Виды и типы систем журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Виды систем журналистики зависят, прежде всего от соотношения свободы прессы и ее ограничений властью (государством). Собственно, из этих исторически складывавшихся соотношений и выводились вышеперечисленные теоретические и философские концепции свободы прессы, которые, в свою очередь, как нельзя лучше соответствуют видам систем журналистики, выделенным американскими учеными в книге «Четыре теории прессы»

Файлы: 1 файл

Лекция 4 Виды и типы систем журналистики.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

    ЖУРНАЛИСТИКА  СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

    Концепция социальная ответственности  журналистики:

  1. возникла в США в середине ХХ в.;
  2. оформилась в ходе работы Комиссии по свободе печати, в частности из трудов ее члена Уильяма Хокинга – профессора философии Гарвардского университета;
  3. основные цели СМК – информировать, развлекать, продавать, но главным образом переводить конфликт в рамки дискуссии;
  4. использовать трибуну СМК может каждый, если у него есть что сказать;
  5. деятельность СМК контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой журналистов;
  6. запрещено серьезное вмешательство в частную жизнь и жизненно важные общественные интересы;
  7. СМК находятся в частных руках, если только правительство не вынуждено взять часть из них (или учредить новые) в свои руки в интересах общества;
  8. СМК должны взять на себя обязательства по социальной ответственности, в противном случае их должны к этому принудить.

        В условиях монополизации промышленного капитала изменилось и отношение в обществе к так называемому демократическому капитализму: убеждение  либертарианских   экономистов в том, что каждый предприниматель эгоист и, что, преследуя свои интересы, будет автоматически способствовать общему благу, уступило место требованиям к деловым кругам об обязательствах (ответственности) перед обществом («потребитель - прежде всего»).

    Потребитель же продукции СМК, вследствие воздействия  культурно-образовательного фактора, значительно вырос количественно, и стал гораздо требовательнее относиться к качеству информационно-развлекательного «продукта». Вместе с тем способность потребителя продукции СМК как активного участника массинформационного процесса, который, по либертарианским понятиям, мог самостоятельно найти истину на свободном рынке идей, была подвергнута сомнениям. В новых социальных условиях человек представляется апатичным.  Он способен прибегать к разуму, но не любит этого делать. Цель его – не искать истину, а удовлетворять свои непосредственные потребности и желания. Поэтому он становится легкой добычей манипуляций (пропагандистских, моральных, рекламных и т.п.).

    Все эти и другие факторы были учтены Комиссией по свободе печати при  выдвижении концепции социальной ответственности прессы. Индивидуализм (приоритет личности перед обществом) как философская основа либертарианства, был заменен коллективистской теорией приоритета общества перед личностью, а либертарианская «свобода от всяких внешних ограничений» была заменена понятием «свободы для чего-то» (для блага общества), что требует наличия определенных инструментов (технические возможности, финансовые источники, доступ к информации и т.п.) для достижения целей. При получении таких инструментов обязательно возникает некая зависимость от тех, кто их может дать. Иными словами, пресса свободна  от всякого принуждения, но не от всякого давления.

    Комиссия  по свободе печати исходила также  от сложившихся реалий в практической деятельности средств массовой коммуникации, которые в ответ на критику общественности в свой адрес и под угрозой принятия законов государственного регулирования деятельности прессы, предпринимали определенные шаги в сторону самоограничения и саморегулирования (принятие профессиональных кодексов).

    Самый ранний из профессиональных кодексов – «Каноны журналистики» – был принят Американским обществом редакторов газет еще в 1923 г. Кодекс призывал газеты работать с чувством ответственности к общественному благу, соблюдая искренность, честность, правдивость, порядочность, беспристрастность и уважение к частной жизни человека. В целом «Каноны журналистики» носили либертарианский характер. Кодексы киноиндустрии (1930 г.), радиовещателей (1937 г.) и телевещания (1952 г.) уже отражали изменившиеся условия работы прессы. Впрочем, радио и телевидение в США, в отличие от газет, изначально регламентировались правительством. В 1927 г. Конгресс создал Федеральную комиссию радиовещания с целью распределения радиочастот и наблюдения за содержанием программ. По закону о связи 1934 г., в котором указывалось, что работа вещания должна отвечать общественным интересам, была создана Федеральная комиссия связи - постоянная правительственная организация, выдающая лицензии на вещание и осуществляющая надзор за эфиром. Лицензированные вещательные компании выступали лишь попечителями эфира, тогда как государство выступало в качестве его владельца. Это обстоятельство выводило радио и телевидение из либертарианской системы журналистики задолго до того, как были выдвинуты положения о социальной ответственности прессы.

    Профессиональные  кодексы радио- и телевещателей  предусматривали соблюдение этических  норм, стимулирование демократических  форм правления через просвещение  общества, поддержание общественной нравственности, а также установление определенных рамок для рекламы в общем объеме вещания и поддержку ее высоких стандартов.

    Рассматривая  профессиональные кодексы в качестве их приемлемости для доктрины социальной ответственности прессы, Комиссия по свободе печати отмечала, что кодекс норм поведения для газет, если его придерживаться, вполне мог бы превратить прессу в ответственного проводника новостей и дискуссии. Но поскольку сами нормы приняты только журналистами, а не владельцами газет, кодекс никогда не может быть проведен в жизнь. Позицию же владельцев (издателей) хорошо отразил Вильям Гамильтон из «Уолл-Стрит джорнэл»: «Газета является частным предприятием, которое абсолютно ничего не должно публике, а публика не предоставляет газете никаких особых прав. Газету, следовательно, не волнуют никакие общественные интересы. Она, безусловно, является собственностью владельца, который продает произведенный товар на свой собственный страх и риск…» 1

    В области социальной ответственности  журналисты смотрели дальше своих работодателей. Обосновывая свое предложение о создании школы журналистики, Дж. Пулитцер писал в 1904 г.: «Только самые высокие идеалы, самое добросовестное стремление поступать справедливо, самое точное знание проблем, с которыми ей придется столкнуться, и искреннее чувство ответственности спасут журналистику от раболепства перед классом имущих, преследующих эгоистические цели и противодействующих общественному благоденствию»2.

    Еще в системе либертарианской прессы в профессиональной среде журналистов  родилась так называемая «теория  объективного репортажа». Суть ее заключается в отказе прессы от всякой политической пристрастности, насколько это вообще возможно, и превращении ее из средства выражения мнений в средство сообщения новостей. Американские и английские репортеры считают, что в их работе отстраненный взгляд на события является профессиональным требованием. Новости следует подавать в чистом виде, свободном от всяких оценок, место которым в американских газетах четко отведено на полосе редакционных комментариев.

    Основываясь на новых социально-политических реалиях ХХ в. и отталкиваясь от практических шагов журналистики навстречу новым веяниям, Комиссия по свободе печати сформулировала следующие требования к прессе (1947 г.), которые и легли в основу доктрины ее социальной ответственности:

    1. Предоставлять «правдивый, исчерпывающий  и вдумчивый отчет о событиях  дня, данный в контексте, который  делает их значимыми, то сеть  отделять факты от мнений, сообщать  «всю правду» о факте (оценить  для читателя достоверность разноречивых  источников).

    2. Служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», то есть стать трибуной общественной дискуссии, переводящей социальной конфликт из плана насилия в план обсуждения». Это не значит, что СМК должны дать слово всем желающим. Однако массинформационные монополии обязаны доносить до своей аудитории самые разнообразные мнения, в том числе противоположные тем, которых придерживаются они сами, не отказываясь при этом от права пропагандировать свои собственные взгляды.

    3. Отражать мнения и интересы  различных социальных, этнических, конфессиональных слоев путем создания «представительной картины тех групп, которые составляют общество».

    4. «Представлять и разъяснять задачи  общества и его ценности».

    5. Обеспечивать «полный доступ  к сведениям, полученным за  день». У общественности есть право доступа к информации, фундаментальное право быть информированной. А поскольку пресса является представителем общественности, она должна разрушать все барьеры на пути свободного потока новостей, способствовать открытости источников информации.

    Для выполнения этих задач, по мнению Комиссии, необходимо объединить усилия самой  прессы, общественности и правительства.

    Прессе  при этом предписывается обязанность  стать средством общественного  пользования в области распространения  информации, экспериментировать с содержательными материалами высокого качества, которые не сулят немедленной финансовой отдачи, заняться энергичной взаимной критикой и стремиться улучшить качество журналистских кадров. Радиоиндустрии следует забрать от рекламодателей контроль над составлением программ.

    Общественность  должна осознать огромную власть средств  массовой коммуникации, сконцентрированную в руках небольшой группы владельцев.  Осознав это, общественность должна помочь в создании некоммерческих СМК (например, в колледжах); центров для изучения, исследований и публикаций критических материалов в области массовой коммуникации; независимой организации, которая оценивала бы работу прессы и ежегодно сообщала о результатах.

    Правительство, со своей стороны, может поощрять открытие новых СМК, принимать более действенные меры для защиты прав граждан от злоупотреблений свободой слова и даже принимать меры, которые формально идут вразрез с принципами свободной прессы. К ним относятся различные формы правового и финансового вмешательства, предназначенные для достижения положительных общественных целей или ограничения воздействия рыночных тенденций (регулирование рекламы, антимонопольное законодательство, создание советов по печати, периодические проверки комиссиями, парламентские слушания, система субсидирования и т.п.). Наконец, правительство само может войти в область обмена информацией наряду с частными СМК. При этом ему не следует стремиться конкурировать с частной прессой или стараться ее устранить.

    В рамках доктрины социальной ответственности сохраняется свобода выражения мнений. Но, если в либертарианской теории эта свобода считалась естественным правом (без обязанности), то новая концепция ввела понятие морального права с оттенком обязанности. Человек морально обязан следовать своим убеждениям, своей совести. Каждый, у кого есть что сказать, морально обязан сделать это. Таким образом, необходимой функцией  идеи является функция обязательства перед обществом, перед истиной. При этом свобода выражения мнений предполагает и право на заблуждение. Однако свобода выражения мнений не является абсолютным правом (человек не может требовать права обратиться к аудитории какого-либо СМК). Представлять право выражать различные точки зрения, идеи является обязанностью самих СМК (переводить социальный конфликт в плоскость дискуссии).

    Теория  социальной ответственности устанавливает  определенные ограничения (кроме внешних) на пути свободного потока информации. Однако сам механизм этих ограничений  абсолютной свободы прессы настолько  зыбок и несовершенен, что чреват возможными рецидивами авторитаризма со стороны правительства, медиамонополий, с одной стороны, и злоупотреблениями свободой слова во вред гражданам и общества, с другой стороны. В ходе применения теории социальной ответственности на практике уточнялись теоретические понятия, практические механизмы, выдвигались новые теории.

    Одной из таких теорий является концепция «журналистской элиты», в соответствии с которой все СМК должны перейти (от владельцев) под управление журналистов-профессионалов, которые и будут использовать всю мощь масс-медиа во благо общества.

    В 1969 г. известный американский теоретик журналистики профессор Б.Ракер  выступил в профессиональном журнале  «Грасерутс эдитор» со статьей «Бунт  журналистов – необходимое условие для того, чтобы выжить!». Критикуя существующую систему, он писал: «Сейчас никто не может сомневаться в том, что владельцы средств массовой коммуникации: печати, радио, телевидения – действуют в интересах богатых». Ученый предлагал довольно радикальное средство для исправления положения – бунт журналистов. «Я уверен в том, - писал он, - что единственным выходом из этого положения является следующее: работающие журналисты должны осуществить полный и безоговорочный контроль над редакционной и информационной политикой средств массовой коммуникации. Без сомнения, работающие журналисты Америки сумеют, если дать им возможность, сделать каждое средство массовой коммуникации жизненной силой; у нас имеется необходимая подготовка и опыт, чтобы добиться того, чего не смогли добиться поколения владельцев»1.

    В качестве примера Б.Ракер приводил французские газеты «Фигаро» и «Монд». Надо сказать, что действительно  многие владельцы СМК стали 

сдавать их в руки журналистов, оговорив при  этом главное условие своего невмешательства – прибыль. Таким образом, ответственность журналистов перед обществом повышается, но зависимость от крупного капитала (владельцев, рекламодателей) остается.

    Новаторской чертой теории социальной ответственности  стал содержащийся в ней призыв к  средствам массовой коммуникации взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ». Эта цель должна достигаться и контролироваться за счет патронирования культурного плюрализма: нужно стать голосом всего народа, а не элиты или отдельных групп, доминировавших в в национальной, региональной или местной культуре в прошлом.2

Информация о работе Виды и типы систем журналистики