Виды, типы и уровни общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 04:34, реферат

Краткое описание

В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стили поведения, проявляются сплочённость и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
1
Общение как многоплановый процесс и его структура…………………
4
2
Теоретические подходы к исследованию общения……………………...
12
3
Виды общения……………………………………………………………...
15
4
Типы общения………………………………………………………………
20
5
Уровни общения……………………………………………………………
22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.docx

— 65.92 Кб (Скачать)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

  Новомосковский филиал

  Факультет «ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА»

 

 

РЕФЕРАТ

 

По предмету: «ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

На тему:

«ВИДЫ, ТИПЫ И УРОВНИ ОБЩЕНИЯ»

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                 Тимофеева Е.В.

группа:                                                                                           М-07-1

Преподаватель:                                                                           Васильева А.В.                   

 

                                                  

 

Новомосковск

2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3

1

Общение как многоплановый процесс  и его структура…………………

4

2

Теоретические подходы к исследованию общения……………………...

12

3

Виды общения……………………………………………………………...

15

4

Типы общения………………………………………………………………

20

5

Уровни общения……………………………………………………………

22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

26

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Самая большая  роскошь на свете – 

это роскошь  человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери.

 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что проблема общения многогранна. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Общение, являясь  специфической формой взаимодействия человека с другими людьми, как  членами общества в современном  мире является неотъемлемой частью жизни. Общение – необходимое условие  формирования каждой отдельной личности. Без общения не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. В общении реализуются  социальные отношения людей.

В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных  объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о  совместном труде и отдыхе; устанавливают  единство идей, настроений, взглядов; достигают  общности мыслей, переживаний, установок  по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении  передаются манеры, обычаи, стили поведения, проявляются сплочённость и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность.

Наконец, общение – существенный фактор сложного процесса социальной детерминации человека, стимулятор развития личности.

Кроме того, в эпоху процветания  бизнеса, когда  успех предприятия  во многом зависит от умения привлекать и удерживать партнёров, роль общения, несомненно, возрастает в разы. Более того, общения для бизнеса – вопрос выживания. Неспособность общаться может не только сорвать конкретную сделку, но и разрушить деловые взаимоотношения в целом.

  1. ОБЩЕНИЕ КАК МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТРУКТУРА

 

В отечественной истории  доперестроечного периода в изучении проблемы общения выделяются три периода её разработки:

  1. Исследования В.М. Бехтерова. Он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психологического развития человека, о влиянии группы на включённого в неё индивида. Но сам процесс общения у Бехтерова ещё не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психологические процессы и функции.
  2. До 70-х годов в разработке проблемы общения преобладает теоретико-философский подход. Понятие «общение» использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности.
  3. В 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Проблему общения как  категорию психологии изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, СВ. Кондратьева.

На методологическом уровне общение рассматривалось как:

  • вид деятельности (М.С. Каган);
  • как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.д. (А.А. Леонтьев); 
  • многоплановое, многогранное проявление действий человека к миру с наличием контактов обмена информации.1

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное  общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных  процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (организацию взаимодействия между индивидами, выработку единой стратегии взаимодействия) и социальную перцепцию (процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление взаимопонимания).2

Общение, как процесс, включает в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определённой информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Общение совершенствующееся в деятельности, характеризуется  целями, содержанием, средствами, осознанностью, новизной форм и т.д.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К  структуре общения можно подойти  по-разному.

Структура общения – это  совокупность основных элементов, из которых  складывается процесс общения. При  этом структурная характеристика общения  может быть дана и применительно  к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

  • Субъекты и объекты – индивиды, которые в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Человек может одновременно выступать как в роли субъекта, так и в роли объекта. В таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнёру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познаёт своего партнёра и при этом сам является объектом познания для другого.

Но можно рассматривать  понятия «субъект» и «объект» в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнёру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено.

  • Средства. К средствам общения относятся:
    • Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.3 Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Однако объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
    • Системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь (например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе.
    • Оптико-кинетическая система знаков. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
    • Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закреплённые за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
    • Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.4

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  • Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
  • Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
  • Ориентировка в личности собеседника;
  • Планирование содержания своего общения (человек представляет себе, как правило, бессознательно, что именно он скажет);
  • Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;
  • Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
  • Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов. В результате общение окажется неэффективным. Кроме того, чтобы общение было эффективным, необходимо выбирать соответствующие его целям коммуникативные средства, которые условно разделяют на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).5

В отечественной литературе структура общения характеризуется  путём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона  общения, или коммуникация в узком  смысле слова. Тут, прежде всего, имеют  ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между  собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. В этом случае сам процесс коммуникации может  быть понят как процесс обмена информацией. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически  корректный, ибо в нём опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая  не сводится только к процессу передачи информации.

Кроме того, при таком  подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту и возникает ещё одно существенное упущение: в условиях человеческого  общения в отличие от простого «движения информации» между  двумя устройствами информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Процесс происходит между двумя (или более) индивидами каждый из которых является активным субъектом, что предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своём партнёре, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстаёт тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнёра. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит  не простое «движение информации», а как минимум активный обмен ею. Значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, определяется тем, что посредством системы  знаков партнёры могут повлиять друг на друга, т.е. обмен такой информацией  обязательно предполагает воздействие на поведение партнёра. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий её (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.

Информация о работе Виды, типы и уровни общения