Интернет в пространстве культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:57, реферат

Краткое описание

В то же время, становление современного молодого человека происходит в значительной степени ином и к тому же стремительно изменяющемся информационно-коммуникационном пространстве, которое, прежде всего, характеризуется бурным развитием глобальных сетей цифровых телекоммуникаций (интернета, мобильной связи). При этом «высокая» культура недопустимо медленно «осваивает» это новое информационно-коммуникационное пространство и тем самым теряет возможности эффективного влияния на становление новых поколений.

Файлы: 1 файл

Интернет в пространстве культуры.doc

— 639.50 Кб (Скачать)

 

 

Интернет и культура

 

Становление глобального коммуникационного  пространства, в центре которого находится  интернет, оказывает все более  существенное влияние на все стороны жизни общества, отдельного человека, на структурообразующие компоненты всей системы культуры.

С точки зрения современной философии  «…сегодня мы наблюдаем процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры и прежде всего изменяет традиционную систему культурной коммуникации.

Фактически мы оказались втянутыми  внутрь глобального коммуникационного пространства, которое резко меняет характер диалога между культурами. Сегодня коммуникация как таковая является самостоятельной силой, находящейся вне диалога культур, но оказывающей огромное влияние на диалог всех культур между собой. Она в буквальном смысле вынуждает вести диалог между культурами по своим законам и правилам. Культуры погружаются в иную внешнюю среду, которая пронизывает межкультурные диалоги, создавая предпосылку для замыкания его в среде Глобального Коммуникационного Пространства.» 4

«Современное коммуникационное пространство…  само создает правила и способы  общения, вынуждая культуры говорить на этом языке»

«Нарушается пропорция между Высокой  и низовой культурой. Последняя  становится массовой не только по количеству вовлеченных в неё субъектов, но и по упрощенному качеству потребляемого продукта.» «Доминирующим фактором оказывается не смысл или качество продукта творчества, а система их распространения (тиражирования). В этом смысле массовая культура — это типично низовая культура, но значительно усиленная новейшими средствами аудиовизуального репродуцирования.»5

 

Из изложенного выше можно сделать  вывод, что в современном информационно-коммуникационном пространстве необходимо искать возможности  повышения продуктивности методов распространения явлений и образцов, прежде всего, «высокой» культуры и искусства для широких и разнообразных групп населения. При этом в качестве основного адресата такого распространения должна рассматриваться молодежь.

При таком подходе общая цель дополнительных государственных вложений в создание механизмов распространения «высокой» культуры — повышение качества человеческих ресурсов и соответственно их производительных возможностей.

Очевидно, что интернет лишь один из возможных путей распространения культурных ценностей (здесь велика роль и радио, и телевидения, и других электронных, а также печатных средств, но непререкаемый авторитет сохраняют «живые» события и/или слово), но по своим сегодняшним и, тем более, перспективным возможностям, несомненно, наиболее продуктивный. Кроме того, возможностями интернета может быть, как минимум, дополнен (а где-то и заменен) любой другой вид распространения.

В настоящее время в интернете присутствует определенное количество ресурсов распространяющих явления высокой культуры, готовящих граждан к их восприятию. К наиболее известным из них Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации относит справочно-информационные порталы: «Грамота.ру», посвященный популяризации знаний о русском языке; «Религия и СМИ», посвященный вопросам истории и современного состояния религии в России и мире; информационно-аналитический сайт «Соотечественники», призванный содействовать развитию сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ и Балтии и межнациональному общению; интернет-сайт «Аниматор.ру», представляющий собой энциклопедию российской анимации, включающий в себя полную базу данных о российской анимации и ее создателях, новости анимации, критические материалы и др.; интернет-журнал «Музыка для всех», информирующий о различных музыкальных стилях, жанрах и направлениях, современном развитии, о композиторах, исполнителях; интернет-портал «Культура-портал.ру», содержащий информацию о традиционной культуре, истории и современных направлениях развития искусства; электронный каталог «История отечественного кинематографа»; юбилейный сайт «150 лет Третьяковской галерее»; интернет-портал «Музеи России» и др.

Одним из удачных примеров социально  значимого проекта по внедрению  информационных технологий в развитие художественной культуры, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации считает деятельность осуществляемую НП «Культу.Ру!».

В то же время, оценки сделанные ГИВЦ Роскультуры на основе анализа контента по статистике поисковой системы «Яндекс» показывают, что доля ресурсов в интернете, которые условно можно отнести к культуре, составляет чуть больше 0,62% от всех ресурсов интернета, зарегистрированных в Рунете.

При этом сами ресурсы культуры распределяются по следующим категориям:

 

Рубрика

Число сайтов

Процент

Примечание

Культура в целом

12980

0.62%

К общему числу сайтов

Музыка

4146

32.0%

от числа сайтов о культуре

В основном популярная музыка в формате MP3

Литература

2132

16.4%

Популярные электронные библиотеки.

Много взаимных зеркал

Кино

1960

15.0%

Реклама и трайлеры

Театры 

951

7.3%

Часть это сайты конкретных театров, а в основном афиши и продажа билетов

Музеи

503

3.8%

Чаще всего действительно музеи, но контента не много

Фотография

1267

9.7%

В основном личные архивы, реже фотография как искусство

Изобразительные

искусства

1227

9.4%

Галереи

Танец

430

3.3%

Очень разное, но много частных школ

Универсальные

299

2.3%

 

Прочее

65

0.5%

 

 

Нужно отметить, что в раздел Культура попадает весьма значительное количество (не менее половины) ресурсов информационного характера, которые трудно отнести собственно к культуре. Высок процент (32% от всего раздела) популярной музыки, которую сложно отнести к «высокой» культуре. То есть ресурсов способных позитивно повлиять на культурный уровень пользователей интернета еще в 3-5 раз меньше, а к «высокой» культуре можно вообще отнести единицы.

Близкие результаты дает и аналогичный  анализ, осуществленный ГИВЦ Роскультуры  по данным поисковой системы «Рамблер».

Учитывая сложившуюся ситуацию, рассчитывать на спонтанное приобщение потребителей (прежде всего, молодых людей) к указанным ресурсам нет ни малейших оснований. Равно как нет оснований считать возможным сколь либо значительно изменить приведенное соотношение. Даже если гипотетически увеличить количество ресурсов «высокой» культуры в 100 раз, то ее сектор в интернете не превысит и одного процента, что, по-прежнему, сделает статистически мало вероятным случайное попадание пользователя на ресурсы культуры.

Здесь важно понимать, что приведенные количественные оценки сегмента «высокой» культуры, подчеркивающие, что он принципиально не может стать не только доминирующим, но и сколь либо значительным в рамках всего инфомационно-коммуникационного пространства и особенно интернет-пространства, не есть основание для утверждений о неэффективности использования интернета в целях «культурной экспансии». Просто решение лежит в более широкой плоскости.

Для того, чтобы обеспечить приобщение значимого количества молодых людей  к ценностям «высокой» культуры через интернет необходимо решить следующие взаимоувязанные задачи:

1. Обеспечить создание и размещение  в интернете необходимого количества высококачественных, разнообразных по видам культуры и искусства, сложности восприятия, целевым аудиториям, постоянно обновляемых ресурсов «высокой» культуры;

2. Обеспечить возможности широкого, малозатратного доступа к указанным  выше ресурсам по интернет-каналам  в том числе через локальные  научно-образовательные сети;

3. Создать комплексную систему  активной ориентации детей и молодежи (начиная с дошкольного возраста) по практическому использованию ресурсов «высокой» культуры, размещаемых в интернете.

То есть, имеющиеся и вновь  создаваемые ресурсы «высокой»  культуры должны активно продвигаться, пропагандироваться, использоваться в практической деятельности всеми воспитательными институтами начиная с детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, систем НПО, СПО, ВПО, а также молодежными общественными объединениями и другими НКО.

Иными словами продвижение ценностей «высокой» культуры есть задача комплексная и межведомственная. Соответствующим образом должна планироваться как сама деятельность в этом направлении, так и осуществляться оценка ее результативности.

При этом главной задачей при  создании ориентирующихся на ценности «высокой» культуры интернет-ресурсов должно стать поддержание их качества и конкурентоспособности с интернет-ресурсами иного характера. Молодой человек, который пришел на «культурный» интернет-ресурс не должен быть разочарован ни его оформлением, ни заложенными в нем мультимедийными и интерактивными возможностями, ни формой и качеством представленного контента.

При таком подходе становится мало актуальным и вопрос о регулировании  интернет-пространства посредством различных запретов и ограничений цензурного характера. Интернет-ресурсы, ориентированные на эксплуатацию базовых человеческих инстинктов, должны постепенно и последовательно вытесняться позитивными (прежде всего «культурными») ресурсами за счет их высокого качества, разнообразия, а также мерами комплексного, целенаправленного воспитательного воздействия на молодое поколение. Этот тезис ничуть не умаляет необходимости жесткой борьбы с интернет-ресурсами террористической направленности или запрещенными порнографическими ресурсами.

В свою очередь, интернет-ресурсы, поддерживаемые государством, должны задавать образцы и стандарты для подражания и желания использовать их при инициативном создании пользователями собственных продуктов в интернете. Тем самым за счет стимулирования инициативы и самодеятельности пользователей, целенаправленного формирования «моды на «высокую» культуру могут быть созданы условия для веерного распространение пропагандирующих ее интернет-ресурсов. Те же интернет-дневники и форумы Интернета 2.0 могут сыграть здесь весьма заметную роль. С одной стороны это практически без затрат может значительно увеличить количество ресурсов культурного содержания в интернете, но, главное, позволит молодым людям на практике осуществить активное освоение пластов «высокой» культуры, использовать особенности и возможности интернет-пространства, чтобы выступить субъектом в процессе формирования новых культурных ценностей.

Выше уже говорилось, что, при  организации государственной поддержки  ведущих интернет-проектов в сфере культуры в конечном счете объектом государственной поддержки становятся граждане страны (прежде всего молодые, находящиеся в процессе социализации, самоидентификации, усвоения знаний, выработки собственных нравственных критериев и оценок).

В свою очередь, они же становятся и субъектами процесса распространения образцов «высокой» культуры, так как выступают в качестве ретрансляторов несущих полученные и осмысленные «культурные заряды» в свои референтные группы. При этом с одной стороны происходит упрощение культурной информации, но с другой стороны осуществляется ее адаптация к особенностям и возможностям восприятия каждой конкретной группы. Понимание этого принципиально важно, так как позволяет уже при формировании соответствующего интернет-ресурса заложить в него такие механизмы (например, форумы), которые должны будут стимулировать расширение воздействия за счет его децентрализации.

При этом воздействие на различные  аудитории будет тем продуктивнее, чем в большей степени оно  ориентировано на конкретный сегмент  потребителей. Это требует увеличения разнообразия ресурсов несущих «высокую» культуру через интернет и их специализации для различных сегментов потребителей.

При этом необходимо учитывать, что  для полноценного восприятия «высокой»  культуры нужна предварительная  подготовка (и это, прежде всего, касается молодых людей), что также требует увеличения разнообразия создаваемых ресурсов с градацией их по сложности восприятия, а также создания специальных материалов подводящих к пониманию явлений «высокой» культуры, разъясняющих в ненавязчивой форме их язык, особенности, достоинства.

 

О некоторых способах повышения количества материалов о  явлениях культуры в интернете

 

Для относительно быстрого повышения  количества материалов о явлениях культуры в интернете представляется целесообразным включение в проекты, реализуемые в области культуры (по крайней мере, те, которые осуществляются с участием государства) как их неотъемлемой составной части размещения (частичного или полного) видеоотчетов об этих событиях в сети интернет. Здесь приемлемы как трансляции в реальном времени, так и видеозапись для последующего размещения в интернете. Оптимальным будет, если такое требование станет неотъемлемой составляющей отчетов об осуществленном за счет бюджетных средств культурном мероприятии. На практике это требование может быть достаточно просто реализовано через соответствующие требования в конкурсной документации.

 

Такой подход:

    • позволит в относительно короткие сроки заметно увеличить объем и разнообразие материалов из сферы современной культуры и искусства, которые могут быть размещены в интернете;
    • стимулирует привлечение для этих целей внебюджетных средств, ориентировав спонсоров мероприятий на целесообразность организации трансляций в интернете;
    • стимулирует поиск продуктивных и разнообразных технических решений по организации трансляций различными технологическими компаниями;
    • даст возможность сформировать в цифровом формате банк событий современной «высокой» культуры и облегчит привлечение на эти цели средств спонсоров;
    • позволит распространять лучшие образцы отечественной культуры в глобальном информационном пространстве;
    • позволит поддерживать связность пространства русского языка;
    • и пр.

Информация о работе Интернет в пространстве культуры