Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:33, дипломная работа
Цель дипломной работы изучение и анализ эволюции взаимоотношений США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
- изучить причины создания трансатлантического союза в годы холодной войны, особенности становления и развития европейской безопасности после Второй мировой войны;
- рассмотреть пути экономического сотрудничества США и стран Западной Европы;
- рассмотреть динамику взаимоотношений внутри политической структуры НАТО;
- проанализировать особенности трансатлантических отношений в период «холодной войны» и в 1990-е гг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Европейский союз на мировой арене.
1.1 История создания и цели Европейского союза.
1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны
2 История взаимодействия США и ЕСЭ
2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире
2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности
2.3 Экономические преимущества
3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США
3.1 Торговые взаимоотношения
3.2 Политические интересы США и ЕС
3.3 Трансатлантические взаимоотношения
Заключение
Библиографический список
В начале 1970-х гг. европейцы
предприняли еще одну интересную
попытку заявить о себе как
о независимой силе на международной
арене. В 1973 г. в Копенгагене министры
иностранных дел девяти стран
подписали декларацию о «европейской
идентичности». В документе они
заявили о необходимости
В декларации также идет речь о трансатлантических отношениях:
«Тесные связи между Соединенными Штатами и девятью странами Европы (мы разделяем общие ценности и устремления, основанные на общем наследии) являются взаимовыгодными и должны оберегаться. Эти связи не входят в противоречие с намерением Девяти утвердить себя в качестве особой и самобытной сущности. Девять стран намерены поддерживать конструктивный диалог и развивать сотрудничество с Соединенными Штатами на основе равенства и в духе дружбы»35.
Зачастую документ характеризуется, как одна из первых попыток дать определение европейской идентичности и найти место Европы в трансатлантических отношениях. В декларации лидеры ЕС попытались подчеркнуть американское лидерство и показать заинтересованность в американских гарантиях безопасности. В то же время, европейцы, ссылаясь на свою самобытность, продемонстрировали намерение быть менее зависимыми от США. В этом состояла противоречивость документа. Эволюция европейских представлений о собственной идентичности не изменила этой двойственности. Главная проблема европеистов состояла в том, чтобы поддерживать баланс между желанием быть независимыми и реальной зависимостью Европы от США.
Таким образом, несмотря на преобладание атлантизма в годы холодной войны, США и страны Европейского Сообщества не смогли избежать некоторых разногласий. Помимо вышеперечисленных противоречий, основными причинами трансатлантических конфликтов в годы холодной войны были36:
- Вьетнамская война: европейцы осуждали растущее американское военное присутствие во Вьетнаме.
- Ближневосточный кризис: американцы не предоставляли палестинцам дипломатической поддержки, европейцы учитывали, как требования Израиля, так и право палестинцев на самоопределение.
- Центрально-Американские конфликты 1980 гг.: Европейское Сообщество выступало против американской интервенции в Центральную Америку.
Во
всех вышеперечисленных
Конец
1980-х - начало 1990-х гг. стали водоразделом
для европейской внешней
Трансатлантические отношения в 1990-е гг.
Маастрихтский договор 1992 г. официально сформулировал принцип Общей внешней политики и безопасности ЕС (ОВПБ), которая стала второй основой в структуре созданного Европейского Союза. Договор поставил на повестку дня и вопрос о европейской оборонной политике. ЗЕС в договоре рассматривался как неотъемлемая часть развития ЕС.
Активизация деятельности Западно-Европейского Союза и попытка превратить его в действующий военный инструмент ЕС, оказались довольно сложными задачами. Европеисты, такие как Германия, Франция и Бельгия хотели интегрировать ЗЕС в ЕС. В то время как атлантисты - Великобритания и Дания - выступали против столь далеко идущих планов, считая, что независимая европейская внешняя политика подвергнет угрозе НАТО и трансатлантические отношения. Вместе с тем, страны-атлантисты пытались примириться с европеистами, предлагая развивать Европейскую идентичность в области безопасности и обороны (ESDI). Идея ESDI имела целью выработку общих позиций стран ЕС в рамках Североатлантического Совета.
Дальнейшее сближение ОВПБ и ЗЕС произошло в результате подписания Амстердамского договора 1997 г., в котором говорилось о вхождении ЗЕС в состав ЕС. Учитывая уроки балканских войн и других конфликтов, европейцы включили в договор положение о Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Статья J.7 при этом заверяла, что положения об общей оборонной политике не будут входить в противоречие с обязательствами стран-членов ЕС по НАТО (14).
В рамках ЕС в 1990-е гг. происходит сближение позиций атлантистов и европеистов. В 1995 г. на заседании Североатлантического Совета НАТО Франция объявила о возобновлении своего участия в военных структурах НАТО. Великобритания же после прихода к власти правительства Тони Блэра в 1997 г. отказалась от оппозиции по отношению к общей европейской политике безопасности, надеясь вернуть себе инициативу в этих вопросах и укрепить престиж страны в Европейском Союзе, пострадавший в годы правления консерваторов. Благодаря этим переменам Франция – лидер лагеря европеистов, и Англия – наиболее последовательная сторонница атлантизма, смогли найти общий язык в вопросе дальнейшего развития европейского военного потенциала37.
В декабре 1998 г. президент Франции Ж. Ширак и премьер-министр Великобритании Т. Блэр встретились в Сен-Мало, призвав европейцев усиливать свой военный потенциал. Европейский Союз, как было отмечено в совместной декларации, «должен иметь возможность для автономных действий с опорой на эффективные вооруженные силы, систему принятия решений об их использовании и готовность их использовать, отвечая на международные кризисы» (15). Встреча в Сен-Мало стала важным шагом в построении общей европейской оборонной политики.
На Хельсинском саммите ЕС в декабре 1999 г. было принято другое важное решение – создать Силы быстрого реагирования в Европе численностью 60.000 для выполнения так называемый Петерсбергских задач (задач гуманитарной деятельности, спасания, миротворчества и регулирования кризисов) (16). Так европейцы отреагировали на впечатляющие военные возможности США, продемонстрированые во время бомбардировок НАТО в Косово. Эта операция еще раз показала существование огромной пропасти между европейским и американским военными потенциалами и стала одним из ключевых стимулов в развитии европейских военных возможностей.
В рассматриваемый период европейцы приняли ряд важных решений, ставших стимулом для развития оборонного потенциала ЕС. Десятилетие, последовавшее после окончания холодной войны, было довольно позитивным и для трансатлантических отношений.
Администрация Буша-старшего в принципе поддерживала развитие европейской внешней политики и безопасности, признавая право ЕС действовать самостоятельно в военной области в целях защиты своих интересов. При этом подчеркивалось, что НАТО не должна подвергаться угрозе из-за автономных действий европейцев. Одним из основных приоритетов американской администрации оставалось и сохранение лидерства США в альянсе.
Позитивному отношению
европейских лидеров к Америке
способствовал
Тем не менее, вопрос о статусе США в Европе оставался довольно чувствительным для Вашингтона. Отношение Соединенных Штатов к произошедшему в Сен-Мало, выразилось в позиции трех "Д" (Duplication, Deсouрling, Discrimination), сформулированных госсекретарем США Мадлен Олбрайт и означавших, что Европейский Союз не должен дублировать усилия НАТО, разъединять США и Европу и дискриминировать тех членов НАТО, которые не входят в Европейский Союз38.
В целом, 1990-е гг. не были отмечены серьезными конфликтами между США и ЕС. Сохранялась и военная зависимость Европейского Союза от Соединенных Штатов. Неспособные разрешить конфликты в Боснии и Косово самостоятельно, европейцы продолжали следовать за Америкой. Но эти конфликты отразились на будущем трансатлантических отношений.
В работе нами был рассмотрен вопрос взаимодействия и противоборства США и ЕС.
ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. История экономических и политических взаимоотношений ЕС и США насчитывает давнюю историю
Ныне фактором, во многом способствующим изменению системы международных отношений, стал беспрецедентный по масштабам и жестокости террористический акт, осуществленный против США 11 сентября 2001 г., от которого содрогнулось все человечество. Последствия этой варварской акции, безусловно, сплотили государства западного сообщества, НАТО и ЕС, как и другие страны, в борьбе против терроризма. Этот фактор станет объединяющим элементом в усилении партнерских связей между США и Западной Европой, США и Евросоюзом. По всей вероятности, будут выдвинуты новые военно-политические инициативы в рамках НАТО и ЕС, в том числе может быть скорректирована и детализирована политика Европейского союза в сфере совместной безопасности и обороны.
В настоящий момент, говоря
о положении дел в Европейском
союзе и общем состоянии
Во-первых, имеет место существенное ослабление качества и эффективности управления на уровне ЕС. В результате беспрецедентного по масштабам расширения 1995-2007 гг., общие институты ЕС (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент) перешли пределы собственной эффективности в качестве инструментов согласования интересов стран-членов ЕС, лобби и других групп интересов.
Во-вторых, у ЕС нет даже приблизительного общего видения стратегических целей развития «европейского проекта» (ЕС достиг всех основных целей, не вступающих в противоречие с базовыми суверенными правами стран-членов).
В-третьих, налицо низкая экономическая эффективность ныне превалирующей модели развития большинства европейских стран.
И, наконец, заметно снижается
уровень доверия в отношениях
между странами-членами, с одной
стороны, и странами-членами и
наднациональными органами Евросоюза
— с другой. Одним из проявлений
этой тенденции является «дефицит демократии»
— «выключенность» граждан
Все эти негативные процессы являются во многом результатом того, что институциональная модель ЕС и существующие там механизмы принятия решений, заложенные в период 1957-1991 гг., достигли пределов своей эффективности и не могут более исполнять возложенные на них задачи. Тем более, что спектр и глубина этих задач постоянно растет.
Главной проблемой внутренней жизни ЕС, оказывающей, как мы можем убедиться, негативное воздействия на внешние связи Европы и отношения ЕС-Россия, является неготовность стран-членов и их политических элит совершить качественный переход к реальному отказу от части суверенных прав в пользу Сообщества, действующего через наднациональные институты.
Таким образом, во второй половине XX в. под влиянием разнородных факторов, таких как, последствий Второй мировой войны и формирования нового миропорядка, противостояния двух блоков, крушения коммунизма и распада СССР сложились следующие тенденции: с самого начала европейской интеграции в 1950-е гг. европеизм и атлантизм являлись двумя важнейшими направлениями внешней политики и безопасности стран континента. В зависимости от исторических условий, политической ситуации и национальных предпочтений отдельных стран акцент смещался то в сторону европеизма, то в сторону атлантизма. Трансатлантические отношения, также как и внутриевропейские политические процессы развивались с учетом этих двух стратегических ориентаций. На современном этапе внешняя политика ЕС продолжает балансировать между европеизмом и атлантизмом, которые воспринимаются как две стороны одной медали.
В годы «холодной войны» роль основного интегрирующего стимула НАТО играла военно-политическая цель – противостояние с СССР и странами Организации Варшавского договора. Акцентируя внимание на необходимости укрепить обороноспособность альянса перед лицом «общей угрозы», Вашингтон добивался большей сплоченности союзников и нейтрализации центробежных тенденций.