Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа
XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.
Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение
Несмотря на разнообразие стилей, и направлений двух основных художественных течениях XX века общими были причины, вызвавшие их интенсивное развитие: политические социальные и экономические потрясения, связанные с глобальными мировыми противоречиями и конфликтами, новые открытия XX столетия в науке, приведшие к радикальным изменениям в общественном сознании. Все это опрокинуло каноны и нормы прежних традиционных представлений в искусстве. Основными параметрами искусства XX века стали дегуманизация, отказ от изображения «живых форм», превращение творчества в игру, тяготение к иронии вместо метафизики, отказ от трансцендентальности (т.е. отказ признавать существование чего-либо, лежащего за пределами нашего опыта).
Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические и социальные перемены. Искусство стало зеркалом, отражающим враждебный и противоречивый мир в котором оказался человек. Искусство теперь практически не отделимо от общественно-политической жизни. Идет процесс политизации искусства; оно рассматривается, с одной стороны, как средство идеологического воздействия на массы людей, с другой – как протест против этого влияния, как борьба за право иметь свое мнение относительно происходящего в обществе и стране. искусство стало одним из инструментов пропаганды. Особенно ярким подтверждением этому служит полтика национал – социалистов в Германии. Уже в 1920-е годы там стали формироваться основные принципы национал-социалистической пропаганды, и было создано специальное министерство ответственное за осуществление по средствам пропаганды идей правящей партии.
Получил небывалое развитие, зародившийся еще в середине XIX века, плакатный жанр. Плакат - единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях[12]. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию. Поэтому именно он стал одним из главных средств пропаганды, как со стороны государства (Ганс Иост и Эмиль Нольде), так и со стороны оппозиции (Томас Теодор Гейне). Широкое распространение приобретают листовки - печатные листки с текстом и изображением агитационно-политического или информационного характера. Листовки отличают актуальность содержания, сравнительно большой тираж, оперативность выпуска и распространения, кратковременность использования. Особенно широкое распространение листовки получили в годы 1-й и 2-й мировых войн, чаще всего они выпускались правительствами и военным командованием.
Художественные проявления прогрессивных, противостоящих официальным доктринам, групп связывались с искусством общественной политической и социальной сатиры. В этой среде работали художники графики, самой значимой была деятельность коллектива сатириков журнала «Симплициссимус» (Германия). В борьбе «Симплициссимуса» принимали участие такие художники как Ганс Балушек, Генрих Цилле, Кете Кольвиц.
Можно сделать вывод, что именно двадцатое столетие дало жизнь множеству разных художественных направлений, подчас прямо противоположных. Часто в творчестве одного художника соединяются самые разнородные художественные направления и концепции. Были утрачены традиционные этические и эстетические ценности. Многие оригинальные мастера XX в. стремятся породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость большинства критериев приводит к тотальной иронии, скепсису, чувству опустошенности, которые отразились в творчестве художников. Тем более что в это время наступила эпоха зрелости человечества – эпоха утраченных иллюзий, время глобальной переоценки ценностей и интенсивного поиска новых путей в искусстве. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся. Поиски новых путей, экспериментирование и революционное преобразование, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий характеризуют начало XX века.
Глава 2.
Первая мировая война в изобразительном искусстве
Число европейских художников, отразивших в своих произведениях тему мировой войны довольно многочисленно. Это Георг Гросс, Марио Сирони, Франс Мазерель, Отто Дикс, Кете Кольвиц, Пауль Вебер. Большинство художников, отразивших в своих работах военную тематику, были не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками военных действий. В их картинах отразилась война в том виде, в котором она предстала перед миллионами простых солдат и мирного населения стран, вовлеченных в один из самых крупных военных конфликтов в истории.
Особенно ярко тема войны и ее последствий отразились в творчестве Отто Дикса. В 1914 году, когда Диксу было 23 года, он пошел добровольцем на фронт. Четыре года он провел на Западном фронте. Был участником жестоких сражений во Фландрии, на Сомме, в Шампани.
Одна из первых работ, созданная им во время войны - «Автопортрет солдата Дикса» (1914) (см. приложение 1). Нарисованный образ не просто портрет солдата, это скорее портрет человека попавшего в чуждый ему враждебный и пугающий мир. Этот яркий и выразительный портретный образ наделен чертами обобщения. На этом портрете мог быть изображен любой солдат любой страны.
Первая большая картина Дикса – это «Окоп», над которой он работал с 1920 по 1923 год. С ужасающим натурализмом здесь изображены трупы убитых, тело погибшего солдата, повисшего на проволочном заграждении. До сих пор еще никто не показывал войну в таком обнаженном, неприкрашенном виде, никто не обличал столь яростно бесчеловечность и бессмыслицу происходящих в мире событий. Личные воспоминания художника об ужасах Первой мировой войны и сотни графических набросков, сделанных им во время участия в военных действиях стали основой его грандиозного графического цикла «Война» (см. приложение 2), состоявшего из 50 отдельных рисунков.
Рисунки, выполненные в черно-белых тонах, открывают для обывателя настоящую войну с разлагающимися трупами, с искаженными от ужаса лицами. Его война – это грязные окопы, боль, страх и смерть. Это ад на земле. Дикс изображает различные военные эпизоды в детальной манере офорта, точно и наблюдательно передавая многие реальные подробности, но в целом серия передает ощущение абсурдности и кошмарности происходящего.
Почти во всех листах серии изображена ночь, пугающий мрак, из которого глаз художника выхватывает то искаженное лицо солдата, то тело погибшего, то развалины жилища. Цикл дает достоверное и шокирующее изображение ужасных битв и сражений Первой мировой войны. Фигуры в картинах Дикса почти всегда деформированы, так же как искривляется и уродуется личность человека от мерзости и пороков жизни. Следует отметить, что он стремился к физиологичности и натуралистичности изображения, чтобы убедить зрителя в достоверности своей живописи, в том, что его работы это не вымысел, а объективное изображение реальности.
На основе многочисленных рисунков Дикса, созданных во время войны и его картины «Окоп» вырастает огромный полиптих. Эти несколько картин, связанных по смысловому содержанию между собой носят такое же название, как и графический цикл, созданный им ранее - «Война» (см. приложение 3).
Он создается Диксом в течение 3 лет с 1929 по 1932. В центральной части полиптиха, написанном на дереве, изображено царство смерти. Образы марширующих солдат, обреченных на гибель в огне войны, и уже павших жертв показаны вокруг основной картины. Очень похожа по сюжету и замыслу на придыдущие работы картина «Фландрия» (1936). Но война не только сражения, маневры армии и слава победителей. Война – это, прежде всего, судьбы людей. Подлинное лицо войны - это послевоенные улицы разрушенных городов с толпами инвалидов, нищих, рахитичных детей. На картинах «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица» (1920) (см. приложение 4) мы можем видеть своеобразное продолжение войны. Войны, которая навсегда останется в искалеченных душах миллионов людей. В 1937 году 260 картин О. Дикса были сожжены, поскольку являлись примером «выродившегося» искусства.
К теме послевоенного времени в своих работах так же обращался художник – реалист Пауль Хольц (1883- 1938). Его излюбленными персонажами были нищие и сумасшедшие – люди, которые не смогли перенести тяжесть войны не только в физическом, но и в моральном смысле. С глубоким состраданием Хольц рисует бедняков, которые не находят ни работы ни помощи и вынуждены просить милыстыню. Почти все они ищут утешения в вере, вытекающей из отчаяния.
Отражение первой мировой войны как социальной трагедии мы находим и в работах немецкой художницы Кете Кольвиц. Творчество Кете Кольвиц это протест против социальной несправедливости. Против войны, измучившей не только тех, кто находится на передовой, но и тех кто, находясь за линией фронта, ведет постоянную борьбу со смертью от голода, нищеты, непосильного труда, болезней. Измученные суровые лица рабочих и крестьян, их сгорбленные костлявые фигуры, натруженные руки. В этих образах передано огромное мужество. Центральный социально заостренный образ офортов Кольвиц — страдающая мать. Мать, сына которой забрала война. Мать, дети которой у нее на руках умирают от голода, одного из последствий войны. Образы в ее работах предельно просты, но по своей эмоциональности и напряженности они не имеют себе равных.
Долгие годы К. Кольвиц пыталась переосмыслить страшные воспоминания последней войны, от которых никак не могла освободиться. Итогом этих переживаний стали такие работы как «Жертва», «Добровольцы», «Родители», «Вдова», «Матери» и «Народ» (см.приложение 5).
Появилось много отдельных листов, резанных на дереве или рисованных на камне, в которых переосмысливалась тема смерти: «Горе» (1921), «Смерть отнимает мать у детей» (1922), «Смерть на проселочной дороге» (1934), «Смерть хватает детей» (1934) (см. приложение 6).
Первая мировая война и ее последствия оставили глубокий след в душах художников. Для некоторых тема войны стала одной из основных для творчества вплоть до начала Второй мировой. Но их искусство столь популярное среди людей, переживших эти трагические годы, осталось не востребованным и даже преследовалось официальной властью. Картины показывающие нелицеприятные стороны войны как таковой в свете подготовки к новым военным действиям были крайне не угодны фашистскому правительству. Поэтому, к сожалению, многие картины художников не сохранились до наших дней, они были конфискованы и уничтожены. Сведения о них остались только в виде описания в дневниковых записях и письмах свидетелей их написания.
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
В сложное время начала XX столетия и во время Первой мировой войны большое распространение получил плакат – как вид изобразительного искусства. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и своеобразными историческими документами, злободневными, созвучными мыслям и чувствам людей.
Если до первой мировой войны плакаты использовались только для рекламы, то теперь плакат стал в первую очередь средством агитации для призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым. Плакаты первой мировой войны условно можно разделяются на три большие категории — первая связана с призывом солдат в армию, вторая — со сбором денег на войну, третья категория плакатов — с демонстрацией своей стране и миру лица врага. Эти плакаты во всех странах похожи по своей графической структуре и социальному предназначению.
Плакаты выполняли две основные функции — информировать и создавать негативный образ врага у населения. Формирование негативного образа врага способствовало настрою армии и мирного населения на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству.
Очень показательны плакаты периода Первой мировой войны, принадлежащие противоборствующим странам. На плакатах принадлежащих Германии, Австро-Венгрии (см. приложение 7) часто мы можем видеть изображение орла как символа мощи вооруженных сил Германии. Эта гордая, сильная птица должна была внушать солдатам веру в непобедимость армии, веру в идеал, ради которого ведется борьба, веру в величие своей страны.
На французских же плакатах времен первой мировой войны прослеживается тенденция к изображению воинов борющихся с орлом или убивающим его (см. приложение 8). Из когтей птицы вырывают французский флаг, как символ национальной свободы и независимости. При этом «французский» орел – это не величественная птица, а разъяренный хищник с острыми когтями. Таким образом, на французских плакатах отчетливо прослеживается освободительный характер войны.
Целый ряд плакатов разных стран, в целях агитации к вступлению в армию, создавал образ войны как чего-то простого, естественного и даже не страшного. Участие в ней представлялось как нечто обыденное. На таких плакатах часто изображались улыбающиеся, воодушевленные солдаты на привале, отдыхе, в окопах на фоне природы и чистого ясного неба. Эти плакаты способствовали созданию у граждан мотива участия (см. приложение 9).
Таким образом, влияние мировой войны на искусство привело к тому, что оно стало носить всеобъемлющий характер. Несмотря на то, в каком направлении работал художник, в какой стране он жил, так или иначе на его творчество оказали влияние, как непосредственные боевые действия, так и сопутствующие им социальные потрясения. Характерной чертой всех работ этого периода становится стремление передать через изобразительное искусство суровые реалии существующего в мире порядка, выразить своеобразный протест тем явлениям, которые убивают в человеке человека.
Информация о работе Мировые войны XX века в изобразительном искусстве