Культура Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Значение Римской культуры. С момента падения Римской империи прошло более полутора тысяч лет. Но и сегодня мы можем видеть руины древних городов, хорошо сохранившиеся каменные дороги, акведуки, остатки древних величественных дворцов и общественных зданий. Культура Древнего Рима до сих пор живет в языке культуры Средиземноморья – латыни, в современном праве, в городской архитектуре Европы, в обычаях и традициях многих европейских народов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности культуры Древнего Рима, ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами………………………………………...5
1.1. Периоды развития культуры Древнего Рима…………………….......5
1.2. Самобытность культуры Древнего Рима………………………….....9
2. Основные характеристики культуры Древнего Рима………………………11
2.1. Религия, мифология и философия…………………………………..11
2.2. Литература, театр, музыка…………………………………………...15
2.3. Искусство……………………………………………………………..17
2.4. Наука и образование…………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Рима 5.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Сходство  многих черт базиса создавало благоприятные  условия для взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую. 

 

2. Основные характеристики культуры Древнего Рима.

     2.1. Религия, мифология и философия.

 

     Древнейшая  римская религия коренным образом  отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного «Илиаде» и «Одиссее», не знали также и мифологии. Их боги безжизненны.

     В древнейшей римской религии отразилась простота трудовых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными  делами своей скромной жизни.

     По  убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже самых мельчайших проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных  богов, так как человек на каждом шагу зависел от какой-нибудь высшей силы.

     Древние этрусские божества: триада небесная и триада подземная Этрусских пантеон во многом был схож с греческим, влияние греков особенно заметно с VIII в. до н.э., когда в Южной Италии и на Сицилии появились колонии. Особым почитанием у этрусков пользовались две триады. В первую, небесную, входили Уни – покровительница царской власти. Минерва – богиня материнства, защитница городов, воительница, покровительница ремесла, Тин – бог неба, громовержец. Он считался верховным богом и его свиту составляли двенадцать богов. Вторая, подземная, триада известна нам меньше, в нее входили бог и две богини, связанные с культурой плодородия.

     В верованиях этрусков важную роль играло представление о загробной жизни: по их мнению, души умерших получали воздаяние за грехи. И земной, и  загробный мир были населены множеством демонов.

     Одной из характерных черт религии было широкое распространение гаданий  по внутренностям животных, молниям, полету птиц. Правила гадания были заимствованы римлянами и назывались у них «этрусской наукой».

     Италийская  религия первоначально была анимистической – признавала существование всевозможных духов. Постепенно произошел переход к антропоморфизму – богов стали представлять в человеческом облике как у этрусков и греков, которые оказали влияние на формирование римского пантеона.

     Пантеон римских богов у римлян существовала верховная триада богов: Юпитер –  италийский бог неба и света, Марс – бог плодородия, дикой природы, войны, Квирин – бог сабинов, италийского  племени, жившего в центральной  части Апеннинского полуострова, он считался ипостасью Марса, его мирным проявлением. Со временем появились две другие триады богов. Одну из них почитали патриции (представители исконных римских семей, изначально входивших в гражданскую общину), в нее входили Юпитер, Юнона – богиня брака, женщин, материнства, Минерва – покровительница ремесел и искусств. Вторую почитали плебеи (не относились к исконным римским семьям, первоначально не имели прав гражданства), в нее вошли Церера – древняя италийская богиня производительных сил земли, подземного мира, материнства и брака, а также Либер – бог плодородия и Либера – его женская параллель.

     Характерной чертой римской религии была персонификация сил природы и всех общественных, политических, хозяйственных процессов. Свои божества были у дорог, перекрестков, у навоза, у жатвы, сева, и т.д. особую роль играл двуликий Янус – бог дверей, входов и выходов. Считалось, что одно его лицо обращено в будущее, второе – в прошлое, и он почитался как бог времени.

     Римский пантеон никогда не был замкнутым: считая что, новые боги усиливают их мощь, римляне охотно принимали новые культуры. Начиная с V. И особенно с III в. до. н.э., происходит отождествление римских богов с греческими, а также некоторое изменение их функций.

     Культ Аполлона, не имевший аналога у  римлян, был заимствован одним из первых через греческую колонию Кумы, где существовал его знаменитый оракул. С принятием культа Аполлона был перевезен в Рим и стал использоваться для гаданий сборник предсказаний кумской свиллы (пророчицы) – «Сивиллины книги».

     Наряду  с богами римляне продолжали почитать духов – безличные силы. Добрыми духами считались пенаты – покровители дома, родного города, государства; лары – хранители домашнего очага, семьи; манны – добрые духи умерших; гении – духи-покровители мужчин. К злым – ларвы – души непогребенных покойных; лемуры – призраки мертвецов.

     Как и остальные древние народы, римляне  приносили своим богам жертвы, стоили в их честь храмы. Культовые  функции были распределены между  различными коллегами жрецов. Верховные  жрецы ведали обрядами и погребальным культом, они осуществляли надзор за другими жрецами, составляли календари. Фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права, фламилы обслуживали культы определенных богов, коллегия арвальских братьев молилась о ниспослании урожая, Луперки исполняли ритуалы. Существовала особая коллегия жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету и крику птиц, гаруспики – по внутренностям жертвенных животных. Весталки – жрицы богини Весты, поддерживали в ее храме вечный огонь как символ нерушимости государства. Как сама богиня, весталки должны были хранить целомудрие, при нарушении этого обычая их заживо закапывали в землю или замуровывали. Салии (плясуны) – два раза в год в боевых доспехах и со священными щитами в руках исполняли ритуальные танцы в честь Марса. Жрецы подчинялись государству, их выбирали, иногда должности передавались по наследству.

     Мифология в Риме не получила особого развития. В основном были восприняты греческие  мифы, которые позже, в эпоху Возрождения  и Нового времени, стали популярны именно в римской трактовке, с римскими именами богов и героев. Так, греческий Геракл большинству современных людей известен как Геркулес, статуя Афродиты с острова Мелос – как Венера Милосская. Особенно популярным в Риме был цикл сказаний об Энее – одном из троянцев, бежавших после разрушения Трои греками. Эней считался предком Ромула и Рема, основавших Рим.

     В первые века новой эры, в эпоху  империи, римская языческая культура столкнулась с новой, монотеистической, ставшей затем одной из мировых религий, – с христианством.

     В Римской империи возникают многочисленные христианские общины, в которые принимали  всех, уверовавших в искупительную  жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями.

     Многие  правила христианских общин вызывали подозрительное и неприязненное отношение со стороны римских властей, нередки были гонения против христиан. В середине III в. христианство было запрещено.

     В 312 г. верховную власть получил император  Константин (272 – 337). При Константине отношение к христианству резко меняется: в 313 г. в Медиолане (Милан) император издал эдит, которым христианство было признано религией, равноправной с другими. В 325 г. Константин созвал первый Вселенский собор, обсудивший христианский символ веры.

     Во  второй половине IV в был окончательно сформирован «Новый Завет», в состав которого вошли: Евангелия, Деяния, Послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова. В конце IV в христианство стало официальной религией Римской империи, старые языческие культы были запрещены.

     Римская философия возникает под влиянием древнегреческой. Как в целом  философии эпохи эллинизма, здесь  имеют место школы стоицизма (крупнейшие представители – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизма (Секст Эмпирик), эпикуреизма (Лукреций Кар), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл). Особо широкое распространение получило в Риме учение стоиков, органично сочетающееся с древнеримскими представлениями о добродетелях и долге гражданина. [1.C.240].

     Теоретическое познание, согласно стоицизму, дает мудрость; последняя – необходимость условие достоинства личности; достоинство же – условие для счастья личности. Так, человек был поставлен в центр процесса познания; неважно, что предметом познания является весь мир, целью его становится человек с его стремлением к счастливой жизни. Под нею понималась блаженная жизнь мудреца – в невозмутимости и гордом спокойствии духа при любых обстоятельствах бренной земной жизни. Поэтому в стоической философии римляне выдвинули на первый план этику.

     Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной средиземноморской империи во главе с блистательным Римом. Римские философы – стоики отождествляли природу с универсумом и в философских вопросах стояли на позициях пантеизма. Согласно им, мир управляется естественной необходимостью, а божество, представляющее собой разум и чувство вселенной, так же находиться во власти естественных законов и действует не свободно, а повинуясь естественной необходимости. Поэтому бог весьма ограничен в своих возможностях. Познание общих законов вселенной тождественно познанию божественного провидения, поскольку бог может действовать в пределах естественных законов. Творящая природа есть начало и конец всего. «Вели благодеяния природы, если только безумие свое человек не обратит на саморазрушение», писал Сенека. Его предупреждение человечеству актуально и сейчас. [3.C.152].

     2.2. Литература, театр, музыка.

 

     Первые  известные надписи на латинском  языке относятся к VII–VI вв до н.э., в них использовался один из вариантов греческого алфавита. Начертания букв постепенно менялось, и к II–III в до н.э. они в основном приобрели характерный для латинского языка вид.

     На  становление римской литературы большое влияние оказали устное народное творчество и греческая литература. Поэзия возникла в Риме, как и в Греции, раньше прозы. Первым римским поэтом, произведения которого известны, был Ливий Андроник (III в до н.э.), грек по происхождению. Он перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, переделывал классические греческие трагедии и комедии, включая в них новые сюжеты, изменяя имена. Важную роль сыграл Энний (239 – 169 до н.э.), создав эпическую поэму «Анналы», в которой он рассказ об истории Рима, начиная от бегства Энея из Трои до современной ему эпохи.

     Эпоха последних десятилетий существования  республики и начала принципата стала  периодом расцвета римской поэзии. В это время, творили Лукреций, написавший философскую поэму «О природе вещей», в которой излагалось учение Эпикура; Катулл – мастер лирической поэзии. Огромное влияние на европейскую лирику Нового времени оказал замечательный поэт Гораций (65 – 8 до н.э.). К знаменитым римским поэтам относится Овидий (43 до н.э. – 18 н.э.), чьими главными произведениями считают «Метаморфозы» превращениях греческих богов и героев; «Фасты» (календарь), описывающие римские праздники. Широко известны также его «Наука любви» и «Лекарства от любви».

     Последний крупный античный поэт – Клавдиан (ок. 375 – после 404), прославлявший  былое величие Рима.

     Театральное поэтическое творчество в Риме достигло расцвета в произведениях Плавта (ок. 250 – 184 до н.э.) и Теренция (190 – 159 до н.э.). их произведения служили образцом для таких великих драматургов, как Шекспир и Мольте. Сюжеты Плавта близки эллинистическим, герои носят греческие сюжеты, написаны изысканным языком, проникнуты духом гуманизма. Среди трагиков наиболее известны Пакувий (220 – 130 до н.э.) и Акций (170 – 85 до н.э.) их творчество было подражательным, основывалось на классических греческих трагедиях, хотя создавались произведения и с римской тематикой.

     Театральные представления по греческому образцу  стали устраиваться в Риме с III в до н.э., но еще раньше здесь существовал народный вид драматического творчества ателлана – комедия масок. Устройство театров было близко греческому, использовались различные механические приспособления для смены декораций, применялись костюмы, парики, маски, исполняли пьесы профессиональные актеры. [2.C.143].

     В Древнем Риме появился цирк с фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных – любимыми римскими зрелищами. [5.C.204].

     Римская музыка не была так тесно связана  с литературой, как греческая, хотя театральные представления тоже сопровождались музыкой танцами. Римляне усовершенствовали многие греческие инструменты – лиру, кифару, аулос, лютни. С I в до н.э. получил распространение водяной орган, изобретенный в это время в Александрии. Очень разнообразна была в Риме военная музыка – от всевозможных сигналов до маршей. Духовая музыка исполнялась и во время триумфальных шествий, официальных праздников, похорон; ударные инструменты были популярны в театре, во время развлечений. 

2.3. Искусство. 

     Основной  вид искусства – архитектура, возникшая под влиянием этрусской  и особенно греческой. Римские архитекторы восприняли греческую ордерную систему, у этрусков заимствовали купольный свод, возводившийся из клиновидных балок. Особое развитие в Риме получило применение разнообразных арок, куполов, больших и малых колонн, пилястр. Строительство велось под строгим планом, очень тщательно прорабатывались фасады зданий. Основной материал был камень, кирпич, со II в до н.э. – бетон. Архитектура отличалась декоративностью, пышностью отделки, монументальностью, призванными показать мощь и величие римского народа. [2.C.145].

Информация о работе Культура Древнего Рима