Христианский тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:50, реферат

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
Истоки христианства, его связь с иудаизмом и судьба в Римской Империи…5
Особенности христианского вероучения и христианский тип личности……..8
Библия – памятник культуры мирового значения………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Культурология..doc

— 110.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: «Культурология»

«Христианский тип культуры» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      2010  
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Истоки  христианства, его  связь с иудаизмом  и судьба в Римской  Империи…5

Особенности христианского вероучения и христианский тип  личности……..8

Библия  – памятник культуры мирового значения………………………………12

Заключение……………………………………………………………………………16

Список  использованной литературы……………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

О происхождении  христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Христианство - (от греческого Christos - помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление Царства Небесного.

Так что же такое  Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе, которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят  в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики  и богослужения Христианства - Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в  Его земной жизни, составили Библию. Библия - это не изложение вероучения и не история человечества. Библия - это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская  церковь включила в Библию иудейский  Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис).

Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в  Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:

- католицизм;

- православие  - существует 15 православных самостоятельных  церквей и несколько автономных  церквей;

- протестантство - включает 3 основных течения: лютеранство,  кальвинизм, англиканство - и большое  число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты, адвентисты и другие.

 

Истоки  христианства, его  связь с иудаизмом  и судьба в Римской  империи

В Библии нарисована такая картина ее возникновения. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески - Христос) - божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя из 12 доверенных людей - учеников (в  Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию - мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы» и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» - небесное божье царство.

Христианство, провозглашенные  им вероучения, идеи и этические  принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

Религиозные истоки христианства.

Как и всякая новая религия, христианство возникло не на пустом месте. Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма.

Христианство  родилось первоначально среди евреев Палестины и других стран Ближнего Востока. Связь новой религии  с иудаизмом проявилась в частности  в том, что священное писание  христиан - Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

Иудаизм - первая последовательно монотеистическая религия. В ней противоречиво  сочетались суровые традиции древних  племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм представлял  собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Ростки нового в религии древних евреев заключались  и в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии - спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма Христианство заимствовало несколько  основных идей: во-первых, идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во - вторых идею мессианизма, в-третьих, эсхатологию, т. е. идею гибели. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология, т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

В первые века нашей  эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество  народов и государств, Рим уничтожил  их политическую самостоятельность  и государственность, самобытность их общественной жизни. Безудержная  алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из раннехристианских произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» - восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим  вопросом общественной жизни являлась проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой - Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель - мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям - все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники - постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... Ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В другой - об умершем - говорится, что его простодушие, «немудрствование» и доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами. Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим трудом.

Поговорки и  поучения трудовых людей содержат нередко  противоположные призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление злу - способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся  христианством.

Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим  старым богам. Многие сомневались в  самом их существовании.

Наряду со скептическим отношением к собственным богам  в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими  и социальными потрясениями беспокойную  эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с затуханием демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась и новая религия - христианство.

Информация о работе Христианский тип культуры