Христианский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Оглавление

Введение
1. Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба в Римской империи
1.1 Религиозные истоки христианства
1.2 Судьба христианства в Римской империи
2. Особенности христианского вероучения и христианский тип личности
2.1 Христианский тип личности
3. Библия - памятник культуры мирового значения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 42.77 Кб (Скачать)

 

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

                                              КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                                            По  дисциплине: «Культурология

                                  на тему: «ХРИСТИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

                                                                              Исполнитель: студент гр. Юр-12Арт 

                                                             Соколов А.С.

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 г.

Введение

1. Истоки христианства, его  связь с иудаизмом и судьба  в Римской империи 

1.1 Религиозные истоки  христианства

1.2 Судьба христианства  в Римской империи

2. Особенности христианского  вероучения и христианский тип  личности

2.1 Христианский тип личности

3. Библия - памятник культуры  мирового значения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и  представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем  многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих  пор занимающем большое место  в мире, в идейной, экономической  и политической жизни народов  и государств.

Христианство - (от греческого Christos - помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом  и исламом). Христианство распространенно  в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и  установление царства небесного.

Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия  в основе, которой лежит вера в  то, что две тысячи лет назад  Бог пришел в мир. Он родился, получил  имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как  человек. Его смерть и последующее  воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь  положила начало новой, европейской  цивилизации. Для христиан же главным  чудом было не слово Иисуса, а  Он Сам. Главным дело Иисуса было его  бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что  мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства - Библия, или Священное  писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия - это не изложение вероучения и не история  человечества. Библия - это рассказ  о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь  включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис).

Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:- католицизм;

- православие - существует 15 православных самостоятельных  церквей и несколько автономных  церквей;

- протестантство - включает 3 основных течения: лютеранство,  кальвинизм, англиканство - и большое  число сект, из которых многие  превратились в самостоятельные  церкви: баптисты, методисты, адвентисты  и другие.

1. Истоки христианства, его  связь с иудаизмом и судьба  в Римской империи

В Библии нарисована такая  картина ее возникновения. В дни  царя Ирода в городе Вифлееме у  простой девушки Марии родился  сын Иисус. Это было чудо, поскольку  он родился не от земного отца, а  от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив  место, где она остановилась, они  нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески - Христос) - божьего помазанника, и  поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей - учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов  и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес  религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял  больных, превращал воду в вино, пятью  хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после  трапезы осталось еще недоеденных  кусков полных двенадцать коробов. При  этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он «вышел из себя», что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала  раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник  и Иудее Понтий Пилат. Иисус был  схвачен, судим и подвергнут распятию - мучительной казни на кресте, что  считалось самой позорной, «рабской»  формой казни. После казни снова  произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись  гробы» и некоторые умершие воскресли  и вышли из них. На третий день Иисус  воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников  низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» - небесное божье царство.

Христианство, провозглашенные  им вероучения, идеи и этические  принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

1.1 Религиозные истоки  христианства

Как и всякая новая религия, христианство возникло не на пустом месте. Оно впитало идеи и представления  ряда других религий, в первую очередь  иудаизма.

Христианство родилось первоначально  среди евреев Палестины и других стран Ближнего Востока. Связь новой  религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное  писание христиан - Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и  священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

Иудаизм - первая последовательно  монотеистическая религия. В ней  противоречиво сочетались суровые  традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм представлял собой  религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему  закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили  с ним договор, который обеспечивал  им божественное покровительство в  случае соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового в религии  древних евреев заключались и  в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как  поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного  богом для установления справедливости.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во - вторых идею мессианизма, в-третьих, эсхатологию, т. е. идею гибели. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

1.2 Судьба христианства  в Римской империи

В первые века нашей эры  римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов  и государств, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и  государственность, самобытность их общественной жизни. Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых  государственных налогов, римское  судопроизводство, вытиснившее местные  правопорядки, - весь гнет государственной  машины империи порождал в среде  завоеванных народов чувство  ненависти к завоевателю и  вместе с тем чувство бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из раннехристианских  произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные  устои. В неистовых пророчествах он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» - восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой - Римское  государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов  не могли решить проблемы, и в  верхних слоях общества робко  начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век  нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко  обращаться со своими подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель - мир. Природа велит нам приносить  пользу всем людям - все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные  или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники - постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий  писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек  умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... Ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей  сильного».

В то же время среди людей  труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок  того времени мы узнаем, что такой  мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи  некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В другой - об умершем - говорится, что  его простодушие, «немудрствование»  и доброта открыли его душе возможность местожительствовать  с богами. Вольноотпущенник Федр в  басне о судебной тяжбе между  пчелами и трутнями из-за меда в  улье дает понять, что он на стороне  тех, кто добыл этот мед своим  трудом.

Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные  призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной  поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в  безопасности, но зато они рабы». И  наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление  злу - способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений  были восприняты формировавшимся христианством.

 Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском  обществе распространяется интерес  к восточным культам. В эту  наполненную политическими и  социальными потрясениями беспокойную  эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения  с божеством. Некоторые из них  содержали идеи потустороннего воздаяния  и возмездия, отражая этим жажду  социальной справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и  политическая неустойчивость эпохи, чувство  безысходности толкали массы  к религиозным поискам. Наступление  тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А  с захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни  духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во  всех классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое  спасло бы их от полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление  гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях общества. И  в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась и новая религия - христианство.

 

 

 

2. Особенности христианского  вероучения и христианский тип  личности

Христианство развивает  созревшую в иудаизме идею единого  Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного  могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано  свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и  Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального  первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого  Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место  не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это, прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Информация о работе Христианский тип культуры