Виды и типы систем журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Виды систем журналистики зависят, прежде всего от соотношения свободы прессы и ее ограничений властью (государством). Собственно, из этих исторически складывавшихся соотношений и выводились вышеперечисленные теоретические и философские концепции свободы прессы, которые, в свою очередь, как нельзя лучше соответствуют видам систем журналистики, выделенным американскими учеными в книге «Четыре теории прессы»

Файлы: 1 файл

Лекция 4 Виды и типы систем журналистики.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

    По  мнению Г.П.Бакулева, в теории социальной ответственности делается попытка  совместить три разных принципа: личной свободы и выбора, свободы медиа  и долга медиа перед обществом. При этом предлагается два основных варианта преодоления разногласий: создание общественных независимых институтов управления вещанием и дальнейшее совершенствование профессионализма журналистов, опирающихся в своей работе на кодексы саморегулирования. Общественные институты управления вещанием должны руководствоваться принципами нейтральности и объективности в отношении правительства и общественных проблем, а также побуждать соответствующие СМК реагировать на запросы своей аудитории и отчитываться перед обществом за свою деятельность.1

    Подводя итоги деятельности американской системы  журналистики в рамках теории социальной ответственности, Денис Маккуэйл так  сформулировал основные принципы этой теории:

  • Медиа должны взять на себя и выполнять определенные 
    обязательства перед обществом.
  • Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса.
  • Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих  
    институтов.
  • Медиа должны избегать всего, что может привести к пре- 
    ступлению, насилию или гражданским волнениям либо 
    оскорбить группы меньшинств.
  • Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать 
    разнообразие общества, предоставляя доступ к различным 
    точкам зрения и праву на ответ.
  • Общество и публика, в соответствии с первым названным 
    принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.
  • Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком.2

    При этом он подчеркнул как положительные, так и негативные стороны практического  применения этих принципов в деятельности современных средств массовой коммуникации. 

    СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА ЖУРНАЛИСТИКИ 

    1. Оформилась в России – СССР  в начале ХХ в. Практикуется в странах коммунистической ориентации (Корея, Китай, Куба, Вьетнам и др.).

    2. Возникла из марксистско-ленинской  идеологии, идеи «диктатуры пролетариата».

    3. Главная цель – служить пропагандистско-агитационно-организационным  рупором партии (в советские годы  – правящего режима).

    4. СМИ могут открываться (закрываться)  только по решению ЦК партии.

    5. Печать контролируется партийными органами и с помощью цензуры (лито).

    6. Запрещена критика политического  строя, пропаганда иных способов  правления.

    7. Печать находится в руках правящей  партии, государства, общественных организаций, контролируемых партийными органами.

    8. Сочетает в себе авторитарную концепцию и идею социальной ответственности (партийной), рассматривает СМИ как инструмент партии в проведении государственной политики.

    Социалистическая  журналистика зарождалась в недрах самодержавно-буржуазной России как  один из типов партийной печати (наряду с черносотенной, октябристской, кадетской, эсеровской, анархистской). После октябрьской революции 1917 г. и закрытия всех так называемых буржуазных газет и журналов, на освободившемся информационном пространстве бывшей Российской империи искусственно строился новый тип системы журналистики для «диктатуры пролетариата».

    Новая система создавалась на основе ленинского видения социалистической журналистики, отраженного в статьях «О характере наших газет», «Очередные задачи Советской власти» и многих других, а также постановлений Центрального комитета коммунистической партии.

    В отличие от всех существовавших и  существующих систем журналистики, социалистическая система не допускала даже возможности частных средств массовой коммуникации. Основные средства производства газет и журналов были обобществлены (огосударствлены) в первые же годы Советской власти.

    Вторым  важным отличием социалистической системы  журналистики было то, что вся пресса была выведена из коммерческого (делового) оборота. Редакциям не нужно было думать о бумаге, типографии, рекламе, доходах, прибыли – все эти вопросы раз и навсегда были решены партийными постановлениями. Таким образом, была создана экономическая свобода для журналистов (нет олигархов, медиамагнатов, иных владельцев, аренды помещений, скачущих цен на бумагу и полиграфические услуги).

    Третьим, и наиболее существенным отличием новой  системы журналистики от других, было то, что она, даже получив, по Марксу, «возможность беспрепятственного самостоятельного и одностороннего развития», типологически создавалась не в результате некой эволюции в связи с запросами рабоче-крестьянской аудитории, а была «построена» сверху (партией) с учетом максимального агитационно-пропагандистского влияния на все слои населения.

    В горизонтальном ряду выстраивались центральные «средства массовой информации и пропаганды: центральный орган КПСС – «Правда», отраслевые органы ЦК КПСС – «Сельская жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская культура»; орган Верховного совета народных депутатов – «Известия»; комсомол имел свой центральный орган – «Комсомольскую правду», пионеры – «Пионерскую правду», профсоюз – газету «Труд». Каждое ведомство выпускало свои газеты и журналы: «Гудок» (МПС), «Строительная газета», «Медицинская газета», «Советская торговля», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт» и др. Для женщин предназначались журналы «Крестьянка», «Работница», писатели выпускали «Литературную газету». Центральное телевидение и радио подчинялись соответствующему Государственному комитету.

    Во многом центральная горизонталь СМИП (за исключением ведомственных газет) повторялась на республиканском уровне. На областном уровне оставались партийная, комсомольская газеты и комитет по телевидению и радио. В городах и районах выходили только партийно-советские газеты. Ниже стояли многотиражные газеты предприятий, совхозов, учебных заведений.

    Была  создана широкая корреспондентская  сеть государственного телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) и полугосударственное («полуобщественное») новостное агентство АПН. Если добавить к этому широкую сеть партийных, комсомольских, пионерских, научно-популярных, художественно-публицистических, отраслевых, профессиональных, научных и других журналов, то выстроится типологическая система, которая практически заполняла все аудиторные ниши. И вся эта огромная масса СМИП контролировалась партийными комитетами под руководством ЦК КПСС. Плановая подготовка и переподготовка журналистских кадров в госуниверситетах (Московский, Ленинградский, Уральский, Казанский, Дальневосточный, Ростовский и Воронежский – на территории России и в столицах республик) практически обеспечивала бесперебойную и довольно качественную работу системы журналистики.

    Правовой, законодательной базы функционирования журналистики в СССР не было. Все  принципиальные вопросы ее типологического развития, ролевых и функциональных задач, проблемно-тематических приоритетов определялись постановлениями ЦК КПСС; текущие проблемы разрешались местными партийными комитетами; а контроль над содержанием осуществлялся с помощью предварительной цензуры.

    Средства  массовой информации и пропаганды (СМИП) определялись как идеологическое оружие партии в ее борьбе за развитие социалистической экономики и воспитание нового человека коммунистической формации на основе морального кодекса строителя коммунизма и марксистско-ленинских догматов. Функции СМИП сводились к ленинской триаде: быть коллективным агитатором, пропагандистом и организатором.

    Выполняя  социально-политический заказ партии, журналисты довольно много писали об опыте работы передовых предприятий, колхозов, совхозов, о передовиках производства и социалистического соревнования, критиковали отстающих и нерадивых. Сочетание критики и самокритики (такое тоже было по постановлению партии) и пропаганды лучших образцов было нацелено на поступательное развитие индустриальной  и научно-технической базы промышленности и сельского хозяйства, экономического, идейного и нравственного воспитания нового человека. Так журналистика выполняла свою агитационно-пропагандистскую функцию.

    Организаторская функция состояла в том, что по критическим материалам СМИП предприятия, организации, партийные и советские органы обязаны были (тем же ЦК КПСС) принимать меры устранения недостатков и информировать о них прессу, а через нее общество.

    Конечно, критика в прессе была контролируемой и даже заданной. Например, журналисты-международники не могли писать о положительных явлениях и фактах в капиталистических странах, но были свободны в своем поиске негативных сторон буржуазного образа жизни. При этом какой-либо мелочной опеки со стороны властей не было. Достаточно было расставить на руководящие должности в прессе и ключевые творческие посты преданных партии людей. Зная «правила игры», журналисты в отведенных им рамках творческой свободы, проявляли максимум той самой социальной ответственности по отношению к государству и обществу, о которой на Западе заговорили после второй мировой войны.

    Пресса  в СССР не разделялась на массовую и качественную в современном понимании. Бульварных газет, журналов, нравственно низкопробных программ радио и телевидения просто не было, хотя тиражи всех центральных газет были гораздо выше, чем у любой популярной газеты на Западе. Газеты «Труд», «АиФ», «Комсомольская правда», «Пионерская правда» преодолели рубежи 10 млн. экземпляров.

    Необходимо  отметить, что советская журналистика эффективно использовала свою культурно-просветительскую функцию.  Типологическая система СМИП, рассчитанная на все демографические и социальные слои населения, вместе с партийными, комсомольскими, пионерскими, профсоюзными газетами несла в каждую семью научно-популярные, самообразовательные, литературно-художественные и другие издания. По количеству подписных изданий средняя советская семья значительно опережала любую на Западе.

    К журналистской деятельности активно привлекались работники разных сфер народного хозяйства. Рабселькоровское движение 30-х годов прочно закрепилось в прессе на все годы Советской власти. Газетам даже предписывалось соотношение публикаций собственных (журналистских) материалов и писем, корреспонденций, статей и т.д., поступающих от партийных и советских работников, руководителей предприятий, колхозов и учреждений, инженерно-технических работников, интеллигенции, рабочих и сельских корреспондентов. Таким образом, формально достигался не только доступ к массовой информации, но и равный доступ к выражению своего мнения в прессе всеми слоями населения. Конечно, поступающие в газеты материалы «со стороны» отбирались, редактировались, а то и организовывались (писались) журналистами с учетом «социальной ответственности» прессы.

    Таким образом, социалистическая система  журналистики, не имея исторических аналогов, могла бы вполне вписаться в платоновское идеальное «Государство». Построенная по разумению «мудрецов» (партийных вождей) и являясь инструментом их идейно-пропагандистского и воспитательно-просветительского влияния на общество, журналистика полностью подчинялась государству. Едва заметные «оппозиционные» веяния улавливались только в литературных журналах (как это было в России до 60-х годов XIX в.).  Она выполняла социальный заказ государства в строго очерченных проблемно-содержательных рамках при тотальном политическом контроле его исполнения с помощью партийных комитетов и цензуры.

    Однако  свобода от капитала, владельцев, от необходимости писать в угоду рекламодателям или политическим функционерам различных мастей, доступность газет и журналов для творческого самовыражения широких слоев населения, выделяют социалистическую журналистику в особый вид тоталитарной системы, к опыту которой еще долго будет приковано внимание ученых и практиков журналистики. 

ЖУРНАЛИСТИКА  ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ 

    «Четыре теории прессы» (1956) Ф. Сиберта, Т.Питерсона  и У.Шрамма не охватывают всего разнообразия общественно-политических модификаций и, значит, систем журналистики. «Глобальная типология» видов и типов систем журналистики авторов «четырех теорий» строилась на взаимоотношениях прессы и власти, игнорируя при этом главного участника коммуникации – аудиторию. Естественно было появление других теорий. Интерес представляет идея, выдвинутая группой ученых в составе Клиффорда Кристианса, Теодора Глассера, Дениса Маккуэйла, Каарле Норденстренга и Роберта Уайта. Они предложили классификацию систем журналистики, состоящую из пяти парадигм и четырех ролей, которые средства массовой коммуникации могут играть в демократическом обществе:

Информация о работе Виды и типы систем журналистики