Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа
XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.
Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Псковский государственный педагогический университет
им. С. М. Кирова
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории и регионоведения
Курсовая работа
Мировые войны XX века в изобразительном искусстве
Студентки 4 курса
исторического факультета
Кочетковой И.В.
Научный руководитель:
к.и.н., доцент кафедры
всеобщей истории и регионоведения
Хришкевич Т.Г.
Псков, 2011
Оглавление
Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение
Введение
XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.
К сожалению, вопросы, связанные с развитием изобразительного искусства в период мировых войн долгое время оставались мало изученными. В большем объеме изучена деятельность и работы художников антифашистской направленности. В первую очередь этот вопрос освещает работа С.Д.Комарова «Искусство, которое не покорилось. Немецкие художники в период фашизма», вышедшая в свет в 1972 году. Эта книга является сборником, достаточно сложным по своему составу, поскольку в ней представлены не работы одного автора по разным проблемам или нескольких авторов по одному вопросу, а материалы, относящиеся к одному историческому периоду 1933-1945 гг.
Факты и события в книги рассматриваются в различных аспектах – политическом, искусствоведческом, моральном. Конечно, этим различным сторонам проблемы уделено не одинаковое внимание. В одних работах, опубликованных в сборнике, больше пишется о гражданской, антифашистской позиции художников, в других подробнее сообщается о творческой эволюции, разбираются их произведения. Так же в сборнике представлены документы: письма, дневниковые записи, официальные заявления, опубликованные и неопубликованные в то время статьи, официальные заявления, высказывания деятелей искусства, показывающие условия жизни и духовную атмосферу того времени.
Еще один коллективный труд, посвященный деятельности художников антифашистской направленности на оккупированных территориях - «Искусство центральной и юго-восточной Европы в борьбе с фашизмом (1939-1945)». В книге представлены статьи, посвященные творчеству чешских, румынских, польских, болгарских, югославских художников, таких авторов как З.С. Пышновская, Л.С. Алешина, Л.И. Тананаева, Э.А. Гольдзамт и другие.
Обобщающая теоретическая работа, посвященная развитию искусства в период фашизма, принадлежит Михаилу Лифшицу. В книге «Искусство и современный мир» (1978). В ней отражены общие вопросы развития различных художественных направлений и искусства в целом под влиянием господствующей идеологии.
Работы официальных художников профашистских режимов долгое время не пользовались популярностью у исследователей. Преимущественно этой теме были посвящены отдельные главы в общих трудах по истории Германии. Например: Г.Л. Розанов «Германия под властью фашизма (1933-1939)», А.Ю. Ватлин «Германия в XX веке».
Сегодня, на волне популярности истории Третьего рейха, стали появляться отдельные работы посвященные культуре Германии этого периода. Таковы работы О.Ю. Пленкова «Третий рейх. Арийская культура» (2005) и А. Васильченко «Арийский реализм. Изобразительное искусство в Третьем рейхе» (2009).
При написании работы мы так же обращались к обобщающим трудам по истории искусства, таким как Ю.Б. Борев «Художественная культура XX века», «Модернизм. Анализ и критика основных направлений», Т.В.Ильина «История искусств. Западноевропейское искусство», Е. Н. Грицак «Импрессионизм: Мастера, предшественники, последователи», Рой Болтон «Живопись. От первобытного искусства до XXI века».
Основным источником информации для данной работы послужили непосредственно работы европейских художников первой половины XX века, посвященные событиям мировых войн. Также в своей работе мы использовали такой вид художественного отражения действительности как агитационный плакат.
Все работы художников, отразивших события мировых войн, а так же социальных потрясений их сопровождавших условно можно разделить на 3 большие группы.
К первой группе относятся картины художников сопротивления, имеющие антивоенную направленность и отражающие в себе все бедствия и ужасы войны, а так же ее тяжелые последствия для социальной и экономической сфер. В этой группе можно выделить 3 направления по темам:
картины, изображающие жизнь в тылу и мирное население
картины, изображающие непосредственно театр военных действий
Вторая группа – это картины, написанные официальными художниками, поддерживающими позицию правительственной верхушки, государств -участников войн. В ней так же выделяются 2 направления:
изобразительное искусство официальной пропаганды
работы художников, посвященные военным действиям, но рассматривающие их как закономерную и необходимую политику государства.
В отдельную группу выделяются плакаты, в которых присутствуют два основных течения: плакаты официальной пропаганды и пропаганды антивоенной направленности. Независимо от того какое течение представляет плакат его основной задачей является объединение народа, его мобилизация и информирование. Таким образом, плакаты являются важным источником для изучения образа вождей, событий на фронте и в тылу.
Ценность изобразительных источников заключается в том, что их анализ позволяет нам дать комплексную оценку восприятия войны населением, выявить отношение к войне с позиций различных социальных групп в данный хронологический период. К тому же именно изобразительные источники являются результатом личностных переживаний непосредственных участников событий или их свидетелей, что позволяет понять общую психологическую и эмоциональную атмосферу войны. События войн и фашизации Западной Европы нашли отражение в творчестве большого количества художников, расцвет чей творческой деятельности пришелся на первую половину XX века.
В их работах отразилось и предчувствие приближающейся катастрофы, и отчаяние от безрезультатных попыток предотвратить трагедию. Еще до начала Первой мировой войны, в самом конце XIX века, во всеуслышание о том, что путь по которому идет развитие истории не оставляет шанса на сохранение личности человека, заявил норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк в своей картине «Крик». На ней изображена фигура человека, оказавшегося в плену чуждого ему враждебного, огромного мира, где его чувства и эмоции совершенно никому не нужны. В трагической гримасе лица слабого человека виден всепоглощающий страх. Страх перед будущим, страх за свою судьбу. Но на этот крик – крик души обыкновенного человека никто не обратил внимания и разрушительная война началась. Но Первая мировая война не только не стала уроком на будущее, она породила новую войну еще более ужасную. Пацифистски настроенные массы, авангардом которых шли художники понимали что процесс фашизации Европы приведет к новой войне, пытались своими работами приостановить его. У многих художников в работах появляются аллегорические образы войны, смерти, разрушений. Например таким образом становится бык (Минотавр) в творчестве Пабло Пикассо. Художник создает целый ряд работ с этим персонажем («Минотавромахия», 1935), при этом миф о Минотавре Пикассо трактует по-своему. Для художника бык, Минотавр - это разрушительные силы, война и смерть. Апогеем развития данной темы стала знаменитая работа Пикассо «Герника» (1937). Картина явилась реакцией художника на известие о бомбардировке города Герники, исторической столицы басков на севере Испании, совершенной немецкой и итальянской авиаций 26 апреля 1937 г., в разгар гражданской войны. Уничтожение Герники явилось демонстрацией военной мощи нацистов против беззащитного населения. Чтобы выразить свой протест, Пикассо обращается к искусству. Темпы создания картины кажутся невероятными. Да и размеры этого полотна просто колоссальны: 3,5 метра в высоту и около 8 метров в ширину. И написал его Пикассо менее чем за месяц.
Сделав множество эскизов и этюдов, художник показал собственное видение события, о котором в то время говорили все. Подробный анализ сюжета и трактовки образов картины содержится в тексте, здесь же следует отметить, что художнику удалось создать одну из лучших антивоенных работ ХХ века. Эта работа явилась выражением отношения к трагедии Герники всех прогрессивно мыслящих людей Европы. Но самое главное – гению Пикассо удалось выразить весь ужас современных войн, которые при помощи оружия массового поражения стали еще более бесчеловечными.
Наше исследование не ограничивается использованием только изобразительных источников. Глубже понять их нам помогают мемуары, дневники, письма художников и воспоминания их современников. Среди таких воспоминаний следует выделить мемуары Валентины Нагель (1904-1983), жены и друга замечательного немецкого художника Отто Нагеля, которые представляют особый интерес для нашего исследования [Нагель В. «Рядом с Отто Нагелем: Воспоминания»]. Также интересным источниками являются дневниковые записи художницы Кете Кольвиц, которые она делала на протяжении всей жизни; переписка Ханса и Леи Грундиг, супружеской пары посвятившей свое творчество борьбе с фашизмом.
Данная тема является актуальной не только в силу недостаточной ее изученности, но и потому, что тема войны как трагедии для любого народа всегда остается злободневной.
Исследование было апробировано на студенческой научной конференции ПГПУ 2011 г. в секции «Новейшая история стран Европы и Америки» и заняло 1 место.
Глава 1.
Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Искусство является одной из форм общественного сознания, составной частью духовной культуры человечества, специфическим родом практически-духовного освоения мира. Искусство в начале XX века переживает свой самый яркий, но одновременно сложный и противоречивый период. Это связано в первую очередь с историческими реалиями этого времени. Ни один век до этого времени не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, ошеломляющего по своим темпам научно-технического прогресса, широко развернувшегося по всей Европе национально-освободительного движения. Искусство стало приобретать глобальный характер, оно стало общим для разных стран и народов.
Искусство как явление представляет собой художественный процесс, в котором преломляются изменения реальности. Художественный процесс формирует взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыслительный материал) факторов. Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающий его – художественное направление. Возникновение новых направлений искусства происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок и традиций изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов. Каждое новое художественное направление стремится создать опору человеку в его стремлении к идеалу, который исторически изменчив, социально дифференцирован и эстетически определен.
Направление является коренной категорией теории и истории художественного процесса. Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества, и через программные теоретические манифесты, провозглашающие эти принципы. Направление воплощает в себе типологические общности, объединяющие многообразные художественные произведения.
В направлении выказывают себя мировоззренческо-эстетические особенности художественного процесса. Таким образом, направление представляет собой концепцию мира и личности, устойчивую для мира художников, деятельность которых протекает в рамках целого исторического периода. В художественном направлении выделяют более частные единицы, такие как школы и течения. Школа является обозначением художественного направления, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав, имеющее свою теоретическую платформу. Варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей направлению представлены в искусстве течениями.
В развитии искусства XX века выделяют два основных русла: реалистическое и авангардистское. В каждом из них возникают свои направления и существуют свои особенности, но именно они определили ситуацию в искусстве XX века. Авангардизм и реализм существовали в борьбе и взаимоотрицании. Они воссоздают разные стороны действительности эпохи и ее разные связи. Реализм ориентирован на устойчивые ценности человеческой жизни и культуры, он исходит из того что человеческая личность способна выстоять в реалиях истории. Авангардизм ориентирован на осмысление катастрофичности эпохи и отражает кризис сознания. Реализм в искусстве — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная в искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.
Реализм — то направление в искусстве, в котором природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена, реализм исключает подход к искусству как к свободной "творческой" игре и предполагает признание реальности и познаваемости мир: такое определение дает литературная энциклопедия[1]. В толковом словаре русского языка Ушакова[2] реализм в искусстве и литературе определяется как направление, ставящее себе целью точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.
Ведущие принципы реализма XX века: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации — конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей. Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска). Для реализма также характерен преобладающий интерес к проблеме «личность и общество», особенно к неизбежному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания.
Информация о работе Мировые войны XX века в изобразительном искусстве