Мировые войны XX века в изобразительном искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

XX век, несомненно, стал самым ярким и запоминающимся в истории. Но, к сожалению, он остался в памяти человечества не только как век непревзойденный по темпам социального и научно-технического прогресса, но и как век, равного которому нет по количеству конфликтов и войн. Наша работа посвящена рассмотрению мировых войн XX века посредствам изобразительного искусства.

Оглавление

Введение
Глава 1.Общие тенденции в развитии изобразительного искусства в первой половине XX века
Глава 2.Первая мировая война в изобразительном искусстве
2.1 Отражение Первой мировой войны в агитационных плакатах
Глава 3.Вторая мировая война в изобразительном искусстве
3.1 художники – антифашисты
3.2 Вторая мировая война в изображении художников–антифашистов
3.3.Отображение войны в официальном немецком изобразительном искусстве
Глава 4.Вторая мировая война в плакатном жанре
4.1 Официальная пропаганда Третьего рейха
4.2. Антифашистская пропаганда в плакатах
Заключение

Файлы: 1 файл

мировые войны в изобразительном ивкусстве.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Одним из ведущих  течений  в реализме начала XX века  является социальный реализм. Философский словарь[3] дает следующее определение: социальный реализм — парадигмальная установка социально-исторического познания, основанная на трактовке общества и его исторической эволюции в качестве объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию в рамках субъектно-объектной оппозиции.  Другими словами социальный реализм  включает в себя художественное творчество, различное по признакам стиля и метода - от искусства, стремящегося к возвышенному идеалу, до искусства, обращающегося к безусловной правде жизни, воспринятой в ее непосредственной реальности.

Отчетливо выраженную линию образует здесь творчество, декларирующее социалистические идеи в формах художественного идеала. Для него характерны аллегорические и символические композиции, воспевающие свободу и труд. К опытам идеально-классических мотивов неоднократно обращается в XX веке агитационное и пропагандистское искусство (Ханс и Леа Грундинг, Джон  Хартфилд).

В искусстве находят воплощение демократичность настроения или убеждений художников, их гуманистические взгляды, ощущение драматизма социальной жизни, ее исторического движения. Хотя часто художники избегают прямого, непосредственно-натурного воспроизведения событий действительности, а передают свои ощущения по средствам художественных образов. Понятие о жизни и суждение о ней выражаются здесь не наглядно-очевидным образом в самом изображении, но воплощаются опосредованно в художественной теме произведения, содержащего в себе мыслимый, сотворенный, эстетически сублимированный образный мир. Например, он создается в произведениях Пабло Руиса Пикассо (Испания) начала XX века, в которых раскрывается образ страдающего человеческого существа и выражается утверждающее гуманистическое начало.

В произведениях социального реализма героем становится народ, осознанный в его классовой природе, а явлением - та сфера действительности, где он проявляет себя как решающая сила социальной жизни. События и герои утверждаются такими, каковы они есть, а сочувствие или изобличение, трагизм или оптимизм  выступают не как заданный угол зрения на действительность, а как вывод, проистекающий из познавательного углубления в нее. Примером могут служить работы Отто Дикса (1891-1969) посвященные войне: «Солдаты в газовой атаке», «Война» (триптих), «Семь смертных грехов», «Калеки войны» и др. В искусстве этого направления развивается образная тема пробуждения народа - его сознания и социального действия (творчество немецкой художницы Кете Кольвиц (1867 – 1945г.) ).

В первые десятилетия XX века социальный реализм образует собой активное движение, обретающее свою собственную основу. Это движение включает в себя функционально-пропагандистскую линию художественной деятельности, представленную в первую очередь политической графикой, и обширный круг художественного творчества, проникнутого социально-политической ангажированностью.

Как известно, искусство авангарда стало реакцией на общемировой кризис культуры – культуры, осознавшей утрату ценностных ориентиров, утрату своего центра. Авангардизм включал в себя такие течения как символизм, модерн, футуризм. Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.

Авангардистские направления свертывают сознательное  и увеличивают бессознательное начало. Для них характерны отталкивание, а порою и отказ от ранее установившихся норм и правил, от традиций и условностей, эксперименты в области стиля и форм, поиски новых художественных средств и приемов. Эти направления большое внимание уделяют  массовому искусству и проблемам формирования сознания личности. Для них характерен новый взгляд на положение и предназначение  человека во вселенной.  Авангардизм  отразил неподвластные человеку и непознанные им силы, которые могут приобретать над ним господство.  Все авангардистские направления, заостряя те или иные черты художественного образа, усиливают  активность аудитории. Авангардизм утверждает, что хаос, беспорядок – закон современной жизни человеческого общества. Искусство становится хаологией, изучающей законы мирового беспорядка.

Предмодернизм это первый начальный период художественного развития эпохи авангардизма. В этот период складывались особенности модернизма. Он   объединяет три художественных направления натурализм, импрессионизм и постимпрессионизм.

Натурализм – художественное направление инвариант  художественной концепции которого утверждение человеческой плоти в вещно – материальном мире[4]. В художественной концепции натурализма уравновешены желания и возможности, идеалы и реальность.

Импрессионизм – художественное направление  инвариантом  художественной концепции которого  стало утверждение: эмоционально отзывчивая, впечатлительная личность способна видеть красоту мира. Импрессионизм открыл новый тип  восприятия реальности[5]. В отличии от реализма, сосредоточенного на восприятии  типического , импрессионизм сосредоточен на особенном и единичном и их субъективном видении художником. Особенности импрессионизма наиболее ярко отражены в творчестве французского живописца Эдгара Дега (1834 - 1917).

              Постимпрессионизм как художественное направление сложился  на основе импрессионизма  и выдвинул  новую художественную концепцию мира и личности, предвосхищающую трагическую напряженность,  наступающую в XX веке. Эта концепция утверждала, что наступает конец беззаботности человека, произошла утрата иллюзий. Надежды человечества на мир счастья и справедливости испарились хоть еще и не прозвучали выстрелы Первой и Второй мировой войны (Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (1897—1898)).

Модернизм является  первым художественным периодом  объединяющим направления, художественная концепция которых отражает убыстренный ход истории и усиление ее давления на человека . в период модернизма на рубеже XIX – XX века развитие и смена художественных направлений происходила стремительно быстро.

Модерн – первое художественное направление периода модернизма. Характерными чертами модерна стали ощущение враждебности окружающей реальной среды. Живопись модерна тяготеет к плоскостной изобразительности, к орнаментальности, к натуралистическим деталям. Для модерна характерны мощные контурные лини, склонность к монохромии.

Символизм – художественный принцип и установка символизма – преображение «неживого» в «живое». Не познанное, не отраженное, не преображенное художником не существует – таков эстетический максимализм символистов[6]. Линии и краски причудливы  мало похожи на очертания и цвет реальных предметов.  Сюжеты картин преимущественно мифологические, мистические, фантастические (Одилон Редон (1840 – 1916)).

Еще одним направлением модернизма является футуризм.  Как художественное направление он зародился в Италии в начале XX века и являлся реакцией на застой в культурной, экономической, политической жизни. Футуризм – художественное направление, несущее художественную концепцию, утверждающую агрессивно-воинствующую личность в урбанистически организованном хаос мира[7]. Футуризм явился первым откровенно враждебным реализму направлением.  Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек, классического наследия. Определяющим художественным фактором в футуризме является динамика.  Так в творчестве одного из лидеров итальянского футуризма Умберто  Боччони (1882–1916) доминирует мотив всеобщей стройки, тотального преображения мира («Город встаёт» (1910), серия картин «Состояние души»).

Изобразительные произведения футуристов – темные тексты на отвлеченные и метафизические темы. Чтобы понять смысл этих произведений необходима их словесно-литературная интерпретация. Многие приемы заимствуются ими из других видов искусства. Работа над композицией происходит следующим образом: делается реалистический набросок с натуры и создается рисунок – впечатление. Натуралистические детали совмещаются с отвлеченными линиями и плоскостями, воспроизведенными на холсте. Предмет разложен на плоскости, движение расчленено на элементы. Деконструктивность, алогичность композиции, дисгармония цвета характерны для футуристических полотен (Джакомо Балла «Выстрел из ружья», 1915).

Примитивизм – художественное направление, упрощающее человека и мир, стремящееся увидеть мир детскими глазами[8]. Примитивизм стремится запечатлеть главные очертания сложного мира, ища в нем  радостные и понятные краски и линии. Примитивизм – противотечение действительности: мир усложняется, а художник его упрощает. (Оскар Кокошка)

Кубизм – геометрическое упрощение человека и мира[9].  Кубизм стремится к универсальному языку. Кубизм - это примитивизм, сосредоточенный на стереометрическом упрощении форм и явлений (П.Пикассо «Герника» (1937)).

Абстракционизм – художественное направление искусства XX века. Произведения абстракционизма отрешены от  форм самой жизни и воплощают субъективные цветовые впечатления и фантазии художника. Абстракционизм обогатил палитру, ритмику и динамику живописи, перенес акцент с изобразительности на выразительность (Пауль Клее).

Следующий этап в развитии авангардизма - это период неомодернизма. Его наступление и особенности обусловлены начавшийся Первой мировой войной. Это событие похоронило гуманистические надежды человечества на возможность достижения счастливой жизни. Искусство вступило в новый период  глубоких разочарований и сомнений. В период неомодернизма все авангардистские художественные направления исходят из такого понимания действительности: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. В этот период развиваются авангардистские художественные направления, утверждавшие безрадостные и пессимистические художественные концепции мира и личности.  Основными направлениями неомодернизма были  дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм.

Дадаизм – модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. Возник дадаизм в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Мир для дадаистов представлялся бессмысленным безумием. Они  отрицали все  законы искусства, утверждали безусловный примат иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм, вошедший в плоть и кровь европейской культуры (Макс Эрнст (1891 – 1976)). Несмотря на задачу всеобщего отрицания, дадаизм был связан с эстетикой современных ему художественных течений. Его представители смогли нащупать основу будущих художественных течений и придумать некоторые совершенно новые приёмы и формы творчества, такие как коллаж, «аэрограммы», «реограмм». Дадаисты первыми стали представлять обыденные предметы как объекты искусства.

Сюрреализм – художественное направление, прокламирующее смятенного человека в таинственном и непознаваемом мире. Концепция личности в сюрреализме: я человек, но границы моей личности и мира расплылись; я не знаю, где начинается мое «я»  и где оно кончается; где мир и что он такое[10]. Художественная концепция сюрреализма утверждает загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями. Художник согласно сюрреалистической эстетике вправе не считаться с реальностью. Человек и мир, пространство и время - текучи и относительны. Так же относительными являются и ценности неустойчивого мира.

Сюрреалистическое направление в искусстве родилось как философия «потерянного поколения», чья молодость совпала с Первой мировой войной. Его представляла в основном бунтарски настроенная художественная молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам, но понимающая, что дадаизм бессилен выразить волновавшие их идеи. Теория сюрреализма строилась на философии австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. В первом манифесте сюрреалистов[11] говорилось о том, что их творчество строится на «психологическом автоматизме» то есть идеи  произведений они получают в состоянии бессознательном: сна, гипноза, болезни и т. д. В манифесте провозглашалась безоговорочная вера «во всемогущество сна». Провозглашая «свободные ассоциации» в творчестве, сюрреалисты ввели свое основное «правило несоответствия», «соединения несоединимого». Яркими представителями этого течения стали Сальвадор Дали  и Пабло Пикассо.

Экспрессионизм – художественное направление утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир. Искусство экспрессионизма  отражает смятенную хаосом мира индивидуальность. Согласно художественной концепции экспрессионизма сущностные силы личности отчуждены в противостоящих человеку и враждебных ему институтах: все безысходно. Экспрессионизм – выражение боли художника – гуманиста по поводу несовершенства мира. Человек существо эмоциональное, природное, чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру в котором вынужден жить. Фигуры в экспрессионистской живописи деформированы и схематичны. Экспрессионизм был интернациональным художественным продуктом. Так предтечей немецкого сюрреализма были норвежец Эдвард Мунк (1863 – 1944) и бельгиец  Джеймс Энсор (1860 -1949). Экспрессионизм показал трагическую судьбу, страдания и отчаяние личности. Такой трактовке личности способствует изображение окружающего мира, в котором пейзаж деформировании предстает как видение кошмарного сна.

              Экспрессионизм был социально ориентирован, так как развивался в ситуации резких социально-политических катаклизмов: первой мировой войны, распада Австро–Венгерской империи и послевоенной разрухи.  Экспрессионисты остро ощущали кризис ведь они были поколением  творческая жизнь которых   началась в 1905 – 1914 году. Субъективность  - основа эстетических воззрений экспрессионистов. Экспрессионизм опирался философские традиции среди которых были идеи Ницше и Бергсона. Основоположниками немецкого экспрессионизма и его наиболее яркого проявления были художники объединения группы мост: Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф

Информация о работе Мировые войны XX века в изобразительном искусстве