Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:18, контрольная работа
Виды систем журналистики зависят, прежде всего от соотношения свободы прессы и ее ограничений властью (государством). Собственно, из этих исторически складывавшихся соотношений и выводились вышеперечисленные теоретические и философские концепции свободы прессы, которые, в свою очередь, как нельзя лучше соответствуют видам систем журналистики, выделенным американскими учеными в книге «Четыре теории прессы»
По мнению Г.П.Бакулева, в теории социальной ответственности делается попытка совместить три разных принципа: личной свободы и выбора, свободы медиа и долга медиа перед обществом. При этом предлагается два основных варианта преодоления разногласий: создание общественных независимых институтов управления вещанием и дальнейшее совершенствование профессионализма журналистов, опирающихся в своей работе на кодексы саморегулирования. Общественные институты управления вещанием должны руководствоваться принципами нейтральности и объективности в отношении правительства и общественных проблем, а также побуждать соответствующие СМК реагировать на запросы своей аудитории и отчитываться перед обществом за свою деятельность.1
Подводя итоги деятельности американской системы журналистики в рамках теории социальной ответственности, Денис Маккуэйл так сформулировал основные принципы этой теории:
При
этом он подчеркнул как положительные,
так и негативные стороны практического
применения этих принципов в деятельности
современных средств массовой коммуникации.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА ЖУРНАЛИСТИКИ
1. Оформилась в России – СССР в начале ХХ в. Практикуется в странах коммунистической ориентации (Корея, Китай, Куба, Вьетнам и др.).
2.
Возникла из марксистско-
3.
Главная цель – служить
4.
СМИ могут открываться (
5.
Печать контролируется
6.
Запрещена критика
7.
Печать находится в руках
8. Сочетает в себе авторитарную концепцию и идею социальной ответственности (партийной), рассматривает СМИ как инструмент партии в проведении государственной политики.
Социалистическая журналистика зарождалась в недрах самодержавно-буржуазной России как один из типов партийной печати (наряду с черносотенной, октябристской, кадетской, эсеровской, анархистской). После октябрьской революции 1917 г. и закрытия всех так называемых буржуазных газет и журналов, на освободившемся информационном пространстве бывшей Российской империи искусственно строился новый тип системы журналистики для «диктатуры пролетариата».
Новая система создавалась на основе ленинского видения социалистической журналистики, отраженного в статьях «О характере наших газет», «Очередные задачи Советской власти» и многих других, а также постановлений Центрального комитета коммунистической партии.
В отличие от всех существовавших и существующих систем журналистики, социалистическая система не допускала даже возможности частных средств массовой коммуникации. Основные средства производства газет и журналов были обобществлены (огосударствлены) в первые же годы Советской власти.
Вторым важным отличием социалистической системы журналистики было то, что вся пресса была выведена из коммерческого (делового) оборота. Редакциям не нужно было думать о бумаге, типографии, рекламе, доходах, прибыли – все эти вопросы раз и навсегда были решены партийными постановлениями. Таким образом, была создана экономическая свобода для журналистов (нет олигархов, медиамагнатов, иных владельцев, аренды помещений, скачущих цен на бумагу и полиграфические услуги).
Третьим, и наиболее существенным отличием новой системы журналистики от других, было то, что она, даже получив, по Марксу, «возможность беспрепятственного самостоятельного и одностороннего развития», типологически создавалась не в результате некой эволюции в связи с запросами рабоче-крестьянской аудитории, а была «построена» сверху (партией) с учетом максимального агитационно-пропагандистского влияния на все слои населения.
В горизонтальном ряду выстраивались центральные «средства массовой информации и пропаганды: центральный орган КПСС – «Правда», отраслевые органы ЦК КПСС – «Сельская жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская культура»; орган Верховного совета народных депутатов – «Известия»; комсомол имел свой центральный орган – «Комсомольскую правду», пионеры – «Пионерскую правду», профсоюз – газету «Труд». Каждое ведомство выпускало свои газеты и журналы: «Гудок» (МПС), «Строительная газета», «Медицинская газета», «Советская торговля», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт» и др. Для женщин предназначались журналы «Крестьянка», «Работница», писатели выпускали «Литературную газету». Центральное телевидение и радио подчинялись соответствующему Государственному комитету.
Во многом центральная горизонталь СМИП (за исключением ведомственных газет) повторялась на республиканском уровне. На областном уровне оставались партийная, комсомольская газеты и комитет по телевидению и радио. В городах и районах выходили только партийно-советские газеты. Ниже стояли многотиражные газеты предприятий, совхозов, учебных заведений.
Была
создана широкая
Правовой, законодательной базы функционирования журналистики в СССР не было. Все принципиальные вопросы ее типологического развития, ролевых и функциональных задач, проблемно-тематических приоритетов определялись постановлениями ЦК КПСС; текущие проблемы разрешались местными партийными комитетами; а контроль над содержанием осуществлялся с помощью предварительной цензуры.
Средства массовой информации и пропаганды (СМИП) определялись как идеологическое оружие партии в ее борьбе за развитие социалистической экономики и воспитание нового человека коммунистической формации на основе морального кодекса строителя коммунизма и марксистско-ленинских догматов. Функции СМИП сводились к ленинской триаде: быть коллективным агитатором, пропагандистом и организатором.
Выполняя социально-политический заказ партии, журналисты довольно много писали об опыте работы передовых предприятий, колхозов, совхозов, о передовиках производства и социалистического соревнования, критиковали отстающих и нерадивых. Сочетание критики и самокритики (такое тоже было по постановлению партии) и пропаганды лучших образцов было нацелено на поступательное развитие индустриальной и научно-технической базы промышленности и сельского хозяйства, экономического, идейного и нравственного воспитания нового человека. Так журналистика выполняла свою агитационно-пропагандистскую функцию.
Организаторская функция состояла в том, что по критическим материалам СМИП предприятия, организации, партийные и советские органы обязаны были (тем же ЦК КПСС) принимать меры устранения недостатков и информировать о них прессу, а через нее общество.
Конечно, критика в прессе была контролируемой и даже заданной. Например, журналисты-международники не могли писать о положительных явлениях и фактах в капиталистических странах, но были свободны в своем поиске негативных сторон буржуазного образа жизни. При этом какой-либо мелочной опеки со стороны властей не было. Достаточно было расставить на руководящие должности в прессе и ключевые творческие посты преданных партии людей. Зная «правила игры», журналисты в отведенных им рамках творческой свободы, проявляли максимум той самой социальной ответственности по отношению к государству и обществу, о которой на Западе заговорили после второй мировой войны.
Пресса в СССР не разделялась на массовую и качественную в современном понимании. Бульварных газет, журналов, нравственно низкопробных программ радио и телевидения просто не было, хотя тиражи всех центральных газет были гораздо выше, чем у любой популярной газеты на Западе. Газеты «Труд», «АиФ», «Комсомольская правда», «Пионерская правда» преодолели рубежи 10 млн. экземпляров.
Необходимо отметить, что советская журналистика эффективно использовала свою культурно-просветительскую функцию. Типологическая система СМИП, рассчитанная на все демографические и социальные слои населения, вместе с партийными, комсомольскими, пионерскими, профсоюзными газетами несла в каждую семью научно-популярные, самообразовательные, литературно-художественные и другие издания. По количеству подписных изданий средняя советская семья значительно опережала любую на Западе.
К журналистской деятельности активно привлекались работники разных сфер народного хозяйства. Рабселькоровское движение 30-х годов прочно закрепилось в прессе на все годы Советской власти. Газетам даже предписывалось соотношение публикаций собственных (журналистских) материалов и писем, корреспонденций, статей и т.д., поступающих от партийных и советских работников, руководителей предприятий, колхозов и учреждений, инженерно-технических работников, интеллигенции, рабочих и сельских корреспондентов. Таким образом, формально достигался не только доступ к массовой информации, но и равный доступ к выражению своего мнения в прессе всеми слоями населения. Конечно, поступающие в газеты материалы «со стороны» отбирались, редактировались, а то и организовывались (писались) журналистами с учетом «социальной ответственности» прессы.
Таким
образом, социалистическая система
журналистики, не имея исторических аналогов,
могла бы вполне вписаться в платоновское
идеальное «Государство». Построенная
по разумению «мудрецов» (партийных вождей)
и являясь инструментом их идейно-пропагандистского
и воспитательно-
Однако
свобода от капитала, владельцев, от
необходимости писать в угоду рекламодателям
или политическим функционерам различных
мастей, доступность газет и журналов
для творческого самовыражения широких
слоев населения, выделяют социалистическую
журналистику в особый вид тоталитарной
системы, к опыту которой еще долго будет
приковано внимание ученых и практиков
журналистики.
ЖУРНАЛИСТИКА ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ
И ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
«Четыре теории прессы» (1956) Ф. Сиберта, Т.Питерсона и У.Шрамма не охватывают всего разнообразия общественно-политических модификаций и, значит, систем журналистики. «Глобальная типология» видов и типов систем журналистики авторов «четырех теорий» строилась на взаимоотношениях прессы и власти, игнорируя при этом главного участника коммуникации – аудиторию. Естественно было появление других теорий. Интерес представляет идея, выдвинутая группой ученых в составе Клиффорда Кристианса, Теодора Глассера, Дениса Маккуэйла, Каарле Норденстренга и Роберта Уайта. Они предложили классификацию систем журналистики, состоящую из пяти парадигм и четырех ролей, которые средства массовой коммуникации могут играть в демократическом обществе: