Мировые войны XX века в изобразительном искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.

Оглавление

Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение

Файлы: 1 файл

мировые войны в изобразительном ивкусстве.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Глава 3.

Вторая мировая война в изобразительном искусстве

 

Картины, посвященные событиям второй мировой войны, являются не только средством художественного отражения реальности, но и своеобразной хроникой событий. В картинах художников отразилась война во всех ее аспектах. Перед нами предстают сожженные деревни, уничтожение мирного населения, военные действия, концентрационные лагеря, жизнь в тылу. 

 

3.1 художники – антифашисты

 

Начиная с 30-х годов XX века, в картинах многих художников прослеживается мысль о неизбежности новой войны. В первую очередь эта тенденция связана с приходом к власти фашистов.

Пауль Андреас Вебер (1893 - 1980) — немецкий художник – карикатурист в 1932 году представляет общественности свой карандашный рисунок «Марш в пропасть». Он показывает с высоты птичьего полета, подобное муравьиному, шествие избирателей под знаменами со свастикой. Массы людей текут потоком, поднимаясь вверх на свеженасыпанный земляной вал, за которым открывается могила с гробом, на котором красуется эмблема всеобщей гибели -  свастика. В том же 1932 году специально к выборам для листовки создал графический рисунок «Нет! Третьей империи»  П. Мар (см. приложение 10). На воображаемой сцене стоит смерть в форме штурмовика, она отдает честь и приподнимает завесу будущего, приглашая в него. 

              Леа Грундиг (1906 – 1979гг.) в течении 1935-1938 года издает целый цикл рисунков под общим названием «Под свастикой» (см.приложение 11). На ее листах представлены люди, пострадавшие от фашистского режима, заключенные в тюрьмы и лагеря противники установившегося порядка. Антифашистская направленность также проявилась в работах таких художников как Георг Гросс («Гитлер-спаситель»(1931г.),«После допроса»(1934 г.)), Вилли Гайгер («Диктатор»(1931г.)), Пауль Клее («Завсегдатай пивной. Гитлер»(1931г.)), Отто Дикс («Семь смертных грехов»(1933г.) (см. приложение 12).

Глубоким трагизмом наполнена картина «Видение пылающего города»(1936) (см. приложение 13) художника  Ханса Грундинга (1901 – 1958), которому еще предстоит на себе испытать все ужасы войны и жизни в концентрационном лагере. Картина предвосхитила то, что всего через несколько лет стало реальностью. На картине изображены контуры зубчатых развалин, устремленных в небо. Люди, словно муравьи бегают по кратерам, образующимся от постоянных бомбежек, пытаются спастись, но безуспешно.  Картина выполнена в ужасающем великолепии пылающего красного цвета, переходящего в коричневые и зеленые тени. Художник пытается привлечь внимание, предупредить о грядущей трагедии. Но избежать ее не удалось.

Предвестником трагических событий 1939 – 1945 гг. становится картина Карла Хофера (1878 – 1955) «Человек в развалинах», написанная им в 1937году (см. приложение 14) . Его картина предугадывает опустошительные последствия мировой катастрофы. Полуфигура обнаженного истощенного человека четко моделируется как бы в пролете окна на фоне разрушенных стен, остатков уже неживого города. Несмотря на свою крайнюю обобщенность, образ совершенно реален. Он выражает, и притом с огромной силой, общую идею: в нем мощно звучит «нет»  бесчеловечному разрушению жизни и ее ценностей. Своеобразным зеркалом «Человека в руинах» является картина 1945 года «Женщина среди развалин» (см.  приложение 15), но это зеркало отражает  существующую действительность. Задумчивое лицо мужчины сменяется искривленным болью и отчаяньем лицом женщины, стоящей посреди руин, олицетворяющих  царящую повсюду смерть.

В том же 1937 году испанским художником П.Пикассо было создано монументальное произведение  манере кубизма «Герника» (см. приложение 16). Картина, посвященная событиям гражданской война в Испании, беспощадной бомбардировке города Герника фашистской авиацией, стала отражением не только страшной действительности, но и предвестником разрушающих последствий прихода к власти фашистов. «Герника» отражает смерть, насилие, страх, беспомощность без указания их непосредственных причин, поскольку все действующие лица картины заключены в рамки одной комнаты. Черно-белая палитра красок подчеркивает  безжизненность, напряженность,  трагизм в  изображении  страдающих людей, животных, и даже зданий, трансформированных под воздействием насилия и хаоса. Женщина, оплакивающая мёртвого ребенка в своих руках, лошадь, падающая в агонии, мёртвый солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу - на все это безразлично смотрит голова быка, изображённая в левом верхнем углу картины. Он не сочувствует участникам картины, не может понять всего ужаса происходящего. Этот персонаж является своеобразным олицетворение фашизма и всего мирового зла.

Передовые творческие круги Европы предвидели  к чему  в итоге приведет фашизм. Художники теперь не стремятся искать образы своих произведений в глубине прошлого, а отражают в той мере, на которую способны дух эпохи, события непосредственными участниками которых они являются.  Свободно выражая свое мнение через художественные образы, они стали рупором для идей пацифизма для народных масс. Их картины призваны непосредственно влиять на психику и чувства людей, предупредить их о грозящей опасности.

 

 

3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов

 

Потрясающие по своей силе художественные  свидетельства войны оставил Эуген Хофман (1892-1955). Большинство его работ созданы в Англии,  куда он был вынужден уехать из Германии. К сожалению,  многие работы были уничтожены фашистами.  Все его работы основаны на собственных переживаниях событий, свидетелем которых он был. Его работы по тематике можно разделить на две большие группы: «Воздушное нападение на Англию» и «Партизаны» (см. приложение 17). Художник не сознательно создавал их как циклы, эти наброски  продиктовали реалии войны. Для изображения авианалёта ему не нужно рисовать самолеты в небе.  Он передает в своих рисунках его последствия: матери, которые в отчаянье как безумные пытаются спастись из хаоса огня и рушащихся зданий, на фоне развалин дома мертвое тело, одежда на котором все еще продолжает гореть, женское тело – погубленная в огне и дыме сила и красота. А после налета безнадежные поиски живых в развалинах зданий или старания уцелевшего обнаружить признаки жизни у мертвеца. Его лист «Ребенок жив» оказывает еще более потрясающее воздействие – с открытыми глазами несколько удивленный и уже, кажется, готовый затеять игру, сидит примерно двухлетний ребенок рядом со скорченным трупом своей матери. На листе, носящем название «Из Ада!», изображен человек, выползающий из-под груды обломков, взор его полон ужаса от того, что сумев выжить, он увидел.

В произведениях художника - сатирика Антонина Пелца нашли свое отражение события важнейших военных компаний. В 1944 году им создан образ маленького Наполеона – Гитлера, получившего отпор под Москвой. Ярче всего получились у него карикатуры  раскрывшие страницы поражений  немецких войск. Например, рисунок «Сталинград»  (1944 ) (см. приложение 18) .  Подписью к нему художник взял слова Гитлера: «куда ступит нога немецкого солдата  там он на веки и останется».  В рисунке удачно обыгран контраст между  комической фигуркой разглагольствующего фюрера и  мрачным фоном – городскими развалинами  и строем немецких солдат - мертвецов, оставшихся навеки там, куда пришли.

В произведениях Оскара Кокошки перед нами предстает весь ужас жизни в тылу: женщины и дети, умирающие от голода, старики, сошедшие с ума от постоянных бомбежек, толпы инвалидов. («Наши святыни. За что мы боремся?» (1942-1943)). Свои работы продолжает посвящать тылу, только теперь во время второй мировой войны, К. Кольвиц. на ее картине 1942 года «Не перемалывайте семена, предназначенные для посева» убитая горем и отчаяньем женщина смотрит умоляющими глазами, закрывая  руками плачущих голодных детей.

Особую страницу в истории  Второй мировой войны, отображенной в картинах, занимают работы художников, посвященные жизни  и судьбе тысяч узников концентрационных лагерей. В основной своей массе все эти художники  испытали на себе весь ужас пребывания в лагере. К сожалению,  далеко не все из них смогли дожить до окончания войны и сохранить свои работы.

Верой в торжество прекрасного, в торжество жизни над смертью веет от чудом сохранившегося рисунка чешского художника Эмила Филы (1882 – 1953). Рисунок прилагался к письму, написанному в Бухенвальде 24 декабря 1939 года. На рисунке вытянуто по горизонтали пустынное, изрезанное черными пятнами  дорог и построек поле, на котором нет ни одного признака жизни. И только голубь распластал свои крылья над ним с цветущей миртовой ветвью в клюве (см. приложение 18).

Однако в работах узников лагерей чаще всего мечта о свободе отступала перед ужасными реалиями военного времени: голодом, холодом, пытками. Большинство художников: Ксаверий Дуниковский (1875 – 1964), Йозеф Чапек (1887-1945гг.), Амос Имре (1907 – 1945гг.), французский художник Борис Таслицкий (1911-…гг.), Франтишек Бидло (1895-1945гг.) Стефан Вегнер (1901-1986гг) и другие  - день за днем фиксировали явь.

Кароль Конечны студент школы прикладного искусства в Кракове с 1939 года солдат польской армии военнопленный не раз бежавший из тюрем и лагерей. в 1943 году он оказался в Бухенвальде. Здесь в течении двух лет он  выполнил более 300 рисунков. Вместе с товарищами в течении 1945 года он работал над историей Бухенвальда  в картинках, в общей сложности насчитывающей  около 70 сюжетов. Для этого цикла под названием «О, Бухенвальд я не могу тебя забыть» сам Конечны сделал 35 рисунков, из которых сохранились очень не многие.  Эти работы дают увидеть путь узников Бухенвальда – начиная с прибытия транспорта, бани, переклички, размещения в бараке, отправки на работу, карантина, наказаний, кончая состоянием полнейшего истощения. Последний маршрут – туманное зимнее утро, впряженные в повозку с трупами люди – завтрашние мертвецы.

Марии Хишпанске-Нойман принадлежит более 500 зарисовок, посвященных судьбе женщин находящихся в лагерях.  Сохранилось только 50 ее работ, написанных на небольших клочках бумаги углем.  Это такие работы как «Женщины Равенсбрюка» (1944 г.),  «Женщины, переносящие камни», «Высланная»,  «Марш бессловесных».

Работы  художников, посвященные тем или иным аспектам войны – это крик души. В линиях на листах бумаги навечно остались запечатлены, не просто образы людей, а их чувства, переживания,  боль и смятение. В своих картинах они отразили весь тот кошмар,  который пережили миллионы людей. Все эти работы, несмотря на свою простоту с точки зрения изобразительности, являются непревзойденными по силе эмоционального воздействия. В простоте и угловатости черных линий заключен трагизм запечатленных моментов. Эти работы навсегда останутся безмолвными свидетелями самых трагических событий в истории.

 

 

 

3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве

 

Официальное немецкое изобразительное искусство курировалось лично А.Гитлером. Такие направления как импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм были признаны «дегенеративным» искусством. 18 июня 1937 года А. Гитлер торжественно открыл в Мюнхене Дом немецкого творчества – центр официальных художественных выставок Третьего Рейха. В своей речи по этому случаю, он сказал: «никогда человечество не было по внешнему виду и в своих ощущениях ближе к античному человеку. Развился сверкающий прекрасный тип человека […] сияющий, гордый телесной силой и здоровьем – тип нового времени. А что изготавливаете вы? Уродливых калек и кретинов, женщин, которые могут только внушать отвращение […]. И все это свирепейшие дилетанты отваживаются представлять нашим современникам как искусство нашего времени, то есть как выражение того, что представляет сегодняшнее время и несет его отпечаток[13]». Работы таких художников как Эрнст Барлах, Макс Бекман, Георг Гросс, Отто Дикс, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Отто Панкок, Карл Хофер были объявлены «выродившимся искусством» и подлежали конфискации.

Таким образом, на первый план вышла живопись, которая в период Веймарской республики находилась в тени — академический реализм с опорой на классические каноны красоты. Именно в этой манере писались все официальные портреты высшего руководства, в том числе и военного.

Особое место занимают многочисленные портреты самого А.Гитлера. Все они выполнены в классическом портретном стиле. Портреты почти всегда пишутся на неброском однотонном фоне, чтобы ни что не отвлекало внимания от самой фигуры фюрера, в красно-коричневых оттенках. Надменной, величавой позе всегда сопутствуют четкие, даже жесткие черты лица. В число художников писавших портреты А.Гитлера  входят В. Айнбек, Ф. Эрлер, В. Шуприх, Г.Леман, Ф. Трибш, Р. Цилль, К. Труппе, О. фон Курсель и другие.  Во время Второй мировой войны появились и полотна изображающего А.Гитлера в военной форме («А. Гитлер на Восточном фронте»), среди высшего военного руководства (К. Хоммель «Фюрер с соратниками» (1941)), на фронте среди солдат (Э. Шайбе. «А. Гитлер на фронте» (1943)) (см. прложение . Все эти полотна преследовали одну цель: поднять боевой дух армии, утвердить  непоколебимый образ вождя в сознании гражданского населения и солдат.  По тем же принципам создавались и портреты высшего руководства. Например работы:  В. Айнбек  «Рейхсминистр Рудольф Гесс» (1939),  Й. Витце « Группенфюрер СС Р.Гейдрих» (1941), К. Хоммель «Генерал- фельдмаршал Геринг» (1939), В. Питтхан «Портрет Йозефа Геббельса» ( 1938) (см. приложение 20).

Совсем в другом ключе предстает перед нами война с точки зрения официальных художников Третьего рейха. Именно в их картинах уделяется большое внимание военным действиям. Их работы направлены на поддержание мифа о необходимости войны и скорой безоговорочной победе в ней Германии.

Информация о работе Мировые войны XX века в изобразительном искусстве