Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 04:34, реферат
В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стили поведения, проявляются сплочённость и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
1
Общение как многоплановый процесс и его структура…………………
4
2
Теоретические подходы к исследованию общения……………………...
12
3
Виды общения……………………………………………………………...
15
4
Типы общения………………………………………………………………
20
5
Уровни общения……………………………………………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Новомосковский филиал
Факультет «ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА»
РЕФЕРАТ
По предмету: «ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
На тему:
«ВИДЫ, ТИПЫ И УРОВНИ ОБЩЕНИЯ»
Выполнила:
группа:
Преподаватель:
Новомосковск
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Общение как многоплановый процесс и его структура………………… |
4 |
2 |
Теоретические подходы к исследованию общения……………………... |
12 |
3 |
Виды общения……………………………………………… |
15 |
4 |
Типы общения……………………………………………… |
20 |
5 |
Уровни общения………………………………………… |
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
26 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
«Самая большая роскошь на свете –
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что проблема общения многогранна. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Общение, являясь специфической формой взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества в современном мире является неотъемлемой частью жизни. Общение – необходимое условие формирования каждой отдельной личности. Без общения не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. В общении реализуются социальные отношения людей.
В процессе общения люди
обмениваются результатами познания различных
объектов, знаниями, опытом, научной, житейской,
учебной информацией. Взаимодействуя,
они достигают договоренности о
совместном труде и отдыхе; устанавливают
единство идей, настроений, взглядов; достигают
общности мыслей, переживаний, установок
по отношению к различным
Наконец, общение – существенный фактор сложного процесса социальной детерминации человека, стимулятор развития личности.
Кроме того, в эпоху процветания бизнеса, когда успех предприятия во многом зависит от умения привлекать и удерживать партнёров, роль общения, несомненно, возрастает в разы. Более того, общения для бизнеса – вопрос выживания. Неспособность общаться может не только сорвать конкретную сделку, но и разрушить деловые взаимоотношения в целом.
В отечественной истории доперестроечного периода в изучении проблемы общения выделяются три периода её разработки:
Проблему общения как категорию психологии изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, СВ. Кондратьева.
На методологическом уровне общение рассматривалось как:
Общение – сложный многоплановый
процесс установления и развития
контактов между людьми (межличностное
общение) и группами (межгрупповое общение),
порождаемый потребностями
Общение, как процесс, включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определённой информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Общение совершенствующееся в деятельности, характеризуется целями, содержанием, средствами, осознанностью, новизной форм и т.д.
Учитывая сложность общения,
необходимо каким-то образом обозначить
его структуру, чтобы затем возможен
был анализ каждого элемента. К
структуре общения можно
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
Но можно рассматривать понятия «субъект» и «объект» в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнёру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов. В результате общение окажется неэффективным. Кроме того, чтобы общение было эффективным, необходимо выбирать соответствующие его целям коммуникативные средства, которые условно разделяют на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).5
В отечественной литературе
структура общения
Коммуникативная сторона
общения, или коммуникация в узком
смысле слова. Тут, прежде всего, имеют
ввиду тот факт, что в ходе совместной
деятельности люди обмениваются между
собой различными представлениями,
идеями, интересами, настроениями, чувствами,
установками и пр. В этом случае
сам процесс коммуникации может
быть понят как процесс обмена
информацией. Однако такой подход нельзя
рассматривать как
Кроме того, при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту и возникает ещё одно существенное упущение: в условиях человеческого общения в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Процесс происходит между двумя (или более) индивидами каждый из которых является активным субъектом, что предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своём партнёре, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстаёт тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнёра. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации», а как минимум активный обмен ею. Значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл.
Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, определяется тем, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, т.е. обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнёра. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий её (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.