Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:10, дипломная работа
Прежде чем начать разговор о всевозможных способах стилизации, стоит рассмотреть термин «стиль».
Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Широко поле функционирования стиля.
Стиль -- фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства .
29. Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга. 1
30.Русская живопись 1-й пол. XIX в. Кипренский, Тропинин, 1 Щедрин, Венецианов.
31. Расцвет русского искусства в творчестве Брюллова, Иванова, 1 Федотова.
32. Русское искусство 2-й пол. XIX в. Передвижники. Третьяков, 1 Крамской.
33. Творчество И. Репина, В. Сурикова. 1
34. Русский пейзаж в творчестве Саврасова, Левитана, Шишкина, 1 Куинджи и др.
35. Итоговое занятие по мировой истории искусства. 1
ИТОГО: 35 часов
IV. Содержание программы
1. Первобытное искусство. Памятники искусства, найденные в Испании, Франции, других стран, на территории России. Особенность первобытного реализма. Первобытная архитектура: погребальные и культовые постройки, дольмены, менгиры, краммхи. Рисунок: зарисовки животных по памяти (карандаш, фломастеры).
2. Искусство Древнего Египта. Особенности культуры древнеегипетского общества. Монументальность в искусстве: пирамиды в Гизе. Скульптура и ее связь с заупокойным культом и магическими представлениями – портретные статуи Хефрена, Каи, Рахотепа и Нофрет, Эхнатона, Нефертити. Храмовое строительство. Рисунок: композиция на тему «Египетские мотивы» (художественные материалы по выбору).
3. Античное искусство. Культура Древней Греции. Крито-микенское искусство. Связь греческой мифологии с изобразительным искусством. Вазопись. Сложение ордерной системы в архитектуре высокая классика. Акрополь в Афинах. Творчество Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор»). Поздняя классика. Творчество Скопаса («Менада») и Праксителя («Гермес с Дионисом»). Практическая работа: композиция на тему «Античные мотивы» (художественные материалы по выбору).
4. Античное искусство. Искусство Древнего Рима. Переработка греческого мастерства. Грандиозные масштабы и триумфальный характер римской архитектуры – строительство императорских форумов, триумфальных арок, общественных сооружений. Колизей, Пантеон. Расцвет реалистичной скульптуры человека. Практическая работа: рисование триумфальных арок в честь победителей (карандаш, фломастеры).
5. Искусство Древней Индии. Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Сложение индийской мифологии и связь ее с архитектурой и изобразительным искусством. Культы Брахмы, Вишну, и Шивы. Культовые здания буддизма. Пещерные храмы в Аджанте, их скульптурное и живописное оформление. Практическая работа: рисунок «Индийские мотивы» (акварель).
6. Искусство Китая. Буддизм и влияние его на искусство Китая. Расписная керамика. Бронзовые и культовые сосуды. Пагоды и монастыри. Живопись. Каменные скульптуры людей и животных, их стилизованный характер. Практическая работа: пейзаж «горы - воды» в китайском стиле (графика: тушь, перо).
7. Искусство Японии. Погребальные комплексы – кофуны. Буддизм в Японии. Строительство дворцов, пагод, храмов и монастырей. Статуи Будды. Развитие и взаимодействие декоративно-прикладного искусства, поэзии, музыки. Сады камней (монастырь Реандзи). Развитие гравюры. Творчество Утамаро, Хокусай, Хиросигу. Практическая работа: композиция «Японские мотивы» (художественные материалы по выбору).
8. Искусство стран Арабского Халифата. Мусульманство, его влияние на развитие искусства Ближнего и Среднего Востока. Книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство. Архитектура. Практическая работа: аппликация на тему: «Ковер в восточном стиле».
9. Искусство Византии, стран Восточной Европы и Закавказья. Архитектура. Храм святой Софии в Константинополе. Развитие монументальной живописи: мозаики в Никее, Равенне. Византийская икона, ее эстетические особенности: «Владимирская богоматерь». Выдающиеся памятники художественной культуры Закавказья – Ахтамар, Звартноц, Рипсимэ; армянские миниатюры, грузинские фрески, металлопластика. Крупнейшие памятники искусства средневековья в Болгарии. Практическая работа: по выбору – эскиз крестово-купольной церкви или изображение иконы по определенным канонам.
10. Искусство Западной Европы в средние века. Романика. Готика. Искусство эпохи развитого феодализма. Романская архитектура. Ведущая роль Франции: Сен-Сернен в Тулузе, Нотр-дам-ла-Гранд в Пуатье. Немецкая архитектура: собор в Вормсе. Готика. Рост городов. Ведущая роль архитектуры. Основные принципы готической каркасной конструкции и ее основные элементы. Роль скульптуры в декоре храмов. Появление витража. Важнейшие памятники готической архитектуры: Реймский собор, Амьенский собор, собор Парижской богоматери (Франция). Практическая работа: конструирование и оформление собора в Готическом стиле (бумажная пластика, аппликация, роспись).
11. Искусство эпохи Возрождения в Италии. Возрождение античных традиций. Общая характеристика культуры и искусства. Гуманизм и его место в культуре Возрождения. Джотто, Ф. Брунеллески, С. Боттичелли. Титаны Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Их гениальные творения. Практическая работа: автопортрет в стиле Возрождения.
12. Северное Возрождение. Нидерланды. Своеобразие нидерландского Возрождения. Творчество Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Иеронима Босха. Выдающиеся творения Питера Брейгеля Старшего. Практическая работа: иллюстрирование известных русских пословиц.
13. Немецкое Возрождение. Творчество великого мастера А. Дюрера – живописца, рисовальщика, гравера. Известные полотна Л. Кранаха, Г. Гольбейна. Практическая работа: ответы в графической манере на вопросы «Что было бы» (фломастеры).
14. Французское Возрождение XV-XVI вв. Особенности. Живопись. Миниатюры. Светский, жизнерадостный характер. Школа Фонтенбло. Лувр. Скульптура Жана Тужона. Практическая работа: проект парка; ландшафтный дизайн.
15. Западноевропейское искусство XVII в. Краткая характеристика «Золотого века» живописи. Фламандия – центр европейского барокко и реализма. Человек и природа в творчестве П.П. Рубенса. А. Ван Дейк. Практическая работа: рисование натюрморта с натуры (графика).
16. Голландская живопись XVII в. Своеобразие – обращение к современной действительности. Расцвет портрета, бытового жанра, натюрморта. Мастер портрета – Ф. Хальс. Мастера бытового жанра – Ян Вермер Дельфтский. Шедевры величайшего художника в истории мирового искусства Рембрандта Харменса ван Рейна. Практическая работа: продолжение работы над натюрмортом (живопись).
17. Испанская живопись XVII-XVIII вв. Особенность испанской художественной культуры XVII в. Творчество Эль Греко. Выдающийся мастер – реалист Д. Веласкес, его шедевры. Новаторский и бунтарский характер творчества Ф. Гойи. Практическая работа: рисунок на сатирическую тему.
18. Основные тенденции развития западноевропейского искусства XVIII в. Декоративная живопись позднего барокко. Искусство Дж. Б. Тьеполо. Лирически-камерное направление в творчестве А. Ватто. Ф. Буше и живопись рококо. Особенности творчества О. Фрагонара. Поэтизация повседневной жизни в творчестве Ж.Б.С. Шардена. Практическая работа: сюжетная композиция по мотивам старинной жизни (графика).
19. Английская живопись XVII – XVIII в. Развитие бытового жанра: творчество У. Хогарта. Английская школа романтического портрета – творчество Дж. Рейнолдса и Т. Гейнсборо. Практическая работа: выполнение предыдущей композиции в цвете (акварель, гуашь).
20. Основные направления западноевропейского искусства конца XVIII – середины XIX в. Творчество Ж.Л. Давида – создателя портретов, исторических картин на современные события. Творчество портретиста и рисовальщика Энгра. Крупнейшие мастера французского романтизма – Т. Жерико и Э. Делакруа. Практическая работа: рисунок в романтическом стиле «Моя мечта».
21. Реализм в искусстве середины XIX в. О. Домье – основоположник критического реализма во Франции. Г. Курбе – глава реалистического направления во Франции. Мир крестьян в искусстве Милле. Творчество К. Коро – создателя пейзажа настроения. Т. Руссо и барбизонцы. Практическая работа: зарисовки деревьев с натуры (пейзаж из окна школы).
22. Импрессионизм. История возникновения, эстетические взгляды, живописная система импрессионистов. Творчество Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега. Практическая работа: этюд в стиле импрессионизма: «пейзаж - настроение».
23. Постимпрессионизм. Переходный этап между искусством XIX и начала XX века. Творчество крупнейших постимпрессионистов – П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога. Практическая работа: композиция «Остров моей мечты» (любой художественный материал).
24. Основные тенденции развития зарубежного искусства XX в. XX век как новая эпоха в развитии искусства. Зарождение в искусстве начала века направлений, выдвигающих на первый план принцип самовыражения и свободы творчества. Творчество А. Матисса. Особое место Пабло Пикассо, Р. Гуттузо в искусстве XX в. Практическая работа: эскизы плакатов на политические темы.
25. Искусство Древней Руси. Иконопись: А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий. Русское зодчество. Архитектура Владимира и Суздаля, церковь Покрова на Нерли. Ансамбль Московского кремля. Церковь Вознесения в Коломенском. Храм Василия Блаженного. Практическая работа: рисунок на тему «Русская старина».
26. Русское искусство 1-й пол. XVIII в. Развитие искусства портрета в творчестве И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П. Аргунова. Практическая работа: портрет близкого человека (художественный материал по выбору).
27. Русская живопись 2-й пол. XVIII в. Идеи просветительства в России. Новое идейное содержание русского искусства. Особенности русского классицизма, проявление его в живописи, скульптуре и архитектуре. Деятельность Петербургской академии художеств. Расцвет русской портретной живописи – Р.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Практическая работа: наброски фигуры человека с натуры (графика).
28. Русская скульптура 2-й пол. XVIII в. Творчество Ф.И. Шубина. Развитие монументальной скульптуры. Творчество Э.М. Фальконе в России. Практическая работа: лепка из пластилина фигуры человека (бюст выдающегося деятеля русской истории или культуры).
29. Русская архитектура XVIII в. Деятельность А.Ф. Кокоринова, Ж.Б.М. Валлен-Деламота, А. Ринальди, Ю.М. Фельтена. Постройки В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старкова, Ч. Камерона, Д. Кваренги. Практическая работа: зарисовки архитектурных сооружений в классическом стиле (графика).
30. Русская живопись 1-й пол. XIX в. Романтизм в творчестве О.А. Кипренского, интимный портрет москвичей В.А. Тропинина, пейзажи С.Ф. Щедрина, реализм и народность в творчестве А.Г. Венецианова. Практическая работа: рисование портрета в традиционном русском костюме.
31. Расцвет русской живописи. Значение творчества К.П. Брюллова для русской живописи; его шедевр «Последний день Помпеи». А.А. Иванов и его «Явление Христа народу». Критическая и сатирическая направленность сюжетных картин П.А. Федотова. Практическая работа: иллюстрирование произведений русских писателей (эскиз в карандаше).