Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:33, дипломная работа
Цель дипломной работы изучение и анализ эволюции взаимоотношений США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
- изучить причины создания трансатлантического союза в годы холодной войны, особенности становления и развития европейской безопасности после Второй мировой войны;
- рассмотреть пути экономического сотрудничества США и стран Западной Европы;
- рассмотреть динамику взаимоотношений внутри политической структуры НАТО;
- проанализировать особенности трансатлантических отношений в период «холодной войны» и в 1990-е гг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Европейский союз на мировой арене.
1.1 История создания и цели Европейского союза.
1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны
2 История взаимодействия США и ЕСЭ
2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире
2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности
2.3 Экономические преимущества
3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США
3.1 Торговые взаимоотношения
3.2 Политические интересы США и ЕС
3.3 Трансатлантические взаимоотношения
Заключение
Библиографический список
И в своей внешней политике,
и в оценках глобальных угроз
ЕС близок Соединенным Штатам Америки.
Однако особенности политической природы
Евросоюза, его уникальная геополитическая
специфика и особенности
Если США – особенно
при администрации Дж. Буша-младшего
– проецируют свое влияние прямолинейно
и непосредственно при помощи
силы, то страны ЕС пытаются воздействовать
на международные отношения «
ЕС нередко оказывается
ведомым по отношению к США
при принятии стратегических решений.
До сих пор он лишён доступа
и к части военной
Дело, однако, далеко не только в высокой политике. В последние годы ЕС продолжает отставать от своих основных конкурентов также в экономике и в технике. За период 1990 – 2003 годов среднегодовые темпы роста его ВВП составили всего 1,9% против 3% в США, а прогноз ОЭСР называет для них на будущее значения в 1,7% и 2,7% соответственно. Совокупные расходы на НИОКР, высшее образование и программное обеспечение в странах ЕС равны всего 4% от ВВП против 7% в США и 4,8% в среднем по ОЭСР, то есть в интеллектуальном отношении Евросоюз идёт ныне позади других частей развитого мира. Фактически провалена Лиссабонская программа, провозглашавшая превращение ЕС уже к 2010 году в “наиболее конкурентоспособный район мира” и “общество, основанное на знаниях”. Доля высокотехнологичных товаров в экспорте ЕС равна всего 17% (США – 27%, Япония – 23%), и в торговле ими Евросоюз имеет устойчивый дефицит . Наконец, научно-промышленный потенциал ЕС в самое последнее время был заметно ослаблен политически мотивированным поглощением им экономически слабых стран Центральной, Восточной и Южной Европы, поступивших на его долгосрочное иждивение. В итоге, даже если ЕС-25 и наберёт в будущем тот же темп экономического роста, что и нынешние Соединённые Штаты, догнать заокеанского партнёра по уровню душевого ВВП расширившемуся Евросоюзу удастся не ранее чем через 120 лет.
Для нашей работы будет интересно рассмотрение отношений ЕС и США к Абхазскому конфликту.
Обвинение в интервенции, брошенное Грузией в адрес России, не осталось без внимания Запада. Озабоченность вводом войск выразила НАТО. Реакция главного мирового опекуна Грузии – США, была более эмоциональной. Вашингтон проигнорировал объяснения абхазской стороны, утверждающей, что «восстановление железной дороги – это чистая экономика, а не политическое или военное мероприятие, имеющее отношение к грузино-абхазскому конфликту»29.
Белый дом выразил солидарность с мнением грузинских властей, которые считают, что второй самолет-разведчик был сбит российским МиГом-29 – факт, который представители ВВС России подтвердить отказались. (Напомним, всего – с марта 2008 года – над Абхазией было сбито четыре беспилотника.)
«Проведя переговоры с правительствами Грузии и России на самом высоком уровне, США вновь заявляют о безоговорочной поддержке сохранения территориальной целостности Грузии и решительным образом призывают Россию уменьшить давление и отменить ранее принятые меры», - заявила Перино.
Она также призвала Грузию исключить военные методы из числа возможных способов урегулирования политической ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии и подчеркнула, что США не хотят усиления напряженности между Россией и Грузией30.
1 сентября 2008 года в Брюсселе
прошел внеочередной саммит
Евросоюз не стал вводить против России какие-либо санкции. Лидеры ЕС призвали Россию не уходить в самоизоляцию и продолжать диалог с Западом. Президент Франции Николя Саркози, являющийся соавтором мирного плана из шести пунктов, заявил, что ЕС заинтересован в сотрудничестве с Россией.
Европейский Совет глубоко озабочен военным конфликтом в Грузии, вспыхнувшим в результате этого насилием и несоразмерной реакцией России. Этот конфликт привел к значительным жертвам с обеих сторон. Военные действия такого рода не приводят к решению проблем и являются неприемлемыми. Европейский совет сожалеет об утраченных человеческих жизнях, страданиях, причиненных населению, о перемещенных лиц и беженцев и о существенном материальном ущербе.
Европейский совет серьезно осуждает одностороннее решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Это решение неприемлемо, и Евросоюз призывает другие страны не признавать провозглашенной независимости и поручает Еврокомиссии проанализировать его практические последствия. Мирное и долгосрочное разрешение конфликта в Грузии должно быть основано на полном уважении принципов независимости, суверенитета и территориальной целостности, признанных международным правом, Заключительным актом Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе и резолюциях Совета безопасности ООН.
Европейский совет подчеркивает,
что все европейские
Европейский совет выражает
удовлетворение, что Соглашение из
6 пунктов, достигнутое 12 августа в
результате посреднических усилий Евросоюза,
привело к прекращению огня, улучшению
доставки гуманитарной помощи жертвам
конфликта, и существенному выводу
российских войск. Выполнение этого
плана должно быть завершено. Европейский
совет призывает стороны
Евросоюз готов приложить
все усилия, в том числе через
непосредственное присутствие в
зоне конфликта, чтобы обеспечить мирное
и долгосрочное разрешение конфликта
в Грузии. С этой целью государства-члены
Евросоюза вносят существенный вклад
в укрепление наблюдательной миссии
ОБСЕ в Южной Осетии, за счет направления
наблюдателей, а также значительных
материальных и финансовых взносов.
Евросоюз также решил немедленно
направить специальную миссию для
анализа положения на местах с
целью содействовать сбору
Евросоюз уже осуществил поставки чрезвычайной помощи. Он готов выделить помощь для восстановления Грузии, включая регионы Южной Осетии и Абхазии. Он готов поддержать меры по установлению доверия и развитию регионального сотрудничества. ЕС также принимает решение перевести на более высокий уровень свои отношения с Грузией, включая меры по облегчению визовой политики и по возможному введению полной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, как только будут соблюдены соответствующие условия. ЕС выдвинет инициативу по созыву в ближайшее время международной конференции для содействия восстановлению Грузии и поручает Совету и Еврокомиссии начать подготовку к этой конференции.
3.3 Трансатлантические отношения в период «холодной войны»
Учитывая атмосферу холодной
войны, атлантизм стал краеугольным
камнем национальных внешнеполитических
стратегий европейских
Берлинский кризис 1948 г. и
начало корейской войны (1950) усилили
требования США о перевооружении
Германии. Для Франции подобные требования
были неприемлемы. В качестве альтернативы
Париж предложил План Плевена, имеющий
целью создание Европейского оборонительного
сообщества (ЕОС). Документ был подписан
после тяжелых и сложных
Последующие намерения Франции
наладить более эффективную
Двойное вето Франции против вхождения Великобритании в Европейское Экономическое Сообщество можно также считать примером борьбы европеизма и атлантизма. Де Голль отклонял просьбы Англии в 1963 и 1967 гг., опасаясь возможного замедления интеграционных процессов в том случае, если Великобритания, широко известная как евроскептик, вступит в ЕЭС. Другим аргументом, объясняющим позицию Парижа, были тесные отношения Англии с Соединенными Штатами. Французский лидер считал, что это сотрудничество усилит американское влияние на европейскую интеграцию и станет угрозой для построения европейской Европы.
Среди американских лидеров
очевидный интерес к
«Соединенные Штаты смотрят на эту впечатляющую новую инициативу с надеждой и восхищением. Мы считаем сильную и единую Европу своим партнером, а не соперником. Содействие ее развитию было главной целью нашей внешней политики в течение 17 лет. Мы верим в то, что единая Европа сможет играть большую роль в общей обороне … и развивать скоординированную политику во всех экономических, политических и дипломатических областях. В такой Европе мы видим партнера, с которым мы можем строить отношения на основе полного равноправия и вместе стремиться к достижению великой и непростой цели - построению и защите сообщества свободных наций»33.
Несмотря на то, что предложения Дж. Кеннеди предполагали создание экономически сильной и политически единой Западной Европы, де Голль сохранял скептицизм по отношению к подобным заявлениям американского президента.
В 1969 г. на европейском саммите в Гааге после отставки де Голля страны-члены ЕС решили придать политическое измерение процессу экономической интеграции. Гаагский саммит создал механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС), которое, однако, находилось вне правовой структуры ЕС. В связи с неопределенным и неофициальным характером ЕПС, оно не смогло стать последовательным и согласованным внутриевропейским механизмом. Европейское политическое сотрудничество работало лишь в тех случаях, когда согласие между странами-членами было легко достижимым, например, во время Хельсинского процесса, в вопросе о санкциях против апартеида или советского вторжения в Афганистан. Усовершенствование ЕПС произошло в связи с принятием Единого Европейского Акта (1987), который устанавливал систему более тесных политических консультации между странами Европейского Сообщества. ЕПС, однако, оставалось малоэффективным и не готовым к грядущим изменениям в системе восточного блока34.