Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:18, контрольная работа
Виды систем журналистики зависят, прежде всего от соотношения свободы прессы и ее ограничений властью (государством). Собственно, из этих исторически складывавшихся соотношений и выводились вышеперечисленные теоретические и философские концепции свободы прессы, которые, в свою очередь, как нельзя лучше соответствуют видам систем журналистики, выделенным американскими учеными в книге «Четыре теории прессы»
Однако сама католическая пресса стала развиваться довольно поздно. Орган Ватикана «Osservatore Romano» («Римский обозреватель») с 1861 по 1870 гг. был единственной газетой в Риме. Выписка иностранных изданий в папском государстве была строго воспрещена. Являясь мировой столицей католической веры, Ватикан насаждал свой тип клерикальных изданий в других странах. Например, в Германии в начале 1850-х гг. выходило пять католических газет, в 1873 г. число их возросло до 120, а в 1907 г. одних ежедневных газет этого типа было 330, не считая многочисленных еженедельников, ежемесячников и иллюстрированных изданий. Надежным оплотом католического журнализма в Германии был основанный в 1878 г. «Августинский союз для поощрения католической прессы».
Ватикан и ныне остается абсолютистским государством (без парламента) с теократической монархией. Его печатные издания, радио Ватикана, телекомпания и информационное агентство разносят папскую информацию по всему католическому миру. Под контролем понтифика находятся международные ассоциации католических журналистов.
Религиозно-клерикальная журналистика распространена в мусульманских странах, где у руля власти стоят исламские фундаменталисты. При этом запрету подвергаются все светские СМИ, противоречащие догматам шариата. Населению запрещено пользоваться домашними телевизорами, видеомагнитофонами, работать со съемочной техникой, сотовой связью, давать интервью журналистам. Мулла превратился в единственного распространителя и комментатора знаний.
В России до 1917 г. пресса православной церкви, наряду с правительственной, имела официальный статус и строилась по подобию государственной. В Санкт-Петербурге выходили «Правительственный вестник» и «Церковный вестник» (орган святейшего синода), а в регионах – губернские/областные и епархиальные ведомости. Действуя сообща и дополняя друг друга, эти две официальные подсистемы российской журналистики успешно пропагандировали идеи самодержавия, православия, народности.
Ныне, когда после долгих гонений и запретов, возрождается религиозное самосознание, повышается культурная и духовная роль церкви, в России появились многочисленные издания самых разных конфессий. Поэтому религиозные газеты, программы радио и телевидения определяются как тип религиозно-клерикальных средств массовой информации, ориентирующихся на верующую аудиторию.
Авторитарная система журналистики исторически не изжила себя, она продолжает существовать (возникая и отмирая) в странах с диктаторским режимом правления, в теократических государствах. Основные принципы авторитаризма долгое время принимались во многих частях света как руководство к социальному действию. Эти принципы получили особенно большое распространение в области контроля, регламентации и использования средств массовой коммуникации. И хотя большинство демократических стран отказались от самих теорий, практика авторитарных государств оказала определенное влияние на практику демократии: в некоторых странах она фактически вынудила либертарианские правительства принимать контрмеры, которые в некоторых отношениях неотделимы от тоталитарных моделей.
Самым
ярким проявлением
Фашистский тип системы журналистики нашел теоретическую основу в идее расового превосходства и в особом понимании функций прессы в государстве, декларируемых вождями фашизма. Вот часто цитируемый отрывок из «Mein Kampf»: «Вся пропаганда должна быть доходчивой, и ее интеллектуальный уровень должен быть подстроен к уровню восприятия самого неинтеллектуального из тех, кому она адресована. Таким образом, высота умственного накала должна быть снижена пропорционально численности масс, которые она должна захватывать»1.
Германские фашисты пришли к власти легитимным путем и унаследовали достаточно развитую систему журналистики. Естественно, они пытались не только поставить ее под свой контроль путем назначения членов партии на ключевые посты, но и превратить прессу в инструмент государственной политики и пропаганды. Такой контроль был осуществлен над радиовещательными сетями, телеграфным агентством, официальными и неофициальными изданиями. Однако 300-летние либеральные традиции частной германской прессы не позволили фашистскому режиму осуществить тотальный контроль над ней, хотя, как в любом авторитарном государстве, применялись испытанные меры «убеждения и принуждения».
Заместитель Геббельса – Хадамовски, говоря о либеральных газетах Германии того времени, подчеркивал: «Тип прессы… (она зовет себя свободной, независимой, нейтральной, непартийной, надпартийной и объективной) должен измениться или исчезнуть с германской сцены. Существует только один объект, достойный великих усилий прессы, а именно, нация». В пример для подражания Хадамовски ставил официальную нацистскую газету «Фолькише Беобахтер»: «В противоположность амбициям либеральных газет, которые думают, что мир вращается вокруг них, орган национал-социалистической пропаганды не пытается быть листком новостей и не старается быть объективным, свободным и независимым»2.
Таким образом, фашистский режим сознательно исключал понятие свободного и независимого общественного мнения, противопоставляя ему лозунг: «идеи, пропаганда и власть». Однако когда речь шла о воспитании «политически активного человека», «сформированного по модели лидера (Гитлера) и отобранного по определенным принципам в расовом отношении», идеологи нацизма сами «формировали» общественное мнение, утверждая, что «надо создать такой тип, используя все доступные средства формирования общественного мнения»1.
Фашистская
тоталитарная система журналистики
в основной своей части (частная
пресса, контроль за ней и т.д.) схожа
с авторитарными историческими системами
с некоторыми поправками в сторону идеологической
пропаганды, воспитания «нового человека
арийской расы» и попытками использования
прессы как инструмента для достижения
далеко идущих целей национал-социализма.
В этих чертах фашистская журналистика
имеет некоторые формальные сходства
с советской социалистической системой
массовой коммуникации, хотя цели этих
систем и пути их достижения имеют коренные
отличия.
ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ
ЖУРНАЛИСТИКА
Либертарианская система журналистики (libertarian – основанная на свободе воли):
1) оформилась и принята в Англии (после 1688 г.) и в США; влиятельна и в других странах;
2) теория развивалась из трудов Мильтона, Локка, Милля и из философии рационализма и естественных прав человека;
3)
основные цели печати –
4)
печать имеет право
5)
печать контролируется
6)
запрещены клевета,
7)
печать принадлежит главным
8)
основное отличие от других
концепций в том, что печать
является инструментом
Являясь продолжением либеральных философских принципов, либертарианская доктрина заложила основы всей социально-политической структуры в государствах, принявших ее. А сама либеральная социально-политическая система оказала влияние на характер и развитие социальных институтов, в том числе на прессу, исповедующую принципы, лежащие в основе общества, частью которого она является.
Все философские концепции (как мы уже выяснили), обосновывающие либертарианскую доктрину – доктрину свободной воли, сводятся к тому, что человек есть разумное существо, рожденное свободным. Счастье и благосостояние личности являются целью общества. Сам человек как думающий организм способен организовать мир вокруг себя и принимать решения, которые будут отвечать его интересам. Вектор сложения различных интересов различных людей продвигает цивилизацию по пути прогресса. Таким образом, реализация интересов индивида является конечной целью и человека, и общества, и государства. Государство при этом существует как механизм обеспечения индивида средой, в которой он может реализовать свои возможности.
В отношении природы знания и истины сторонники либертарианской доктрины утверждают, что человек может сам осмысливать мир вокруг себя и путем споров, дискуссий с другими индивидами находить путь к истине. Таким образом, свободы слова и печати были провозглашены в качестве естественных неотъемлемых прав человека.
Однако даже ортодоксальные либералы понимали, что абсолютная свобода печати и свобода самовыражения в печати чреваты перегибами (ложь, клевета, оскорбления и т.д.), наносящими ущерб личности. Естественно, вставал вопрос об ограничениях этой свободы, однако границы этих ограничений, методы ограничений, степень участия государства в них, до сих пор являются камнем преткновения для либертарианцев. Важно было определить, какое место занимает пресса в демократическом обществе, в системе его социально-политических институтов и по отношению к государству.
Считается, что в демократической стране правительство является слугой народа, оно должно быть подчинено и подотчетно общественности. Но и в этом случае у правительства могут быть поползновения взять на себя больше функций, чем это предусмотрено конституцией (подвижки в сторону авторитаризма), что ущемляет «неотъемлемые права граждан». Поэтому нужен контроль со стороны общества, непосредственным представителем которого может выступать свободная пресса. Таким образом, сама пресса стала политическим институтом.
Главная цель средств массовой коммуникации состояла в оказании помощи гражданам в нахождении истины, в разрешении политических и социальных проблем путем предоставления всех фактов и мнений как основы для нахождения их решения. Для выполнения этой главной своей функции пресса должна быть свободна от контроля и давления правительства. Более того, правительству не следует предоставлять дополнительные преимущества исключительного доступа к общественности (учреждать за счет налогоплательщиков правительственные органы СМИ). В обязанности же прессы как социально-политического института, представлявшего общественность, входит контроль над тем, чтобы правительство не преступало отведенных ему границ.
Президент США Джефферсон говорил в свое время, что человеком могут править разум и истина, «и потому я, конечно, считаю, что открыть двери правде и укрепить привычку проверять все разумом, значит создать самые эффективные оковы, в которые мы можем заковать руки наших преемников, чтобы не позволить им надеть оковы на народ с его собственного согласия». Пресса, по мнению Джефферсона, должна обеспечить такой контроль над правительством, какой ни один другой институт обеспечить не может.
Таким
образом, основной характерной чертой
либертарианской концепции
К основным функциям средств массовой коммуникации в либертарианской системе журналистики относятся информационная и развлекательная. Функция продажи и рекламы возникла в связи с необходимостью обеспечить себе экономическую основу с тем, чтобы пресса была независимой в экономическом отношении, руководствуясь принципами свободного предпринимательства. Любой гражданин или иностранец должен иметь неограниченную возможность владеть и управлять средством массовой коммуникации. Успех или неудача зависели бы от его способности производить прибыль. Прибыль же зависит от умения удовлетворять интересы аудитории, которая, собственно, и определяет успех того или иного СМИ. При этом государственная поддержка средств массовой коммуникации отвергалась теоретиками либерализма, поскольку такого рода поддержка непременно связана с государственным контролем над прессой.
Однако
либертарианцы понимают, что и
в демократическом обществе государство,
используя разнообразные
Обычно в руках государства находится почтовая служба и другие средства связи, которые можно использовать для ограничения распространения СМИ. Контроль над импортом-экспортом, система налогов также могут стать ограничительными инструментами по отношению к прессе.
В
большинстве демократических
Как уже отмечалось выше, в либертарианской доктрине существуют противоречия: