Христианский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Оглавление

Введение
I. Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба в Римской империи.
II. Особенности христианского вероучения и христианский тип личности.
III. Библия – памятник культуры мирового значения.
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

Культурология..doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Гонения, испытанные христианством  в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его  мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и  пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученики"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще образ мученика становится в христианской этике центральным.

Основой вероучения признаны священное  писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

Важное место в православии  занимают обряды-таинства, во время  которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого первородного греха, становится правоверным христианином;

В таинстве миропомазания верующему  подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных - сразу же за крещением, а у католиков - через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы «божественную благодать», «дары святого духа».

В таинстве причащения верующий под  видом хлеба и вина вкушает  самое Тело и Кровь Христову для  Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается  через епископское рукоположение  при возведении того или иного  лица в сан священнослужителя. Право  совершения этого таинства принадлежит  только епископу.

В таинстве брака, которое совершается  в храме при венчании, благословляется  супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается  на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

 

Христианский тип личности:

Проповедуя, Иоанн Креститель возвещал, что приблизилось спасение, и тем  явил его людям. То поведение, к которому нас обязывает наш христианский долг, мы можем сравнить с его проповедью.

В нем обретает свое выражение  наша личность: главное в нас - не то, что мы священники, или монахи, или рабочие, или отцы семейства, а то, что мы - христиане, чем бы мы не занимались. Мы утверждаем, что спасение уже действует среди людей, являя его и свидетельствуя о нем перед всеми.

И, как мне представляется, основные моменты христианской жизни, нас характеризующие, таковы: Христос  есть спасение, присутствующее в истории и существовании.

Вера в отрыве от жизни  бесполезна и теряет свой смысл. Точно  также жизнь без веры суха и  лишена смысла, конечной цели, которой  подчинено все. А вера состоит  в признании того, что Иисус  Христос - спасение присутствующее в истории и существовании. Присутствующее столь же реально, как жена или муж, мать или отец, друзья, коллеги по работе, события, о которых пишут газеты, хотя о присутствии Христа ни одна газета не пишет.

В Христе - исчерпывающий  смысл прозрачного неба в этот ветреный вечер, моей личности, всех нас, всего мира. Утверждать, что Христос есть спасение, - значит начертать путь, на котором все должно исполниться и совершиться.

Нам было дано время, чтобы  эта вера, это сознание, ощущение присутствия Христа созрели в нас.

Христос в истории подобен утреннему  солнцу, подобен заре. И человек, никогда не видавший солнца, всегда живший в ночи, застыл бы в изумлении, видя, как занимается заря. Очертания предметов становились бы яснее, оставаясь, однако, еще расплывчатыми и неясными. И даже если бы этот человек не мог представить себе сияния солнца в зените, он все же почувствовал бы, что происходит что-то необычайное, что заря - это начало: начало дня.

Земля, земное существование, история - для христианина как бы начало, заря того дня, для которого мы созданы Богом.

Христианский опыт переживания  той ночи, в которую погружены  люди, познающие все как бы на ощупь, становится началом познания того, что придает смысл всему сущему. И самое очевидное доказательство тому - это то, что смыслом оказывается наполненной даже наша обыденная, будничная жизнь. Даже рутина повседневного существования исполняется радостью и величием.

Все это находит свое выражение в христианском поступке, который на языке Церкви называется жертвоприношением. И здесь уже не существует разделения на малое и великое, но все стремится обратиться в бесконечное богатство общения с Христом. Убедиться, что это не просто слова, но жизненный опыт, - значит положить начало познанию того, что есть Воскресение, новый мир, начавший отныне свое существование.

Это не значит, что исчезли слабости и грех, но отчаянию уже нет места  и человек может постепенно преодолевать все зло, с которым он сталкивается.

Когда ученики пришли к Иисусу и  спросили Его: “Ты ли Мессия или  ожидать нам другого?”, Он ответил  пророчеством из Книги Исаии: “Слепые  прозревают, и глухие слышат”. Это  была весть, понятная смиренным, она  не была предназначена специально для  хитрецов и премудрых, хотя была доступна всем. Началось лето Господне благоприятное: божественная весть была надеждой, она открывала возможность сделать праздником всю земную жизнь человека.

Таким образом, основополагающим значением  для личности христианина обладает живое сознание, что спасение и освобождение - понятия равнозначные - находят ответ в реальности, которая уже присутствует в человеческой жизни, - во Христе.

Противоположность этому - стремление искать спасения, то есть смысла собственной  деятельности и деятельности других людей, смысла времени и труда, в чем-либо, созданном человеческими руками. Это происходит с нами тогда, когда, например, мы жалуемся, что наши мечты или расчеты не осуществились. Мы разочарованы, потому что возлагали надежду только на человеческие силы, например, в эпоху фашизма многие действительно верили в Гитлера как в божество, можно даже сказать, боготворили его. То же самое относится к людям, которые считали или считают своим спасителем Ленина или любого другого вождя. Ибо вождь есть воплощение идеологии, провозглашающей надежду на дело рук человеческих.

Такова альтернатива христианству, и это точка зрения “мира”. Христианин не может разделять эту точку  зрения, потому что по самой природе  своей христианин не приемлет “мирских” надежд.

На самом деле Христос есть все, а опыт Церкви - это целостный  субъективный опыт. Христос и Церковь - это спасение, а я все время  один и тот же, когда ем и пью, бодрствую и сплю, живу и умираю, как говорит святой Павел; когда  учусь, работаю или занимаюсь чем бы то ни было.

Христос и Церковь вдохновляют  и определяют поведение, что бы я  ни делал. Поэтому встреча - это “событие”, которое стремится обновить все  отношения с вещами и людьми и  отношение к своим грехам.  
Библия - памятник культуры мирового значения.

Библия - самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории  письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и  говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое  количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил Гуттенберг на своем печатном станке. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык (Септуагинта, греческий перевод древнееврейского текста Ветхого Завета, появилась примерно в 250 году до Р.Х.). По числу переводов, повторных переводов и пересказов у Библии нет соперников среди всех книг мира. Британская энциклопедия пишет, что «к 1966 году полный текст Библии был опубликован … на 240 языках и диалектах… отдельные книги Библии - еще на 739 языках, что в сумме составляет 979 переводов…».

Библия была написана на непрочном  материале. В течение веков до изобретения печатного станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. Слово Библия произошло от греческого языка «библиос» - книги. Библию называют также Священным Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве. Действительно, Библия - это не одна книга, но собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Все книги различны по объему, литературному стилю и композиции.

Древнейшая, по времени создания, и  большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из тридцати девяти книг. Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эта часть называется также Пятикнижием. Помимо христианства она признается и в иудаизме. Только в иудаизме она называется Законом или Торой, т.е. учением.

Ветхий Завет составлен начиная от 1300 и до 100 г до н. э. Впрочем, его первые книги имеют устную традицию. Другая часть Библии признается только христианами и называется « Новый Завет». Его книги восходят к первому веку н.э. и посвящены новому посланию Христа. На первый взгляд Библия - это собрание литературных произведений, главным образом древнееврейских, которые были написаны на протяжении около 1600 лет. Авторы писали их в разных странах, от Италии на западе до Месопотамии, а возможно даже Персии на востоке. Состав этих авторов исключительно разнообразен. Их разделяли не только сотни лет и тысячи километров, но и социальные преграды.

Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных  деятелей, придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, и врача нееврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими фрагментов Библии, так что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них - исторические заметки, законы, религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники - не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Написанная в таком огромном промежутке времени, разными людьми, разного сословия и образования, эта великая Книга, тем не менее, представляет собой удивительно связанное, имеющее начало, развитие и описывающее конец, повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует о грехопадении человека и о великой любви Бога, который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество. Ветхий Завет так же можно рассматривать и как историю развития и жизни израильского народа. Все это делает Библию не просто антологией, а единым целым.

Десять нравственных принципов, требований, заповедей легли в основу Моисеева законодательства. Законы, по библейскому  преданию, также были продиктованы Моисею Богом с тем, чтобы он научил народ, как жить. Вот некоторые из них. Приведена, например, формула возмездия по принципу талиона: « А если (другая) беда произойдет, то пусть он отдаст душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожег, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25).

Важнейшим источником христианства являются книги Нового Завета, в число которых, прежде всего, входят четыре Евангелия: «от Матфея», «от Марка», «от Луки»  и «от Иоанна». Это повествования о земной жизни Иисуса Христа, о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении. Эти книги считаются богодухновенными т.е. написанными хотя и людьми, но по внушению Святого Духа.

Из Библии черпаются образы и  сюжеты, имеющие общечеловеческий смысл. Каждая эпоха, каждый народ человек вычитывают из « Книги книг» то, что соответствует их чаяниям, потребностям, уровню развития, степени веры.

В Библии отражалось монотеистическое мировоззрение, связанное с представлениями  об абсолютности, вездесущности, благости, незримости единого для всех Бога. Христианский монотеизм был связан с выработкой нового миропонимания и мировоззрения, в котором человек рассматривался как образ и подобие Бога, а мир - как им сотворенный, имеющий смыслы и цели своего существования. Христианство создало новое представление об историческом бытии человека и его будущем - Царстве Божием, в которое войдет преображенное богочеловечество. В Библии изложены новые представления о нравственности, о свободе воли, о добродетели, грехах и воздаянии. В книгах Ветхого Завета сформулированы требования Закона, соблюдая который люди должны строить межличностные отношения. В книгах Нового Завета передано учение, которое призвано подсказать тем, кто этого хочет, как построить свою жизнь. Бог в христианстве не является отдаленным от человека и абстрактным, а - любящим Отцом, готовым прийти на помощь, когда в нем нуждаются. В книгах Нового Завета предельно четко ощущается ценность Любви как сильнейшего чувства, как космической силы, как смысла жизни. Уже более двух тысячелетий миллионы людей обращаются в Библии в дни страданий или радости, Библия - источник и подлинной нравственности, и познания мира, и самопознания.

Итак, Библия предстает перед нами как Слово Божие, и как таковое  оно объект веры. Всякий кто полагает, что можно взять в скобки веру и прочесть Библию взглядом ученого, как это возможно по отношению к текстам Платона и Аристотеля, совершает противоестественную вивисекцию духа, разделяющую его с текстом. Библия решительно меняет свой смысл в зависимости от того, кто ее читает, - верующий или неверующий в то, что это Слово Божие. Как бы то ни было, все же не будучи философией, в греческом смысле этого термина, общее видение реальности и человека в контексте Библии содержит в себе целую серию фундаментальных идей, в первую очередь философского плана. Более того, некоторые из этих идей обладают такой силой, что их распространение, как среди верующих, так и неверующих, необратимым образом изменило духовный облик мира. Можно сказать, что слово Христа, содержащееся в Новом Завете (которое венчает пророчества Ветхого Завета), перевернуло все понятия и проблемы, поставленные философией в прошлом, определив их постановку в будущем. Другими словами библейское послание преобразовало позитивным образом как тех, кто его принял, так и тех, кто его отверг, прежде всего, в диалектическом смысле, антитетично (в функции отрицаемого тезиса), но и в более общем смысле, обозначив духовный горизонт, не подлежащий упразднению.

Информация о работе Христианский тип культуры