Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:33, дипломная работа
Цель дипломной работы изучение и анализ эволюции взаимоотношений США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
- изучить причины создания трансатлантического союза в годы холодной войны, особенности становления и развития европейской безопасности после Второй мировой войны;
- рассмотреть пути экономического сотрудничества США и стран Западной Европы;
- рассмотреть динамику взаимоотношений внутри политической структуры НАТО;
- проанализировать особенности трансатлантических отношений в период «холодной войны» и в 1990-е гг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Европейский союз на мировой арене.
1.1 История создания и цели Европейского союза.
1.2 Общая европейская политика в сфере безопасности и обороны
2 История взаимодействия США и ЕСЭ
2.1 Исторические предпосылки формирования трансатлантических отношений в биполярном мире
2.2 Основные аспекты развития институционального сотрудничества США и стран Европы в сфере безопасности
2.3 Экономические преимущества
3 Современные состояние взаимоотношений ЕС и США
3.1 Торговые взаимоотношения
3.2 Политические интересы США и ЕС
3.3 Трансатлантические взаимоотношения
Заключение
Библиографический список
1950гг. в Европе формируются
интеграционные механизмы.
Главными целями Договора
о Европейского экономического сообщества
стали создание таможенного союза
и общего рынка для свободного
движения товаров, лиц, капиталов и
услуг на территории Сообщества, а
также введение общей политики в
области сельского хозяйства. Подписавшие
его страны обязывались начать сближение
в своей экономической
Еще на подготовительном этапе
к подписанию Римских договоров
часть западноевропейских стран
посчитала предложенный федералистский
вариант социально-
Сближение государств континента
в социально-экономической
Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
Компетенция ЕС в соответствии
с Ниццским договором 2000 г. распространяется
на следующие направления
Становление Евросоюза как мирового центра экономического влияния требовало усиления и его политической роли на международной арене, в том числе в области обеспечения безопасности и стабильности в Европе и близлежащих регионах.
События 90-х годов на Балканах – военные операции в Боснии и Герцеговине, война в СРЮ, конфликт в Косово – со всей очевидностью показали, что своими собственными силами, без поддержки американцев, ЕС не в состоянии преодолеть кризисные ситуации даже вблизи своих границ на Европейском континенте.
Изменение геополитической ситуации в мире требовало от Евросоюза разработки новых подходов к проблемам безопасности. О необходимости усиления политической роли Союза говорилось и в Маастрихтском, и в Амстердамском договорах, где указывалось на важность создания единой внешней политики и политики безопасности7.
Иным стал и подход к этим проблемам трех ведущих государств организации – Германии, Франции и Великобритании.
В этих условиях Евросоюз активизировал
свои усилия в деле становления основ
общей европейской политики в
сфере безопасности и обороны (ОЕПБО)
и ее конкретизации. Основными вехами
этого процесса стали – франко-британская
встреча в Сан-Мало (декабрь 1998 г.),
саммиты ЕС в Кельне (июнь 1999 г.), Хельсинки
(декабрь 1999 г.), да Фейра (Португалия, июнь
2000 г.), Ницце (декабрь 2000 г.) и Гетеборге
(июнь 2001 г.), на которых были приняты
важные документы по созданию означенного
политического курса. В них содержались
указания на основные концептуальные
политические и структурные изменения,
которые следует осуществить, по
мысли разработчиков, для создания
действенной системы
В стратегическом плане главная
роль при принятии решений о проведении
операций того или иного типа должна
принадлежать Совету министров ЕС.
Созданы новые политико-
Все политико-военные и структурные нововведения, о которых шла речь на встречах Евросоюза, несомненно, способны повысить его роль в международных делах. Однако следует отметить, что оценки проводимых реформ и их практических результатов далеко неоднозначны как в Европе, так и за ее пределами. Во многом они отражают позиции сторон, так или иначе принимающих участие в создании общей европейской политики в сфере безопасности и обороны ЕС9.
Соединенные Штаты, вначале высказывавшие озабоченность по поводу «европейской оборонной инициативы» (ЕОИ), поставили перед европейцами ряд условий, в частности, относительно тесной координации действий ЕС/ЗЕС с НАТО при сохранении главенствующей роли последней в деле обеспечения безопасности, а также о включении в европейское планирование шести государств Альянса, не входящих в ЕС (эти положения были затем включены в документы Евросоюза по созданию ОЕПБО). К тому же было очевидно, что выполнение столь далеко идущего проекта и преодоление новых вызовов безопасности возможно только в рамках евроатлантического партнерства, тесного взаимодействия с США и с НАТО в целом10.
Положительная оценка начатого Евросоюзом процесса содержится в Совместном заявлении США и ЕС на встрече в Гетеборге, где в частности отмечается, что данный проект усилит и ЕС, и «европейскую опору» НАТО.
Франция, не выступая напрямую против Альянса, делала акцент на разграничении полномочий с США в рамках НАТО, что должно было дать Европе возможность самой принимать решения и проводить их в жизнь. К тому же у ряда французских военных сложилось мнение, что Европа нужна Соединенным Штатам лишь в качестве плацдарма для проецирования силы за пределы континента, прежде всего на Ближний Восток. В принципе такое отношение вписывается в классические голлистские концепции, хотя необходимо признать, что в последние годы Франция, несомненно, стала «более атлантической».
Великобритания стремилась
при разработке нового проекта избежать
возможности ее «маргинализации» в
рамках Европейского союза. События
на Балканах со всей очевидностью подтвердили,
что необходим европейский
Германия находилась в довольно щекотливой ситуации вследствие того, что она всегда считала НАТО гарантом безопасности в Европе и одновременно не могла, да и не хотела оставаться в стороне от новой европейской инициативы. Таким образом, стране необходимо было, сохраняя приверженность атлантической солидарности, активно подключиться к строительству системы европейской обороны в рамках ЕС. Большой проблемой для ФРГ является модернизация и реструктуризация бундесвера, поскольку ее военный бюджет крайне ограничен.
Что касается государств Союза, имеющих статус «неприсоединившихся» (Австрия, Ирландия, Финляндия и Швеция), то вряд ли он может быть поставлен под сомнение из-за выделения воинских подразделений для проведения гуманитарных операций или миссий по поддержанию мира11.
Существует, однако, более
серьезная и острая проблема. В
настоящий период практически все
государства придают своей
Трудно отрицать тот факт,
что на уровне Евросоюза ключевая
роль многосторонних механизмов при
решении международных проблем
подтверждена (в том числе документально)
всеми странами – членами сообщества,
поскольку сам ЕС является результатом
многосторонности, общеевропейского компромисса,
призванного исключить
Именно специфика биполярного
мира определила выбор Вашингтона в
пользу многосторонности, цель которой
заключалась в закреплении