Интернет в пространстве культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:57, реферат

Краткое описание

В то же время, становление современного молодого человека происходит в значительной степени ином и к тому же стремительно изменяющемся информационно-коммуникационном пространстве, которое, прежде всего, характеризуется бурным развитием глобальных сетей цифровых телекоммуникаций (интернета, мобильной связи). При этом «высокая» культура недопустимо медленно «осваивает» это новое информационно-коммуникационное пространство и тем самым теряет возможности эффективного влияния на становление новых поколений.

Файлы: 1 файл

Интернет в пространстве культуры.doc

— 639.50 Кб (Скачать)


ИНТЕРНЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

 

Современная Россия находится в  центре глобальных политических и экономических  процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого, суверенного и демократического развития требует эффективной и  адекватной реакции на современные вызовы и требует поддержания национальной конкурентоспособности во всех сферах.

Практика последних десятилетий  убедительно доказывает, что в  быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Молодежь должна быть активным, заинтересованным участником решения задач, стоящих  перед государством и обществом. В свою очередь государство и общество должны создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. Это позволит обеспечить социальное, культурное и экономическое воспроизводство, ускорить развитие страны.

Роль культуры в формировании нравственных основ молодого человека, в процессе его социализации трудно переоценить. Именно культура лежит в основе национальной самоидентификации каждого человека, без освоения и принятия ее как  своей невозможно никакое патриотическое самосознание.

В условиях доминирования высоких  технологий и сложных производственных систем культура становится непосредственной производительной силой, обеспечивая  для входящих в активную жизнь  поколений саму возможность освоения и продуктивного использования современных средств производства, приобретения и адекватного применения, необходимых в производственном процессе, коммуникативных навыков.

Таким образом, задача эффективного освоения (прежде всего молодыми людьми) «высоких» культурных ценностей сегодня как никогда актуальна.

В то же время, становление современного молодого человека происходит в значительной степени ином и к тому же стремительно изменяющемся информационно-коммуникационном пространстве, которое, прежде всего, характеризуется бурным развитием глобальных сетей цифровых телекоммуникаций (интернета, мобильной связи). При этом «высокая» культура недопустимо медленно «осваивает» это новое информационно-коммуникационное пространство и тем самым теряет возможности эффективного влияния на становление новых поколений.

 

Состояние и особенности современного интернет–пространства России

 

В последние годы интернет и его российский сегмент — Рунет — развиваются, без преувеличения, стремительно. Высокими темпами растет как аудитория, так и качество представленных в нем ресурсов. Наблюдается устойчивый рост сегмента в целом: увеличивается пропускная способность интернет-каналов, растут обороты IT-компаний. Появляются новые технические решения, делающие интернет все более доступным для пользователей по всей стране, а новые сервисы позволяют использовать его для решения все большего числа задач информационного, образовательного, делового, сервисного, коммуникационного, развлекательного и прочего характера.

Современный Интернет становится все более интегральной и все более мобильной информационно-коммуникационной средой, позволяя оплатить коммунальные услуги, посмотреть программы телевидения, послушать радиопрограммы, «сходить» в библиотеку - книги почитать, познакомиться с театральными постановками, насладиться музыкой, полистать фотоальбомы и сделать еще много чего привычного и традиционного. А без таких сервисов как электронная почта или IP-телефония современное коммуникационное пространство уже и представить себе невозможно.

Частично интегрируя в  себе традиционные сервисы и возможности, Интернет продуцирует создание огромного количества специфических (присущих только ему) услуг, сервисов, возможностей. Большинство из них связано с уникальными интерактивными свойствами Интернет-пространства. Интерактивность стимулирует активное развитие в Интернете различных форм сетевого взаимодействия пользователей, от малосодержательного (но очень широко практикуемого молодыми людьми тинейджерского возраста) общения в чатах до участия в серьезных тематических форумах и дистанционном обучении. Такое общение формирует сетевые сообщества, которые нередко перерастают в реальные сообщества.

В последние несколько  лет стали очень быстро формироваться  новые формы коллективной сетевой  деятельности, которые получили название Интернет 2.0 или Веб 2.0. Этот термин пока не имеет устоявшегося определения, но обычно под ним понимается создание в сети разнообразного контента пользователями для пользователей. Наиболее ярким представителем этого сектора интернета являются так называемые блоги (интернет-дневники), которые ведутся пользователями на любые интересующие их темы и открыты для доступа и отзывов всех других заинтересованных пользователей. Для ведения блогов созданы специальные бесплатные сервисы как во всемирной сети, так и в Рунете, максимально упрощающие возможности таких интерактивных самопубликаций. По данным «Яндекса», отслеживающего статистику по блогам, на сегодня (статистика на 21.03.2007 года) российская блогосфера представлена 454 тыс. интернет-дневников и форумов, в которых опубликовано 45,5 млн сообщений. Ежедневно в Рунете публикуется около 130 тысяч записей, из которых более 75 тысяч — в блогах1.

Такие формы самоорганизации  пользователей глобальной сети становятся все более значимым элементом современной культуры, обеспечивая им возможности для активного осмысления различных социальных процессов и в свою очередь заметно влияя на их собственное социальное развитие

Однако чрезмерная интернет-активность таит в себе и зримую опасность отрыва пользователей сети (особенно молодых) от реальной деятельности (уход в виртуальное из реального). В этом случае вместо практического решения проблем свойственных реальной жизни вокруг них осуществляются весьма абстрактные действия в виртуальном пространстве методами присущими этому пространству, а собственная результативность и успешность оценивается по реакции членов своего виртуального сообщества. То есть идет игра в решение проблемы, никак не выходящая в реальную практику. На какой-то стадии такой игры проблемы начинает формулировать сама виртуальная среда, тем самым полностью замыкая энергию и деятельностную активность пользователя интернета в виртуальном пространстве. Проблему виртуализации сознания, которая будет становиться все острее с ростом Рунета, нужно не только осознавать и изучать, но и искать способы ее купирования. Представляется, что культура в решении этой задачи играет немаловажную роль.

В части развития самой  сети интернет стоит отметить, что рост спутникового, мобильного, и беспроводного сегментов интернета делает все его возможности доступными не только из дома, офиса или учебного класса, но и практически из любой точки планеты, в том числе и в движении. Тем самым интернет становится все более всеобъемлющей и всепроникающей коммуникационно-информационной средой.

Кроме того, необходимо отметить, что постоянный рост пропускной способности интернет-каналов с одной стороны и создание все более совершенных программ для кодирования (сжатия) видео- и аудио файлов с другой стороны, создают благоприятные условия для широкого распространения качественного мультимедийного контента (его обычно называют «тяжелым» из-за большого объема потребляемого трафика и высоких требований, предъявляемых к пропускной способности интернет-каналов). Указанные тенденции наряду с постепенным снижением стоимости интернет-трафика, повышения качества и снижения цен на аппаратные средства визуализации и звукового сопровождений дают основание говорить о возможности все шире использовать интернет для активного эстетического воздействия на пользователей посредством организации трансляций явлений «высокой» культуры.

 

Некоторые количественные характеристики Рунета

Согласно данным мониторинговых исследований «Фонда общественного мнения» «Интернет в России / Россия в интернете»2 количество пользователей, заходящих в интернет хотя бы раз в полгода с 2002 года увеличилось более чем в 3 раза и к началу 2007 года составило 28 млн. человек.

В основе своей (54% всех пользователей) это молодые люди в возрасте 18-24 лет, а также представители средней возрастной группы (25-34 года), доля которых составляет 28%. При этом нужно заметить, что динамика роста числа пользователей в возрастной категории 18-24 года самая высокая, что подтверждает тезис о продолжающемся возрастании роли интернета в становлении молодого поколения.

Вместе с объемом аудитории  сетевых ресурсов растет и интенсивность  их использования. Так, доля обращающихся к Сети практически ежедневно, по данным зима 2006-2007 годов, составляет 36 процентов (зимой 2005-2006 годов - 34 процента); а пользуется интернетом хотя бы раз в неделю 66 процентов пользователей (против соответственно 63 процентов).

 

 

В то же время, по относительному количеству пользователей интернет (25% от населения страны старше 18 лет) Россия пока значительно отстает от развитых стран (Германии – 63%, Великобритании – 62%, Испания – 53%, Италия – 52%, Франция – 46%), что говорит о существенных резервах развития у нас этого сектора. При этом у нас появляется возможность на основе опыта более «интернетизированных» стран учесть и попытаться купировать определенные негативные стороны стремительного расширения интернет-пространства.

 

Нужно отметить, что в последние  годы растет относительная частота  использования интернета дома (с 32% осенью 2002 г. до 58% зимой 2007 г.) и с помощью сотовой связи (с 6% до 8% с лета 2006 г. до зимы 2007 г.), тогда как относительная популярность таких мест пользования как места работы и учебы, интернет-кафе постепенно снижается.

 

 

Это, прежде всего, говорит о существенном возрастании доли свободного времени, которое пользователи проводят в сети интернет, а так как общий баланс свободного времени современного человека (в том числе и молодого) относительно стабилен, то фиксируемый рост может происходить только за счет снижения доли других занятий. В частности уменьшения времени телесмотрения, радиослушания, сокращения времени чтения печатных изданий.

Если посмотреть на региональный разрез, то в Москве используют интернет дома уже 81% пользователей. То есть с развитием (количественным и качественным) интернет-каналов в регионах, снижением стоимости трафика и ростом уровня доходов населения доля интернета в структуре свободного времени его пользователей в регионах также будет продолжать расти, постепенно приближаясь к показателям столицы.

Подтверждают продолжающийся процесс  изменения структуры использования  свободного времени жителями страны и исследования ВЦИОМ. По его данным на январь 2005 года, по разным причинам от посещения кино, театров, концертов  отказались 28% жителей страны, а по итогам опроса на январь 2007 года на «культурную диету» сели уже 30%.

Таким образом, влияние Интернета  на все сферы жизни современного человека и, особенно, на становление  молодых людей растет не только абсолютно, но и относительно и имеет значительные перспективы дальнейшего роста. Способствует этому и уже отмечавшееся выше частичное поглощение Интернет-сервисами ряда традиционных форм проведения досуга.

Исследование российской аудитории  интернета а также динамики базовых  параметров использования Сети в  России провела и компания TNS Gallup Media3. Исследовательская компания получила данные о количестве пользователей интернета; социально-демографической структуре аудитории, ее активности; местах пользования интернетом; типах соединения. Методом случайной выборки с ноября 2005 г. по май 2006 г. опрашивалось население Москвы старше 12 лет (почти 40 тыс. респондентов) и городское население России в возрасте от 16 лет (более 60 тыс. респондентов в 129 городах, включая Москву).

Заметим, что в исследовании ФОМа опрашивалась аудитория старше от 18 лет, поэтому ряд аспектов, касающихся пользователей младше 18 лет остались вне поля внимания ФОМа.

Согласно данным, полученным TNS Gallup Media, аудитория интернета (заходящие  в Сеть хотя бы раз в месяц) за месяц в городах России составляет 15 млн. человек, или 19% городского населения страны в возрасте 16 лет и старше, в Москве — 3,6 млн. человек, или 38% населения столицы в возрасте 12 лет и старше.

Основные целевые группы интернета — люди в возрасте от 12 до 40 лет. По роду занятий это руководители, учащиеся и специалисты, а также люди со средними и выше среднего доходами. 16—19 лет — самый интернет-активный возраст, как в Москве, так и в других городах (69% и 43% соответственно заходили в Сеть хотя бы 1 раз в месяц). Женщины отстают от мужчин по активности пользования интернетом и в Москве, и в других городах, но в столице это отставание ниже. Доля активной аудитории, т.е. тех, кто пользуется интернетом 5—7 дней в неделю, составляет в России около 40%; в Москве — около 60% от месячной аудитории.

Исследование TNS Gallup Media также как  и исследование ФОМа показало, что  большинство пользователей заходят  в интернет из дома. По данным TNS Gallup Media доля пользователей, имеющих широкополосный доступ в интернет из дома, постоянно растет и составляет в России около 30%, в Москве — более 70%.

Нужно отметить, что в ближайшее  время значительный толчок развитию популярности интернета в регионах придаст активно идущий процесс интернетизации школ, осуществляемый в рамках национального проекта «Образование». Появление интернета в школах вовлечет значительную массу молодого населения страны в число его пользователей. Однако это требует и интенсивного создания качественных интернет-ресурсов, целевым образом ориентированных на школьную аудиторию, и обучения преподавателей использованию соответствующих ресурсов как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Понятно, что ресурсы культурного характера должны занять здесь одно из ведущих, если не ведущее место. В противном случае позитивно влиять на социальное становление и развитие молодого поколения с использованием интернета не удастся.

Информация о работе Интернет в пространстве культуры