Интернет-среда как новое пространство культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 18:22, реферат

Краткое описание

Кто в детстве не мечтал об идеальном мире, где физическая сила не играет никакой роли, о мире, где любой может сказать то, что думает, о мире, где можно быть анонимом-невидимкой или известным героем на свой выбор, о мире, где... Вообще, о мире, в котором сбываются мечты? И вот он возник - и имя ему - Интернет. Интернет это одно из самых значительных демократических достижений технологического процесса. С его появлением информация становится потенциальным достоянием большинства жителей планеты. Все глобальные коммуникации, связанные с телеграфом, телефоном, радио, телевидением и компьютерной техникой, ныне интегрируются в единое целое - Интернет.

Файлы: 1 файл

55974.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Центр открытого образования ФИСТ

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Культурология

На тему: «Интернет-среда как новое пространство культуры»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ЛВУ-21

Колединский Дмитрий

Преподаватель:

Камалова Р.Ш.

 

 

 

 

Ульяновск 2010


 

Введение

 

Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования.

Понятия “виртуальная культура”, “всемирная паутина”, “сеть сетей” и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной.

Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.

Сейчас в обществе возник ярко выраженный социокультурный разрыв между теми, кто имеет доступ в Интернет, и теми, кто к нему доступа не имеет. У первых появляются новые возможности, свободный и оперативный доступ к информации, от погоды до поиска работы, что, безусловно, дает им большие преимущества - для них начинается другая жизнь. Если Интернет станет доступен каждому, это станет колоссальным преимуществом не только для системы образования, но и для культуры общества в целом.

Чтобы понять масштабность воздействия Интернет на культуру и образование, необходимо осмыслить его не только как "одно из" явлений, но и как глобальное событие. С образованием случилось нечто серьезное и необратимое, когда в ней появился Интернет.

Кто в детстве не мечтал об идеальном мире, где физическая сила не играет никакой роли, о мире, где любой может сказать то, что думает, о мире, где можно быть анонимом-невидимкой или известным героем на свой выбор, о мире, где... Вообще, о мире, в котором сбываются мечты? И вот он возник - и имя ему - Интернет. Интернет это одно из самых значительных демократических достижений технологического процесса. С его появлением информация становится потенциальным достоянием большинства жителей планеты. Все глобальные коммуникации, связанные с телеграфом, телефоном, радио, телевидением и компьютерной техникой, ныне интегрируются в единое целое - Интернет. Речь идет о механизме распространения информации, объединения людей и их взаимодействия независимо от расстояния, временных, государственных и многих других границ. Интернет превзошел и превосходит все ожидания и прогнозы. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что глобальная сеть Интернет перестала быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стала новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей.

Как следствие, у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.

 

INTERNET, общая характеристика

 

- Знаете, что самое плохое в Интернете?

- Что???

- Если  его узнаешь, то не сможешь  без него жить.

Из разговора.

История развития сети Интернет

В 1961 году Defence Advanced Research Agensy (DARPA) по заданию министерства обороны США приступило к проекту по созданию экспериментальной сети передачи пакетов. Эта сеть, названная ARPANET, предназначалась первоначально для изучения методов обеспечения надежной связи между компьютерами различных типов. Многие методы передачи данных через модемы были разработаны в ARPANET. Тогда же были разработаны и протоколы передачи данных в сети - TCP/IP. TCP/IP - это множество коммуникационных протоколов, которые определяют, как компьютеры различных типов могут общаться между собой.

Эксперимент с ARPANET был настолько успешен, что многие организации захотели войти в нее, с целью использования для ежедневной передачи данных.

И в 1975 году ARPANET превратилась из экспериментальной сети в рабочую сеть. Ответственность за администрирование сети взяло на себя Defence Communication Agency (DCA), в настоящее время называемое Defence Information Systems Agency (DISA). Но развитие ARPANET на этом не остановилось; Протоколы TCP/IP продолжали развиваться и совершенствоваться.

В 1983 году вышел первый стандарт для протоколов TCP/IP, вошедший в Military Standarts (MIL STD), т.е. в военные стандарты, и все, кто работал в сети, обязаны были перейти к этим новым протоколам. Для облегчения этого перехода DARPA обратилась с предложением к руководителям фирмы Berkley Software Design - внедрить протоколы TCP/IP в Berkeley(BSD) UNIX. С этого и начался союз UNIX и TCP/IP.

Спустя некоторое время TCP/IP был адаптирован в обычный, то есть в общедоступный стандарт, и термин Internet вошел во всеобщее употребление. В 1983 году из ARPANET выделилась MILNET, которая стала относиться к Defence Data Network (DDN) министерства обороны США. Термин Internet стал использоваться для обозначения единой сети: MILNET плюс ARPANET. И хотя в 1991 году ARPANET прекратила свое существование, сеть Internet существует, ее размеры намного превышают первоначальные, так как она объединила множество сетей во всем мире. Число хостов, подключенных к сети Internet, выросло с 4 компьютеров в 1969 году до 14 миллионов в 1997 году.

Число пользователей ежегодно удваивается. Если в 1980 г. Интернет объединял лишь 25 сетей, то через 15 лет - уже свыше 44 тысяч университетских, государственных и корпоративных сетевых систем 160 стран мира, связанных высокоскоростными частными и общедоступными средствами связи. За один 1995 год к Интернет подключились от 40 до 50 млн. компьютеров и по оценкам число их ежемесячно увеличивается на 10-20 %.

Согласно исследованию, которое Neielsen называет первым в истории анализом глобального распространения Интернета, население всемирной Сети в 20-ти странах приближается до 300 млн. (2000год) В Северной Америке людей с домашним доступом к Интернет наибольше (близко 150 млн.), ее догоняют европейские страны, где в совокупности таких людей - 82 млн. Лидируют Великобритания, Германия и Италия, частица которых в европейском населении Интернета превышает половину. Исследование также показало, что большинство пользователей имеют доступ к Интернету из дома, а не на работе. Исключения составляет Швейцария, где тех и тех поровну. [2]

Правда и вымысел

Говорят, что с переписыванием по е-маіl'у надо быть осторожным, ведь кто-нибудь может послать вашему другу от вашего имени всякие гадости, а его ответы перехватывать, чтобы не дать ему прояснить ситуацию. Так, действительно, бытовое переписывание передается по Интернету в незашифрованном виде, его можно перехватить и подсмотреть на почтовом сервере и даже сфальсифицировать. Только для занятия этим нужна высокая квалификация и доступ к этому серверу. А его могут получить люди только трех профессий: сисадмин - который с большим интересом поиграет в свободное время в Quake, хакер - которому некогда заниматься глупостями (ведь платят не за прочитанное письмо, а за сломанный сервер) и, в конце концов, те, кому положено.

Еще говорят, по Сети крадутся хакеры, взламывая все подряд, воруя из компьютеров деньги, билеты, телефоны любовниц и сталкивая с орбиты космические спутники.

Не верьте. Это клевета. Деньги расходуются сами собою, билеты - просто теряются, а космические спутники по TCP/IP заваливать не обязательно - они и сами падают.

Виртуальная реальность

"Виртуальная  реальность - это замена действительной  реальности.

Новая реальность, которая лучше действительности". [5]

"Трудно  жить без виртуальности, если  хоть раз в ней побывал".

Странный факт: увеличение степени реализма технологий виртуальной реальности не оказывает влияние на усиление влияния этой реальности. Так как, становясь реальным, виртуальный мир перестает будить воображение. Так как самое «что-то-не-совсем-реальное» стимулирует силу нашего воображения и представлений. Мы берем то, что читаем и переводим воображением во что-то живое и яркое... Мысленный мир, виртуальная реальность. Но реальность. Почему? Так как, если ты "там", то для тебя этот мир реальный - ты общаешься, ссоришься, обижаешься... то есть живешь. А жить можно лишь в реальном мире. И люди, которые по определенным причинам убегают в этот мир от реальности, наделяют его реальностью, делают более реальным, чем реальная жизнь и живут в нем с удовольствием.

Сейчас в русской Сети появилось сообщество антивиртуалов, которые борются против "ненатуральных" способов общения. Любой может зайти на их страницу и подписаться под их манифестом.

 

ИНТЕРНЕТ КАК СОБЫТИЕ КУЛЬТУРЫ

 

Обычно в разговорах под рубрикой "Интернет и культура" речь идет о том, что Интернет - это новый и весьма эффективный способ представления культуры в средствах массовой коммуникации. Но здесь есть и нечто большее. Интернет - это не просто один из найденных человечеством способов хранения и трансляции культурного опыта, это такой способ организации культурного содержания, который вносит существенное изменение в архитектонику самой культуры. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста. Построение и освоение такого текста подобно прогулке по "саду расходящихся тропок". Придуманный Х.Борхесом "Сад" - гениальная метафора культурного пространства, выстроенного как гипертекст.

Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве. Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание. Феномен Интернет открывает новый горизонт культуры - ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад каждого.

Одна из важнейших сфер воздействия Интернет на культуру - образование. Нет культуры без образования. Система образования может быть определена как квинтэссенция любой культуры. В ней определенным образом "упаковано" ее важнейшее содержание. Например, система образования культуры нового времени "упаковывает" содержание культуры, разделяя его по отраслям знаний (предметный урок, факультет, учебные дисциплины и т.п.) и по уровням сложности, по логике развития сложности (класс, уровень образования, научные степени и т.п.) Книжная форма хранения и распространения информации адекватна и отраслевой культуре Нового времени, и "классно-урочной" архитектуре образования.

Современная система образования, которая начинает интегрировать в себя новые образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютера, качественно меняет "упаковку" культурного содержания. Интернет не терпит книжной организации текста, где фрагменты текста следуют один за другим, подобно вагонам, сцепленным в единый состав, в соответствии с единственной волей их автора. Интегрированный во всемирную паутину, текст обрастает гипертекстовыми полями, в нем возникают новые созданные "кем-то" произвольные связи, он в значительной мере утрачивает своего автора и выстроенную им смысловую законченность. Текст превращается в черновик.

Внедрение компьютера с его гипертекстовым пространством в систему образования разрушает старую тоталитарную в своей основе архитектонику педагогического пространства, где преподаватель-предметник являлся по существу единственным персонажем педагогического действия, и функция которого заключалась, главным образом, в озвучивании учебника (законченного текста). Возможности сетевого образования подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть педагогического пространства компьютеру, делая его более персональным. Дело преподавателя-предметника в новой модели образования - подготовка гипертекстовых учебных материалов и организация работы с ними в форме живого диалога.

Тема "Интернет и культура" имеет еще один важный аспект - это культура самого Интернет, самой деятельности в глобальных сетях. Многократно умножив степени свободы, информационное общество должно решать проблему новой информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности. Глобализация культурной и социальной жизни тысячекратно увеличивает долю этой ответственности. Интегрировав человека в целостность мировой культуры, Интернет оставляет его наедине с собой.

 

Причины "бегства" в Интернет, или ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИЗБИРАЮТ ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

 

Все причины можно разделить на 10 больших разделов. Рассмотрим их поподробнее:

1. Внешние причины:

 - Травматическая ситуация, стресс, породившие отчуждение от реального мира и людей. У человека возникает потребность отделиться от других, спрятаться от них, никого не видеть, но ему нужны поддержка и общение с людьми и они обращаются к Сети. Так, например, девушка, которая пережила изнасилование, не может общаться с "живыми" людьми. Интернет дает ей возможность жить дальше.

- Дезадаптация  к реальной жизни.

- Общение  со знакомыми, которые находятся  на расстоянии - в других странах, городах, в таком случае Интернет  просто быстрое и значительно  более дешевое средство связи.

Информация о работе Интернет-среда как новое пространство культуры