Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:18, контрольная работа
Виды систем журналистики зависят, прежде всего от соотношения свободы прессы и ее ограничений властью (государством). Собственно, из этих исторически складывавшихся соотношений и выводились вышеперечисленные теоретические и философские концепции свободы прессы, которые, в свою очередь, как нельзя лучше соответствуют видам систем журналистики, выделенным американскими учеными в книге «Четыре теории прессы»
И хотя теоретически (принципиально) этот вопрос не разрешен, в практике руководствуются некоторыми исторически принятыми ограничениями:
1. Защита репутации личности. Не допускать, чтобы СМК наносили ущерб членам общества посредством диффамации. Защита личности обычно обеспечивается законом и осуществляется судьями. Одной из проблем такой защиты является личность, занимающая видную должность в обществе. Согласно либертарианской доктрины, она должна быть защищена как личность, но как должностное лицо – открыта для публичной критики.
2.
Запрет на распространение
3. Право государства защищаться от распространения информации и мнений, порочащих или подрывающих доверие к нему. Спор об этом праве в рамках либертарианской доктрины ведется более двух веков. В английском общем праве предусматривалось наказание за порицание правительства. При становлении своей государственности многие правительства американских штатов также приняли закон о клеветнических слухах в подрывных целях, а федеральное правительство в 1798 г. приняло закон об иностранцах и призыве к мятежу, который давал правительству полномочия защищать себя от необоснованной критики. Однако вскоре эти законы были отменены, так как они вступали в конфликт с демократическими принципами.
Во время двух мировых войн вновь возникли яростные споры об ограничении мнений, способных нанести ущерб непосредственной задаче правительства – добиться победы в войне. Была признана необходимость определенного ограничения свободы слова и прессы при чрезвычайных обстоятельствах национального масштаба (критерий ясной и наличествующей угрозы). Верховный суд США также одобрил законодательные предложения применять карательные санкции в случае дискуссий, призывающих к свержению демократической системы правления путем принуждения и насилия.
Среди
провозглашенных
Как видим, теоретически привлекательная либертарианская доктрина свободы прессы в практически функционирующей системе журналистики постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия, главным из которых является разграничение степени свободы и злоупотреблений этой свободой.
Либертарианская теория прессы отражала мировоззрение эпохи Просвещения. Ее основой были философия естественных прав свободы и разумности человека, классическая экономика, в рамках которой работа в собственных интересах признавалась работой на общее благо, и процесс возвращения к истине путем свободного столкновения идей на открытом рынке.
В условиях промышленной и технико-технологической революции конца XIX – начала ХХ вв. изменялись понятия государственности, образа жизни людей, интеллектуальный климат в обществе с его критическим подходом к основным постулатам эпохи Просвещения. Изменялись и условия жизнедеятельности, место, роль и функции самой прессы. Либертарианская система журналистики, в рамках которой средства массовой коммуникации, сосредоточенные в руках небольшой кучки медиамагнатов, становились все более влиятельными и вездесущими, вызывала резкую критику со стороны общественности. Основными причинами недовольства и критических нападок были следующие:
1.
Пресса пользуется своей
2.
Пресса пресмыкается перед
3.
Пресса сопротивляется
4.
В освещении текущих событий
пресса часто обращает больше
внимание не на существенное,
а на поверхностное и
5.
Пресса является угрозой
6. Пресса без достаточных на то оснований вторгается в частную жизнь людей.
7.
Пресса контролируется одной
социально-экономической
Критические выпады в адрес либертарианских СМК не ограничивались представленным набором проблем. Осуждалась сама коммерционализация прессы. В США число ежедневных газет постоянно уменьшалось, все меньше становилось городов, где были конкурирующие между собой газеты. На долю пяти громадных издательств приходилась большая часть всех газетных и журнальных тиражей, средств, поступающих за рекламу. Еще пять компаний производили почти все фильмы, которые смотрели американцы. Две или три сети обслуживали практически все радио- и телевизионные вещательные станции в стране. При этом программы составлялись не сетями, а рекламодателями и их агентами, которые сами подбирали состав исполнителей и покупали время, чтобы передавать свои программы вместе с рекламными вставками. Сами вещательные станции (особенно на местах) становились лишь каналами реализации для больших сетей. Низкое качество культурно-развлекательных программ лишало аудиторию возможности выбора. Самая острая критика была направлена в адрес маргинальных периодических изданий, которые имели дело с порнографией и комиксами, за то, что они способствовали разложению нравов и толкали молодежь к преступлениям.
Общество волновало негативное воздействие средств массовой информации на аудиторию. Масс-медиа обвиняли в потакании вкусам обывателей, в разжигании политических беспорядков, нарушении моральных и этических норм и т.п. Страхи по поводу всесилия СМК подогревались социологическими теориями Огюста Конта, Герберта Спенсера, Фердинанда Тенниса и Эмиля Дюркгейма, которые выдвинули идею массы как формы обезличенных человеческих отношений. В рамках этих теорий возникла научная концепция массового общества. В ней подчеркивалась взаимосвязь институтов власти и средств массовой коммуникации. А поскольку массовая информация (ее содержание) служат политико-экономическим интересам правящих кругов, нет смысла ждать, что медиа предложат критическую или альтернативную картину мира, наоборот, они будут способствовать тому, чтобы зависимая публика и дальше оставалась таковой.
«В
теории массового общества, - пишет
Г.П.Бакулев, - масс-медиа получают приоритет
как причина и хранитель
В рамках этих идей возникли различные теории пропаганды. Аторы этих теорий анализировали содержание массовой информации и ставили проблемы влияния СМК на простого человека. Теоретики пропаганды были уверены, что масс-медиа способны донести до каждого хитроумно составленные стимулы, и их одинаково воспримут все люди, и реакция на них будет в основном одинаковой.2 Считалось, что средства массовой коммуникации способны формировать общественное мнение и склонять массы к любой точке зрения. Иными словами, бихевиористские постулаты “стимул – реакция” стали основой пропагандистских учений. Одна из ранних концепций (20 – 30-е годы ХХ в.) о силе воздействия масс-медиа называлась “теорией магической пули” (по-другому: “теория инъекций”, “приводного ремня”).
Испуг американской элиты по поводу пропагандистско-манипулятивной силы средст массовой коммуникации имел под собой почву в виде пропагандистских кампаний во время первой мировой войны, оппозиционных выступлений прессы в годы экономического кризиса. К концу 30-х годов многие американские лидеры были убеждены, что демократия не выживет, если разрешить свободное распространение экстремистской пропаганды. Но запрет означал бы существенное ограничение самого важного либертарианского принципа – свободы печати.
Теоретики
пропаганды пытались разрешить эту
проблему разными средствами. Одни
предлагали путем просвещения научить
людей противостоять
пропаганды для распространения идеалов добра и справедливости; использовать положительные приемы “белой пропаганды” для борьбы с “черной”.
Теоретиками “положительной пропаганды” выступили Гарольд Лассуэл и Уолтер Липманн, а просвещения проти пропаганды Джон Дьюи.1
Лассуэлл считал, что пропаганда – это нечто большее, чем простое использование медиа, чтобы лгать людям во имя контроля над ними. Аудиторию СМК нужно пастепенно (курсив мой – Е.А.) готовить к принятию положительных идей и поступков. Для этого у коммуникаторов должна быть детально разработанная стратегия длительной кампании, в ходе которой можно было бы осторожно внедрять, а потом культивировать новые идеи и образы. По мнению Лассуэлла, нужно создавать символы и постепенно учить людей связывать с ними конкретные эмоции. При успешном внедрении “стратегий культивации”, символы становятся коллективными или эталонными. Эталонные символы ассоциируются с сильными эмоциями, и если ими пользоваться правильно, можно вызвать масштабные массовые действия положительного свойства. Лассуэлл считал, что необходимо передать контроль за пропагандой через средства массовой коммуникации новой элите – научной технократии, которая поклялась бы использовать свои знания во благо, а не во вред.
Эту идею поддержали многие ученые и лидеры общественного мнения. Среди них автор колонки в “Нью-Йорк таймс” Уолтер Липманн. В своей книге “Общественное мнение” (1934) он высказал сомнения в способности среднего человека самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, в противовес постулатам классической демократии. А поскольку народ уязвим перед пропагандой, для его защиты нужен како-то механизм или орган. Самоцензуры здесь недостаточно. Контроль над сбором и распространением информации нужно передать интеллектуальной элите, которая с помощью научных методов отделяла бы факты от вымысла и принимала правильные решения о том, кто должен получать ту или иную информацию.
Липманн
предложил создать
Эти
идеи были сродни цензуре и для
либертарианской системы
Так или иначе, и общество и его элита сходились в одном: средства массовой коммуникации могу и должны измениться к лучшему, чтобы эффективно служить общественным интересам.
Такой
мощный критический заряд, направленный
против либертарианской системы журналистики,
нес в себе угрозу введения государственного
контроля над СМК. В этих условиях и родилась
идея саморегулирования, которая оформилась
в так называемую теорию социальной ответственности
прессы.