Тактика допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 05:17, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Перед органами внутренних дел стоит задача быстрого и качественного раскрытия преступлений. Одним из путей решения этой задачи является совершенствование подготовки будущих следователей, вооружения их новейшими средствами раскрытия и расследования преступлений.
Решение задач следствия определяется неуклонным соблюдением процессуальной процедуры и тем, насколько квалифицированно следователи организуют свою работу в расследовании преступлений. Успех в этом во многом зависит от правильного проведения следственных действий, в том числе допросов, которые являются наиболее распространенным источником доказательств по делу. Полнота, объективность и качество их расследования во многом зависят от эффективности проведения такого следственного действия, как допрос. Его цель состоит в получении ориентирующей и доказательственной информации, ее фиксации, оценке и использовании в дальнейшем при раскрытии и расследовании преступлений.

Оглавление

Введение
Глава 1. Криминалистическая сущность допроса ………………............. 7
1.1 Понятие, задачи и виды допроса………………………………… 7
1.2 Психологические аспекты допроса …………………………….. 12
Глава 2. Общие положения тактики допроса ……………………………. 21
2.1 Подготовительный этап допроса ……………………………….. 21
2.2 Тактические приемы допроса …………………………………… 31
2.3 Фиксация хода и результатов допроса …………………………. 40
Глава 3. Тактические особенности допроса лиц различного процессуального статуса …………………………………………………. 46
3.1 Особенности допроса свидетелей и потерпевших …………….. 46
3.2 Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых……………….. 53
3.3 Тактические аспекты допроса несовершеннолетних …………. 62
3.4 Тактика допроса на очной ставке ………………………………. 73
Заключение ……………………………………………………………….. 87
Приложение №1 Протокол допроса свидетеля …………………………. 90
Приложение № 2 Примерный перечень вопросов к потерпевшему в краже из жилища …………………………………………………………. 92
Приложение № 3 Примерный перечень вопросов к подозреваемому в краже из жилища, признающему свою вину ……………………………. 94
Приложение № 4 Протокол очной ставки (между свидетелями) ……... 96
Список используемой литературы ……………………………………….. 99

Файлы: 1 файл

тактика допроса.docx

— 241.82 Кб (Скачать)

Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.44

Способствовать более эффективному допросу несовершеннолетнего (и особенно малолетнего) может предварительный допрос его родителей или лиц, их заменяющих, а также педагогов. Это позволит следователю получить полезную информацию о личности допрашиваемого несовершеннолетнего, об условиях его жизни и воспитания для последующего установления с ним коммуникативного и психологического контакта и оценки его показаний.

Начиная с первой встречи с несовершеннолетним следователю нужно постараться устранить излишнее психологическое напряжение, чтобы несовершеннолетний более спокойно себя чувствовал, естественно вел себя на допросе. Следователю необходимо побеседовать с несовершеннолетним на отвлеченные темы, не связанные с предметом допроса (спорт, кино, музыка, книги, увлечения и т.д.). Лишь в том случае беседа будет успешна, когда следователь предварительно будет располагать всеми данными о несовершеннолетнем свидетеле и потерпевшем: условия жизни, уровень развития и воспитания, интересы, круг общения, особенности характера и темперамента. Криминалистический и педагогический аспекты изучения личности несовершеннолетнего преследуют, таким образом, цель получить полную информацию о субъекте допроса, которую следователь использует для прогнозирования его поведения в соответствующей следственной ситуации. При отсутствии этих данных следственные и оперативные действия по их собиранию должны рассматриваться как неотложные. Таким образом, изучение личности несовершеннолетнего занимает центральное место в организации допроса.

Л.М. Карнеева справедливо отмечает, что тактика допроса                           несовершеннолетних потерпевших имеет специфические особенности, обусловливаемые их индивидуальными свойствами и уровнем развития, и определяется в зависимости от особенностей психики детей и подростков различного возраста.

Исходя из особенностей детской психологии, вытекают и требования, предъявляемые к тактике их допроса. В каждом случае она определяется, разумеется, с учетом возраста, пола и уровня развития ребенка. Следователь также должен помнить о той важной роли, которую играет в формировании показаний мышление. 45

С 1 января 2015 г. вступили в силу новые положения ст. 191 УПК РФ, которые законодательно предусматривают более короткую продолжительность следственных  действий с участием несовершеннолетних: «… следственные действия с участием  несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день» (Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-ФЗ). Данные положения полностью соответствуют способностям детей разных возрастов к концентрации внимания. Здесь необходимо подчеркнуть, что в категории несовершеннолетних выделяют категорию малолетних – дошкольники и младшие школьники. Эта возрастная категория на данный момент не выделяется законодателем в отдельную группу, однако о ней следует сказать отдельно, так как тактика допроса малолетних имеет, безусловно, свой тактический рисунок.

Этот же закон делает обязательным применение видеозаписи следственных действий с участием несовершеннолетнего и их демонстрацию в суде без присутствия ребенка:

• вступает в силу ч. 5 ст. 191 УПК РФ следующего содержания: «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает.  Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле»;

• вступает в силу ч. 6 ст. 281 УПК РФ следующего содержания: «Оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства,  а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд выносит мотивированное решение о необходимости  допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно» .

Тактические и психологические особенности допроса несовершеннолетних основываются на возрастных, социально-психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации их прав. Данные особенности направлены в первую очередь на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами дела.

В целях недопущения усугубления психической травмы несовершеннолетнего потерпевшего, следует стремиться к тому, чтобы допрос ребенка был однократным. Следовательно, перед проведением допроса следователю необходимо тщательно изучить материалы дела, определить предмет доказывания преступления определить план допроса, составить список вопросов, которые необходимо задать.46  

По мнению О.Ю.Скичко, при подготовке к данному следственному действию необходимо определить очередность допросов. По одному делу, как правило, допрашиваются и взрослые, которые могут оказать на несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) то или иное влияние.47

При составлении  плана допроса необходимо  продумать заранее  формулировку предстоящих вопросов, они должны быть понятны и

недвусмысленны, при этом недопустима постановка наводящих вопросов. Составляя план допроса, рекомендуется получить консультацию у специалиста в области возрастной или педагогической психологии или педагога.

  • детализация показаний;
  • выяснение источника сведений, о которых даются показания;
  • уточнение, почему запомнилось именно то, о чем даются показания;
  • выяснение, с кем беседовал допрашиваемый по поводу интересующих следствие обстоятельств; кто и какие советы давал ему о поведении на допросе; кто и какие мнения высказывал об интересующих следователя фактах;
  • предложение несовершеннолетнему изложить содержание определенного события иными словами, когда имеются основания полагать, что определенные мысли, высказывания заимствованы несовершеннолетним из других источников.

Необходимо учитывать, что дефекты восприятия и воспроизведения у несовершеннолетних, страдающих нарушениями психики (истерией, невропатией, аутизмом и пр.), речевого развития, а также лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, объясняются неполным развитием их умственных способностей, повышенной внушаемостью, эмоциональностью, неустойчивостью поведения, склонности к фантазии, недостаточным владением речью и т.п. В силу этого при проведении допроса необходимо грамотно применять тактические приемы по психологии отношений с несовершеннолетним допрашиваемым.

Ю.П.  Михальчук  под  психологическим  контактом  понимает  «умение  следователя  создать такое состояние собеседника, при котором у несовершеннолетнего обвиняемого возникнет ощущение  спокойствия, справедливости и доверия к следователю». 48

Слушать рассказ ребенка необходимо  спокойно, с интересом и доверием к его словам, говорить понятно и не давить на ребенка. Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к тому или иному эпизоду отдельно, при этом надо избегать концентрации на самых психотравмирующих моментах. В случае обращения к эмоционально тяжелому материалу необходимо дать ребенку возможность эмоционально отреагировать воспоминания и при необходимости сделать перерыв, в противном случае эмоциональное состояние ребенка может негативно влиять на дальнейшую беседу.

Психологические возможности ребенка будут использованы наиболее полно во время допроса при условии постановки перед ним вопросов постепенно возрастающей сложности. Вначале ребенку следует предложить перечислить, кто участвовал в наблюдавшемся им событии, какие предметы заметил ребенок, после этого рассказать, кто и какие действия совершал, и, наконец, выяснить, как ребенок понимает сущность события и его внутреннее содержание. Ориентировка в последовательности явлений прошлого у несовершеннолетних также имеет свои особенности: точность временной локализации зависит от точности воспроизведения содержания прошлых событий; правильная ориентировка в последовательности прошлого зависит в значительной степени от связи локализуемого момента с предшествующим и последующим моментом; воспроизведение последовательности прошлого зависит от яркости, живости, эмоциональности представлений, отображающих локализуемое и связанные с ними представления.49

Полученная в ходе опроса ребенка информация фиксируется в протоколе, оформленном в соответствии с общими правилами производства допроса и фиксации полученных в его ходе сведений, предусмотренные ст. 187-190, 166, 167 УПК РФ, перечень которых пополняется положениями ст. 191 УПК РФ об особенностях  ведения следственных действий с участием несовершеннолетних. Качество представления полученных данных в форме протокола может оказывать значительное влияние на успех представления материалов дела в суде, а, следовательно, и на то, будет ли ребенок защищен от дальнейшего вреда.50

Тактика допроса несовершеннолетних имеет специфические особенности, обуславливаемые их индивидуальными свойствами и уровнем развития, и определяются в зависимости от особенностей психики детей и подростков различного возраста. Исходя из особенностей детской психологии вытекают и требования, предъявляемые к тактике их допроса. В каждом случае она определяется с учетом возраста, пола и уровня развития ребенка. В этой связи основополагающим началом допроса является тактический прием. Таким образом, нами были обозначены тактические приемы в зависимости от стадии допроса: тактические приемы, направленные на подготовку к допросу; тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего. В зависимости от типичных следственных ситуаций: тактические приемы, направленные на установления психологического контакта; тактические приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок; тактические приемы, направленные на преодоление ложных показаний и умолчания об обстоятельствах дела.

При допросе несовершеннолетнего применяются следующие тактические приемы:

1)выслушивание  легенды как тактический прием  допроса заключается в том, что  следователь дает возможность  изложить показания, зная из других  источников, что они ложные. Не  мешая несовершеннолетнему выговориться, следователь своими вопросами  последовательно «препарирует»  ложные показания, демонстрируя  их внутреннюю противоречивость, нелогичность. Задача следователя  состоит в том, чтобы вскрыть  причину ложных показаний;

2)пресечение  лжи - тактический прием, противоположен  допущению легенды. Когда следователь располагает достаточными доказательствами, подтверждающие те или иные обстоятельства события, он в самом начале допроса пресекает ложные показания вопросами, которые показывают, что допрашивающий стремится получить правдивые сведения и располагает данными, опровергающими показания подростка;

3)отвлечение внимания как тактический прием заключается в том, что следователь умышленно отвлекает внимание вопросами не второстепенные детали и как бы парализует бдительность допрашиваемого;

4)сопротивление - тактический прием, используемый в целях устранения противоречий, имеющихся в показаниях, состоит в сравнении противоречивых частей показаний с другими фактическими данными;

5)уточнение - тактический прием, заключающийся в том, что следователь соответствующими вопросами уточняет показания, относящиеся к частным моментам, помогающим уточнить отдельные обстоятельства дела;

6)детализация - постановка вопросов, позволяющих расчленить общие и недостаточно конкретные показания на отдельные эпизоды, факты и более глубоко выяснить их;

7)контроль - тактический прием, заключающийся в постановке вопросов, прямо не относящихся к теме допроса, но позволяющих получить контрольные сведения для проверки правильности показаний об отдельных фактах;

8)напоминание - постановка вопросов, помогающих допрашиваемому вспомнить определенные события, забытые им, вспомнить пробелы в показаниях. Напоминание не должно заключаться в постановке наводящих вопросов, содержать в себе элементы внушения;

9)наглядность - использование различных наглядных пособий, помогающих восстановить в памяти наглядные события. Целесообразно применение в отношении несовершеннолетнего такого тактического приема, как косвенное внушение. Если лицо отказывается от дачи показаний, следователь может сообщить некоторые факты, достоверно установленные, в целях создания преувеличенного представления о своей осведомленности.

В ходе допроса несовершеннолетнего тактические приемы чаще применяются не изолированно, а комплексно, образуя тактические комбинации. Возможно использование перерыва в допросе, после которого производится соответствующее следственное действие (очная ставка, опознание и др.) и потом продолжение прерванного допроса. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно применить тактический прием - разъяснение смысла и значения, смягчающих ответственность обстоятельств.51

Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.

К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания. Я думаю, что необходимо ввести в подготовку следователей основы подростковой, юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.

Информация о работе Тактика допроса