Теория пассионарности Гумилёва и её психологические интерпретации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Главной идеей Гумилева является теория пассионарности. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939 г. в тюремном заключении. По собственному признанию автора, на разработку его концепции особое влияние оказали идеи Г. Вернадского, евразийцев и автора теории системного подхода Л. фон Берталанфи. Великий русский географ, этнолог и историк Лев Гумилев делил людей на пассионариев, гармоничных личностей и субпассионариев.
Цель реферата - раскрыть суть теории пассионарности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Становление теории пассионарности 4
Этнические системы 5
Понятие этноса с точки зрения теории Л. Гумилева 5
Этнические системы…………………………………………………………………………...8
Пассионарность 8
Понятие пассионарности 8
Пассионарная индукция 12
Место пассионарности в историческом синтезе 15
Соотношение импульсов 16
Образы пассионариев 17
Этногенез 27
Понятие этногенеза 27
География пассионарных толчков 29
Биологическая причина этногенеза 31
Социальная причина этногенеза 33
Заключение…………………………………………………………………………………………37
Список используемой литературы………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

КСЕ Цой Марии 6 тема.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Новые этносы рождаются на границах ландшафных регионов, в зоне интенсивных этнических контактов. Но универсальные признаки появления нового этноса иные. Л.Н. Гумилев и К.П. Иванов [1988] выявили восемь характерных признаков рождения нового этноса: 

1. Появление сверхактивных  людей ( пассионариев ) в статистически  значимых количествах в ареале этногенеза; 
2. Смена этнического стереотипа поведения в ареале ; 
3. Территориальное расширение новорожденных этносов из первоначального ареала (миграционная активность ); 
4. Демографический взрыв в ареале этногенеза; 
5. Жесткая регламентация поведения членов новорожденного этноса, контроль брачных отношений, охрана кормящего ландшафта; 
6. Повышенная активность во всех сферах жизнедеятельности :политической, военной, административной, культурной, религиозной; 
7. Рост числа подсистем этноса (субэтносов ), внутриэтническое деление стереотипа поведения с появлением его субэтнических вариантов; 
8. Одновременность и пространственная непрерывность отмеченных признаков по всей полосе зоны этногенеза у этносов-ровесников. 
     Единственной гипотезой, непротиворечиво объясняющей феномен этногенеза, является смелое предположение о том, что резкие изменения стереотипа поведения вызываются массовыми мутациями - пассионарными толчками.  
     Образование новых этносов инициируется появлением в популяции энергичных, инициативных, страстных, волевых людей, придающих этносу новый импульс поведения. Этот импульс получил название "пассионарность", а его носители - "пассионарии". Пассионарность- это мерило возраста этноса, определяющее его историческое лицо, характер отношений к соплеменникам и соседям, а также к окружающему ландшафту. 
    Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилева - учение яркое и оригинальное, но, конечно, появилось оно не на пустом месте. Необычность идей Л.Н. Гумилева контрастирует со схоластикой и начетничеством научного официоза. На протяжении ХIX и XX веков доминировала всемирно- историческая научная школа, трактующая историю народов как единый процесс прогрессивного развития от дикой первобытности к цивилизованной современности. Можно припомнить здесь грандиозную систему Г. Гегеля, причудливые спекуляции О. Конта, марксизмы всяких модификаций. Эти научные идеи укоренились в общественном сознании, послужили мировоззренческим базисом для попыток как либерального, так и социалистического обустройства мира. Но сформировалась и другая, менее популярная научная традиция - культурно- историческая. Основное отличие ее составляет постулат: каждая культурная область, каждый этнос имеют свой уникальный путь развития. Крупнейшие представители культурно- исторической школы: Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби. Все они успешно разрабатывали идеи не эволюционного развития этносов, но не смогли объяснить самое главное - энергетическую природу исторического процесса. Это великое открытие было сделано Л.Н. Гумилевым - открытие пассионарности. Теперь имея на вооружении пассионарную теорию этногенеза, можно понимать настоящее и даже прогнозировать будущее любого народа. Актуальность такого знания очевидна. Но работ, где исследовалась бы природа пассионарности человека немного.

     Нами предпринята попытка осмысления пассионарности как психологического феномена. Сам автор теории этногенеза не написал отдельную работу, посвященную исследованию пассионарности. Более того, как мы убедимся, трактовка Л.Н. Гумилевым этого термина разнопланова и неоднозначна. На страницах его фундаментальных трактатов множество упоминаний о пассионарности и пассионариях. Это главное, ключевое слово. Что же такое "пассионарность"? Начнем с этимологии. 
     Термин "пассионарность" происходит от латинского слова "passio". В латинском языке "passio" - это претерпевание, страдание, и даже страдательность, но также страсть, аффект. Однокоренные слова в европейских языках различаются смысловыми оттенками. "Pasion" у испанцев соответствует латинскому значению. Итальянцы применяют "passione" еще и для выражения страстной любви. Французы и румыны также используют термины "passion" и "passione" для характеристики, главным образом, чувственных пристрастий. "Passionant" по-румынски - это человек, способный увлечь, привести в восторг. Англичане привнесли в понимание пассионарности новый смысл: для них "passion" - это еще и вспышка гнева, взрыв чувств. У поляков это - ярость, бешенство. А для северян - голландцев, немцев, шведов, датчан, "passion" - просто увлечение. 
     Что касается русского, то латинскому "passio" лучше всего соответствует слово "страсть". Сейчас в обыденном словоупотреблении так стали называть любое сильное желание и даже слабое влечение. Поэтому и пришлось придумывать новый термин - "пассионарность"([Гумилев, 1989-б]. Но раньше, в старину страсть значила иное. Из словаря В.И. Даля узнаем, что "страсть" - это: 1) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска, а также подвиг, сознательное принятие на себя тяготы, мученичества; 2) страх, испуг, ужас, боязнь; 3) бездна, пропасть, тьма, множество, сила...; 4) душевный порыв к чему, нравственная жажда, жаданье, алчба, безотчетное влечение, необузданное, неразумное хотение. Поэтому русский "пассионарий" XIX века мог быть или "страстником", то есть необузданным, порабощенным страстями грешником, распутным, развратным человеком, или, наоборот, "страстотерпцем", - святым мучеником, подвижником. Так чаяли наши предки. 
     В современном русском языке слово "страсть" имеет уже иные значения. Так, в толковом словаре С.И. Ожегова оно трактуется следующим образом: 1) сильная любовь, сильное чувственное влечение; 2) сильно выраженное чувство, воодушевленность; 3) крайнее увлечение, пристрастие к чему-нибудь; кроме того, сохраняется значение "страх, ужас". То есть наблюдается редукция, упрощение содержания понятия "страсть". И это не случайно. Ведь за последние 150 лет религиозность русских людей умалилась, а пассионарность народа значительно снизилась. Что и нашло отражение в русском языке. 
 
    Итак, старинное русское "страсть" достаточно точно соответствует латинскому " passio". Верно раскрывает оно такие атрибуты пассионарности как подвижничество и необузданное хотение. Тогда термину "пассионарий" вполне могут соответствовать эпитеты: "энтузиаст", "фанатик", "страстотерпец".  
     В психологическом словаре "страсть" определяется как сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Крайняя степень развития страсти - фанатизм ([Краткий...,1985]. Действительно,"пассионарии" Л.Н. Гумилева -охваченные страстью фанатики.  
     Л.Н. Гумилев дал несколько истолкований понятия "пассионарность". В наиболее общем определении учитывается эмпирическое обобщение В.И. Вернадского о неравномерности распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время ([Вернадский В.И., 1965]: ‘‘Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей, мы называем "пассионарность" [Гумилев, 1990, с.33].Это определение, несмотря на впечатляющую глобальность охвата изучаемого явления, с психологической точки зрения является редукционистским и поэтому может быть оставлено без комментария. Так же как заявление о том, что «под психологией на организменном уровне ныне понимают физиологию высшей нервной деятельности, с учетом гормональных воздействий, которая проявляется в поведении людей». Ныне так, конечно, не понимают. 
     Пассионарность дефинируется еще и как биологический признак, вызванный микромутацией. Пассионарность является наследственным признаком, т.е. она генетически детерминирована. Пассионарный генофонд рассеивается по популяции путем случайных половых связей. Число пассионариев ничтожно, но они за счет своей избыточной энергии создают этнические системы. "Пассионарность", - это еще и "характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)". Столь решительно - однозначное определение впечатляет! Без каких - либо предварительных разъяснений автором пассионарной теории этногенеза предлагается не что иное, как новая психодинамическая теория личности, точнее - типология характера. Причем речь идет о важнейшей акцентуации характера, по мнению автора, определяющей ход мировой истории, чего все предыдущие исследователи не заметили! Два компонента пассионарности - высокая активность и эмоциональность являются одновременно и показателями, общеупотребительными в большинстве классификаций и теорий темперамента. Это формально-динамическое психическое свойство может быть соотнесено с современным знанием темперамента [Русалов В.М., 1985]. Действительно, пассионарность характеризует меру энергетического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности; не зависит от содержания деятельности и поведения; универсально проявляется во всех сферах деятельности; рано проявляется в детстве; устойчива в течение длительного периода жизни человека; и, что существенно, является наследуемым свойством психики. Пассионарность проявляется в "непреоборимом внутреннем стремлении к целенаправленной деятельности" 
     Знаменательно, что в определении Л.Н Гумилева присутствует термин "характерология". Возможно, сказывается влияние того направления немецкой психологии, где человеческая индивидуальность трактовалась как душевно-телесная целостность, с изначально присущими ей свойствами, первичными по отношению к миру. Итак, Л.Н. Гумилев обратил внимание на "природную", энергетическую основу характера. И пришел к поразительным результатам. 
    Обращение к первоисточникам подтверждает наши предварительные констатации. Пассионарии действительно, прежде всего, люди страстные, темпераментные. Возмутители спокойствия, которые могут совершать и подвиги, и преступления, но не оставляют места "бездействию и спокойному равнодушию". Им свойственны такие черты как "жадность, страсть к наслаждениям, властолюбие, честолюбие, зависть, тщеславие". Налицо высокая психическая активность, энергичность и эмоциональность, то есть свойства, характерные для холерического и сангвинического темперамента! Так ли это? Обратимся к истории. Многие герои были именно такими. Но биографии некоторых выдающихся пассионарных деятелей мировой истории, казалось бы, противоречит этому утверждению. В литературе описаны выдающиеся люди - флегматики и даже меланхолики. Думается, что это противоречие объяснимо, если учесть три обстоятельства. Первое: заблуждение, что все известные, выдающиеся люди, правители или гении, обладали пассионарностью. Иногда "толпа" более пассионарна чем "герой". Второе: темперамент изменяется в онтогенезе, а биографы знаменитых людей, забывая об этом, сравнивают характеры и темпераменты, например, дряхлого старика и пылкого юноши. Разве корректно, допустим, сопоставление старика-инвалида М.И. Кутузова (типичного флегматика) с неукротимым холериком Александром Македонским? В юности, до тяжелого ранения в голову, Кутузов был очень холеричным и даже пострадал по службе за шутовство. И третье важное обстоятельство: и шокирующую окружающих эмоциональность, и чрезмерную активность одаренная пассионарная личность, возмужав, научается скрывать, маскируясь, когда это необходимо, под тихого обывателя. Известно, что актер высокого класса - это актер широкого диапазона, амплуа. Успех артиста определяется не только выучкой, мастерством, но во многом зависит и от свойств его темперамента. Выразительность и искренность, а значит, и успех на сцене, конечно, связаны с активностью и эмоциональностью [Ершов П.М.,1959]. И мы наблюдаем, что артист холерического темперамента может блестяще сыграть на сцене и флегматика, и меланхолика. Обратное невозможно. Меланхолику - зануде не сыграть эпического героя, героя-любовника. Энергетически это противоестественно, а значит, фальшиво. 
    Пассионарии могут осваивать более широкий спектр социальных ролей, не только благодаря высокой активности взаимодействия с миром. По мнению Л.Н. Гумилева, пассионарии - это люди "длинной воли", то есть волевые, обладающие высокой саморегуляцией деятельности. Поэтому они могут хорошо владеть собой, не проявляя до поры вышеперечисленные качества и не выказывая неудовлетворенность своих потребностей. А пассионарность - это еще и "неудовлетворенность разных степеней». 
     Доминирующими для пассионариев являются их потребность в активности, "повышенная тяга к действию", необоримое внутреннее стремление "к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного...". 
     Пассионарность не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находится в составе "толпы", определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса [Гумилев Л.Н., 1990, с.33]. Известные пассионарии, государи и полководцы, характеризуются исключительной агрессивностью и смелостью. "Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос или, наоборот, сражаются против захватчиков" [Гумилев Л.Н., 1992, с.19]. "Усмирить и запугать их очень трудно, подчас легче убить" [Гумилев Л.Н., 1990, с.94]. Именно воинственность пассионарных вождей и пассионарность народа многое предопределяет в мировой истории. Пассионарные властители, политики и военные составляют агрессивное меньшинство, но понуждают остальных на кровопролитие, насилие, войну во имя целей, которые "простому", непассионарному человеку не могут быть понятны. Поэтому в динамичных, исторически активных, пассионарных этносах женщины и пацифисты, всегда составляющие большинство населения, от реальной власти отчуждаются.  
    Выдающиеся пассионарии характеризуются прекрасными организаторскими способностями и так называемой пассионарной индукцией (заразительностью, способностью увлечь за собой массы людей непассионарных). Ведь искренность вызывает симпатию, а активность, тем более жертвенная, заразительна. 
     Пассионарность как акцентуация темперамента не характеризует содержательную сторону личности, то есть ценностные ориентации, мировоззрение. Пассионарии могут быть как патриотичными, так и увлекающимися иноземными системами мировоззрения, святыми и преступными. Пассионарность - понятие формально - динамическое, внеэтичное. 
     С одной стороны, у Л.Н. Гумилева "пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями : высокими, средними, малыми..." [Гумилев Л.Н., 1990, с.33]. С другой стороны- пассионарии, это люди психически здоровые и даже неглупые, ибо "для самого элементарного прогноза нужна высокая степень пассионарного напряжения" [Гумилев Л.Н., 1993а, с.44]. Правда иногда импульс пассионарности бывает столь силен, что "..пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков" [Гумилев Л.Н., 1989б, с.257-258]. Приходиться согласиться, что "пассионарии всегда деятельны, но не всегда умны" [Гумилев Л.Н., 1989а, с. 574]. Итак, интеллектуальные способности не могут служить для диагностики пассионарности. 
     Л.Н. Гумилев утверждает, что пассионарность имеет шесть градаций.  
     Высшую степень пассионарности Л.Н. Гумилев обнаруживает у самых самоотверженных людей, у тех, кто может "жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности, и прочих страстей" [Гумилев Л.Н.,1990,с.38]. Для иллюстрации исследуется мотивация известных исторических деятелей. К пассионариям высшей степени он относит тех выдающихся политических деятелей, которые ради своих страстей готовы пожертвовать всем, даже собой. Это Наполеона Бонапарт, основной мотив поведения которого - жажда деятельности; Александр Македонский, очевидная иррациональность действий которого объясняется крайней степенью выраженности у него честолюбия и гордости; неукротимый Чингисхан; Люций Корнелий Сулла, человек невероятно тщеславный и завистливый; страстно убежденные Ян Гус, Лютер, Кальвин, Саванарола, Иоанн Лейденский и Жанна Д? Арк; неистовый протопоп Аввакум; идущий на крайний риск Ганнибал; фанатичный Игнатий Лойола; "любовник бранной славы" Карл ХII.  
     Менее пассионарны те, которые во что бы то ни стало (но все же не ценой своей жизни) стремятся к идеалу победы.  
     Ниже по шкале располагаются пассионарии "меньшего накала". И все они тоже идеалисты. Одни устремлены к успеху, а другие - к идеалу знаний и творчества. Ведь истинный ученый имеет один смыслообразующий мотив деятельности, а искусство, как известно, "требует жертв". Но жертвы эти бескровные: " при невысокой пассионарности и достаточных способностях люди самопроявляются в областях, не связанных с риском: в искусстве, науке, преподавании и технических изобретениях" [Гумилев Л.Н., 1990, с.41]. 
     Еще ниже пассионарность у ищущих удачу с риском для жизни прагматиков- авантюристов.  
     Минимальной пассионарностью обладают энергичные люди, которые стремятся обустроить свою жизнь, ничем не рискуя.  
    Итак, по Л.Н. Гумилеву, мотивация личности и пассионарность связаны. Создается впечатление, что уровень пассиионарности влияет на иерархию мотивов. (Гумилев Л.Н.,1989б, с.328). Получается, что формально- динамическое свойство психики определяет направленность личности. Например, уровень пассионарности подлинного ученого должен быть выше, чем уровень пассионарности коммерсанта, пусть даже самого активного. А настоящий политик, политик по призванию - жаждущий власти, а не страждущий от приписываемого ему комплекса неполноценности, еще пассионарнее… Так ли это? Хочется верить, что эта гипотеза верна. Точный ответ должны дать психологические исследования, но некоторые замечания уместно сделать теперь. На разных этапах жизненного пути личности ее направленность, интересы, склонности, убеждения, как правило, неодинаковы. Можно привести много примеров резкой смены иерархии ценностей. Меняется ли пассионарность в процессе онтогенеза? Если да, то каким образом? Далее. Когда Л.Н. Гумилев демонстрирует нам жертвенных фанатиков, это впечатляет. Но не тогда, когда речь идет о характеристике более низких уровней пассионарности. Для самореализации личности важны не только пассионарность, но и ум, и талант, и социальная востребованность, и даже везение. Да, мы не умеем замерять пассионарность личности и давать объективную оценку человеческому труду. Это делает народ. О героях поют эпосы, правители и полководцы обеспечиваются комфортом, авторы гениальных произведений искусства и великие ученые почитаются в веках. 
     Интересно, что отношение к пассионарию, оценка его деятельности, может служить мерой пассионарности самого оценивающего. Для непассионария жизнь любого человека, фанатично одержимого идеей, - бессмысленная, противоестественная трата сил, глупость, болезнь, паранойя. Пассионариев, "персон творческих и патриотичных" все остальные, непассионарные люди называют "фанатиками" [Гумилев Л.Н., 1989б, с.284], ибо "посредственность одна нам по плечу и не странна". Сами же пассионарии характеризуются "суровостью и к себе, и к соседям" [Гумилев Л.Н., 1990, с. 204]. Их уважительное отношение к другим пассионариям (даже к врагам) может сочетаться с пренебрежением к непассионариям, которые воспринимаются как "младшие братья", толпа, чернь, неполноценные. 
    Пассионарность является величиной векторной. Этот вектор имеет противоположное направление по отношению к вектору инстинкта самосохранения, индивидуального и видового [Гумилев Л.Н., 1989б, с.316]. 
    Поэтому пассионарность, по Л.Н. Гумилеву, это антиинстинкт, заставляющий жертвовать собой ради иллюзорных вожделений. С этим тезисом тоже хочется поспорить. Во-первых, что понимать под иллюзией? Разве Богоискательство, любовь к Родине, творческий порыв, стремление контролировать события и лидировать- это несбыточный мираж, созданный воображением? Даже если и так, мечтательность и активность могут сочетаться как угодно. Во-вторых, жажда деятельности, и мы наблюдаем это в современном обществе, прекрасно может сочетается с очень сильным инстинктом самосохранения (и индивидуального, и видового). Если все такие люди (так называемые "новые русские") не обладают пассионарностью, то почему они столь энергичны? Думается, что пассионарность и инстинкт самосохранения логичнее, пожалуй, представить как ортогональные векторы.  
     Непассионариев, то есть всю остальную и численно подавляющую часть человечества, Л.Н. Гумилев разделил на две многочисленные группы: людей гармоничных и субпассионариев. Про них написано гораздо меньше, чем про пассионариев. Субпассионарии автору явно не симпатичны. Сказано, что в составе этноса почти всегда присутствует категория лиц с "отрицательной пассионарностью" - субпассионарии. Их "пассионарность меньше, чем импульс инстинкта" [Гумилев Л.Н., 1990, с. 41]. Но мы только что показали, что сила инстинкта самосохранения не может служить мерилом пассионарности. Конечно, не вносит ясности и определение В.А. Мичурина: "Субпассионарии (особи энергодефицитного типа) - люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде" [см.: Гумилев Л.Н., 1993б, с.520]. Согласиться можно только с утверждением, что субпассионарии, в отличии от пассионариев, - это дезадаптанты. Тогда причем здесь формально - динамические особенности пассионариев? Неясно, какой тип темперамента характерен для этих антиподов пассионариев. Субпассионарность проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения (речь идет о витальных потребностях), паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Этот последний грех делает их очень похожими на пассионариев, но безволие и махровый эгоизм - изобличают. Субпассионарии имеют лозунг: "Жизнь для себя" [Гумилев Л.Н., 1989б, с.276]. Это особи с потребительской психологией, антисоциальные и аморальные [Гумилев Л.Н., 1993а, с.46]. Субпассионарии - это люди нетворческие, нетрудоспособные, эмоционально и умственно неполноценные. "Мироощущение субпассионариев не развивается, ибо оно есть равнодушие" [Там же, с.44]. Л.Н. Гумилев выделяет две группы субпассионариев: более адаптивную (неспособных регулировать вожделения) и пассивную, близкую к явной патологии (неспособных удовлетворять вожделения) [Гумилев Л.Н., 1989б, с.328]. Группа субпассионариев в истории наиболее красочно представлена бродягами и профессиональными солдатами-наемниками [Там же с.275-276]. Примеры литературных образов субпассионариев - это беззащитные чеховские интеллигенты и обыватели, босяки из ранних рассказов А.М. Горького. 
    Существует еще группа людей - с нулевой пассионарностью, или гармоничных. Они "не холодны и не горячи". Характеризуются способностью к полноценной адаптации к среде, но не проявляют повышенной целенаправленной активности, свойственной пассионариям. Импульс пассионарности у гармоничных уравновешен инстинктом самосохранения. Люди этого склада - крайне важный элемент, ядро этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг. В сущности - это обыкновенные простые люди, интеллектуально полноценные, уживчивые [Там же, с.273]. Идеал такого "гармоничника" - господство посредственности. Для гармоничных людей характерно человеколюбие, снисходительное отношение к человеческим слабостям. Патриотизм - жертвенная любовь к традициям далекого прошлого, присущая пассионариям, у гармоничных заменяется "натализмом" - любовью к родной природе [Гумилев Л.Н., 1993а, с.203]. Усредненная "физиономия" гармоничного человека - это тихий обыватель, адаптированный к биоценозу ареала. 
    Учитывая вышеизложенное, пассионарность-гармоничность-субпассионарность можно соотнести по шкале адаптивности. Рядоположенной окажется последовательность: сверхадаптация- адаптация- дезадаптация.  
    Резюмируя, можно констатировать, что исследование психологии пассионарности обнаруживает многозначное и разноплановое смысловое содержание этого ключевого термина пассионарной теории этногенеза. Итак, пассионарность вызывается мутациями и генетически наследуется. Это формально- динамическая особенность психики человека. Пассионарии характеризуются высокой общей психической активностью и эмоциональностью. Пассионарность - это и социально очень значимая акцентуация характера. Пассионарий - энтузиаст, подвижник, фанатик, страдалец. Уровень пассионарности оказывает решающее влияние на направленность личности. Пассионарность - это способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении. Пассионарии характеризуются доминированием потребностей самоактуализации, а субпассионарии - преобладанием витальных потребностей. Субпассионарность - это психическая дезадаптация, обусловленная генетически.

Этногенез

           Понятие этногенеза

 

     Этногенез - это процесс отбора, идущего до равновесного состояния - гомеостаза, в котором находится большинство этносов биосферы. Процесс этот, если он не обрывается внезапно извне, идет 1200-1400 лет (от пассионарного толчка до гомеостаза), т.е. 60-70 поколений.

     Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а, следовательно, причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

     Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

  • нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
  • сочетание двух или более ландшафтов на территории,
  • присутствие двух или более этносов на территории.

Образование нового этноса происходит в полиэтнической среде и на границе ландшафтов, где системные связи неустойчивы. На первом этапе образования этноса происходит выделение из популяции пассионарие-мутантов, образующих системы, связанные общностью судьбы ее членов - консорции. Консорции появляются на протяжении всей жизни этноса: они возникают и исчезают в течение жизни ее членов. Но если консорция одновременно становится конвиксией - системой людей, связанных общностью жизни, то стереотип поведения, выработанный ею, может превратиться в субэтнос - подсистему этноса, противопоставляющую себя как целостность этносу, внутри которого она возникла. Если субэтносу удается навязать свой стереотип поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.

 

     Так произошло с консорцией жителей г. Мекки в начале VII века, искренно поверивших Мухаммеду и сбежавших со своими семьями в Медину. В Медине после расправы над неверными, конвиксия превратилась в субэтнос арабов-мусульман, который после подчинения всей Аравии превратился в арабо-мусульманский этнос, а после успешных войн с Византией, разгрома Персии, подчинения Средней Азии, Северной Африки, Испании и Закавказья - в мусульманский суперэтнос. Общим признаком этноса является стереотип поведения или, набор стереотипов поведения. Это означает, что в сходных ситуациях члены одного этноса ведут себя сходным образом в пределах известного набора стереотипов (условных рефлексов). Таким образом принадлежность к данному этносу определяется не генотипом, а воспитанием, хотя генотип и определяет фенотип. Вот почему новый этнос может возникнуть на базе различных расовых и этнических компонентов. Как, например, французами считаются баски (гасконцы), провансальцы, кельты (бретонцы), бургунды, нормандцы и канадские французы с индейской примесью.

 

Фазы этногенеза

 

     Стереотип поведения - функция переменная и меняется в соответствии с фазой этногенеза, которая, в свою очередь, является функцией пассионарного напряжения.

     В зависимости от величины пассионарного напряжения в жизни этноса Л.Н.Гумилёв выделяет следующие фазы:

1. Инкубационный период, к концу которого из пассионарной популяции выделяются новые этносы. Длительность этого периода 150-160 лет, т.е. 7-8 поколений. (0 – 150 лет)

2. Фаза подъема, связанная с политическим оформлением этноса, усложнением его структуры увеличение числа субэтносов). Стереотип поведения этой фазы определяется императивом "Будь тем, кем ты должен быть", что связано с утверждением права на жизнь нового этноса среди своих соседей. (150–450 лет)

3. Акматическая фаза, в которой плотность пассионариев увеличивается настолько, что они начинают мешать друг другу и устойчивости этноса; избыток их выплескивается за пределы ареала этноса или производит аннигиляцию внутри себя. Господствующий императив: "Будь самим собой". (450–600 лет)

4. Фаза надлома, связанная с ростом частоты субпассионарного признака. "Мы устали от великих" - императив этой фазы, самой болезненной в этногенезе, начинающейся с демографического взрыва и кончающейся демографическим спадом. (600–750 лет)

5. Инерционная фаза - фаза постепенного снижения пассионарного напряжения, позволяющая этносу стабилизироваться после надлома. Пассионарии перестают мешать друг другу, и тогда расцветает культура, ибо становится возможным накопление культурных ценностей, очень часто уничтожаемых в огне предыдущих "горячих" фаз. Императив поведения - "Будь таким, как я". (750–1000 лет)

6. Устойчивость этноса неожиданно теряется, когда пассионариев становится настолько мало, что системные связи, поддерживаемые их энергией, ослабевают и обрываются. Субпассионарии получают недолгое преобладание в этносе, диктуя свой императив: " Будь таким, как мы". Наступает фаза обскурации, которую не всякому этносу удается пережить. (1000–1150 лет)

7. А если это все-таки случается, то этнос возвращается к первоначальному энергетическому уровню. Эта фаза гомеостаза, в которой изолированный этнос может существовать сколь угодно долго. Остаются только гармоничные особи, нашедшие равновесие с вмещающим и кормящим их ландшафтом, который на предыдущих двух фазах безжалостно разрушался субпассионариями. императив гемеостаза - "Будь самим собой доволен". (1150 лет – неопределённо долго)

     Последовательность фаз и их длительность нестолько закономерны для известных и закончившихся процессов этногенеза, что их знание может послужить универсальным методом датировки и реконструкции процессов, оставивших после себя слабый след в истории. А в совокупности с детальным знанием механизма этногенеза, этот метод становится чутким инструментом в руках исследователя этнокультуры, позволяя из множества вариантов и гипотез исключать заведомо невозможные с точки зрения этногенеза.

 

Этнические  формы

 

1) Химера - этническая  форма и продукт контакта несовместимых  (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии.

2) Ксения - сочетание,  при котором один этнос –  «гость», вкрапление в теле  другого, - живёт изолированно, не  нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

3) Симбиоз - сочетание  этносов, при котором каждый  занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

4) Этническая антисистема  - системная целостность людей  с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

География пассионарных толчков

 

     По известным пассионарным толчкам можно определить их ширину на поверхности Земли. Так, пассионарный толчок, создавший современный Западноевропейский суперэтнос, имел место в середине VIII века. Пассионарные популяции образовались на узкой полосе, протянувшейся от Южной Норвегии, через Северное море мимо Англии и Дании, Северную Германию, Иль-де-Франс, Астурию и Лузитанию. В IX веке образовались первые этносы: норвежцы, выбросившие из своих фьордов свирепых викингов, которые всю фазу подъема до XI века бороздили Балтийское и Средиземное моря, грабя побережья и устраивая там свои королевства: в Дании, Англии, Ирландии, Нормандии, Гренландии и Ньюфаундленде, где их скинули пассионарные еще в то время эскимосы, и в Сицилии. После верденской клятвы заявили о своем существовании французы и немцы (843 г.), произведя этнический раздел Священной Римской империи германской нации. Немцы (саксонцы) начали свой более чем тысячелетний Drang nach Osten, французы покончили с остатками империи Карла Великого. Испанцы из Астурии начали Реконкисту. И все они вместе всю акматическую фазу высылали избытки своих пассионариев в крестовые походы (1096-1270). Однако, существенно, что процессы этногенеза в Англии, Дании, Италии и Швеции начались только после того, как там побывали и оставили свое потомство, соответственно норвежские викинги (Англия, Дания, Швеция, Сицилия), французские феодалы (Англия и Италия), немецкие рыцари (Италия, Чехия, Пруссия). То есть произошло явление пассионарного дрейфа, доказывающее, что пассионарный признак переносится половым путем и передается по наследству. Таким образом, этногенез, вне зоны пассионарного толчка может начаться лишь в результате миграций уже пассионарных этносов. То, что пассионарный толчок не задел ни Южную Швецию, ни Англию, ни Данию позволяет нам рассчитать его ширину. Она, оказывается, не превышает 200 километров. К такому же выводу можно придти, рассмотрев пассионарный толчок VII века до н.э. Линия его проходит через Южную Галлию (кельты - галлы), центр Аппенинского полуострова, где появились римляне, самниты, латины, через Грецию от Эпира до Эвбеи, Малую Азию (Эфес, Милет - эллины), Киликию (киликийские пираты), Мидию, Персиду, Бенгалию (Магадхи, Нанды, Маурьи). Зная подробное расселение италийских племен, у которых начался процесс этногенеза, а также географию тех греческих городов, которые выплеснули своих пассионариев во вторую греческую колонизацию, можно также установить ширину пассионарного толчка, которая не превышает опять-таки 200 км. Это справедливо и для всех остальных толчков.

Информация о работе Теория пассионарности Гумилёва и её психологические интерпретации