Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:07, реферат
Характер и целеустремленность профилактических мер определяются знанием динамики, структуры и причин преступности в целом, в регионах, сферах жизни общества, социально-демографических группах населения. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов преступлений и типов преступного поведения.
В сфере государственного управления,
в гражданском
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ведут
большую по объему, многообразную
по своей направленности и функциональному
назначению деятельность. Они сохраняют
общественный порядок, выполняют оперативно-
В структуре органов внутренних
дел восстанавливаются
Для выполнения своих функций органы МВД используют административные, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и другие средства.
В пределах своей компетенции осуществляет
работу по предупреждению преступлений
Федеральная служба контрразведки
Российской Федерации. Она, в частности,
обязана предупреждать
Самостоятельное место в системе
предупреждения преступлений занимают
следственные аппараты прокуратуры
и органов внутренних дел. Они
осуществляют предварительное расследование
преступлений. Однако в их задачу входят
также выявление и принятие мер
к устранению причин и условий, способствующих
совершению преступлений. Эта задача
решается с помощью уголовно-
Выводы следователя о причинах и условиях преступления должны основываться на достоверных (проверенных процессуальными средствами) данных об обстоятельствах, приведших к совершению деяния, запрещенного уголовным законом. В представлениях следователя необходимо раскрывать причинную связь между обстоятельна преступления и действиями виновных и на этой основе вносить предложения, реализация которых приведет к нейтрализации выявленных по делу причин и условий совершения преступления.
Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении функций контроля
Контроль является необходимым элементом любой управляемой системы.
Для охраны наиболее значительных
ценностей государство должно создавать
органы вневедомственного контроля.
Они охраняют окружающую среду, безопасность
производства и транспорта, трудовое
законодательство и т. д. и т. п. По
подсчетам ученых, таких органов
вневедомственного контроля существует
более ста пятидесяти. В пределах
своей компетенции они обязаны
не только вскрывать и пресекать
правонарушения, но и предупреждать
их. К сожалению, единой системы контрольных
органов в государстве
В современных условиях особую роль в предупреждении преступлений должны сыграть налоговые инспекции, призванные встать на пути незаконных доходов.
Субъекты, осуществляющие
руководство профилактикой
В течение длительного периода руководством и координацией профилактики преступлений занимались партийные органы и, в меньшей степени, хотя это должно было быть одной из основных сфер их деятельности, Советы народных депутатов. Координация предупредительной деятельности возлагалась на прокуратуру.
В настоящее время эта система разрушена. Правоохранительные органы остались, образно говоря, один на один с преступностью, да еще в условиях острейших политических и социальных противоречий, разрушения законности, пренебрежения правовыми принципами и правового нигилизма.
Но при всем этом очевидно, что организацией профилактики преступлений обязаны заниматься местные органы власти и самоуправления. Так или иначе, они придут к этому.
В пределах их компетенции должны
издаваться правовые акты, регулирующие
предупредительную
Местные органы власти призваны разрабатывать
и организовывать исполнение комплексных
планов предупреждения преступлений,
а исполнительные и распорядительные
органы – осуществлять непосредственное
руководство деятельностью
Большие задачи перед органами власти
и самоуправления и депутатами возникают
в связи с увеличением
3. Социально-экономические
и организационные основы
Управление профилактикой
Оптимальность решений любого субъекта
профилактики зависит в первую очередь
от того, обладает ли он достаточной, объективной
и достоверной информацией для
выполнения задач в пределах своей
компетенции. Так, субъект, осуществляющий
индивидуальную профилактику, должен
иметь сведения, позволяющие ему
точно оценивать поведение
Для предупреждения отдельных видов преступлений, преступлений определенного контингента лиц (несовершеннолетних, рецидивистов, лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, и др.) необходимо обладать информацией о наиболее типичных недостатках условий их жизни и воспитания, наличии лиц и групп, отрицательно влияющих на поведение, а также данными о том, какие меры профилактики дали положительный результат, а какие такового не принесли. Информация должна быть дифференцированной с учетом конкретных задач и компетенции субъекта предупредительной деятельности.
Наиболее всесторонней и полной информацией должны обладать правоохранительные органы и структуры законодательной и исполнительной властей, координирующие и организующие профилактику преступлений.
Эффективность их деятельности во многом
определяется уровнем информационной
обеспеченности. Ее первичную основу
составляют данные статистики: о преступности
и судимости, об административных и
других правонарушениях, о работе правоохранительных
органов и других субъектов профилактики.
Эти данные анализируются с учетом
характеристик социального и
экономического развития конкретного
объекта, региона, происходящих в них
демографических процессов, состояния
культурно-просветительной и
На правоохранительных органах
и профилактических структурах государственной
власти и управления лежит обязанность
организации обмена информацией, необходимой
для профилактики преступлений, что
позволяет в целом системе
и субъектам профилактики действовать
целеустремленно и
На основе анализа принимаются решения о проведении профилактических мероприятий. Они могут носить: оперативный характер – внесение корректив и дополнений в индивидуальную и криминологическую профилактику; тактический характер – изменения в первоочередности профилактических задач и использование новых методов с учетом анализа конкретной криминогенной ситуации; долгосрочный характер – разработка комплексных планов предупреждения преступлений.
Выше отмечено, что при разработке профилактических мер анализ дополняется криминологическим прогнозом и формированием комплексных планов предупреждения преступлений. Криминологический прогноз – это основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений.
В зависимости от объема информации, сроков и других данных используются три метода прогноза: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование.
Экстраполяция – метод, применяемый
чаще всего при сравнительно краткосрочных
прогнозах, когда очевидно, что в
основном будут действовать причины,
определившие и современную
Суть экстраполирования
На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности экстраполирующих прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.
Экспертная оценка используется в
более сложной
И наконец, в криминологии применяется
моделирование, когда анализ факторов,
влияющих на преступность, с помощью
соответствующих
Рассмотрим некоторые
Планирование позволяет
План – это программа, состоящая
из заданий, реализация которых призвана
обеспечить разрешение конкретных задач.
Планом предусматриваются исполнители
и сроки выполнения заданий. В
нем также содержатся указания о
средствах и путях его
Одним из видов планирования являются
комплексные планы, заключающие
в себе решение экономических, социальных,
воспитательных, организационно-правовых
и чисто криминологических
Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.
Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым. Названные планы обеспечивают: взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.
По времени планирование бывает текущим и перспективным. Перспективное рассчитано на длительный срок. Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.
Перспективное и текущее планирование связаны между собой.
При составлении перспективных
планов важно учитывать не только
то, что сразу дает практический
результат, но и то, что подготавливает
его. Перспективные планы
Информация о работе Общие проблемы предупреждения преступности