Жанры речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 21:03, реферат

Краткое описание

Значение языка в жизни людей огромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные и бесспорно жизненно-необходимые функции языка.
Цель данной работы: 1) Рассмотреть жанры речевого общения;
2) Рассмотреть этику речевого общения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ЖАНРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 3
Беседа 3
Разговор 5
Спор 6
Рассказ 9
История 10
Письмо 11
Записка 13
2. ЭТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ РЕЧИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

14.Жанры речевого общения.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              2

1.ЖАНРЫ  РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ                                                                      3

    Беседа                                                                                                               3

    Разговор                                                                                                            5

    Спор                                                                                                                  6

    Рассказ                                                                                                              9

    История                                                                                                          10

    Письмо                                                                                                            11

    Записка                                                                                                           13

2. ЭТИКА  РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТНЫЕ  ФОРМУЛЫ РЕЧИ       13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     21

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Отчего  же так неудержимо падает престиж  образованности?  Почему  так пугающе  ущербны духовные потребности и  запросы граждан? Что поможет  остановить  катастрофически  гаснущий  интерес  к   знаниям,   книгам? Как возродить традиции  уважительного  отношения  к  слову,  чистоте,  богатству речи?

     Все названные выше вопросы связаны  с проблемой духовного состояния  общества, с речевой культурой  его членов, культурой  их  общения. Случилось так, что живя в словах и словами, а не реальностью,  приучаясь к  смысловой однозначности, люди утрачивали способность понимать разные значения слов, видеть степень их соответствия действительности.

     Актуальная  проблема сегодня - нравственный облик, культура личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

     Повышенный  интерес к моральной проблематике в последнее  время  вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

     Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития  в связи с изменением контингента носителей.

     Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас.

     Значение  языка в жизни людей огромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные  и  бесспорно жизненно-необходимые функции языка.

     Цель  данной работы:

    1. Рассмотреть жанры речевого общения;
    2. Рассмотреть этику речевого общения.

     1.ЖАНРЫ  РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ 

     Первое  четкое разделение форм речевого общения  было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М. М. Бахтину, который, не употребляя термина “прагматика”, охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата (Другого, в его терминологии), предвосхищения его ответной реакции. М. М. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.

     По  типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и  монологической речи различаются следующие  жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник. 

     Беседа 

     Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной  стратегии, происходит:

     а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

     б) обмен сведениями о личностных интересах  каждого из участников — для установления типа отношений;

     в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

     Разные  виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.

     При обмене мнениями по каким-либо вопросам участники выражают свою точку зрения, руководствуясь социокультурными стереотипами, выработанными веками приоритетами и ценностными ориентирами, общечеловеческими  абсолютными истинами и нормами жизни. Поэтому данный вид диалогической модальности называется аксиологической. Иллюстрацией такого типа беседы может быть разговор двух друзей о достоинствах того или иного направления в живописи, о вкусах; полилог о качестве изделий.

     Второй тип беседы предполагает душевное “созвучие”, похвалы, одобрение, комплименты, искренние признания.

     Третий  тип жанра беседы — праздноречевое общение, в котором участники  снимают эмоциональное перенапряжение, упражняются в остроумии, рассказывая  анекдоты, делают политические прогнозы, делятся своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и истории. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность.

     Жанр  беседы — это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия. Обмен информацией в беседе может быть одной из фаз речевого взаимодействия, вспомогательной тактикой, поэтому модальность может выражаться вводными словами типа: Знаешь; Ты не можешь себе представить; И что ты думаешь там было?; Представь себе, что; эти модальные слова и реакция на них адресата (адресатов) — Не могу себе представить; Неужели; Разве; Откуда мне знать; Понятия не имею; — играют роль регулятивов в ходе беседы, обусловливающих вектор речевого общения. Поэтому именно к беседе правомерно отнести слова о том, что «разговор есть обмен симпатий»1. 
 

     Разговор 

     В этом жанре может реализоваться  как кооперативная, так и некооперативная  стратегия. По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность — характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречевым жанром. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; -нет приятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой, разговор.

     Инициальная реплика разговора может быть показателем типа разговора. В разговоре  первого типа она свидетельствует  о заинтересованности говорящего получить нужную информацию. Для этого типа характерно вопросно-ответное реплицирование, причем роль лидера, участника, направляющего ход разговора, играет спрашивающий, с короткими репликами-вопросами, переспросами, уточнениями-вопросами, а роль “ведомого” — участник, владеющий ' знаниями, с репликами-ответами различной протяженности. Главным условием успешности информативного разговора является соответствие мира знаний адресанта и адресата. Важное значение имеют также коммуникативная компетенция участников разговора, знание ими социальных норм этикета. К коммуникативной компетенции относится умение говорящими выбрать ситуативно уместную форму представления знаний, интерпретацию событий и фактов, нюансы использования косвенных речевых актов, небуквальных выражений.

     Рааговоры второго типа, как правило, происходят между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус. Мотивы разговора выявляются, глаголами: прошу, требую, советую, рекомендую, убеждаю, умоляю, приказываю, настаиваю и т. д. В конфликтном разговоре, основанном на некооперативной стратегии и неумении говорящих соблюдать условия успешного общения, возможны различные тактики отказа в исполнении действия и соответственно тактики воздействия на адресата, системы угроз и наказаний.

     Структура данного типа разговора, как, впрочем, и других, определяется не только речевыми правилами введения реплик согласия или отказа, но и поведенческими реакциями участников общения. Эти  поведенческие реакции в ведении разговора, ценны не только сами по себе, но и как мотивы включения в диалогическую реплику того или иного языкового элемента, того или иного способа выражения.

     Следующий тип разговора — разговор, направленный на выяснение отношений, — имеет  в своей основе некооперативную стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки. Здесь нередко вербальной формой выражения агрессии становится насмешка, ирония, намек. Метаязык реплик: “Я такой и считайся со мной таким! То, что я говорю в такой форме, — значимо”. В качестве негативной оценки выступает гипербола вопросы-отрицания, утверждение-отрицание; например: Ты всегда так; Ты так думаешь?; Так он тебе и сделал! Стратегическую цель может преследовать молчание — желание прекратить общение. 

     Спор 

     Спор  — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

     Cпор  - это публичное обсуждение проблем,  интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно  глубже, обстоятельнее разобраться  в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения2.

     Различные точки зрения по тому или иному  вопросу тем не менее имеют  общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, — заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора — поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения. В зависимости от темы спора возможно формирование эпистемической модальности (в спорах на темы науки, политики) или аксиологической модальности (в спорах о мире ценностей, по вопросам морали и т. п.).

     Условиями для начала спора являются:

    • Наличие минимум двух сторон имеющих индивидуальный взгляд на предмет спора.
    • Наличие разногласий у сторон-спорщиков и личную заинтересованность в разрешении этих разногласий.
    • Готовность спорящих к спору и наличии у каждой стороны аргументов различной степени убедительности.

     Конструктивным  началом в этом жанре речевого общения является подчеркивание  собеседниками общности взглядов, общности позиций. Декларация непогрешимости собственного взгляда, наоборот, ведет к коммуникативной неудаче. В теории спора существует правило “презумпции идеального партнера”, которое ставит в центр внимания предмет спора и запрещает затрагивать личные качества партнеров. Выражение несогласия говорящим, изложение его точки зрения, приведение доводов ее истинности целесообразно с использованием так называемых глаголов мнения (считаем, полагаем возможным и т. п.)

     Различают следующие виды спора:

    • Конструктивный
    • Деструктивный
    • Устный
    • Письменный
    • Организованный
    • Стихийный

Информация о работе Жанры речевого общения