Общие проблемы предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Характер и целеустремленность профилактических мер определяются знанием динамики, структуры и причин преступности в целом, в регионах, сферах жизни общества, социально-демографических группах населения. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов преступлений и типов преступного поведения.

Файлы: 1 файл

реферат по криминологии.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

Программа содержит мероприятия как  общего характера (по правовому, ресурсному и т. д. обеспечению и по развитию системы профилактики), так и по основным направлениям борьбы с преступностью, включающим меры по усилению борьбы с насильственной и корыстно-насильственной преступностью, посягательствами на неприкосновенность жилища, имущества, общественный порядок; с преступлениями в сфере экономики, в том числе с новыми формами, угрожающими законным интересам граждан и правомерного предпринимательства; с организованными формами преступности, включая межрегиональные и межгосударственные.

"О неотложных мерах по  защите населения от бандитизма  и иных проявлений организованной  преступности" (от 14 июня 1994г. №1226), в соответствии с которым введена  в действие до принятия Федеральным  Собранием Российской Федерации  система неотложных мер борьбы  с бандитизмом и иными тяжкими  преступлениями, совершаемыми организованными  преступными группами.

В названной Федеральной программе  Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы предусмотрена  разработка целого комплекса законов  и них нормативных актов, обеспечивающих сферу предупреждения преступлений.

В первую очередь - это новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительные кодексы Российской Федерации, Основы законодательства об административных правонарушениях. В числе других законов, имеющих целевую криминологическую  направленность, следует выделить следующие:

“О профилактике правонарушений”;

“О борьбе с организованной преступностью”;

“О борьбе с коррупцией”;

“Об ответственности за легализацию  преступных доходов”;

“О противодействии незаконному  обороту наркотических средств  и сильнодействующих веществ”.

К моменту подготовки данного учебника указанные законопроекты были подготовлены и направлены на рассмотрение в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

I. Проект Федерального Закона  Российской Федерации “О профилактике  правонарушений”.

Главной целью законопроекта является создание правовой базы для эффективной  деятельности субъектов профилактики правонарушений по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений, осуществлению профилактического  воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений.

Объектом правового регулирования  данного законопроекта являются общественные отношения, возникающие  в связи с деятельностью по выявлению и устранению причин правонарушений и условий, им способствующих, оказанию профилактического воздействия  на лиц с предкриминальным поведением и оказанию помощи населению в защите от противоправных посягательств.

Предметом правового регулирования  является деятельность субъектов профилактики правонарушений: органов государственной  власти и органов местного самоуправления, прокуратуры, суда, государственных  правоохранительных и контролирующих органов, органов и учреждений образования  и здравоохранения, предпринимательских  структур, а также общественных объединений  правоохранительной направленности, отдельных  граждан, оказывающих помощь в профилактике правонарушений.

Проект Закона ориентирует субъектов  профилактики правонарушений на применение тех мер профилактического воздействия, которые неразрывно связаны с  их основной деятельностью и соответствуют  как их интересам, так и интересам  общества в целом.

Для интеграции профилактической деятельности в систему социального управления при администрациях городов, районов, районов (в городах) предполагается создание Центров профилактики правонарушений, а в микрорайонах и крупных  сельских населенных пунктах - социально-профилактических центров.

Наряду с традиционными мерами профилактического воздействия  на потенциальных правонарушителей, предусматриваются иные меры профилактической защиты от противоправных посягательств  и оказания помощи населению в  самозащите от возможных правонарушений.

Регламентируемые Законом  меры по развитию материальной базы профилактики правонарушений позволят стабилизировать  профилактическую деятельность на долговременной основе.

Структурно проект Закона состоит  из 3 разделов.

Первый раздел “Общие положения” определяет задачи Закона, понятие  и принципы профилактики правонарушений. Здесь же определяется круг субъектов  профилактики, правовая основа их деятельности, участие населения, общественных объединений  в профилактике правонарушений, функции  центров профилактики правонарушений и социально-профилактических центров.

Второй раздел “Организация профилактики правонарушений” посвящен рассмотрению мер профилактического воздействия, порядку их применения и ответственности  за уклонение от профилактической работы. Кроме традиционных мер (правовое воспитание и обучение, профилактическая беседа, профилактическое предписание, официальное  предостережение, профилактический учет), здесь предусмотрены такие меры, как профилактическая помощь населению, профилактическая паспортизация предприятий, учреждений и организаций, криминологическая  экспертиза.

Третий раздел “Ресурсное обеспечение  профилактики правонарушений” посвящен развитию материальной базы профилактики правонарушений. Здесь определены механизм стимулирования участия предприятий, учреждений и организаций в деятельности по профилактике правонарушений: источники  финансирования центров профилактики правонарушений и других организационных  структур.

II. Проект Федерального Закона  Российской Федерации “О борьбе  с организованной преступностью”.

Состояние организованной преступности в России создает реальные угрозы безопасности государства и  общества. Действующее законодательство во многом отстает от сложившейся  криминогенной ситуации в стране. Преступные организации (сообщества) не поддаются разоблачению на основе действующего закона. Их создание, руководство ими, участие в них не признаются имеющими самостоятельную общественную опасность, соответственно эта деятельность не является уголовно наказуемой.

С учетом того, что организованная преступность посягает на основы конституционного строя, безопасность личности, государства  и общества, признается правомерным  в целях их защиты ограничение  на основании статьи 55 Конституции  Российской Федерации ряда прав и  свобод организаторов, руководителей  и иных участников организованных преступных групп, банд, преступных организаций (сообществ) в предусмотренном настоящим  Законом порядке.

В основу законопроекта положен  принцип его прямого действия. Концепция законопроекта не противоречит принятой во многих странах практике правового регулирования борьбы с организованными формами преступности. Напротив, зарубежный опыт свидетельствует, что практика принятия подобных комплексных  актов характерна для таких стран, как США, Италия и др.

Так, в 1970 году в США был принят Закон о контроле над организованной преступностью. Данный Закон, по мнению американских юристов, явился той правовой основой, которая дала в руки правоохранительных органов более эффективные средства борьбы с организованной преступностью. Закон содержал в себе нормы уголовного, уголовно-процессуального, финансового законодательства. Аналогичный акт - Закон Италии от 12 октября 1982 года “О чрезвычайных мерах по координации борьбы с мафиозной преступностью”.

Иными словами, именно зарубежный опыт дает наглядный пример органического  “соседства” комплексных актов  прямого действия, с одной стороны, и конкретных норм кодифицированного  уголовного законодательства - с другой.

Проект предусматривает специальные  меры борьбы с преступными организациями (сообществами), легализацией ими преступных доходов, дополняя и конкретизируя  с учетом особенностей организованной преступности положения уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового, оперативно-розыскного, административного, банковского и иного законодательства.

Законопроект содержит семь разделов:

Раздел 1 - Общие положения;

Раздел 2 - Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью  и легализацией преступных доходов;

Раздел 3 - Органы, осуществляющие борьбу с организованной преступностью, и их компетенция;

Раздел 4 - Оперативно-розыскные меры борьбы с организованной преступностью;

Раздел 5 - Особенности производства по делам об организованной преступности;

Раздел 6 - Предупреждение легализации  преступных доходов организованными  преступными группами, бандами, преступными  организациями (сообществами). Административная и гражданско-правовая ответственность  за их легализацию;

Раздел 7 - Особенности содержания под стражей.

В проекте сформулированы конкретные уголовно-правовые нормы об ответственности  за создание преступной организации (сообщества) и руководство ею, участие в  преступной организации (сообществе), заранее не обещанное участие  в легализации или приумножении ими преступных доходов, фальсификацию  доказательств и др.

Устанавливаются особенности назначения наказания и освобождения от наказания  лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных настоящим  проектом.

С учетом сегодняшних реалий и международного опыта предусмотрены положения, побуждающие субъектов действия закона к отказу от участия в совершаемых  преступлениях, искреннему раскаиванию и активному сотрудничеству с правоохранительными органами в выявлении всех обстоятельств и участников организованной преступной деятельности.

В проекте Закона детально изложены процессуальные меры, позволяющие обеспечить доказательную базу с учетом специфики  преступных проявлений организованных формирований.

Значительное внимание уделяется  оперативно-розыскным мерам борьбы с организованной преступностью, причем акцент сделан на внедрение в практику новых, широко применяемых в развитых демократических государствах нетрадиционных методов, таких, как - оперативное внедрение, контролируемые поставки, оперативный  эксперимент, создание легендированного предприятия, учреждения.

В целях предупреждения легализации  преступных доходов проектом устанавливаются  меры административного, гражданско-правового  и финансового контроля за совершением незаконных денежных операций. Органам, осуществляющим борьбу с организованной преступностью, предоставляется право накладывать административный арест на доходы, в отношении которых имеются достаточные данные их противоправного происхождения.

Отдельным разделом в законопроекте  определяются особенности содержания под стражей лиц, подозреваемых  или обвиняемых в совершении предусмотренных  настоящим Законом преступлений.

Законопроектом предусматривается  создание единой системы специализированных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, в том числе и  в органах прокуратуры. Это, бесспорно, усилит прокурорский надзор за соблюдением прав граждан и исполнением настоящего Закона в рамках Конституции Российской Федерации.

Законопроектом не предусматривается  создание новых организационных  структур в системе органов, ведущих  борьбу с организованной преступностью.

III. Проект Федерального Закона Российской Федерации “О борьбе с коррупцией”.

Данный законопроект одобрен Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении. Он также  основывается на обобщении зарубежного  опыта, включает в себя следующие  разделы:

1. Общие положения. Указываются  цели; основные понятия; субъекты  правонарушений, связанные с коррупцией; сфера применения закона; основные  начала борьбы с коррупцией; органы, ведущие борьбу с коррупцией.

2. Предупреждение коррупции. Указываются  специальные требования к лицам,  претендующим на выполнение государственных  функций; меры финансового контроля; деятельность, несовместимая с выполнением  государственных функций; условия  недопустимости совместной службы  близких родственников или свойственников, правонарушения, создающие условия  для коррупции, и ответственность  за них.

3. Коррупционные правонарушения  и ответственность за них. Указываются  коррупционные правонарушения, связанные  с противоправным получением  благ и преимуществ; ответственность  физических и юридических лиц  за незаконную выплату вознаграждения  лицам, уполномоченным на выполнение  государственных функций и приравненных  к ним, ответственность государственных  органов, учреждений, организаций  за неправомерную предпринимательскую  деятельность и иное получение  неправомерных доходов.

4. Последствия коррупционных правонарушений. Устанавливается порядок взыскания  незаконно полученного имущества  или стоимости незаконно предоставленных  услуг, аннулирования актов и  действий, совершенных в результате  правонарушений, связанных с коррупцией; ответственность руководителей  министерств и ведомств, государственных  органов, учреждений и организаций  за неприятие мер по борьбе  с коррупцией.

Проект подготовлен  как Федеральный Закон прямого  действия, который непосредственно  позволяет привлекать лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности. Уголовная ответственность и  наказание должны наступать по соответствующим  статьям Уголовного кодекса. Законопроект о внесении необходимых изменений  в действующее законодательство подготовлен и вместе с проектом Федерального Закона “О борьбе с коррупцией”  составляет единый пакет. Их разорвать  в принципе, а также по времени  принятия, нельзя, ибо тогда будет  неясной граница между уголовно наказуемыми и иными коррупционными правонарушениями.

Информация о работе Общие проблемы предупреждения преступности