Специфику функционирования жанра интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие преобразования социальной жизни России в конце ХХ – начале ХХI веков закономерно повлекли за собой значительные изменения в жанровой палитре средств массовой информации. Сами средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Особенно последовательно это реализуется в жанре интервью, которое многие исследователи (М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, Т.В. Матвеева, Голанова Е. И., Майданова Л. М. и др.) сегодня считают одним из самых актуальных жанров публицистики.
Актуальность изучения своеобразия жанра интервью и форм его бытования обусловлена необходимостью в дополнении достоверных, научно обоснован

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Особенности функционирования современных СМИ 5
Типология, функции, понятие СМИ 6
Специфика печатных СМИ 12
Глава 2. Жанровые характеристики современных СМИ 15
2.1 Особенности информационных жанров 15
2.2 Специфика жанра интервью 19
Глава 3. Анализ жанровых признаков интервью на примере издания «Молодой Дальневосточник». 30
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Специфика печатных СМИ.

Периодическое печатное издание - издание, имеющее постоянное название, текущий  номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной  на нём информацией с определенными  реквизитами.[4] К периодическим печатным изданиям относятся:

- газета - периодическое  газетное издание, выходящее через  краткие промежутки времени, содержащее  официальные материалы, оперативную  информацию и статьи по актуальным  общественно-политическим, научным,  производственным и другим вопросам, а также литературные произведения  и рекламу.

Газеты делятся:

- по принципу территориального  распространения и охвату аудитории  — общенациональные, региональные, местные, внутрикорпоративные;

- по тематике — деловые,  общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные; также  по возрастному принципу —  детские, молодёжные газеты, газеты  для пенсионеров;

- по периодичности —  ежедневные, еженедельные, ежемесячные;

- по формату — A4, Берлинер, A3, A2;

- по стилю оформления  — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые  с цветными вставками;

- по стоимости — платные  и бесплатные;

 

Особенности газет:

- Мобильность — газету  можно читать как дома, так  и в любом другом месте;

- Общедоступность — газета  предназначена для неопределённого  круга лиц, читателем её может  стать любой человек;

- Периодичность — газета  относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному  издателем графику.

- Официальность — многие  решения (распоряжения, законы и  т. п.) властных органов всех  уровней вступают в силу только  после их официального опубликования  в газете или другом печатном  органе.

- журнал - периодическое журнальное  издание, содержащее статьи или  рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим  вопросам, литературно-художественные  произведения, имеющее постоянную  рубрикацию, официально утвержденное  в качестве данного вида издания.[23]

Виды журналов:

- по периодичности — не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца или реже;

- по формату;

- по тематике;

- по характеру подачи  информации (стиль)

 

Особенности журналов:

По той причине, что журналы выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа событий, размышлений, подведения итогов и т. д.

- альманах - сборник, содержащий  литературно-художественные и научно-популярные  произведения, объединенные по определенному  признаку;

- бюллетень - периодическое или  продолжающееся издание, выпускаемое  оперативно, содержащее краткие  официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей  его организации.[22]

Итак, можно заметить, что специфика печатных СМИ не так сложна. На наш взгляд, сложнее организовать саму газету, журнал и т.д. А дальнейшая подача информации полностью зависит от работы редакции.

Можно сделать вывод, что средства массовой информации достаточно развиты  в современном мире. Общество не стоит на месте и динамично  развивается. Вместе с ним расширяются  и развиваются СМИ, появляются всё  новые и новые способы донесения  информации до аудитории. Общество ищет различные каналы доступа к информации, но приоритет к печатным СМИ как  был, так и останется. Печатные СМИ  заслужили свой авторитет достоверностью, актуальностью и качественностью публикуемой информации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Жанровые характеристики современных СМИ.

2.1 Особенности информационных  жанров.

Информационные жанры, служащие оперативному сообщению актуальных, социально  значимых событий, неизбежно имеют  более жесткую структуру —  в отличие от аналитических или публицистических материалов. Они занимают не менее половины газетной площади. К этой группе традиционно относят краткую и расширенную информацию, заметку, репортаж, интервью, хронику, отчет.  
Их общая особенность состоит в том, что они оперативно, без длинных рассуждений, сообщают читателю о важных фактах. Темой информационных материалов может стать любое явление жизни, важно только, чтобы в коротких, но емких фразах было сказано главное. [26]

Информационные жанры отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.

Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади. Именно эти  жанры несут аудитории все  последние новости. В некоторых  газетах их обозначают одним общим  термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чём-то новом, а о сенсационном факте.

Сенсация — самый ходовой товар в массовой прессе. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортёров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью. И на страницы газет сплошным потоком идут материалы о катастрофах и убийствах, пожарах и наводнениях. А если вдруг ничего не случилось, сенсации приходится выдумывать, используя слухи и т. д.

Новости в такой печати — главный жанр. Они занимают больше половины площади газет (не считая рекламы). Светская, скандальная хроника, политические, экономические, спортивные сообщения заполняют многочисленные полосы. Обилие новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, приученный к тому, что изложение информационных материалов строится по принципу «перевернутой пирамиды» (главное сообщается вначале, а затем все менее и менее существенные подробности, чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и вёрстке), воспринимает их как самое важное в сообщении.

Практически все информационные жанры, хотя и отличаются по названию, что обусловлено определенными особенностями их формы, тем не менее, обладают общностью целого ряда существенных жанровых признаков, относящихся к их структурно-композиционному построению и применяемым способам и средствам изложения материалов. Это дает основание, не ставя вопрос об отказе от традиционно сложившихся названий публикаций, считать некоторые из них разновидностью информационной статьи.[25]

Хроника  
Небольшие, часто однофразные сообщения, не имеющие заголовка; содержит только факт, без всяких деталей; в газетах публикуется под общим заголовком-рубрикой: «Коротко», «Отовсюду»; публикуются в качестве дополнений к тематическим подборкам.

Короткая информация. 
Она имеет свой заголовок, в «табеле о рангах» газеты занимает самое скромное место, объем — 20–50 строк принятого формата; построена по принципу «перевернутой пирамиды»: вначале факт, а затем подробности; короткие информации часто объединяют в тематические подборки.

Расширенная информация. 
Имеет значительно больший объем: до 100 строк; кроме факта, сообщает многочисленные подробности: имена людей, бытовые, погодные обстоятельства, цитаты выступлений, цифры, даты; расширенная информация печатается отдельно или как главный материал подборки.

Заметка. 
Распространенный жанр; может носить чисто информационный характер, сообщая о факте или явлении и его авторской оценке, иметь характер письма, поднимающего проблему, высказывающего претензии в адрес конкретных лиц — без глубокого анализа и обобщений.

Отчёт

Это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), то есть о том событии, на котором совершается большой обмен информацией. В отчёте должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т. д.). Отчёту свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

Репортаж. 
Дает наглядное представление о происшедшем на глазах репортера; оперативно, ярко, с большим числом подробностей рисует событие; включает элементы других жанров: может сообщать цифры, даты, имена, исторические подробности, отклики участников, характеристики персонажей, авторские оценки; выделяют событийный репортаж и тематический; в последнем случае репортер рассказывает о ряде событий, явлений, которые характеризуют тот или иной процесс в коллективе, обществе.

Интервью. 
Предполагает наличие конкретного собеседника; актуальность материала во многом определяет компетентность интервьюируемого лица, продуманность вопросов и глубину ответов; на качестве беседы сказывается уровень подготовки журналиста и важность поднимаемых проблем, разговор «ради разговора» не спасет даже широкая известность собеседника; бывают: коллективные интервью, интервью-зарисовка (журналист уделяет внимание внешности героя, манере говорить и держаться); анкета — особый вид массового интервью. [12;87]

Таким образом, информационные жанры  пользуются широким комплексом выразительных  и изобразительных средств, как  специфических, так и общих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Специфика жанра интервью.

 Лазутина Г. В., автор «Основ  творческой  деятельности  журналиста», выделяет,  в  отличие  от  традиционных  схем,   пять  групп   текстов:  

1)    оперативно-новостные;

2)    оперативно-исследовательские;

3)    исследовательско-новостные; 

4)    исследовательские; 

5)    исследовательско-образные. [13;194]

 Место интервью  определяют в  группе  оперативно-исследовательских  текстов.

Тем самым подчеркивается появление  в  этом  жанре  нового  по  сравнению  с советским периодом качества – аналитичности. Еще одним фактором, осложняющим определение места интервью  в  системе газетных  жанров,  является   появление  комбинированных  жанров  вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария,  информации и интервью, очерка и интервью. О.С.  Савчук  отмечает,  что  комбинированные жанры  составляют  около  двадцати  процентов  текстов.  Также   большое влияние оказывает реклама,  одним  из  проявлений  которой  становится  жанр рекламного интервью.

В современной журналистике, когда в единицу времени человек получает огромное количество разной информации, на первый план выходят информационные жанры. Традиционно к ним относят интервью, жанровые особенности которого позволяют читателю, радиослушателю и телезрителю читать, слышать и видеть то, что видел и слышал журналист-интервьюер, но как бы «из первых рук». С другой стороны, интервью – разнообразный и непростой жанр, который занимает неоднозначную позицию, в частности – в жанровой системы. Поэтому определение места, занимаемого интервью в сложной и разнообразной системе жанров, актуально в современном мире и в условиях современной журналистики. [16;85]

Интервью - это разновидность  беседы, при котором есть две стороны  интервьюер и интервьюируемый, беседа проходит по определенному плану, решает определенные заранее поставленные задачи. [8;276]

Интервью (от англ. interview- буквально  встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. [2;218]

Традиционно интервью причисляют к разряду информационных жанров. Именно поэтому нами он рассматривается как информационный жанр. Но, в то же время, хотелось бы отметить, что существуют несколько видов интервью, которые граничат с аналитическими жанрами, а именно: портретные и проблемные. Однако здесь следует отметить тот факт, что, к примеру, газетное интервью делится на интервью информационное и аналитическое.

Таким образом, можно заметить, что интервью очень неоднозначно. Оно разнообразно в своих видах. Возможно, потому, что интервью занимает значимое положение в жанровой системе, входя одновременно в разряд как  информационных, так и аналитических  жанров, оно пользуется популярностью  у журналистов и входит в число  самых используемых жанров.

Интервью, как составляющая сложной информационной системы, действительно  занимает в этой системе одну из самых высоких позиций по частоте  использования и технике исполнения. В современном мире поток информации, получаемый людьми слишком быстр, поэтому  современная журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов читателям, телезрителям и радиослушателям  больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление  этих фактов. И поэтому, все большей  популярностью среди журналистов  пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно-следственных связей.[16;121]

Информация о работе Специфику функционирования жанра интервью