Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:33, дипломная работа
Цель дипломной работы изучение и анализ эволюции взаимоотношений США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
- изучить причины создания трансатлантического союза в годы холодной войны, особенности становления и развития европейской безопасности после Второй мировой войны;
- рассмотреть пути экономического сотрудничества США и стран Западной Европы;
- рассмотреть динамику взаимоотношений внутри политической структуры НАТО;
- проанализировать особенности трансатлантических отношений в период «холодной войны» и в 1990-е гг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Европейский союз на мировой арене.
1.1 История создания и цели Европейского союза.
1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны
2 История взаимодействия США и ЕСЭ
2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире
2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности
2.3 Экономические преимущества
3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США
3.1 Торговые взаимоотношения
3.2 Политические интересы США и ЕС
3.3 Трансатлантические взаимоотношения
Заключение
Библиографический список
Большинство стран так
называемого «свободного мира»,
к которому не относились страны социалистического
содружества наряду с СССР, добровольно
подчинялись
«Институциональная сделка», лежавшая в основе американоцентричной системы мирового порядка, сохраняла свою силу довольно длительное время именно потому, что американская гегемония была частичной, а не беспредельной. СССР вместе с его союзниками и сателлитами находился за рамками этой американской гегемонистской системы, сохраняя, тем самым, свою практически полную независимость от нее.
Несмотря на дороговизну
обеспечения мирового сообщества «общественным
благом», американская стратегия привлечения
союзников через согласие, а не
принуждение, оставалась относительно
эффективным средством
С исчезновением в конце
1980-1990-х гг. общей для Запада «внешней
угрозы» в виде Организации Варшавского
Договора (ОВД) и «советоцентричной»
системы во главе с СССР, внутренние
американо-европейские
Одной из важнейших причин, обусловивших поворот США к политике унилатерализма в отношениях с союзниками по Североатлантическому Альянсу, стал беспрецедентный по своему масштабу разрыв в военно-силовых возможностях между США и европейскими членами НАТО.
Многочисленные нажимы Вашингтона на союзников, призванные заставить европейские страны-члены НАТО сократить военно-технологический разрыв, так и не увенчались успехом. Первым ответом европейских стран на окончание «холодной войны» были действия, направленные на сокращение оборонных расходов в надежде скорейшего получения так называемых «мирных дивидендов». Более того, продолжительный экономический рост в 1990-е гг. позволил Соединенным Штатам Америки осуществлять дорогостоящие военные программы, уровень затрат на реализацию которых для большинства европейских стран был просто неприемлем, особенно на фоне значительно меньших темпов экономического роста в ЕС14.
В то время, как американские
вооруженные силы, используя результаты
«революции в военном деле», достигли
качественно нового уровня оснащения,
армии даже наиболее передовых в
военном отношении стран
По мере увеличения военно-силового
и технологического отрыва США от
своих ближайших партнеров по
Североатлантическому Альянсу Вашингтон
все чаще стал склоняться к максимальной
самостоятельности при
Вступление Соединенных
Штатов Америки в провозглашенный
Дж. Бушем «новый мировой порядок»
начала 1990-х гг. не сразу спровоцировало
Вашингтон к отказу от многосторонних
обязательств перед союзниками и
резкому повороту к унилатерализму
во взаимоотношениях с внешним миром.
Более того, окончание советско-
Подобно республиканской администрации Дж. Буша, внешнеполитическая команда президента Б. Клинтона также предпочитала стиль поведения на мировой арене, который в определенном смысле можно охарактеризовать как «демократическое лидерство», проявлявшееся в приверженности многосторонним институтам с американским участием. Хотя демократы не отказывались полностью от традиционных военно-силовых, подчас даже односторонних, методов, в общих чертах их стратегия управления миром была нацеленна на укрепление руководимых Вашингтоном многосторонних структур, с помощью которых США пытались вовлечь другие государства (в том числе бывших противников) в систему международных отношений, выстроенную на основе опосредованного американского лидерства, а не прямого военно-силового диктата. Именно такой подход лег в основу внешнеполитической программы демократов, получившей свое документальное выражение в «Стратегии расширения и вовлечения», которая была обнародована в 1995 году16.
Тем не менее, реализация субъективных
предпочтений лидеров администрации
Б. Клинтона, была значительно затруднена
внутри и внешнеполитическими
Концепция унилатерализма завоевала
признание на самом высоком, государственном
уровне с приходом к власти администрации
Дж. У. Буша в 2000 г. Сам факт смены
правящей администрации сыграл немалую
роль в корректировке
Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года по-новому расставили приоритеты во внешней политике и политике безопасности США, спровоцировав новый виток унилатерализма, но уже в экспансионистском ключе. Определенные признаки того, что волна американского унилатерализма пошла на спад, проявились только в середине 2004 г., когда критическую ситуацию в Ираке уже невозможно было скрывать, а организационный ресурс США для ее урегулирования оказался явно недостаточным ввиду отсутствия необходимой политической поддержки со стороны мирового сообщества и международных структур. Вместе с тем, более конкретные симптомы возвращения США на путь мультилатерализма не были очевидными вплоть до начала 2005 г., т.е. до начала формирования новой внешнеполитической повестки дня второй администрации Дж. У. Буша. Если на начальном этапе «глобальной войны с терроризмом» (к которой некоторые члены внешнеполитической команды Дж. У. Буша относили и войну в Ираке) США придерживались принципа: «кто не с нами, тот против нас», предпочитая иметь дело не с союзниками, а с сателлитами, которыми можно было не руководить, а командовать, то впоследствии резкий тон деятелей американской администрации стал более сдержанным, а сама евроатлантическая политика Вашингтона стала более сбалансированной и открытой для диалога с европейскими и азиатскими партнерами.
Одним из главных пунктов
разногласий в американо-
Рассмотрим проблему оправдания европейскими союзниками США односторонних действий (прежде всего военно-силовых) со стороны единственной сверхдержавы на основе взаимосвязи подобных действий с институциональным порядком в целом и его отдельными составляющими (в виде конкретных международных организаций), в частности. Суть американо-европейских разногласий заключалась в отсутствии внутризападного консенсуса о том, каким международным механизмам должна принадлежать прерогатива легитимации и регламентации использования военной силы в целях разрешения международных кризисов – универсальным (вроде Организации Объединенных Наций и Международного уголовного суда, отражающих в наиболее полной мере интересы широкого круга государств) или региональным (вроде НАТО, воплощающей интересы более узкой по составу категории стран и воспринимаемой Западом как организация, способная в ряде случае подменить ООН)18. На протяжении 1990-х гг. проблема оправдания политики унилатерализма и ее соотнесения с существующими принципами функционирования внутризападной институциональной системы концентрировалась в основном вокруг вышеуказанных организаций. Однако особенно остро данная проблема актуализировалась в начале XXI-го века. Если в первые годы после окончания «холодной войны» Белый Дом, по крайней мере на декларативном уровне, отдавал пальму первенства ООН, как инструменту, подводившему «правовую» основу под военные интервенции «единственной сверхдержавы», то с течением времени глобальная универсальная организация уступила место региональной НАТО, которая также, в свою очередь, была отодвинута на задний план, а легитимность односторонних американских действий стала восприниматься правящей элитой США как нечто само собой разумеющееся. Европейские же страны в ответ стали выдвигать требования к Вашингтону, призывая его соблюдать нормы международного права и общепринятые принципы внешнеполитического поведения в рамках международных институтов. Эти требования становились все более настойчивыми по мере нарастания односторонних тенденций во внешней политике США и эволюции американских подходов к международной роли ООН, НАТО и Международного уголовного суда. Однако, несмотря на тот факт, что европейский и американский подходы к военному вмешательству значительно различались, в практическом плане некоторый трансатлантический компромисс все же был достигнут. Именно это обстоятельство еще раз продемонстрировало очевидность того факта, что наличие (или отсутствие) внутризападного консенсуса на основе сходства интересов США и их европейских союзников всегда являло собой главный критерий, позволявший более или менее четко определить, какие действия являлись односторонними и нелегитимными, а какие, напротив, олицетворяли собой истинный мультилатерализм и международную законность19.