Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:33, дипломная работа
Цель дипломной работы изучение и анализ эволюции взаимоотношений США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
- изучить причины создания трансатлантического союза в годы холодной войны, особенности становления и развития европейской безопасности после Второй мировой войны;
- рассмотреть пути экономического сотрудничества США и стран Западной Европы;
- рассмотреть динамику взаимоотношений внутри политической структуры НАТО;
- проанализировать особенности трансатлантических отношений в период «холодной войны» и в 1990-е гг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Европейский союз на мировой арене.
1.1 История создания и цели Европейского союза.
1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны
2 История взаимодействия США и ЕСЭ
2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире
2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности
2.3 Экономические преимущества
3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США
3.1 Торговые взаимоотношения
3.2 Политические интересы США и ЕС
3.3 Трансатлантические взаимоотношения
Заключение
Библиографический список
С 1991 по 1995 гг. Вашингтон склонялся к политике унилатерализма, предпочитая решать проблемы международной (в т.ч. европейской безопасности), минуя коллективные механизмы НАТО, которые, с точки зрения американского руководства, все еще не были приспособлены к адекватному реагированию на кризисные ситуации постбиполярной эпохи, подобно конфликту на территории бывшей Югославии.
Начиная с 1995 г., политика односторонних
действий постепенно уступила место
«подчеркнутому мультилатерализму» в
рамках НАТО, которая вновь была
поставлена в центр системы координат
трансатлантического
Именно пространственная экспансия НАТО, причем как в географическом (принятие новых членов и расширение зоны ответственности), так и функциональном плане (расширение спектра задач), создала почву для конфликтов внутри самого блока. Альянс стал хуже управляемым как в политическом, так и в военном отношениях.
Война в Югославии 1999 г. ознаменовала
собой начало нового, третьего по счету
этапа развития внутринатовских
отношений. Из конфликтов на территории
бывшей Югославии США и Европа
вынесли для себя различные уроки.
С одной стороны, операция «Союзническая
сила» может в определенном смысле
слова рассматриваться как «
Американский подход применительно к планированию и проведению антитеррористической операции в Афганистане осенью 2001 г. принципиально отличался от политического курса, избранного США во время натовской кампании в Косово весной 1999 г. В Вашингтоне допускали мысль о возможности использования, при определенных обстоятельствах, бюрократического механизма НАТО, если речь идет о безопасности европейского континента (как в случае с Югославией). Однако подобный принцип мог применяться только в европейском контексте, так как Вашингтон исключил возможность превращения внутренней безопасности США в предмет политического торга c другими странами.
В предыдущие десятилетия США выступали гарантом защиты Европы посредством вовлечения ее в американоцентричную систему многосторонних обязательств, различных институтов и режимов безопасности. Любые американские действия в военно-политической сфере, так или иначе, просчитывались на предмет возможных негативных последствий для европейских партнеров Америки по Североатлантическому Альянсу. Однако, концепция «абсолютной безопасности», делающая упор не на коллективных, а на национальных механизмах защиты американской территории, как бы отделила США от трансатлантической системы обороны, создав возможность действовать «без оглядки» на партнеров по НАТО. В итоге взаимные американо-европейские обязательства в этой сфере оказались в значительной мере нивелированными. Действия Вашингтона вызвали объяснимое беспокойство западноевропейских партнеров США, поскольку такая политика явно шла вразрез с евроатлантической стратегией Америки прежних лет, нацеленной на слияние западноевропейской и североамериканской систем безопасности в единое целое.
Вместе с тем, просчеты
во внешней и оборонной политике,
со всей очевидностью проявившиеся в
Афганистане и Ираке, привели
американское руководство к осознанию
необходимости улучшения
В конкретной политике определенная
«реставрация многосторонности» проявилась
еще раньше, когда в 2003 г. Пентагон
передал руководство операцией
в Афганистане объединенному
натовскому командованию, расположенному
в Европе. На Саммите НАТО, проходившем
в июне 2004 г. в Стамбуле, главами
государств членов Альянса было принято
совместное заявление по Ираку, которое
стало, по сути, первой серьезной американской
попыткой расширить рамки
Таким образом, к концу первого срока пребывания Дж. У. Буша на посту президента США, отказ американской администрации от «подчеркнутого унилатерализма» в пользу «прагматичного мультилатерализма» стал очевиден. По расчетам американской администрации крен в сторону многосторонности должен был стать одним из путей, который позволил бы возложить часть американского бремени по разрешению кризисов не только на партнеров, но и на международные институты (ООН и НАТО), с целью придания большей легитимности действиям Соединенных Штатов Америки.
Нельзя упрощать и проблему, касающуюся сравнения экономических потенциалов США и Западной Европы, в частности стран Евросоюза. Эта проблема становится понятнее, если ее рассмотреть в историческом ракурсе. Прежде всего бросается в глаза очевидный факт: преимущества США в темпах экономического роста более всего проявились в годы Первой и Второй мировых войн, принесших огромные потери европейской экономике. Наиболее перспективным из предпринятых проектов европейской политики, способным существенным образом повысить роль Европы в геополитическом процессе, является в первую очередь решение о расширении ЕС. Разумеется, этот процесс должен быть максимально взвешенным и осторожным. Но он уже приобрел необратимый характер и обязательно станет ощутимым фактором дальнейшей консолидации европейских наций. В этой связи имеет значение следующее: несмотря на существующие сложности, все конструктивнее становятся отношения ЕС и Украины, которая занимает одно из ключевых мест на Европейском континенте и искренне пытается внести свой посильный вклад в развитие общеевропейской интеграции, становление Большой Европы как целостной геополитической величины.
Ныне Евросоюз — одна из самых мощных интеграционных зон мира. ЕС объединяет страны с населением 370 млн. чел. Его экономический потенциал почти такой же, а по отдельным направлениям превышает экономический потенциал США. Он определяется следующими параметрами: ВВП — около 10 трлн. долл., 22% мирового промышленного производства. ЕС неустанно прогрессирует. Это касается прежде всего социальной политики, где не только сохраняются, но и углубляются принципы социально-рыночной экономической политики, внедренной в послевоенные годы в Германии одним из известнейших экономистов Запада, канцлером этой страны Л. Эрхардом.
Еще в 1989 году Европейским
Союзом была утверждена Хартия основных
социальных прав трудящихся Сообщества.
Следующим шагом отработки
Для западноевропейской модели
экономики характерна также более
высокая в сравнении с США
степень открытости. На протяжении
почти всей своей истории США
были страной высоких
Страны ЕС занимают господствующие позиции и в экспорте капитала, они являются, по сути, определяющим инвестиционным центром мировой экономики. Если в 1967 году США обеспечивали 50,4% мирового объема прямых инвестиций, то в 1999-м лишь одна страна Европы — Великобритания — инвестирует больше, чем американские инвесторы. На протяжении 90-х годов пять самых больших европейских инвесторов — Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Швеция — обеспечивали 80% общего объема экспорта иностранного капитала.
Также важно учитывать
и значительно более высокую
самодостаточность
Последние десятилетия характеризуются
существенным прогрессом европейской
банковской системы. Дают о себе знать
ее более глубокая дифференциация,
наличие значительно более
Нельзя упрощенно подходить
и к сравнению научно-
Среди других геополитических проектов европейской стратегии выделим следующие.
Во-первых, создание общеевропейской
валюты. Это один из самых весомых
факторов, который при условии
грамотной денежно-кредитной
Во-вторых, ситуация развивается таким образом, что уже в ближайшей перспективе Европа может превратиться в признанный центр мировой экологической политики. Это также очень важный фактор укрепления ее геополитических позиций, ведь современный цивилизационный прогресс без эффективной экологической составной не имеет и не может иметь перспективу.
В-третьих, конструктивность
отношений со странами «третьего
мира». Большинство из них все
более разочаровываются и в американской
модели развития, и в политике США
по отношению к соответствующим
государствам. Подчеркнем: Европейский
Союз и США, по сути, воплощают две
качественно различные между
собой стратегии взаимодействия
западной цивилизации с внешним
миром. В соответствии со своими базовыми
принципами страны ЕС стремятся максимально
поддержать устойчивый экономический
и социальный прогресс развивающихся
стран. Только в 1999 году они направили
на программы соответствующей
Швеция, Нидерланды и Дания оказались лидерами по объемам указанных ассигнований в расчете на душу населения своих стран — 190, 203 и 331 долл., тогда как в США этот показатель составляет 33 долл. Наконец речь идет о принципах отношений, которые могут в перспективе стать основой глобализационных процессов, отношений постиндустриального Запада со странами периферии.
Эти и прочие аналогичные
процессы являются свидетельством глубоких
системных изменений, не только сказавшихся
на старте нового тысячелетия, но и
все активнее пробивающих себе дорогу
на поприще геополитических
ЕС является одним из важнейших экономических партнеров США. Торгово-экономические отношения США с Западной Европой складываются непросто. Главный раздражителем являются чрезмерно высокие, по мнению Вашингтона, протекционистские барьеры в ЕС, прежде всего нетарифного характера, препятствующие наращиванию американских поставок на этот рынок. В результате доля всех западноевропейских стран в общем экспорте США составляет всего около 22% и постепенно снижается. Существовавшее еще в начале 90-х гг. положительное для США сальдо торговли с этим регионом сменилось постоянно растущим пассивом, достигшим в 1998 г. 20 млрд.долл. Конкретными проявлениями торговых противоречий между американцами и европейцами в 1997-98 гг. стали ожесточенные споры по поводу поставок говядины, пушнины, зерна, бананов и другой продукции.