Теория пассионарности Л.Н.Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:07, доклад

Краткое описание

Лев Николаевич Гумилев был великим историком, этнографом и этнологом. Занимаясь исследованиями развития отдельно взятых этносов, он предложил свою теорию их развития и становления.
Главной идеей Гумилева является теория пассионарности. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939 г. в тюремном заключении. По собственному признанию автора, на разработку его концепции особое влияние оказали идеи Г. Вернадского, евразийцев и автора теории системного подхода Л. фон Берталанфи.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему: Теория пассионарности Л.Н.Гумилева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010.

 

Лев Николаевич Гумилев был великим историком, этнографом и этнологом. Занимаясь  исследованиями развития отдельно взятых этносов, он предложил свою теорию их развития и становления.

Главной идеей Гумилева является теория пассионарности. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939 г. в тюремном заключении. По собственному признанию автора, на разработку его концепции особое влияние оказали идеи Г. Вернадского, евразийцев и автора теории системного подхода Л. фон Берталанфи.

Так что же такое пассионарность?

Лев Николаевич заметил, что формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого  внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с  изменением окружения. Причем достижение намеченной цели эти индивиды ставят превыше своей жизни, то есть подавляют  в себе инстинкт самосохранения. Такое  редко встречающееся явление  есть отклонение от видовой нормы  поведения. Это явление до Л. Н. Гумилева нигде никем не описывалось и  не анализировалось. Особи, обладающие таким признаком, при благоприятных  для себя условиях совершают (и не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и инициируют новые этносы. Особенность, порождаемую этим генетическим признаком, видели давно. Но именно Л. Н. Гумилев  предложил термин «социальная пассионарность»  для ее описания (от passio – страсть).

По Л. Н. Гумилеву, пассионарность – это способность  и стремление к изменению окружения.

Импульс пассионарности бывает столь  силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность – атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, то есть это признак не только индивидуальный, но и популяционный.

Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Из вышесказанного следует важный принцип: работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения.

Пассионарная индукция

Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что  гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они вновь обретают свое традиционное природное поведение. Это обстоятельство применяется чаще всего военными, так как два-три пассионария могут поднять боевой дух целой роты. Нередко те же военные формируют из пассионариев элитные ударные части. Здесь суть не в том, что пассионарий руководит воинской частью, а в том, что благодаря наличию среди солдат нескольких пассионарных, но более ничем не примечательных особей сама часть приобретает порыв, что подчас выручает даже бездарного полководца. Такое явление было названо пассионарной индукцией.

Главное в явлении пассионарной индукции состоит в следующем. Любой процесс этногенеза начинается героическими, а иногда и жертвенными поступками небольших групп людей (которые названы консорциями), к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне. Конечно, тот или иной человек может быть настроен скептически или просто эгоистичен, но после того, как он вошел в возникающую на его глазах систему, его настроенность большого значения не имеет.

Пассионарность  – не просто дурные наклонности, а  важный наследственный признак, вызывающий к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в суперэтнические системы. (Здесь делаю указание: человечество – это суперэтнос).

Наиболее  трагично гибнут пассионарии в конечные фазы этногенеза, когда их становится мало и взаимопонимание между ними и массами обывателей утрачивается.

Три категории людей.

Имеются три категории людей: пассионарии, гармоничные особи, субпассионарии.

    1. У пассионариев энергетика избыточна. Причем  это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики. В любом случае, пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).
    2. У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.
    3. Субпассионарий же ни на что полезное не способен.

Как ни велика роль пассионариев в  этногенезе, число их в составе  этноса всегда ничтожно.

Место пассионарности в историческом синтезе.  Выводы.

Согласно  Гумилеву народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»: подьем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем эти фазы непосредственно связаны с состоянием пассионарности его членов.

    1. В фазе подъема пассионарность растет,
    2. в фазе акматики она достигает высшего накала.
    3. Происходит «перегрев системы»  - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).
    4. В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является Западный мир 18 – 20 веков.
    5. Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

Русские

В 13 веке Древняя Русь находилась в состоянии  обскурации, и новому русскому этносу пришлось преодолевать  инерцию отжившей культуры. Поэтому развитие русского народа началось немного позже турок и литовцев. Будем считать днем рождения русского народа 1380 год - год Куликовской битвы.

Подъем. С начала 14  века по первую четверть 16 шел подъем. Первоначальная идея о господстве церкви, опирающийся на народ и управляющей князьями, в течение этой фазы меняется на идею абсолютного господства царя. Пассионарность устойчиво растет, а этническая структура усложняется.

Акматическая фаза. Потом началась акматическая фаза. Высокий уровень пассионарного напряжения привел к кризису, известному как Смутное время (1533 - 1584 гг.). Структура этноса чересчур усложнилась, пассионариев стало слишком много, и они стали драться за влияние. Смена армий и правителей разорила страну, поставила под угрозу ее существование. Тогда произошла регенерация. Порядок навело ополчение К. Минина, Д. Пожарского. Пассионариев осталось много, и акматическая фаза продолжилась. К этому периоду относится превращение русского этноса в суперэтнос.

Пассионарный надлом. К началу 19 в. пассионариев осталось так мало, что естественный прирост уже не мог восстановить их количество, и начался пассионарный надлом. Энергии на поддержание системы стало не хватать. Россия проиграла Крымскую войну, потом русско-японскую войну (1905 - 1907 гг.), а потом и первую мировую. В начале двадцатого века произошло упрощение русского суперэтноса: он раскололся на этнические единицы с разными стереотипами поведения: на белых и красных. Упрощение системы ведет за собой выброс свободной энергии. Серебряный век русского искусства - одно из проявлений выброса, явление, схожее с европейским Возрождением:  там тоже несостоявшимся героям пришлось заняться искусством. Террор, кровопролития гражданской войны и коллективизации, индустриализация, проводившаяся  на голом энтузиазме, - проявления этого. В результате революции исчезло много субэтносов русского суперэтноса, таких, как казаки, раскольники, духовенство, дворянство и др. Большевики уничтожали не классы, а субэтносы, упрощая систему. В сталинское время погибли десятки миллионов людей. На многих выбор пал случайно, но в основном, это были люди,  которые в чем-нибудь отличались от серой массы -  пассионарии и носители других стереотипов поведения. Это явление характерно для перехода от надлома к инерционной фазе. Пассионариев слишком мало, чтобы система работала как раньше, и слишком много, чтобы она могла бесперебойно работать, как в инерционной фазе, вот система и уничтожает избыток пассионариев. Так суперэтнос перешел на более низкий уровень пассионарности, и вторая мировая война способствовала этому.

Во второй половине 20 в. наступил заключительный этап надлома -  пассионарная депрессия - время безвластия и разгула субпассионариев. Сейчас идет переход от пассионарной депрессии к инерционной фазе.

А теперь прогноз.

Во время  инерционной фазы может произойти  следующее.

 Прогноз. У русских будет слишком мало пассионарности, чтобы каждый мог иметь свою цель и вообще для разнообразия целей, но достаточно, чтобы следовать какой-то одной цели, не требующей особых жертв, но всеобщей. Поэтому в начальный период этой фазы в этническом сознании может появиться идеал для подражания (это может быть конкретный глава государства или отвлеченный идеал воина или бизнесмена). В более поздний период этого уже не будет - со снижением пассионарности возобладает цинизм.

Будут накоплены значительные богатства  и колонизированы значительные территории. Бывшие республики СССР будут снова присоединены. Возможно, среди будущих колоний будут Европа и  Северная Америка.

К пассионариям отношение общества еще ухудшится, и они будут вымирать в результате естественного отбора (гармоничные особи не пожелают заводить с ними семью, так как в цене будут не безумцы, а основательные люди, заботящиеся о пропитании семьи).

Около 2300 г. плюс-минус 50 лет энергии станет не хватать, и начнется распад этноса - обскурация. Окончательный распад наступит около 2500 г. плюс-минус 100 лет.

Европейцы

 На  Западе,  в Испании и западной  Франции было смешанное население: там жили вельски - потомки римлян и тевтоны - германцы, причем и вельски, и тевтоны находились в фазе обскурации. Этногенез там шел интенсивнее, чем на Востоке, так как пассионариям труднее преодолевать сопротивление обычаев монолитного общества, чем общества составного. Из-за этого Германия отставала и была раздроблена  до середины 19 века, когда большинство европейских государств уже объединилось. Она вела мировые войны, когда эти государства имели слишком мало пассионарности для этого.

Подъем. До 730 года Европу с легкостью захватывали любые пришельцы с Востока. Потом появились люди, начавшие оказывать сопротивление. Они основали империю Каролингов и успешно боролись против венгров и славян. Пассионарность росла, и структура этноса усложнялась,  и империя развалилась по этническому признаку.

Каролинги - Карл Лысый и Людовик Немецкий - зачитали друг другу Страсбургскую клятву, гласившую, что страна делится, и что немцы и французы будут жить отдельно (впервые был упомянуто название - «французы»). Это произошло в 841 году, и этот год может условно считаться годом рождения Европы. Немного раньше в Испании появились астурийцы (предки испанцев).

Акматическая фаза. С 11 века началась акматическая фаза. Чрезмерный запас пассионарности у европейцев привел к Крестовым походам.

В Израиле  погибло много пассионариев, но в  Европе их осталось достаточно, чтобы вести междоусобные войны -  Столетнюю войну и войну Алой и Белой розы. Эти войны так же, как и Смутное время в России, были бесполезны со всех точек зрения кроме одной: сброса лишней пассионарности. В промежутках между кровопролитиями  убыль пассионариев уже не восполнялась полностью, и после затишья энергии для поддержания системы стало не хватать.

Пассионарный надлом. В начале 14 в. начался пассионарный надлом.

Первая  часть надлома известна как Возрождение. Произошло упрощение системы и пассионарии были вытеснены на окраины ее социального ареала. Ненужным упрощенной системе пассионариям оставалось заниматься только искусством и наукой,

Вторая  часть надлома -  это Реформация. В ходе Реформации европейская суперэтническая система раскололась на 2 части: протестантов и католиков с разными стереотипами поведения. По Европе прокатились войны, гораздо более кровавые, чем войны до раскола. Например, война в Германии уменьшила ее население в 4 раза.

 В  ходе пассионарного надлома в Англии часть английских пассионариев выселилась в северную Америку. Потом туда стали эмигрировать наиболее пассионарные европейцы, ненужные на родине. В результате создался американский этнос - наиболее пассионарный этнос западного суперэтноса.

Когда войны  окончательно истощили Европу,  конфликт окончился компромиссом. Система перестроилась.

Пассионарный надлом в Европе затянулся на 300 лет из-за раздробленности и неоднородности европейского суперэтноса.

На примере  надлома в Европе видно, что надлом делится на 3 стадии.

«Возрождение» - спокойный период, когда значительное количество пассионариев вытеснено в сферу искусства и науки.

«Реформация» - период гражданской войны и резкого  снижения пассионарности. Может сопровождаться расколом этноса.

Пассионарная депрессия - период господства субпассионариев.

В российской истории тоже прослеживаются эти 3 стадии: «Возрождение»(19 в. - начало 20 в.) - золотой  и серебряный века русской поэзии, классики; «Реформация» - революция и сталинизм; пассионарная депрессия - вторая половина 20 века.

Инерционная фаза. В конце 17 века началась инерционная фаза. Примером для подражания стала не пассионарная индивидуальность, а гармоничная посредственность. Поэтому для Европы 17-18 веков, то есть начала инерционной фазы, характерна инквизиция, уничтожавшая тех, кто отклонялся от средней нормы (в России то же самое происходило в конце пассионарного надлома).

Информация о работе Теория пассионарности Л.Н.Гумилева