Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа
XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.
Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение
Ярким примером профашистского изобразительного искусства могут служить работы австрийского художника Ганса Лиски (1907 – 1983).
С 1939 года служил в роте пропаганды и публиковался в пронемецком журнале «Сигнал». Его картины чаще всего изображали превосходство и силу арийской расы, непоколебимость боевого духа солдат, мощь технического оснащения армии. Это не черно-белые наброски на клочках бумаги лиц людей, обреченных на смерть в лагерях. Это яркие краски, улыбающиеся солдаты на фоне природы, мощные блестящие корпуса самолетов и танков. («Движение войск по трассе», «Возращение с задания на «Крите», «Танковая атака», «Воздушный Ас»). Одна из картин Г.Лиски носит название «Радужный штурмовик» (1942) (см. приложение 21). Само сочетание этих слов, казалось бы, невозможным, но автор изображает на фоне голубого неба идеальную круглую радугу, которую может видеть только авиатор, и рядом с ней немецкий штурмовик, летящий на задание.
Подобные картины были призваны утвердить в сознании людей мысль о том, что война не является чем-то ужасным, она в полнее правомерна – должны остаться лучшие из лучших, а для достижения цели все средства хороши. По мере возрастания количества военных неудач немецкой армии и ее союзников, картины становятся все более ориентированными на показное превосходство духа солдат, их неумолимости и непреклонности в достижении своей цели, идеализации образа солдата в общем. («Боеприпасы в последний момент», «Десант», «Бронепоезд»).
Таким образом, официальное немецкое искусство являлось непосредственным отражением общей идеологии, и направлено было на решение вопросов поддержания образа могущественной и всесильной Германии. Оно стало средством манипулирования сознанием людей. Искусство бралось под контроль государства. Художники, которым претила официальная идеология, преследовались, многие остались без средств к существованию и вынуждены были покинуть пределы страны. Художники же перешедшие на сторону, поддерживающую фашистский режим, стали выполнять государственный заказ. Их работы выставлялись как пример для подражания. Ведь грядущему величию Германии должно соответствовать все от архитектуры до изобразительного искусства, основной целью которого стало прославление превосходства нового государства и увековечение в истории вождей.
Глава 4.
Вторая мировая война в плакатном жанре
Приход к власти Адольфа Гитлера ознаменовал собой поворот в развитии искусства. Особое значение он придавал политической и идеологической пропаганде, целью которой было формирование у широких масс населения нового сознания и отношения к существующему положению дел. Искусство стало одной из основных форм пропаганды. С одной стороны это была официальная национал социалистическая пропаганда с другой подпольная деятельность художников-антифашистов. Как в официальных плакатах и листовках, так и в запрещенных нашли свое отражение сначала предчувствия неизбежной трагедии для народа, а затем реалии начавшейся войны.
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
Организация и основные принципы национал-социалистической пропаганды начали складываться в 1920-е гг., одновременно с возникновением и становлением Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Основные задачи и принципы национал-социалистической пропаганды, изложены А. Гитлером в книге «Моя борьба». Он пишет, что «первейшая задача пропаганды — завоевать симпатии тех людей, из числа которых впоследствии составится организация. Первейшая задача организации завоевать тех людей, которые пригодны для дальнейшего ведения пропаганды. Вторая задача пропаганды подорвать веру в существующий порядок вещей и пропитать людей верой в новое учение. Вторая задача организации — борьба за власть, чтобы таким путем обеспечить окончательный успех данного учения»[14]. Таким образом, А. Гитлер пришел к выводу, что для эффективного воздействия на массы необходимо создать специальный орган «тотальной пропаганды», все «искусство» которой должно заключаться в том, чтобы «заставить массу поверить» национал-социализму.
Вскоре после прихода нацистов к власти в Германии такой орган был создан - министерство пропаганды и народного просвещения, которое возглавил руководитель управления пропаганды НСДАП Й. Геббельс. Министерство объединило существующие пропагандистские организации рейха, став фактическим монополистом в сфере пропаганды. В соответствие с правительственным декретом от 30 июня 1933 г., в ведение министерства передавались общая политическая пропаганда, высшая политическая школа, государственные празднества, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр, кино, моральное состояние общества.
Министерство пропаганды и народного просвещения не имело аналогов в мировой истории, в нем были собраны самые лучшие и компетентные кадры. Принципы, сформулированные Й. Геббельсом: простота, размах, концентрация, реализовывались в ежедневной работе средств массовой информации. Специфической чертой тоталитарной пропаганды является то, что она не просто манипулирует общественным мнением – она его создает, превращаясь в «центральный инструмент социального контроля». Длительное время продолжалась борьба между Й. Геббельсом и вермахтом за руководство военной пропагандой. За 10 лет существования министерство получило из бюджета 1,3 млрд. марок.
Искусство превратилось в часть пропагандистской машины. Геббельс был назначен куратором «Имперской палаты деятелей культуры» созданной 15 ноября 1933 г. В рамках этой структуры государство гарантировало художникам материальное благополучие в обмен на выполнение политического заказа. Художники, активно выступавшие против фашизма, подверглись преследованиям.
В официальном плакатном искусстве активно разрабатывалась тема человека «высшей расы». Повсюду были расклеены и развешены плакаты, изображающие сильных, бесстрашных воинов и физически идеальных женщин, окруженных несколькими детьми. Чаще всего мужчины на плакатах изображались в касках и военной форме или, по крайней мере, на их руке была повязка с изображением свастики. Фоном таким плакатам часто служил красный флаг со свастикой. Например, плакат середины 1930-х г «Через желание обороняться к сильной обороне» изображает немецкого солдата, который с решительностью во взгляде и оружием в руках не только ведет наблюдение со своей позиции, но и в любой момент готов пойти в бой.
Множество плакатов изображали самого Гитлера. Его строгие, без лишних деталей портреты чаще всего на темном фоне сопровождались краткими, но емкими текстами: «Верность фюреру», «Германия свободна!», «Один народ. Один рейх. Один фюрер», «Гитлер - это победа!». Множество плакатов готовили к референдумам. Они призывали народ проголосовать и выразить поддержку А. Гитлеру: «Шах мировым поджигателям войны. Каждый голос за фюрера!», «Немецкие расходы на строительство возросли с 10.9 млрд. марок в 1932 г. до 14.5 в 1935 году. Вот что сделал Адольф Гитлер для немецких мастеров. Все классы выбирают 9 марта свободу, мир и созидание», «Ни один немец не должен мерзнуть. 11,5 млн. куб. м угля обеспечено Зимней Помощью. Это объем 4-х пирамид Хеопса. Это одно из завоеваний Фюрера. Отдай ему свой голос».
Отдельной статьей шли плакаты призывавшие создать новую свободную Германию. Целью таких плакатов ускорить темпы экономического развития, улучшить демографическую ситуацию, укоренить в сознании людей, что они должны пожертвовать всем во благо своей родины. Другими словами эти плакаты подготавливали общество и экономику страны к будущей войне. Очень показателен плакат середины 1930-х. «Гитлер строит. Помоги ему. Покупай немецкие товары». На нем изображен мускулистый рабочий, поднимающий еще один новый кирпич для постройки стены, на фоне нацистского флага. Улыбающиеся дети и женщины с плакатов призывали сдавать старую одежду и обувь, макулатуру.
Особое значение приобрели плакаты, выходившие в период второй мировой войны. Солдаты изображенные на плакатах не вызывали сомнения в том что победа будет за Германией. Война изображалась в виде победного шествия немецких солдат без трудностей и потерь. Слоганы имели пропагандистскую направленность «Победа с нашими знаменами!», «Непоколебимая, решительная борьба определяет победу!».
Можно проследить, как менялось содержание плакатов от начального периода войны до ее конца. В начале военных действий, когда успех был на стороне немецкой армии, на плакатах часто изображался сам Гитлер в окружении солдат, мощных и непобедимых. К 1942 году, когда военные действия в противовес планам немецкого военного руководства затянулись, выпускалось множество плакатов посвященных работникам тыла, которые обеспечивали армию всем необходимым. Рабочие всегда изображались с солдатами или на их фоне. Главная идея таких плакатов дружба и взаимодействие ради общей победы рабочих и солдат выражалась в следующих лозунгах: «Производите оружие для фронта», «Так мы сражаемся. Работай и ты для победы», «Рабочий товарищ! Ты сражаешься вместе с нами. Продолжай трудиться!», «Ты - это фронт!».
К концу войны, когда надежды на победу с каждым днем становились все меньше плакаты стали приобретать иное содержание. Большинство из этих плакатов были созданы Хансом Швайцером (1901-1980). Он был одним из ведущих художников Геббельса, работал под псевдонимом Мьольнир. Знамениты его плакаты такие как: «Матери! Сражайтесь за ваших детей!», «Враг видит твой свет. Затемняйся!», «Победа или большевизм!».
Особенно показателен его плакат «За свободу и жизнь», призывающий вступать в отряды Фольксштурма. В эти отряды призывались слишком молодые или слишком старые граждане Германии, негодные к регулярной военной службе. Это был последний резерв немецкой армии.
Таким образом, агитационный плакат становится основным средством идеологического воздействия на массы в фашистской Германии. В нем отражаются практически все стороны жизни населения Германии в предвоенные и военные годы. Плакаты являются источником для изучения как внутренней, так и внешней политики фашистской власти. Плакаты в фашистской германии стали своеобразным пособием по тому, как нужно вести «идеальную» жизнь. Соответственно в них отразился и общий настрой общества.
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
В противовес официальной пропаганде в Германии существовало широкое движение художников – антифашистов, пытавшихся разоблачить показное благополучие, активно насаждавшееся официальными органами пропаганды. Их работы отражали другую сторону политики пришедшего к власти Гитлера и показывали войну с тех позиций, с которых она представлялась простому народу.
Одним из ярких представителей антифашистской пропаганды был Джон Хартфилд (1891 — 1968). Настоящая его фамилия Херцфельде. В 1916 году, в знак протеста против разгоревшегося в Германии во время первой мировой войны шовинизма, он переделал свое немецкое имя на английский лад.
Политическая сатира стала главной областью деятельности Джона Хартфилда. Еще в начале 1920-х годов им стали создаваться первые «фотограммы» — композиции на фотобумаге, сделанные без помощи фотоаппарата. Хартфилд стал использовать приемы новой фототехники, составляя свои композиции из изображений различных лиц и предметов.
Он первым начинает применять фотомонтаж как средство создания плакатов, и это было важным шагом в развитии искусства плаката. Плакаты для Хартфилда являются возможностью публицистического обличения современной ему действительности. В 1933 году он был вынужден эмигрировать, уехал в Чехословакию. Именно в эмиграции он создает свои самые яркие работы обличающие фашизм. В 1934 году был создан монтаж «Немецкая весна», в котором Хартфилд показал совместную игру старых и новых фюреров, приведшую к захвату власти нацистами. Из гусеницы – Эберта получается куколка – Гинденбург, из которой в свою очередь получается коричнева бабочка – мертвая голва Гитлера.
Плодотворным для творчества Хартфилда был 1937 год. В это время им были созданы плакаты: «Смерть полипу войны», «Миролюбивый хищник», «Сев смерти».
«Вот благо, которое они приносят» — плакат 1938 года, изображающий огромную руку скелета, пальцы которой прочерчены в небе самолетами-бомбардировщиками. Под ними развалины и тела погибших. Символика, которую использует художник в этом и в других плакатах, ясна: она идет и от традиционных образов зла, смерти, насилия, и от изображения реальных фактов и событий. В эмиграции Хартфилд создал много плакатов, в которых высмеивал и осуждал гитлеровский режим, самого фюрера и его приспешников.
Его сатирические листы довольно быстро становились, известны в Германии. Например, монтаж «Кровь и железо»— четыре кровавых топора, связанных в свастику, обрел известность в рейхе. Этот монтаж был выцарапан на каменных стенах и воспроизведен в листовках. Впервые в истории плакатного изобразительного искусства Хартфилдом были введены образы больших, глубоких идей — памяти о погибших, предостережения перед опасностью войны. Один из его плакатов называется «Свобода борется в наших рядах». Он изображает женщину с трехцветным знаменем и мальчишку-гамена со знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», посвященной французской революции 1830 года. Рядом с героями картины — современные художнику борцы против фашизма.
Многие художники, которые создавали рисунки для нелегальных листовок и плакатов остались неизвестными. Например, неизвестным остался автор создавший фотомонтаж «Да здравствует топор!» (см. приложение ) на листовке в виде открытки: Гитлер стоит перед чурбаном для колки дров. Вместо головы из униформы растет топор палача. Острие топора принимает знакомые очертания профиля Гитлера.
Художники, независимо от того какую идею они поддерживали, официальную позицию властей либо антифашистское течение, в любом случае через плакаты выражали свое видение и трактовку происходящего вокруг. При этом занимаемые различными группами людей позиции могли быть совершенно противоположными по своему содержанию и направленности. Плакаты времени тотальной пропаганды отражают все аспекты жизни: политические, экономические, социальные. Посредствам плаката официальная идеология пыталась воздействовать на народные массы. Но в своем арсенале использовали плакат и силы антифашистской направленности. Таким образом, в изобразительном искусстве, в частности через плакаты и листовки, отразилась не только внутренняя и внешняя официальная политика, но и реакция на нее общественности.
Информация о работе Мировые войны XX века в изобразительном искусстве