Общие проблемы предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Характер и целеустремленность профилактических мер определяются знанием динамики, структуры и причин преступности в целом, в регионах, сферах жизни общества, социально-демографических группах населения. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов преступлений и типов преступного поведения.

Файлы: 1 файл

реферат по криминологии.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

В сфере государственного управления, в гражданском судопроизводстве, защите прав, свобод и законных интересов  граждан прокуратура обязана  выявлять причины правонарушений и  принимать меры как к их устранению, так и к недопущению того, чтобы нарушения законности переросли в наиболее опасную форму – преступления.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ведут  большую по объему, многообразную  по своей направленности и функциональному  назначению деятельность. Они сохраняют  общественный порядок, выполняют оперативно-розыскные  функции по обнаружению, предупреждению и раскрытию преступлений, осуществляют производство дознания, предварительного следствия, а также организуют исполнение наказания. На них возложено осуществление  как индивидуальной, так и специализированной криминологической профилактики.

В структуре органов внутренних дел восстанавливаются подразделения, занятые непосредственно профилактикой  преступлений (соответствующие отделы, инспекции по делам несовершеннолетних и др.), а также структуры, ведущие  профилактику преступлений в ходе выполнения ими правоохранительных или административных функций. Но пока они на перепутье, так  как решительно изменяются социально-экономические  отношения в стране, а новых  норм работы органов внутренних дел  не найдено. Ведутся поиски реформы  органов внутренних дел.

Для выполнения своих функций органы МВД используют административные, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и другие средства.

В пределах своей компетенции осуществляет работу по предупреждению преступлений Федеральная служба контрразведки  Российской Федерации. Она, в частности, обязана предупреждать террористические акты, некоторые формы организованной преступности.

Самостоятельное место в системе  предупреждения преступлений занимают следственные аппараты прокуратуры  и органов внутренних дел. Они  осуществляют предварительное расследование  преступлений. Однако в их задачу входят также выявление и принятие мер  к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Эта задача решается с помощью уголовно-процессуальных средств, но при этом следователь  руководствуется рекомендациями криминологии, раскрывающими понятие причин и  условий совершения преступлений, формулирующих  критерии эффективности профилактических мер, в том числе представлений, выносимых следователями.

Выводы следователя  о причинах и условиях преступления должны основываться на достоверных (проверенных  процессуальными средствами) данных об обстоятельствах, приведших к  совершению деяния, запрещенного уголовным  законом. В представлениях следователя  необходимо раскрывать причинную связь  между обстоятельна преступления и действиями виновных и на этой основе вносить предложения, реализация которых приведет к нейтрализации выявленных по делу причин и условий совершения преступления.

 

Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении функций  контроля

 

Контроль является необходимым  элементом любой управляемой  системы.

Для охраны наиболее значительных ценностей государство должно создавать  органы вневедомственного контроля. Они охраняют окружающую среду, безопасность производства и транспорта, трудовое законодательство и т. д. и т. п. По подсчетам ученых, таких органов  вневедомственного контроля существует более ста пятидесяти. В пределах своей компетенции они обязаны  не только вскрывать и пресекать  правонарушения, но и предупреждать  их. К сожалению, единой системы контрольных  органов в государстве практически  нет. Их надо еще создавать. Но делается это крайне медленно. Кроме того, не успев возникнуть, многие из них  криминализируются сами и требуют  установления за ними контроля.

В современных условиях особую роль в предупреждении преступлений должны сыграть налоговые инспекции, призванные встать на пути незаконных доходов.

 

Субъекты, осуществляющие руководство профилактикой преступлений

 

В течение длительного периода  руководством и координацией профилактики преступлений занимались партийные  органы и, в меньшей степени, хотя это должно было быть одной из основных сфер их деятельности, Советы народных депутатов. Координация предупредительной  деятельности возлагалась на прокуратуру.

В настоящее время эта  система разрушена. Правоохранительные органы остались, образно говоря, один на один с преступностью, да еще в  условиях острейших политических и  социальных противоречий, разрушения законности, пренебрежения правовыми  принципами и правового нигилизма.

Но при всем этом очевидно, что  организацией профилактики преступлений обязаны заниматься местные органы власти и самоуправления. Так или  иначе, они придут к этому.

В пределах их компетенции должны издаваться правовые акты, регулирующие предупредительную деятельность, осуществляться контроль за соблюдением законов в профилактической деятельности государственных и общественных структур. Однако не так, как это ныне нередко делается на местах: при полном игнорировании действующего законодательства, вплоть до Конституции России.

Местные органы власти призваны разрабатывать  и организовывать исполнение комплексных  планов предупреждения преступлений, а исполнительные и распорядительные органы – осуществлять непосредственное руководство деятельностью государственных  органов и общественных организаций  по борьбе с преступностью на своей  территории. На каждом депутате местных  представительных органов власти в  соответствии с законодательством  о его статусе лежит обязанность  активно участвовать в предупреждении правонарушений.

Большие задачи перед органами власти и самоуправления и депутатами возникают  в связи с увеличением безработицы, которая будет сопровождаться ростом преступности.

 

3. Социально-экономические  и организационные основы предупреждения  преступлений

 

Управление профилактикой преступлений, как и любой другой социальной системой, включает в себя: сбор и  анализ информации; принятие на этой основе решений; прогнозирование и разработку планов борьбы с преступностью; их реализацию; оценку достигнутых результатов.

Оптимальность решений любого субъекта профилактики зависит в первую очередь  от того, обладает ли он достаточной, объективной  и достоверной информацией для  выполнения задач в пределах своей  компетенции. Так, субъект, осуществляющий индивидуальную профилактику, должен иметь сведения, позволяющие ему  точно оценивать поведение подопечного  лица, строить прогнозы о возможности  совершения им антиобщественных поступков, знать, какого характера меры могут  их предотвратить, получать информацию о результатах воспитательных и профилактических действий. Для индивидуальной профилактики особенно важен сбор и анализ информации, полученной в результате личных наблюдений.

Для предупреждения отдельных видов  преступлений, преступлений определенного  контингента лиц (несовершеннолетних, рецидивистов, лиц, злоупотребляющих алкоголем  и наркотиками, и др.) необходимо обладать информацией о наиболее типичных недостатках условий их жизни и воспитания, наличии лиц  и групп, отрицательно влияющих на поведение, а также данными о том, какие  меры профилактики дали положительный  результат, а какие такового не принесли. Информация должна быть дифференцированной с учетом конкретных задач и компетенции субъекта предупредительной деятельности.

Наиболее всесторонней и полной информацией должны обладать правоохранительные органы и структуры законодательной  и исполнительной властей, координирующие и организующие профилактику преступлений.

Эффективность их деятельности во многом определяется уровнем информационной обеспеченности. Ее первичную основу составляют данные статистики: о преступности и судимости, об административных и  других правонарушениях, о работе правоохранительных органов и других субъектов профилактики. Эти данные анализируются с учетом характеристик социального и  экономического развития конкретного  объекта, региона, происходящих в них  демографических процессов, состояния  культурно-просветительной и профилактической работы.

На правоохранительных органах  и профилактических структурах государственной  власти и управления лежит обязанность  организации обмена информацией, необходимой  для профилактики преступлений, что  позволяет в целом системе  и субъектам профилактики действовать  целеустремленно и организованно.

На основе анализа принимаются  решения о проведении профилактических мероприятий. Они могут носить: оперативный  характер – внесение корректив и  дополнений в индивидуальную и криминологическую  профилактику; тактический характер – изменения в первоочередности профилактических задач и использование  новых методов с учетом анализа  конкретной криминогенной ситуации; долгосрочный характер – разработка комплексных планов предупреждения преступлений.

Выше отмечено, что при разработке профилактических мер анализ дополняется криминологическим прогнозом и формированием комплексных планов предупреждения преступлений. Криминологический прогноз – это основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений.

В зависимости от объема информации, сроков и других данных используются три метода прогноза: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование.

Экстраполяция – метод, применяемый  чаще всего при сравнительно краткосрочных  прогнозах, когда очевидно, что в  основном будут действовать причины, определившие и современную криминологическую  ситуацию.

Суть экстраполирования состоит  в том, что будущие изменения  определяются на основе показателей, характеризующих  преступность в прошлом и настоящем.

На основе исходных данных формируются  статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности экстраполирующих прогнозов зависит от времени  упреждения и стабильности криминологической  ситуации.

Экспертная оценка используется в  более сложной криминологической  ситуации и при необходимости  более длительных по времени прогнозов. Суть метода состоит в том, что  отобранной группе высококвалифицированных  криминологов передаются вопросы, требующие  количественной оценки возможных изменений  и их удельного веса в шкале  соответствующих факторов.

И наконец, в криминологии применяется  моделирование, когда анализ факторов, влияющих на преступность, с помощью  соответствующих криминологических  правил и математических формул формируется  в программы и обсчитывается  с помощью компьютера. Метод моделирования  позволяет использовать экономическую, социальную, демографическую и другие виды информации. Можно при этом учесть и расчеты по прогнозам  индивидуального поведения –  степень возможности совершения преступлений лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Прогнозы являются подготовительной стадией для разработки мер индивидуальной профилактики, целевых программ предупреждения преступлений, комплексных планов борьбы с преступностью.

Рассмотрим некоторые организационные  и методические аспекты криминологического планирования.

Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку еил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т. д. Планирование – это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.

План – это программа, состоящая  из заданий, реализация которых призвана обеспечить разрешение конкретных задач. Планом предусматриваются исполнители  и сроки выполнения заданий. В  нем также содержатся указания о  средствах и путях его выполнения. От других документов, направляющих борьбу с преступностью, план тем и отличается, что в нем не только ставятся задачи, но и содержится конкретная программа их решения.

Одним из видов планирования являются комплексные планы, заключающие  в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Широта и характер мероприятий, предусмотренных  в планах, определяет и круг субъектов  планирования. К ним относятся  органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда и  юстиции и общественные организации.

Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях  и республиках.

Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым. Названные планы обеспечивают: взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.

По времени планирование бывает текущим и перспективным. Перспективное рассчитано на длительный срок. Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.

Перспективное и текущее планирование связаны между собой.

При составлении перспективных  планов важно учитывать не только то, что сразу дает практический результат, но и то, что подготавливает его. Перспективные планы разрабатываются  на основе соответствующих прогнозов  и в зависимости от их задач  обычно на те же сроки, которые ими охватываются.

Информация о работе Общие проблемы предупреждения преступности