Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:10, дипломная работа
Прежде чем начать разговор о всевозможных способах стилизации, стоит рассмотреть термин «стиль».
Понятие «стиль» многозначно, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Широко поле функционирования стиля.
Стиль -- фактор творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства .
С помощью линии определяются границы форм, плоскостей. Линия служит границей, отделяющей изображаемую форму от окружающего ее пространства. Но линия служит не только изображению, но и выражению. Она выявляет не только границы форм, но и чувства, переживания художника. Линия считается самым специфичным графическим способом изображения и выражения.
Некоторые историки и теоретики искусства считают, что линия лежит в основе развития искусств многих стран. Так, в лекциях об искусстве, прочитанных Джоном Рескиным в Оксфордском университете в 1870 г., говорится, что «в большинстве стран раннее искусство было линейным, оно состояло из линий, взаимно переплетающихся, винтообразных и соединенных в более или менее сложные комбинации, изваянных или нарисованных на камне, дереве, металле или глине». Он же отмечает в лекциях появление у могущественных народов уже в самые ранние периоды истории разнообразных линейных фигур из животного и растительного мира, которые существовали наравне с геометрическим орнаментом. Г.В. Плеханов в «Письмах без адреса» также отмечает распространение в ранних формах искусства линейной орнаментики, оказывающейся в большинстве случаев стилизованными изображениями конкретных предметов, в большинстве случаев животных.
С течением времени формы работы линией усложнялись, видоизменялись. К ней прибавляются тон, цвет, светотень. Многие народы создали целые школы, позволяющие их относить к «линейным», что и делается во многих теоретических исследованиях. Линейный способ изображения и сегодня является активной формой работы в искусстве, входит в различные методики обучения рисунку в учебных заведениях.
Техник работы линией много, и каждый художник вносит в них что-то новое, свое. Однако чтобы систематизировать техники и приемы работы, мы сведем все линии в графике упрощенно к следующим видам:
точная, в одну толщину и одного напряжения;
разнотолщинная, то почти исчезающая в плоскости бумаги, то мощно выходящая из нее (наброски Леонардо да Винчи);
неровная, словно нанесенная дрожащей рукой, но именно от этого имеющая особую чувственность и нервность О. Домье).
Две последние техники часто имеют склонность к проведению нескольких линий для выражения одной формы (своеобразному дублированию линий), хотя это ни в коем случае не дублирование, а распределение выражения формы среди этих линий.
Необходимо также понимать, что линия может быть проведена пером или кистью, на проклеенной и непроклеенной бумаге, получена в офорте, ливогравюре, монотипии и т. д., и т. п., и везде линия будет иметь разный характер!
Линейная графика чрезвычайно сложная изобразительная техника, так как минимум средств не означает отказа от максимума выразительности. Неумелая работа линией может привести к грубой схематичности, претенциозности. Ливейность может перейти в невыразительную «проволочность». При всей условности линейной графики выразительность и жизненность являются необходимыми качествами.
Штрих в изображениях всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. А.М. Лаптев в книге «Рисунок пером» пишет, что в отличие от линии штрих складывается из коротких движений руки и пера на бумаге в соответствии с возможностями движения кисти руки. Таким образом, штрихование — это совокупность коротких движений пера (руки). Если линия призвана главным образом определять границы форм, то задача штриха — передача тона, фактуры, объема и «движения» формы. Ливия тоже в определенной степени может выражать объем и «движение» формы, но не так убедительно, как штрих. Поэтому художнику очень важно хорошо владеть мастерством штрихования.
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта — черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне. Пятновая графика не менее условна, чем линейная. Она двухмерна. Она не имеет глубины и не пытается ее создать. Изобразительные возможности плоскости (черной или белой) выявляются здесь в полной мере. Здесь работает на изображение плоскость и только плоскость. Сочетание различных по конфигурации пятен-плоскостей определяет изобразительные формы.
Художественный язык черно-белой пятновой графики строже, сдержаннее, чем язык других графических техник. Важно, чтобы художник не прибегал к средствам, чуждым этой графике, а искал выразительность в ее специфике.
Техника работы в пятновой графике и силуэте не проста. Молодые художники, начинающие использовать выразительный лаконизм черного и белого, очень скоро убеждаются, что простота лучших произведений пятновой графики и искусства силуэта — это гениальная простота. Только развитое чувство острого видения натуры может дать здесь хороший результат.
Такое изображение строится на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации (почти круглой формы). Как правило, это след от точечного прикосновения пером, кистью и другими художественными инструментами к поверхности. Можно определить точку на бумаге как след от прикосновения концом острого пера, кисти, карандаша, ручки и т. п. без движения этим инструментом в какую-либо сторону.
В изобразительном искусстве использование точки как средства художественного выражения не имеет такого распространения, как использование линии, пятна или штриха. Однако это не означает, что точечное изображение вообще редкое явление. Трудоемкость нанесения точек на поверхность (бумагу) без особых специальных приспособлений действительно сужает границы их применения, но особая, ни с чем не сравнимая точечная фактура всегда притягивала мастеров графики. В наиболее чистом виде использование точки можно увидеть в офорте. Это прежде всего пунктирная манера, меццо-тинто и карандашная манера. Принцип пунктирной манёры заключается в создании изображения путем сложной системы точек. Смена тональностей в изображении достигается за счет различной величины, плотности расположения и формы точек.
Глава 2. Ход работы над художественно - творческой частью дипломной работы. «Выборг».
2.1 Выбор темы диплома, композиционные поиски
Выборг - районный центр Ленинградской области. Выборг - город с богатой историей и большим количеством сохранившихся архитектурных памятников, уникальной природой карельского перешейка, ландшафтным парком Монрепо привлекает к себе многочисленных туристов и отдыхающих.
Центр города состоит из маленьких улочек, застроенных такими же маленькими домиками. Рассматривая фотографии я почувствовала особый колорит европейского городка.
На склоне скалы, близ руин выборгского Кафедрального собора, возвышается бывшая его колокольня — ныне Часовая башня, ее видно практически из любой точки города. Она является высотной доминантой средневековых кварталов Выборга, важным компонентом силуэта города. Замыкая перспективу улицы Водной заставы, Часовая башня вписывается в красивейший городской пейзаж Выборга.
Часовая Башня г. Выборга, являясь сооружением в котором смешались целые эпохи, истории народов, привлекала не только туристов, но и становилась объектом кинематографии. Кинорежиссеры с огромным удовольствием используют старинные улочки и фасады домов, прилегающие к некогда стоящему рядом собору, но и не могут пройти мимо возвышающейся над крышами домов звонницы.
«Когда показывают восемь часы собора-исполина,
Мы в полусне твой призрак носим,
Чужого города картина».
Так писал об этой башне Осип Мандельштам.
Часовая Башня располагается на склоне скалы, близ руин кафедрального собора и среди средневековых кварталов является важным компонентом силуэта города. Являясь действующей на данный момент колокольней, она привлекатела моё внимания и стала объектом дипломной работы.
Мною были подробно были изучены исторические и культурные аспекты жизни г. Выборг, послужившие основой для композиционной работы. Далее была сделана серия зарисовок культурных и исторических мест города.
2.2
Работа над …. «Выборг» началась с карандашных композиционных набросков мягким материалом. Мною были определил точки зрения на Часовую башню , с которой она наиболее выразительно смотрятся.
При создании эскизов (формат от … см) я решала дополнительные задачи: соотношения теплых и холодных тонов, особенностей освещения. Эти задачи решались не изолированно, а одновременно с образным замыслом работы. Для этого и делались композиционные наброски, зарисовки.
В процессе выполнения …. «Выборг» мною велась разработка основных тональных отношений. На этом этапе был выбран материал изобразительной поверхности – ....
После выполнения эскизов я приступила к работе над картоном в картине.
Он выполнялся на тонированной ? бумаге. Были выбраны теплые, светлые оттенки для выполнения.
При выполнении картона я уделяла внимание мелочам, детальной проработке переднего плана.
2.3. Этапы выполнения …. «Выборг».
Наилучшие результаты дала такая последовательность работы над графическими листами:
– перенос изображения с фор-эскиза на основной эскиз. Для переноса изображения я воспользовалась масштабной сеткой, а затем скорректировал композицию, чтобы избежать статичности, которая появляется при механическом переносе изображения.
- выполнение работы в материале, выбор графического материала, в данном случае – сангина.
На данном этапе дипломник занимался раскрытием больших тональных отношений, но не в полную силу, а оставляя возможность для последующей коррекции при насыщении работы деталями.
– проработка деталей.
– выявление тонально-пластического строя каждого листа и серии в целом. Здесь были убраны мешающие цельному восприятию детали, а также организованы акценты на всю графическую серию. Поэтому, чтобы избежать невыразительности линейно-пластических решений, были выполнены несколько вариантов каждого листа. А затем выбран наиболее удачный.
- оформление работы в паспарту и в багет. Здесь были учтены не только тон работ, но и цвет, поскольку работа по цвету теплая и выполнена то паспарту стал более холодным. Для рам был выбран тонкий багет
Глава 4 Методика
4.1.Анализ содержания программных материалов по обучению изобразительному искусству
Программа Б.М.Нсменскш о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».
Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г.
Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный
ТРУД
Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.
При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических
навыков и навыков художественного воспитания.
Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной:
- формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;
- обеспечение поступательного художественного развития ребенка;
- развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;
- усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-
ценностных критериев жизни;
- развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности
детей.
Основные виды деятельности:
- Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- лепка;
- аппликация;
- объемно-пространственное моделирование;
- проектно-конструктивная деятельность;
- художественное фотографирование и видеосъемка;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Программа В.С.Кучина. «Изобразительное искусство. 1-9 классы» (автор IM '.Кучин, К.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.:
Дрофа, 2004.
Программа и ее особенности
Основная теоретическая и методическая база обучения - классическая школа реализма, рисования с натуры.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, но можно добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана.
Концепция и задачи:
1 формирование духовной культуры личности;
2) овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по
1
2
представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 3) развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству? Основные виды деятельности: