонь как символ нерушимости государства. Как сама богиня, весталки должны были хранить целомудрие, при нарушении этого обычая их заживо закапывали в землю или замуровывали. Салии (плясуны) – два раза в год в боевых доспехах и со священными щитами в руках исполняли ритуальные танцы в честь Марса. Жрецы подчинялись государству, их выбирали, иногда должности передавались по наследству.
Мифология в Риме не получила особого развития. В основном были восприняты греческие мифы, которые позже, в эпоху Возрождения и Нового времени, стали популярны именно в римской трактовке, с римскими именами богов и героев. Так, греческий Геракл большинству современных людей известен как Геркулес, статуя Афродиты с острова Мелос – как Венера Милосская. Особенно популярным в Риме был цикл сказаний об Энее – одном из троянцев, бежавших после разрушения Трои греками. Эней считался предком Ромула и Рема, основавших Рим.
В первые века новой эры, в эпоху империи, римская языческая культура столкнулась с новой, монотеистической, ставшей затем одной из мировых религий, – с христианством.
В
Римской империи возникают
Многие правила христианских общин вызывали подозрительное и неприязненное отношение со стороны римских властей, нередки были гонения против христиан. В середине III в. христианство было запрещено.
В 312 г. верховную власть получил император Константин (272 – 337). При Константине отношение к христианству резко меняется: в 313 г. в Медиолане (Милан) император издал эдит, которым христианство было признано религией, равноправной с другими. В 325 г. Константин созвал первый Вселенский собор, обсудивший христианский символ веры.
Во второй половине IV в был окончательно сформирован «Новый Завет», в состав которого вошли: Евангелия, Деяния, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова. В конце IV в христианство стало официальной религией Римской империи, старые языческие культы были запрещены.
Римская
философия возникает под
Теоретическое познание, согласно стоицизму, дает мудрость; последняя – необходимость условие достоинства личности; достоинство же – условие для счастья личности. Так, человек был поставлен в центр процесса познания; неважно, что предметом познания является весь мир, целью его становится человек с его стремлением к счастливой жизни. Под нею понималась блаженная жизнь мудреца – в невозмутимости и гордом спокойствии духа при любых обстоятельствах бренной земной жизни. Поэтому в стоической философии римляне выдвинули на первый план этику.
Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной средиземноморской империи во главе с блистательным Римом. Римские философы – стоики отождествляли природу с универсумом и в философских вопросах стояли на позициях пантеизма. Согласно им, мир управляется естественной необходимостью, а божество, представляющее собой разум и чувство вселенной, так же находиться во власти естественных законов и действует не свободно, а повинуясь естественной необходимости. Поэтому бог весьма ограничен в своих возможностях. Познание общих законов вселенной тождественно познанию божественного провидения, поскольку бог может действовать в пределах естественных законов. Творящая природа есть начало и конец всего. «Вели благодеяния природы, если только безумие свое человек не обратит на саморазрушение», писал Сенека. Его предупреждение человечеству актуально и сейчас. [3.C.152].
Первые известные надписи на латинском языке относятся к VII–VI вв до н.э., в них использовался один из вариантов греческого алфавита. Начертания букв постепенно менялось, и к II–III в до н.э. они в основном приобрели характерный для латинского языка вид.
На становление римской литературы большое влияние оказали устное народное творчество и греческая литература. Поэзия возникла в Риме, как и в Греции, раньше прозы. Первым римским поэтом, произведения которого известны, был Ливий Андроник (III в до н.э.), грек по происхождению. Он перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, переделывал классические греческие трагедии и комедии, включая в них новые сюжеты, изменяя имена. Важную роль сыграл Энний (239 – 169 до н.э.), создав эпическую поэму «Анналы», в которой он рассказ об истории Рима, начиная от бегства Энея из Трои до современной ему эпохи.
Эпоха
последних десятилетий
Последний крупный античный поэт – Клавдиан (ок. 375 – после 404), прославлявший былое величие Рима.
Театральное поэтическое творчество в Риме достигло расцвета в произведениях Плавта (ок. 250 – 184 до н.э.) и Теренция (190 – 159 до н.э.). их произведения служили образцом для таких великих драматургов, как Шекспир и Мольте. Сюжеты Плавта близки эллинистическим, герои носят греческие сюжеты, написаны изысканным языком, проникнуты духом гуманизма. Среди трагиков наиболее известны Пакувий (220 – 130 до н.э.) и Акций (170 – 85 до н.э.) их творчество было подражательным, основывалось на классических греческих трагедиях, хотя создавались произведения и с римской тематикой.
Театральные представления по греческому образцу стали устраиваться в Риме с III в до н.э., но еще раньше здесь существовал народный вид драматического творчества ателлана – комедия масок. Устройство театров было близко греческому, использовались различные механические приспособления для смены декораций, применялись костюмы, парики, маски, исполняли пьесы профессиональные актеры. [2.C.143].
В Древнем Риме появился цирк с фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных – любимыми римскими зрелищами. [5.C.204].
Римская
музыка не была так тесно связана
с литературой, как греческая, хотя
театральные представления тоже
сопровождались музыкой танцами. Римляне
усовершенствовали многие греческие инструменты
– лиру, кифару, аулос, лютни. С I в до н.э.
получил распространение водяной орган,
изобретенный в это время в Александрии.
Очень разнообразна была в Риме военная
музыка – от всевозможных сигналов до
маршей. Духовая музыка исполнялась и
во время триумфальных шествий, официальных
праздников, похорон; ударные инструменты
были популярны в театре, во время развлечений.
2.3.
Искусство.
Основной вид искусства – архитектура, возникшая под влиянием этрусской и особенно греческой. Римские архитекторы восприняли греческую ордерную систему, у этрусков заимствовали купольный свод, возводившийся из клиновидных балок. Особое развитие в Риме получило применение разнообразных арок, куполов, больших и малых колонн, пилястр. Строительство велось под строгим планом, очень тщательно прорабатывались фасады зданий. Основной материал был камень, кирпич, со II в до н.э. – бетон. Архитектура отличалась декоративностью, пышностью отделки, монументальностью, призванными показать мощь и величие римского народа. [2.C.145].