Общие проблемы предупреждения преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Характер и целеустремленность профилактических мер определяются знанием динамики, структуры и причин преступности в целом, в регионах, сферах жизни общества, социально-демографических группах населения. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов преступлений и типов преступного поведения.

Файлы: 1 файл

реферат по криминологии.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

На основании перспективных создаются комплексные планы или долгосрочные мероприятия по борьбе с преступностью, входящие составной частью в планы социального развития на тот же срок.

Эффективность системы планирования зависит и от ее гибкости, т. е. от возможности реагировать на всякие непредвиденные обстоятельства и изменения  в состоянии преступности, оперативно устранять помехи и тем самым  обеспечивать выполнение поставленных задач. Эту роль выполняет текущее  планирование, которое призвано с  учетом конкретной обстановки предусматривать  меры, обеспечивающие в течение небольшого времени оптимальное решение  вопросов, поставленных перспективным  планом.

Текущие планы по содержанию мероприятий  должны быть всегда строго индивидуализированы. Они разрабатываются с учетом краткосрочных прогнозов и в  зависимости от своего характера  обычно на те же сроки,

Непрерывность, преемственность, взаимосвязь  и интеграция планов – вот те требования, которые обеспечивают результативность планирования.

Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов: 1) определение задач, которые предстоит решить в определенный период времени; 2) разработка и координация программ мероприятий в целях более эффективного решения этих задач; 3) распределение сил по выполнению программ в целом и отдельных мероприятий в строго установленные сроки.

Первому этапу, как уже сказано, предшествуют анализ и прогноз преступности.

Анализ проводится по заранее разработанной  программе.

В ней предусматривается: цель изучения, вопросы, подлежащие выяснению; источники  получения необходимой информации; методы получения и обработки  собранной информации, в том числе  обсчет количественных показателей; определение  основных тенденций преступности; дача оценки эффективности мер борьбы с ней; определение задач плана  и внесение предложений по их разрешению.

В зависимости от вида плана, масштабов  его реализации, характеристики объекта, для которого он предназначен, содержание программы конкретизируется.

Кроме анализа состояния борьбы с преступностью, изучается и  результативность мероприятий, осуществлявшихся в анализируемый период.

Как только сформулированы задачи, начинается второй этап планирования – составление  программы мероприятий по их выполнению.

Программы комплектуются по соответствующим  разделам плана, в которых каждая задача конкретизируется в перечне  конкретных мер их выполнения. Программы  составляются с учетом актуальности заданий, решаемых в установленный  срок. Одновременное и интенсивное  решение всех вопросов борьбы с преступностью  невозможно. Среди них следует  выделять наиболее важные и намечать меры по их первоочередному разрешению, что способствует концентрации сил  и средств на решении узловых  вопросов.

Методические требования криминологического планирования, вытекающие из природы  самой преступности, состоят в  необходимости применения комплекса  экономических, организационно-управленческих, воспитательных, правовых и других средств в борьбе с ней.

Третий этап - это распределение  сил и установление времени исполнения мероприятий, предусмотренных планом.

В данном случае полагается соблюдать  два требования. Первое состоит в  том, что конкретные мероприятия  должны исполняться только теми государственными, хозяйственными и общественными  объединениями, к компетенции которых  они относятся.

Второе требование заключается  в том, чтобы различные мероприятия  в пределах раздела-задания были скоординированы по времени и  месту их выполнения. Необходимо также  определить ответственных за исполнение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной реализацией  данного плана.

После составления плана  начинается текущая работа по его  исполнению.

Но как бы ни был точен план и обоснованы мероприятия по его  осуществлению, действительность вносит свои поправки в плановом решении. Отсюда очевидна необходимость постоянной организаторской работы сообразно конкретной обстановке борьбы с преступлениями.

По истечении срока выполнения планов возможно проведение контрольного криминологического анализа.

Его целью является выяснение следующих  обстоятельств: какие изменения произошли в состоянии, динамике и структуре преступности, какие причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений, удалось устранить в результате осуществления мероприятий, предусмотренных тем или иным планом, какие из них оказались наиболее эффективными и какие не сработали, какие криминогенные факторы продолжают действовать, какие появились новые и что нужно осуществить для их устранения.

Такого рода криминологический  анализ служит не только формой контроля, но и основанием для составления  очередного плана профилактики преступлений.

Ресурсное обеспечение профилактики преступлений. Прежде всего нужны специализированные криминологические службы со своими профессионально подготовленными кадрами, системой материально-технического снабжения. Пока такие службы имеются лишь в органах МВД и то в зачаточном состоянии, а также при некоторых местных органах власти. Но и эти службы укомплектованы в значительной степени людьми, не имеющими профессиональной криминологической подготовки. В лучшем случае - кадры с юридическим или педагогическим образованием.

Ждать эффективной работы от людей, не имеющих необходимой подготовки, по меньшей мере наивно. И получается, что людских ресурсов в предупреждении преступлений задействовано немало, а эффективность работы вследствие их неподготовленности низка.

Поэтому вопрос о подготовке в стране кадров, могущих осуществлять профилактику преступлений, проблематичен. Отсюда –  и результаты.

Система профилактики нуждается в  компьютерном обеспечении. Отсутствие такового сдерживает развитие специализированных профилактических служб там, где  они существуют.

За истину можно принять положение, что предупреждать преступления выгоднее, чем затем наказывать за них.

Однако материально-техническое  обеспечение профилактики ведется  только в рамках раскрытия преступлений и наказания за них. Собственно предупредительная  деятельность финансируется значительно  хуже, да и организация ее ведется  в рамках выполнения других задач. В  результате на нее не остается ни времени, ни необходимого ресурсного обеспечения.

Предупреждение преступлений в  большей или меньшей степени  связано с вторжением в личную жизнь человека. В ряде случаев  решение задач предупреждения преступлений требует ограничения каких-то прав и свобод человека.

Применение таких ограничительно-профилактических мер возможно на основе закона и лишь в пределах, строго определенных им.

Каждый субъект профилактики не может действовать произвольно, а только в рамках своей компетенции, установленной законом или в  развитие его положений другим правовым актом.

Меры профилактики не могут  унижать честь и достоинство  человека, причинять ему физические и моральные страдания.

Таким образом, правовые гарантии –  необходимое условие для реализации принципа законности в предупредительной  деятельности.

Принцип, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция, должен лечь в основу формирования демократического, гуманного правового государства.

 

4. Правовые основы предупреждения  преступлений

 

Правовую основу деятельности субъектов  предупреждения преступлений составляет Конституция Российской Федерации, другие законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие осуществляемую ими профилактическую деятельность.

В первом издании данного учебника “Криминология” (1992 г.) авторы высказали  надежду, что будут приняты законы и иные нормативные правовые акты, защищающие граждан Российской Федерации  от преступности. Эти надежды во многом оправдались. Такие правовые акты действительно были приняты. Прежде всего, необходимо отметить ряд указов Президента Российской Федерации:

“О борьбе с коррупцией в системе  государственной службы” (от 4 апреля 1992 г. № 361), которым введены запреты на определенные виды деятельности служащим государственного аппарата, нарушение которых влечет освобождение от занимаемой должности; введено обязательное представление деклараций о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствам финансового характера для государственных служащих.

“О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью” (от 8 октября 1992г. №1189), в соответствии с которым  была образована Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации  по борьбе с преступностью и коррупцией, усилены подразделения по борьбе с организованной преступностью  в органах внутренних дел.

“О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации” (от 12 февраля 1993г. № 209), в соответствии с которым были созданы подразделения  по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в милиции общественной безопасности.

“О профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних” (от 6 сентября 1993г. № 1338), в соответствии с которым установлена государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав. Ее составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав; для координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации. Функции по взаимодействию государственных органов субъектов федерации по указанным вопросам поручено осуществлять комиссиям по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, а также при городских, районных, районных (в городе) администрациях. Образованы специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - в структуре органов социальной защиты населения; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния - в структуре органов образования; реорганизованы приемники-распределители органов внутренних дел для несовершеннолетних, на их базе созданы центры временной изоляции для помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния.

“О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества” (от 2 ноября 1993г. №1815), в соответствии с которым приемники-распределители органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, реорганизованы в центры социальной реабилитации указанных лиц для оказания им социальной, медицинской и иной помощи. Выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, задержание и доставление их в центры социальной реабилитации, установление личности задержанных, а также обеспечение общественного порядка и охраны указанных учреждений возложены на органы внутренних дел; медицинское освидетельствование и направление этих лиц на лечение - на органы здравоохранения; направление в учреждения органов социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий и пособий указанным лицам - на органы социальной защиты населения.

“О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации” (от 18 сентября 1993г. № 1390), в соответствии с которым введено в практику борьбы с преступностью проведение в регионах со сложной криминогенной обстановкой согласованных целевых операций по пресечению деятельности бандитских формирований, организованных преступных сообществ, занимающихся контрабандой, незаконным оборотом оружия, наркотиков и совершающих иные тяжкие преступления, терроризирующие население. Разрешено активно использовать в этих целях специальные моторизованные воинские части, а также соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск; образована правительственная комиссия по противодействию незаконному обороту наркотических средств; введены должности помощников руководителей исполнительных органов всех уровней по вопросам борьбы с преступностью.

“О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью  на 1994-1995 годы”  (от 24 мая 1994г. № 1016), в соответствии с которой утверждена Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью  на 1994-1995 годы.

Программа разработана во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации  от 31 мая 1993г. № 401-рп и в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Об  укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и  внешней политики)”. При составлении  Программы использованы предложения  граждан, их объединений, средств массовой информации, федеральных органов, органов  субъектов федерации и местного самоуправления. В соответствии с  направленностью этих предложений  программа ориентирована на обеспечение  эффективности противодействия  преступности, решительное улучшение  системы борьбы с ней, реальную защиту жизни, здоровья, имущества, неприкосновенности жилища, других прав и законных интересов  граждан; надежную охрану общественного  порядка и безопасности; защиту конституционного строя и проводимых в стране демократических  реформ от преступных посягательств. Программа  нацелена на создание радикального перелома в борьбе с преступностью, являющейся существенным фактором, дестабилизирующим  общество.

Целью Программы является создание перелома в деятельности государственной  системы борьбы с преступностью, обеспечивающей надежную защиту жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан, общественных и государственных  интересов от преступных посягательств  в условиях социальной реформы.

С учетом неотложных задач, стоящих  перед государством и обществом  в социальной политике, выделены важнейшие  направления – ключевые – для  борьбы с преступностью. При этом данная Программа является федеральной  и предполагает развитие на ее базе программ на уровне субъектов федерации  и местного самоуправления, а также  межведомственных и ведомственных  целевых программ.

Информация о работе Общие проблемы предупреждения преступности