Общие проблемы предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Характер и целеустремленность профилактических мер определяются знанием динамики, структуры и причин преступности в целом, в регионах, сферах жизни общества, социально-демографических группах населения. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов преступлений и типов преступного поведения.

Файлы: 1 файл

реферат по криминологии.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

Выполняя охранительную функцию, профилактика ограждает свободы  и права граждан от правонарушений, защищает социально-значимые ценности. В этом проявляется гуманистическая  направленность предупреждения преступлений. Это же должно быть целью правового  государства.

Воспитательная функция профилактики состоит в том, что она широко использует методы убеждения, коррекции  поведения людей, приведение их поступков  в соответствие с требованиями права  и гуманистической морали. Эффективность  профилактики составляет существенный атрибут уровня жизни людей в  обществе. Чем результативней эта  форма социальной деятельности, тем  лучше защищены люди от преступных посягательств на основные человеческие ценности. Таким образом, профилактика преступлений – необходимая часть  любого истинного гуманистического и правового государства. Отсюда система предупреждения преступлений должна не только эффективно действовать, но и постоянно совершенствоваться. Это совершенствование должно стать  органичной частью общего процесса формирования демократического правового государства.

Необходимым элементом системы  являются субъекты профилактики преступлений. К ним, в широком смысле слова, относятся все государственные  и общественные институты, формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Среди  этих субъектов есть такие, которые  специально созданы для этих целей, либо в их компетенцию, наряду с другими  полномочиями, входит и обязанность  осуществления в определенных рамках криминологической профилактики. Поэтому  в дальнейшем мы рассмотрим характеристики лишь субъектов криминологической  профилактики.

Классификация указанных субъектов  может быть осуществлена по различным  основаниям. Мы считаем возможным  разделить их на три следующие  группы. Первая – те субъекты, которые  непосредственно ведут индивидуальную профилактику. Ко второй группе относятся субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций. Третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений. Конечно, такое деление в известной мере условно, так как отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координации проявляются при функционировании субъектов в каждой из трех названных групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В самой системе имеются как горизонтальные, так и иерархические вертикальные взаимосвязи (в зависимости от уровня решаемых задач).

Профилактика преступлений относится  к динамичным системам. Для того чтобы достигать своей цели, она  должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик  преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических  и политических отношений, рост или  снижение конфликтности, степени социальной напряженности, расширение либо свертывание  демократизации и т.д. В целом  субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной  законом. Характер компетенции (наличие  властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить  основанием для классификации и  структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной  принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности. Имея в виду все сказанное, рассмотрим характеристики субъектов по предложенным выше трем группам.

 

Субъекты непосредственной профилактики преступлений

 

К ним относятся первичные ячейки гражданского общества: семья, трудовые и учебные коллективы, образуемые ими объединения граждан или  органы общественной самодеятельности, а также организационные структуры  раннего и непосредственного  предупреждения преступлений, в рамках правоохранительных органов. Эти субъекты, непосредственно воздействуя на человека, условия его жизни и  воспитания, снимают криминогенные ситуации, предотвращают преступления, пересекают перерастание антиобщественных действий в общественно опасные деяния, выясняют и устраняют их причины и условия, предупреждают рецидив преступлений. Они, главным образом, ведут индивидуальную профилактическую работу. В то же время крупные объединения граждан и трудовые коллективы, общественные объединения, а также профилактические структуры правоохранительных органов осуществляют работу по предупреждению отдельных форм преступности (специализированную криминологическую профилактику).

Семья – первичная ячейка общества, в которой человек формируется  как личность. Семья, особенно на ранних этапах развития личности (несовершеннолетние, молодежь), играет решающую роль в предупреждении преступлений. Семья – это своеобразное микрогосударство, где действует своя система воспитания, убеждения и наказания, предупреждения антиобщественных проступков. Общество должно быть заинтересовано в позитивном воздействии семьи на свое развитие, а не только вести борьбу с “неблагополучными семьями”. Чем больше будет создаваться материальных, культурных и других возможностей для нормального функционирования семьи, тем выше будет уровень предупреждения преступлений. Исторический опыт показывает, что в тех общественных системах, где есть культ семьи, родителей, детей, там, как правило, ниже уровень преступности. Из развитых стран наиболее убедительным примером является Япония. Конечно, семья как субъект предупреждения преступлений успешно действует при хорошо налаженном взаимодействии с учебно-воспитательными детскими учреждениями, службой опеки и попечительства, профилактическими структурами местных органов власти и правоохранительных органов1.

1 См. в особенной части главу о предупреждении преступлений несовершеннолетних.


 

Семья может эффективно предупреждать, а неблагополучная семья порождать  преступность, хотя такое прямое сопоставление  может содержать и исключения.

Напомним, что почти половину пострадавших от насильственных преступлений составляют жертвы так называемой бытовой преступности.

Другим первичным звеном общества, в котором решаются его человеческие проблемы, являются трудовые и учебные  коллективы. В них также может  вестись непосредственная индивидуальная и специализированная профилактика, особенностью которой является использование  особенностей трудового процесса как  формы воспитания человека. Нельзя не отметить, что нынешняя идеология  выбивания прибыли любой ценой  значительно принижает роль труда  как средства воспитания человека.

В трудовых коллективах на новой  основе возрождаются народные дружины, отряды самообороны для предупреждения и пресечения нарушений общественного  порядка. По месту жительства работа по предупреждению бытовых правонарушений возлагается на домовые комитеты.

Конституция Российской Федерации  предоставляет гражданам образовывать общественные объединения. Такие объединения  могут создаваться для предупреждения преступлений отдельными группами лиц (несовершеннолетними, пьяницами, наркоманами, рецидивистами и т.д.) и для профилактики отдельных категорий преступлений. Сейчас как никогда в соответствии с Конституцией необходимо создание стройной системы общественных объединений, выполняющих воспитательно-предупредительную функцию по месту жительства и работы граждан.

Обязанности непосредственного предупреждения в пределах их компетенции возлагаются  и на правоохранительные органы.

Особенно это относится к  работникам милиции, которым чаще других приходится сталкиваться с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Органы милиции обязаны не только пресекать подобное поведение, но и  не допускать перерастания его в  преступление. Непосредственная профилактика преступлений – первейшая обязанность  органов милиции. По степени выполнения указанной обязанности можно  судить об эффективности ее работы.

Милиция проводит большую по объему работу, но в целом деятельность этих государственных органов по непосредственному предупреждению преступлений в условиях изменяющихся общественных отношений (как, впрочем, и вообще) нельзя признать удовлетворительной, хотя роль их в этом плане, вероятно, будет оставаться значительной. Но для этого необходимо создать  в милиции устойчивые структуры, которые будут заниматься профилактической работой.

Закончим на этом общую характеристику основных субъектов непосредственной профилактики преступлений и перейдем к следующему вопросу.

 

Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функции

 

В стране должна действовать разветвленная  система государственных органов, в задачу которых входит в пределах их компетенции восстановление нарушенной законности, установление виновных в  этом и привлечение их к ответственности. Восстановление законности включает в  себя и установление обстоятельств, приведших к правонарушению (и  особенно наиболее опасному – преступлению) и принятие мер к их устранению. Таким образом, профилактическая деятельность составляет обязательную органическую часть выполнения правоохранительных функций.

К системе правоохранительных органов, в первую очередь, относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел.

СУД. По уголовным делам суд в  соответствии со своими задачами и  процедурами, установленными уголовно-процессуальным законом, обязан не только постановить  приговор и решить судьбу дела, но и  выяснить причины преступления, условия, способствующие его совершению, и  принять меры к их устранению. В  соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

Обстоятельства, приведшие к совершению преступления, выясняются с помощью  уголовно-процессуальных средств доказывания, а решение и проведение профилактических мероприятий оформляется путем вынесения частных определений суда.

Исследования недавних лет показали, что суды в значительной части  случаев на низком уровне вели специализированную криминологическую профилактику. Она  сводилась к направлению большого числа судебных определений, которые  констатировали факт совершения преступления и содержали требования устранить  его причины при почти полном отсутствии контроля за исполнением своих определений. Конкретный анализ причин преступления в судебных определениях, как правило, не давался, что сами определения превращало в формальные бумаги. Нечасто можно встретить и упоминание о лицах, ответственных за допущенные недостатки (исключая, конечно, осужденных по приговору суда). Все это снижало профилактическую роль суда, как обесценивало и положение закона, обязывающего суды вскрывать причины и условия совершения преступлений. Тревожный симптом имеет место сегодня и в теоретических дискуссиях, где суд представляется лишь как орган правосудия, дело которого – определять наказание. Он многими теоретиками, а следовательно, и практически, выведен из системы правоохранительных органов. Полагаем, что независимость суда – не основание для принижения его профилактической роли. Более того, мы считаем, что в новых условиях суд должен искать новые пути усиления профилактической работы, а не стоять в стороне от столбовой дороги борьбы с преступностью в качестве наблюдателя. Постоянный рост преступности обязывает все ячейки общества повышать свою роль в борьбе с ней. И не формально, а по существу.

Неточности или намеренная однобокость  в теории и уголовной политике могут приводить к тому, что  уголовное наказание станет самодовлеющим  средством превентивной деятельности суда, как и вообще средством борьбы с преступностью, что будет позором  для общества.

Самостоятельным направлением в предупредительной  деятельности суда является также профилактическая работа по гражданским делам и  при рассмотрении жалоб граждан  на действия должностных лиц и  государственных органов. Рассмотрение гражданско-правовых и административных правонарушений, их своевременное пресечение и устранение вызвавших их причин одной из своих задач имеют  предотвращение перерастания противоправных деяний в наиболее опасную их форму  – преступления. Профилактическое значение этой сферы деятельности суда особенно значимо для предупреждения преступлений в экономике, социальных отношениях, охране окружающей среды, против чести и достоинства граждан.

ПРОКУРАТУРА. Суть правоохранительной деятельности прокуратуры состоит: в осуществлении надзора за исполнением  действующих на территории Российской Федерации законов; принятии мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение  виновных к ответственности; в осуществлении  уголовного преследования.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности прокуратура осуществляет надзор: за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. В свою очередь охрана прав граждан становится особо важной функцией прокуратуры в условиях стремления к правовому государству. Осуществляя эти функции, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, опротестовывать незаконные решения, возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное, материальное или уголовное производство. Эти задачи могут быть полностью выполнены только тогда, когда прокуратура установит причины нарушения законности и примет меры к их устранению. Особенность надзорной деятельности прокуратуры выражается и в том, что она не только сама осуществляет профилактические меры, но и побуждает другие государственные и общественные структуры к ведению предупредительной деятельности.

Информация о работе Общие проблемы предупреждения преступности