Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа
XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.
Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение
Заключение
XX век, принесший с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве, навсегда останется в сознании большинства людей, как век самых страшных войн. В изобразительном искусстве как в зеркале отразилась сначала, Первая мировая война и ее последствия, а затем и вторая. Все это время воздух Европы был насыщен тревогой. Через изобразительное искусство мы можем получить достаточно полную картину того, что происходило в сознании людей того времени, их отношение к происходящему как во внешней политике так и внутренней, направленной на удовлетворение военных нужд.
Работы художников являются одним из источников в изучении войны, как потрясения для всех ее участников, будь то солдаты на передовой или жители тыла, обеспечивавшие армию всем необходимым. Завершенные картины и наброски углем на бумаге узников концентрационных лагерей, официальные пропагандистские плакаты и рисунки на подпольно изготовлявшихся листовках, выполненные в цвете портреты военного руководства и черно-белые листы с изображением отчаявшихся матерей с голодными детьми – все это наглядные свидетельства войны, отражающие различные ее аспекты и проявления. Но вместе они дают нам целостную картину происходящего.
Вся Европа в этот период фактически разделилась на 2 лагеря: сторонников и противников войны. Это очень отчетливо прослеживается в изобразительном искусстве, поскольку художники и той и другой стороны создавали свои произведения, в первую очередь исходя из своих собственных представлений, убеждений и ценностей. Художники антивоенной направленности своими работами пытались показать всю нелепость смерти неоправданной ничем кроме чьего-то желания, выражали свой личный протест, они становились трансляторами общественного мнения. Творчество художников этого периода можно назвать пацифистским по своей направленности, несмотря на то, что непосредственно на картинах изображались, по истине, ужасающие сцены войны. Художники, поддерживающие правящие круги выполняли своеобразный государственный заказ на помощь в оправдании войны как таковой и укрепления в массах новой идеологии.
Именно в начале XX века были осознаны возможности влияния на людей по средствам искусства в частности и изобразительного. Неслучайно широкое распространение во время мировых войн получает плакат как средство агитации и пропаганды определенных идей среди населения. Яркий, броский, лаконичный, запоминающийся он становится приметой нового, преобразующегося мира. Поэтому плакат является важным источником для изучения внутренней и внешней политики государства в период мировых войн. Он дает общее представление о том, как воспринимали действительность люди, на которых была направлена пропагандистская сила плакатов; как относились друг к другу противоборствующие страны.
Изобразительное искусство выступает проводником между реальностью и миром чувств. Поэтому оно имеет огромные возможности для художественного переосмысления происходящих вокруг событий. В картинах художники выражали свои чувства по отношении к происходящему, свидетелями и участниками чего они были. Их работы - это голос тысяч людей переживавших те же эмоции, но не способных сделать их осязаемыми.
Список источников и литературы
Источники
1. Айнбек В. «Рейхсминистр Рудольф Гесс»[электронный ресурс]// сайт Живопись Третьего рейха.- режим доступа: http://nazi-art.ru/main.html
2. Хофман Э. Цикл «Воздушное нападение на Англию» /Комаров С.Д. Искусство, которое не покорилось. Немецкие художники в период фашизма. - М.: Искусство, 1972. – 343 с.
3. Хофман Э. Цикл «Партизаны»/ Комаров С.Д. Искусство, которое не покорилось. Немецкие художники в период фашизма. - М.: Искусство, 1972. – 343 с.
4. Кокошка О. «Наши святыни. За что мы боремся?»/Комаров С.Д. Искусство, которое не покорилось. Немецкие художники в период фашизма. - М.: Искусство, 1972. – 343 с.
Литература
1. Болтон Р. Живопись. От первобытного искусства до XXI века. -М.: Эксмо , 2006. -318 с.
2. Борев Б. Художественная культура XX века. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 495 с.
3. Ватлин А. Ю. Германия в ХХ веке. - М.: РОССПЭН , 2002. -332 с.
4. Воропаев С. Энциклопедия третьего рейха. – М.: Локид-миф,1996 . – 592с.
5. Гогун А. Черный PR Адольфа Гитлера. СССР в зеркале нацистской пропаганды. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.
6. Грицак Е. Н. Импрессионизм: Мастера, предшественники, последователи:энциклопедия. -М.: ЭКСМО , 2003. -221 с.
7. Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь. – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 382с.
8. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство.—М.: Высшая школа, 2000.— 368 с.
9. Искусство центральной и юго-восточной Европы в борьбе с фашизмом (1939-1945). /Под ред. Н.М. Вагапова, В.Г. Клюева. - М.: Наука, 1986. – 271с.
10. История Германии. Т.3 Документы и материалы. - М.: 2008, С-400
11. Комарова И.И. Художники: краткий биографический словарь. - М.: РИПОЛ КЛАССИК , 2003. -510 с.
12. Комаров С.Д. Искусство, которое не покорилось. Немецкие художники в период фашизма. - М.: Искусство, 1972. – 343 с.
13. Лифшиц М. А. Искусство и современный мир. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 384 с.
14. Патрушев А. И. Германская история. - М.: Весь Мир , 2003. -253 с.
15. Петров Е. В фашистской Германии Собрание сочинений. Т5.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1961.
16. Пленков О.Ю. Третий рейх. Арийская культура.— СПб.: «Нева», 2005. — 480 с.
17. Художественный календарь 100 памятных дат. - М.: Советский художник, 1967. –
18. Шерр И. Германия:История цивилизации за 2000 лет : в 2 т. Т. 2 - Минск.: Минская фабрика цветной печати , 2005. -543 с.
19. Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. - М.: Искусство , 2003. -491 с.
20. Козлов Г. Дегенераты против истинных арийцев // Артхроника - 2007, № 7-8 – 90-96 с.
[1] Литературная энциклопедия – М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. Советская Энциклопедия, 1935. – 548-549с.
[2] Толковый словарь русского языка в 4 т. Т3/ Под ред. Ушакова Д.Н. – М.: Издательство Астрель, АСТ, 2000. – 156с.
[3] Новейший философский словарь/Под. ред. Грицанова А.А — Мн.: Книжный Дом, 2003, - 245с.
[4] Б. Борев Художественная культура XX века. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 34 с.
[5] Там же. С.36.
[6] Там же. С. 94
[7] Там же. С. 98
[8] Там же. С. 99.
[9] Там же. С. 100.
[10] Там же. С. 149.
[11] А. Бретон Манифест сюрреалистов (1924)/ http://www.staratel.com/
[12] Большой энциклопедический словарь/Под. ред. Д. Н. Ушаковой – М.: dicView,2000. - 578с.
[13] . Из речи А. Гитлера с критикой авангардизма при открытии «Дома немецкого искусства» в Мюнхене (18 июля 1937 г.) // История Германии. Т.3 Документы и материалы. М.2008, С-400
[14] А. Гитлер Моя борьба - 189с.
Информация о работе Мировые войны XX века в изобразительном искусстве