Виды, типы и уровни общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 04:34, реферат

Краткое описание

В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стили поведения, проявляются сплочённость и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
3
1
Общение как многоплановый процесс и его структура…………………
4
2
Теоретические подходы к исследованию общения……………………...
12
3
Виды общения……………………………………………………………...
15
4
Типы общения………………………………………………………………
20
5
Уровни общения……………………………………………………………
22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.docx

— 65.92 Кб (Скачать)

В-четвёртых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.6

Они могут быть обусловлены  не только «языком», на котором говорят  участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнёрами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия. Барьеры при коммуникации могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер: например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»; могут быть обусловлены сложившимися между общающимися особого рода психологическими отношениями: неприязнью по отношению друг к другу, недоверием и т.п.

При построении типологии  коммуникативных процессов  целесообразно  воспользоваться понятием «направленность  сигналов». Этот термин позволяет выделить:

а) аксиальный коммуникативный  процесс (от лат. axis – ось), когда сигналы направлены единичным приёмникам информации, т.е. отдельным людям;

б) ретиальный коммуникативный  процесс (от лат. rete – сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.7

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может  быть двух типов: побудительная и  констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.8 Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определённых действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных  образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

 Сам характер сообщения  может быть различным: мера  объективности может варьировать  от нарочито «безразличного»  тона изложения до включения  в текст сообщения достаточно  явных элементов убеждения. Вариант сообщения задаётся коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.9

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» –  взаимодействие) – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В ходе её для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

Обмен знаниями и идеями по поводу  совместной деятельности общающихся неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание  реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать её. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в неё, что и  позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Другими словами, интерактивная  сторона заключается в организации  делового взаимодействия любого рода. Действие является одним из главных  компонентов общения.

Социальная перцепция  – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного  общения и протекающий в форме  восприятия и понимания человека человеком.

Социальная перцепция  зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.10

Т.о., перцептивная сторона  общения означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению  и установления на этой основе взаимодействия, формирования образа собеседника.

На основе восприятия человека человеком формируется представление  о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнёра по общению.

 

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ

 

 

        Информационные  подходы базируются на трёх основных положениях:

  • содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
  • человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после её восприятия и переработки;
  • существует некое пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объёма.

В рамках информационного  подхода было разработано две основных модели:

    • модель К.Шеннона и В.Вивера, представляющая изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующую декодировку. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке:
    • источник информации;
    • передатчик информации (шифратор); 
    • канал для передачи сигналов;
    • приёмник информации (дешифратор); 
    • получатель информации.

Позже она  была дополнена такими понятиями, как  «обратная связь» (отклик получателя информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении  по каналу), «фильтры» (преобразователи  сообщения, когда оно достигает  шифратора или покидает дешифратор) и др.

Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения;

    • модель коммуникационного обмена, которая включала:
      • коммуникационные условия;
      • коммуникационное поведение;
      • коммуникационные ограничения выбора стратегии

общения;

      • критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональные подходы – рассматривают общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.).

В рамках интеракционных подходов было разработано пять моделей организации общения:

    • лингвистическая модель, согласно которой, все взаимодействия образуются и комбинируются из 50–60 элементарных движений и поз тела человека, а поведенческие акты, сформированные из этих единиц, организуются по принципу организации звуков в словах;
    • модель социального навыка основывается на идее научения общению в самом общении;
    • равновесная модель предполагает, что любое изменение поведения обычно компенсируется другим изменением и наоборот (например, диалог-монолог, сочетание вопросов и ответов);
    • программная модель социального взаимодействия постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия порождается благодаря действию, по крайней мере, трёх видов программ:
      • программы, имеющей дело с простой координацией движений;
      • программы, контролирующей изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределённости;
      • программы, управляющей комплексной задачей метаобщения.

Эти программы  усваиваются индивидами по мере научения и позволяют организовывать разнородный  поведенческий материал. Они «запускаются»  в зависимости от содержательного  контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации.

    • системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих обменом речевых высказываний и использованием пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход строится на том, что общение – это система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти.11

 

 

 

 

  1. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.

Важнейшими видами общения  у людей являются вербальное и  невербальное.

  • Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Такое общение происходит при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.12
  • Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.13

1. По содержанию оно может быть:

  • Материальное. При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
  • Когнитивное (обмен знаниями). Иллюстрацией когнитивного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.14 Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
  • Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).15 При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, и т.д.
  • Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями).16 Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.
  • Деятельностное. При деятельностном общении также как и при когнитивном, от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.17
  1. По целям общение делиться на:
  • Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
  • Социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.18
  1. По средствам общение может быть:
  • Непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
  • Опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).
  • Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
  • Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).19

Среди видов общения можно  выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.

  • Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его целью является достижение какого-либо чёткого соглашения или договорённости.
  • Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
  • Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
  • Целевое – это общение, которое само по себе служит средством

Информация о работе Виды, типы и уровни общения