Взаимоотношения США со станами ЕС в 90-е – 2000-е годы в периодической российской печати

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы изучение и анализ эволюции взаимоотношений США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
- изучить причины создания трансатлантического союза в годы холодной войны, особенности становления и развития европейской безопасности после Второй мировой войны;
- рассмотреть пути экономического сотрудничества США и стран Западной Европы;
- рассмотреть динамику взаимоотношений внутри политической структуры НАТО;
- проанализировать особенности трансатлантических отношений в период «холодной войны» и в 1990-е гг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Европейский союз на мировой арене.
1.1 История создания и цели Европейского союза.
1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны
2 История взаимодействия США и ЕСЭ
2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире
2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности
2.3 Экономические преимущества
3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США
3.1 Торговые взаимоотношения
3.2 Политические интересы США и ЕС
3.3 Трансатлантические взаимоотношения
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Е.В. Старостина ДИПЛОМ (1).docx

— 110.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                                         УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра регионоведения и  международных отношений

 

Дипломная работа

 

Взаимоотношения США со станами ЕС в 90-е – 2000-е  годы в периодической российской печати.

 

 

Студентки 5 курса

Специальности регионоведения

Старостиной Елены Владимировны

                                            (Ф.И.О.)

__________ «___» ___________ 2013 г.

      (подпись)

Допустить к защите

Зав.кафедрой

__________________________________

  (подпись)                              (Ф.И.О.)

 

«_____» _________________ 2013г.

Научный руководитель:

Доцент к.и.н._______________________

(ученое звание  и степень)

___________________________________

 

____________ «___» ___________2013г.

           (подпись)

 

Рецензент:

___________________________________

(ученое звание  и степень)

___________________________________

 

___________«____» ___________ 2013г.

           (подпись)


Ульяновск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

с.

ВВЕДЕНИЕ

 

1 Европейский союз на мировой арене.

 

1.1 История создания и цели Европейского союза.

 

1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны

 

2 История взаимодействия США и ЕСЭ

 

2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире

 

2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности

 

2.3 Экономические преимущества

 

3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США

 

3.1 Торговые взаимоотношения

 

3.2 Политические интересы США и ЕС

 

3.3 Трансатлантические взаимоотношения

 

Заключение

 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

НАТО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация  стран большой восьмерки, ООН  и др. – Соединенные Штаты и  их США и страны Западной Европы продолжают оставаться влиятельными субъектами современных международных отношений. В созданных во второй половине прошлого столетия региональных и международных  организациях – европейские союзники играют ключевую роль. Характеризуя степень  влияния США и западноевропейских государств на мировую политику, на тенденции развития современного общества, исследователи выдвигают различные  гипотезы: от использования институциональных  механизмов «семерки» и НАТО для  коллегиального решения основных проблем  международных отношений при  доминировании США (модель «плюралистичной  однополярности»1) до модели глобального управления и контроля, который осуществляют многочисленные государственные и неправительственные, финансово-экономические, образовательные и иные общественные институты по обе стороны Атлантики2.

Основные тенденции, сложившиеся  во взаимоотношениях между США и  странами Западной Европы в период второй половины 20 века, значительная часть которого приходится на время «холодной войны» между СССР и странами Запада, продолжает оказывать влияние на современную политическую обстановку в мире.

Обоснование темы дипломной работы: определяя свою внешнюю политику, европейские страны неизбежно сталкиваются с необходимостью выработать свое отношение к постепенно складывавшимся на протяжении всего ХХ в. стратегическим тенденциям – европеизму и атлантизму. Европейским вектором во внешней политике обычно именуют стремление европейских стран к тесному взаимодействию и осуществлению общей политики в рамках, развивающихся на континенте интеграционных процессов, а курс, направленный на поддержание стратегических союзнических отношений с Соединенными Штатами, характеризуют как атлантистский. Обе тенденции присутствуют в европейской политике, при этом степень их выраженности подвержена как краткосрочным колебаниям, связанным с политической конъюнктурой, так и влиянию долгосрочных факторов, позволяющих говорить о более или менее «атлантистски» или «европеистски» настроенных государствах.

Поэтому изучение истории  развития трансатлантических отношений  позволяет лучше понять специфику  современных внешнеполитических процессов  и проблем.

Цель дипломной  работы изучение и анализ эволюции взаимоотношений США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.

Для достижения цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:

- изучить причины создания  трансатлантического союза в  годы холодной войны, особенности  становления и развития европейской безопасности после Второй мировой войны;

- рассмотреть пути экономического  сотрудничества США и стран  Западной Европы;

- рассмотреть динамику взаимоотношений внутри политической структуры НАТО;

- проанализировать особенности  трансатлантических отношений в  период «холодной войны» и  в 1990-е гг.

Актуальность  темы в том, что она значима для обоснования и структурирования материалов по данной теме в российской печати.

    Научная новизна работы в том, что мною были исследованы различные источники информации: научной литературы, публицистической, картографической, материалов сети «Интернет», отобран и проанализирован материал по данной теме, структурирован и изложен в работе.

Основная проблема исследования работы определена темой работы. В работе будут рассмотрены и изучены взаимоотношения США и ЕС, дана общая характеристика взаимоотношениям групп стран.

    Практическое значение. Данная квалификационная работа может быть использована в практической деятельности учителя истории в современной общеобразовательной школе при изучении тем связанных с современными политическими взаимоотношениями стран, а также на историческом кружке и для оформления плакатов и стендов.

Цель исследования – провести анализ взаимоотношений США и ЕС в современном мире.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть историю создания и цели Европейского Союза на мировой арене.
  2. Проанализировать исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире.
  3. Определить основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности.
  4. Обосновать основные состояния взаимоотношений ЕС и США на современном этапе.

Объект исследования –  основополагающие характеристики международных  взаимоотношений сверхдержав. Предмет  исследования - определение особенностей взаимодействия ЕС и США в современном  мире.

Структура работы: работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

Обзор литературы.

Для написания дипломной работы были использованы различные источники информации и материалы.

При написании дипломной работы использовались следующие методы:

  1. Типологический подход.

   Подход позволил  проникнуть в сущность изучаемых  явлений и сосредоточить внимание  на раскрытии основополагающей  проблеме, так как с его помощью  осуществлялась группировка изучаемых  явлений и выделялись существенные  признаки проблемы.

  1. Работа с литературными источниками.

   Для написания  работы и последующего систематизированного  изложения материала необходим  первоначальный подбор соответствующих  литературных источников, касающихся  характеристики выбранной темы дипломной работы.

  1. Системно-структурный метод.

    Материалы, используемые для написания работы необходимо структурировать и излагать по четко составленному плану, используя обобщения, объективные выводы, ссылки на литературные источники.

  1. Описательный метод.

    Метод используется для усиления привлекательности сухого учебного или статистического материала, для создания у читающего живого, красочного, детального представления о характеризуемых территориях, каком-либо явлении или процессе.

  1. Математический и статистический методы.

    Числовые характеристики  наряду с различными другими являются обязательным элементом исторических описаний. С помощью данных методов составляются диаграммы, таблицы, ведутся подсчеты во времени и в пространстве. Также велика их роль и при составлении каких-либо прогнозов.

  1. Сравнительный метод.

    Метод необходим для составления сравнительной характеристики карт, для   обоснования различий между природными объектами, расположенными на одной территории и имеющих различия. Это помогает понять зависимость между компонентами. Кроме того, при изучении любого исторического материала необходимо установление многосторонних связей, которые лучше раскрываются в процессе сравнения.

  1. Эмпирический метод.

    Данный метод необходим при использовании материалов квалификационной работы в педагогической деятельности учителя: на уроках истории, с целью расширения его содержательной части, предусмотренной программой, а также для усиления привлекательности традиционного урока, на факультативах, во внеурочной работе.

    Результаты любого конкретного исследования должны отвечать логическим, эмпирическим,  экстралогическим  и неэмпирическим критериям  научности,  а  также критерию практики.

    К логическим критериям  относятся  непротиворечивость,  полнота и независимость теории.

    К эмпирическим критериям научной теории относятся  возможности  верификации  /подтверждения/  и фальсификации /опровержения/. 

    В экстралогических и неэмпирических критериях научности  закреплены  такие  признаки теоретических объектов, как простота, красота, эвристичность, конструктивность, информативность,  логическое  единство, концептуальная обоснованность, оптимальность, эстетичность,  прагматичность. 

    Для исследователя учет этих критериев означает,  что  найденное  им  объяснение  изучаемого предмета должно быть логически организовано, охватывать все необходимые стороны  и взаимосвязи явления, допускать возможность теоретического подтверждения и опровержения. Особого обоснования требуют  случаи  противоречия  новых результатов с устоявшимися в науке  взглядами.  Эвристичность результатов определяется возможностями, которые они открывают для дальнейшего развития науки,  прагматичность - предполагаемой пользой их для практики.

Глава 1 Европейский союз на мировой арене

1.1 История создания  и цели Европейского союза

 

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. «Европа» с греческого языка «Вечерняя  страна», впервые название этого  континента -Европа появляется в работах  Геродота, ведь именно он разделил мир  на Европу и Азию и Африку. Понятие  «Европа» имеет несколько значений:

  • географический;
  • исторический;
  • религиозный;
  • политический.

К окончанию Второй мировой  войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской  федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса  общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного  согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников  этого подхода процесс объединения  сводился к тесному экономическому и политическому союзу при  сохранении своих правительств, органов  власти и вооруженных сил. Весь ход  европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций3.

Информация о работе Взаимоотношения США со станами ЕС в 90-е – 2000-е годы в периодической российской печати