Интернет-среда как новое пространство культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 18:22, реферат

Краткое описание

Кто в детстве не мечтал об идеальном мире, где физическая сила не играет никакой роли, о мире, где любой может сказать то, что думает, о мире, где можно быть анонимом-невидимкой или известным героем на свой выбор, о мире, где... Вообще, о мире, в котором сбываются мечты? И вот он возник - и имя ему - Интернет. Интернет это одно из самых значительных демократических достижений технологического процесса. С его появлением информация становится потенциальным достоянием большинства жителей планеты. Все глобальные коммуникации, связанные с телеграфом, телефоном, радио, телевидением и компьютерной техникой, ныне интегрируются в единое целое - Интернет.

Файлы: 1 файл

55974.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

1) диалоговую  коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ);

2) полилоговую  коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты);

3) однонаправленную  коммуникацию (объявления, реклама, отзывы  и т.п.). В рамках этих типологий  выделяют: Интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая  книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является  полилоговой коммуникацией в  режиме off-line.

Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и, направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Основными функциями общения являются следующие:

- Прагматическая. Реализуется при взаимодействии  людей в процессе совместной  деятельности.

- Формирующая. Проявляется в процессе формирования  и изменения психического облика  человека.

- Подтверждающая. Возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

- Организация и поддержание межличностных отношений.

- Внутриличностная функция общения.

При взаимодействии человека с информационными системами происходит преобразование деятельности за счет опосредования ее знаками.

В основе формирования сетевого сообщества на базе Интернет, может лежать заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии между собой. Отнесение себя к сообществу, связано с эмоциональной включенностью в общение с другими участниками, потребностью в аффилиации, что является реализацией частных целей и потребностей участников общения.

Говоря об особенностях Интернет-общения, Минаков А.В. выделяет затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербального компонента в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор).

Эмоции в Интернет-пространстве присутствуют в скрытой форме. Эмоции характеризуют степень включенности индивида в процесс общения. Широкий спектр человеческих эмоций, который присутствует в процессе общения, представлен в Интернет-среде следующими формами:

  • значки-смайлики;
  • самоатрибуция;

Значки-смайлики представляют наиболее удобную и легко распознаваемую форму выражения эмоций. То, что в телефонном разговоре было бы выражено интонацией, в Интернет-общении выражают смайликами. Значки-смайлики придают сухому тексту окраску и снимают официальность.

Следующей формой выражения эмоций в Интернет-пространстве является самоатрибуция. Атрибуция - когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного. Суть атрибуции заключается в наделении людей качествами, которые не могут быть результатом непосредственного восприятия, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются, приписываются им. Атрибуция – это попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания. Проявление эмоций через самоатрибуцию в Интернет пространстве может выражаться через прописывание своего психического состояния. Вследствие скудности проявления эмоций в Интернете, самоатрибутивные характеристики выступают формами выражения эмоционального состояния субъекта общения.

В целом, эмоции в Интернет пространстве находят свое выражение в синтезированной форме, которая включает в себя вышеперечисленные значки-смайлики, средства литературной образности и самоатрибуцию.

Общение в Сети имеет относительно недолгую историю по сравнению с общей историей коммуникации людей. Еще не до конца выработаны основные правила и положения такой коммуникации, нет эмпирических данных касающихся влияния Интернет-общения на общество в целом и на человека в частности. Перспективным для изучения является вопрос экспериментального исследования психических состояний в Интернет-среде и разработка критерия идентификации эмоций в процессе общения в Интернет-пространстве.

 

Отношения между людьми в сети

 

- Сергей, - говорю, - это Ирина.

- Какая Ирина? Ник у тебя какой?

- Нету у меня никаких ников, - отвечаю. - Я единственный ребенок  в семье.

- А мы где с тобой познакомились? - спрашивает он. - В чате или  через Аську?

- Мы с тобой познакомились  через Ленку. На ее дне рождения...

В Интернете есть чувства, эмоции, люди ссорятся, общаются, обижаются... а поэтому есть и отношения. Причем целиком реальные. И все зависит от того, насколько близко их "принимать к сердцу". Чаще всего бывает, что виртуальные отношения захватывают человека своей легкостью, и вот он забывает про своих реальных друзей, и начинает и в реале думать про своих кибердрузей. Так, для примера, опишем такой случай.

Двое 16-летних молодых людей познакомились в киберпространстве и решили заключить виртуальный брак. Их союз был скреплен настоящим пастором, который подключился к ним on-line. После "венчания" пара проводила огромное количество часов в своих терминалах и общалась друг с другом, избрав виртуальные взаимоотношения вместо реальной жизни. Все было хорошо несколько месяцев - пока юноше не понравилась другая молодая особа (19 лет). Он влюбился в нее и их чувства оказались взаимными. На этом виртуальный брак распался. Его первая девушка надолго впала в депрессию. Кто знает, может теперь та девушка перенесет свой отрицательный опыт виртуальных взаимоотношений с мужчиной в реальные взаимоотношения с реальными людьми?

Признаки виртуального романа (ВР):

1. ВР  имеет место, если партнеры начинают писать друг другу регулярно, конкретнее - каждый день (или каждый рабочий день, если компьютер у кого-то только на работе). Например, самые пылкие варианты ВР в фазе "разгара" - обмен с "виртуальной(ым) любимой(ым)" двумя-тремя "диалоговыми пакетами" на протяжении одного дня (и значительной части ночи - все-таки днем и работать надо). Таким образом, особый индикатор - время отправления письма. Не забудьте посмотреть, когда отправил вам партнер свое письмо. Если вдруг это глубокая ночь, то, значит, вашего партнера "зацепило".

2. ВР  имеет место, если длина письма вырастает многократно по сравнению с первичной. ВР в своем разгаре временами смахивает на "запой", который покушается на ваше время, силы, финансы и, главное, ваши эмоции в не меньшей степени, чем любая другая захватывающая игра. Если вы планируете "массированно" поиграть в ВР - и еще и проводить "сеансы одновременной игры на многих досках", то сразу лучше возьмите отпуск на пару недель (опыт показывает, что быстрее, чем за одну неделю, "виртуальный роман" прогореть не успевает).

3. ВР  имеет место, если участники игры активно приспосабливают свой стиль коммуникации друг к другу. Например, подхват техники "диалогового оформления" писем - с цитированием предшествующих реплик из предыдущих писем.

4. Кроме  формальных признаков (частота, объем, формат) претерпевает динамику содержание писем: например, люди решают в какой-либо момент перейти с "Вы" на "ты", но это отнюдь не важнейший признак ВР.

5. ВР  имеет место, если в ответ на предположение о наличии у партнера каких-то личных качеств тот начинает соглашаться или возражать на это предположение настолько развернуто (тратя на создание этих развернутых текстов немало времени и сил), что в искренней увлеченности сомневаться уже не приходится

6. ВР  имеет место, если мужчина и  женщина, кроме комплиментов и "поддевок" в адрес друг друга, начинают  обмениваться своими "впечатлениями о жизни" - своими представлениями о людях, своими "вкусовыми оценками" разных вещей. Кстати, здесь - в мире "виртуального романа" - о вкусах именно и спорят, а ради чего еще люди тратят время на эти игры? Играть-то они играют, но все-таки и ищут тоже! Они, прежде всего, ищут с помощью ВР единомышленников, с которыми бы у них совпадали не только мысли, но и чисто эмоциональные, чисто вкусовые оценки

7. ВР  имеет место, если в какой-либо  момент партнеры начинают, кроме "шуток" и "оценочных суждений" (типа "не люблю я Киркорова"), включать в письма информацию о своих реальных обстоятельствах жизни, которые могут их не только радовать, но беспокоить, огорчать (например, "денег нет..."). Но это происходит далеко не сразу, и это "доверие" нужно терпеливо завоевывать, поддерживая всячески суверенитет партнера. Внимание: вот тут-то ваш роман уже совсем перестает быть безобидной игрой. Если партнер перед вами открылся, значит, вы его "приручили", и вы уже за него отвечаете (как писал Сент-Экзюпери в "Маленьком принце"). После этого всякая дальнейшая мистификация может оказаться глубоко аморальным и грязным делом. Будьте осторожны!

8. Ну  и, конечно, важнейшим признаком  ВР есть явное или скрытое (в виде намеков разной степени прозрачности) присутствие сексуально-эротических мотивов в переписывании. НО! пункт 8 не следует считать главным и все сводить к нему.

Хорошо раздувает "пламя самообольщения" и работа, которую вы проделываете. Если после пятой попытки, "чертыханья" после каждого обрыва связи или зависание вам в конце концов удается послать своему(ей) любимому(ой) "виртуальный букет", то после этого вы сами невольно думаете о том, каким дорогим есть для вас ваш партнер (на самом деле - дорогим по себестоимости затрат работы).

Любой строит желательный образ партнера таким, который ему самому нравится. Другое дело, если вы стремитесь познакомиться с кем-то реально. В этом случае фотокарточками надо обмениваться как можно скорее.

Последствия ВР:

1. Девиртуализация. Постарайтесь в этом случае добиться и у партнера, и у себя самого (что бывает даже более сложно) ясного понимания того риска, который связан с потерей виртуальности. При этом приобрести реального интимного друга очень тяжело, а утратить виртуального партнера - очень легко, так как одностороннее, а часто и обоюдное разочарование во время встречи очень тяжело замаскировать, и после этого восстановить былой уровень взаимного увлечения оказывается просто невозможно.

2. "Раздражающая слабость". "Бушующий" виртуальный роман может вызвать действительное нервное утомление, которое нередко обнаруживается в таком симптоме, как "раздражающая слабость": переутомленного человека вдруг начинает бесить то, что раньше радовало его и приносило приятности. И даже не только окружающие люди (они-то раздражали, как правило, еще до виртуального романа - подходят, чего-то хотят, отвлекают от компьютера...), но и когда-то такие милые и желательные партнеры по роману. Их шутки начинают казаться плоскими и вульгарными, логические переходы - причудливыми и непонятными, ответы - уклончивыми, а вопросы - бесцеремонными. А мы временами даже и не подозреваем, что все дело только лишь в утомлении.

3. "Потеря независимости". Виртуальный роман может вызвать ощущение психологической зависимости, подобно наркотику. Формируется просто привычка - регулярно, как минимум раз в день, получить письмо от Его (Ее) и просидеть два-три часа, пройдясь в N-й раз по уже известному кругу вопросов. Появление повторов, зацикливание, незаметное соскальзывание к самоцитированию - все это признаки "устарения" виртуального романа. Почему же тогда он продолжается, если никак не развивается, не дает ничего нового? Просто по механизму симпатии. Мы чувствуем, что привязались к чему-то или кому-то, ощущаем дискомфорт и, как следствие, начинаем злиться на того, кто, как нам кажется, есть виной, - на партнера. И вот уже весь опыт взаимной психотерапии (наработанный в ходе этапа искреннего восхищения и обольщения) идет на нет, так как за "потерю независимости" люди мстят, сами не понимая, какой разрушительный эффект дает им самим эта месть.

В будущем может так быть, что своим внукам много наших современников оставят не сундучок с любовными письмами, которые адресованы своим любимым, а архив e-mail-писем на дискете, или history message ICQ.

Но не все было бы так плохо, если бы для себя мы не столкнулись с тем, что слово "романтика" просто стало исчезать из лексикона кибер-молодежи. Познакомиться с девушкой стало до отвращения просто - всего-навсего следует залезть в сеть, зайти на какой-нибудь сайт, посвященный знакомствам, подобрать себе девушку по необходимым параметрам (вес, рост, возраст), и для необходимых целей, будь то любовная переписка или же сексуальные отношения.

Если сейчас ходят анекдоты про мужа, который внезапно возвратился из командировки, то через пару лет, они будет заменены анекдотами о том, как муж, случайно запустив ICQ жены, прочитал history message.

Кроме отношений любви и симпатии, также реально воспринимаются "наезды", ругательства и ссоры. Есть случаи, когда кто-то, не выдержав, начинал требовать реальных выяснений отношений или разыскивать собеседника по клубам и Интернет-кафе, чтоб отомстить.

Относительно межполовых отношений в Сети, в частности на чатах, следует сказать, что они значительно отличаются от реальных, вследствие значительного меньшего количества девушек, чем ребят. В среднем на каждую девушку приходится 6-7 ребят. Поэтому к девушкам на любом чате относятся очень почтительно и с уважением. Есть лишь единичные случаи, когда ребята оскорбляли девушку - но она должна была очень их "довести".

Человек может сообщить незнакомцу о своей персональной жизни, рассказать, что произошло за день, о своих успехах, и т.п. Через этот непосредственный обмен персональной информацией можно легко стать включенным в жизни других, хотя в реале и не встретиться. Интернет сближает людей, что более медленно происходит в реале.

 

Заключение

 

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что формирование информационных ресурсов и создание на этой основе информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет необходимо, начинать с формирования региональных секторов, т.е. на основе формирования распределенного информационного ресурса, доступ к которому будет обеспечиваться современными возможностями компьютерных и телекоммуникационных технологий. Исследование региональной культурно-образовательной среды в сети Интернет как социального явления предполагает выяснение ее сущности, структуры, региональных особенностей, определения места и роли в системе общественного воспроизводства и развития. Такое рассмотрение культурно-образовательной среды, помимо основных вопросов общетеоретического характера, имеет также социологический, культурологический аспекты исследования.

Информация о работе Интернет-среда как новое пространство культуры