Неречевые знаки общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 00:55, контрольная работа

Краткое описание

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
Деловое общение - это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения.

Оглавление

1. Понятие невербального поведения………………………………………3
1.1 Особенности невербальной коммуникации………………………….3
1.2 Функции невербальных сообщений………………………………….4
1.3 Многообразие знаков неречевого общения и их использование в деловом общении……………………………………………………………6
1.3.1 Позы и жесты………………………………………………………6
1.3.2 Выражение лица (мимика)………………………………………..7
1.3.3 Взгляд………………………………………………………………8
2. Понятие личностного пространства. Влияние взаимного расположения партнеров по общению на его исход………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Общение.docx

— 33.48 Кб (Скачать)
 
 

Неречевые знаки общения  в деловых контактах 

Реферат по дисциплине

“Психология делового общения” 
 

 

    Содержание

  1. Понятие невербального поведения………………………………………3

     1.1 Особенности невербальной коммуникации………………………….3

     1.2 Функции невербальных сообщений………………………………….4

     1.3 Многообразие знаков неречевого  общения и их использование  в деловом общении……………………………………………………………6

       1.3.1 Позы и жесты………………………………………………………6

       1.3.2 Выражение лица (мимика)………………………………………..7

       1.3.3 Взгляд………………………………………………………………8

  1. Понятие личностного пространства. Влияние взаимного расположения партнеров по общению на его исход………………………………………9

    Список  литературы…………………………………………………………12

 

    1.Понятие невербального поведения 

    Общение – сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.

    Деловое общение - это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения.

    Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: вербальному и  невербальному.

    Исследования  показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% [1].

    Невербальные  средства общения изучают следующие  науки:

    1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

    2.Такесика  – прикосновение в ситуации  общения: рукопожатия, поцелуи,  дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

    3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении.

    4. Физиогномика – учение о выражении  характера человека в чертах  лица и формах тела.

    5. Просодика – ритмико-интонационное  оформление речи [2].

    Важной  составляющей невербального общения является, в частности, умение наблюдать. Оно включает способность увидеть главное в действиях людей, обнаруживать их мотивы, вовремя поддержать, остановить, поправить партнеров, подчиненных, а не уличить, разоблачить. Наблюдение за мимикой и жестами человека помогает: оценить эффективность вашего воздействия на собеседника; выявить причины несогласия собеседника с вами – по степени согласованности его мимики и жестов с речью; управлять своей мимикой, жестами, движениями и позами в деловом общении, отслеживая реакцию партнеров по контакту. 

    1.1 Особенности невербальной коммуникации 

    Первая  выделенная особенность невербальных сообщений – их ситуативность: тон  голоса указывает на нынешнее состояние  говорящего и его отношение к  предмету разговора, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой  неделе; люди по-разному будут стучать  в дверь в зависимости от их эмоционального состояния и от того, в чью дверь они стучат.

    Вторая  особенность невербальных сообщений  – их синтетичность. Экспрессивное  поведение трудно разложить на отдельные  единицы.

    Непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – еще одна их особенность. Даже если люди пытаются скрыть свои намерения  или эмоции, у большинства они  заявят о себе через ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

    Большинство невербальных знаков люди усваивают  путем наблюдения, копирования, подражания. 

    1.2 Функции невербальных сообщений 

    Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

    Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:

    - темпераменте человека;

    - его эмоциональном состоянии в данной ситуации;

    - его «Я»-образе и самооценке;

    - его личностных свойствах и качествах;

    -его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);

    - его социальном статусе;

    - его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

    Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:

    - желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);

    - характере, или типе, отношений (доминирование—зависимость, расположение—нерасположение);

    - динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).

    В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая  им регулировать взаимодействие. Она  включает сведения о включенности в  данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

    Невербальная  и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном  взаимодействии [3].

    Выделяют  несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:

    - дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;

    - опровержения вербальных сообщений;

    - замещения вербальных сообщений;

    - регулирования разговора.

    Дополнение  означает, что невербальные сообщения  делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, да говорите ему, что очень рады его  видеть, объятие служит дополнением  к вашему речевому сообщению. Речь можно  точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Например, в театральной кассе человек  сопровождает просьбу о двух билетах  жестом (показывает два пальца). Невербальные знаки могут использоваться для  усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя можно, повышая громкость голоса, делая  перед словами паузы или жестикулируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец — знак «это важно»).

    Опровержение  означает, что невербальное сообщение  противоречит вербальному, ли на вопрос «Вам интересно?» собеседник демонстрирует  замешательство, отводит глаза в  сторону, виновато улыбается и при  этом говорит: «В общем-то, да», то дает усомниться в правдивости его  ответа. Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени  спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек  контролирует, подлинное состояние  обнаружится спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или выражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.

    Замещение означает использование невербального  сообщения вместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела, предложить кому-то из участников выступить.

    Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова, — поворот головы в сторону  того, кто должен выступать; тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение  к кому-то, выражающее желание о  чем-то спросить, одобрительные или  неодобрительные возгласы в адрес  выступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

    Таким образом, невербальные сообщения —  необходимая составляющая межличностной  коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой  ситуации присутствует и активно  ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому [3]. 
 
 
 

    1.3 Многообразие знаков неречевого общения и их использование в деловом общении 

    1.3.1 Позы и жесты 

    Поза  играет важную роль во время делового общения. Успешный человек держится прямо и открыто, показывая, что  он заинтересован, доступен для общения  и доброжелателен. Чуть приподнятый  подбородок показывает, что у вас  все под контролем. Вам нужно, чтобы ваш собеседник видел, что  вы расслаблены и чувствуете себя комфортно. Это поможет ему тоже расслабиться. Когда вы стоите, лучшая поза - это прямые спина и ноги, носки ступней повернуты прямо  к клиенту, вы обращены прямо и  корпусом, и лицом. Держать руки надо свободно опущенными по бокам, ладони должны быть расслаблены [4]. Не стоит закрываться скрещенными руками, не скрещивайте ноги - все это ухудшит впечатление собеседника.

    Нежелательные позы:

    - руки на бедрах - человек выглядит  агрессивно и назидательно;

    - руки у подбородка - вы критически  оцениваете собеседника;

    - руки в карманах - вам неинтересно  или вы нервничаете (кроме того, вашу нервозность может выдать  звон мелочи или ключей в  кармане);

    - скрещенные руки на груди - вы замерзли или вам не очень  хочется разговаривать;

    - ладони соединены ниже талии  (поза футболиста) - вы выглядите  слабым и защищающимся;

    - рука обхватывает вторую руку  за спиной - вы себя сдерживаете,  «берете в руки»;

    - откидываетесь на спинку кресла - вы не согласны и готовы  заявить об этом.

    Жестикуляция  включает в себя движения рук и  головы, используемые во время общения. Она помогает усилить слова, мысли  и идеи, которые вы пытаетесь донести  до собеседника. Так что, если вы не ведете переговоры с итальянцем, старайтесь не заменять слова движениями рук. В  то же время, правильная расстановка  акцентов с помощью рук поможет  вам быть более убедительным, а  демонстрация открытых ладоней позволит завоевать доверие.

    Двигайте  всей рукой во время жеста, а не только кистью, предпочтительнее жесты  вверх-вниз, и обязательно выше уровня талии.

    Следует избегать:

    - жестов указательным пальцем  - это обвинительный жест, даже  если вы и не имели этого  в виду;

    - выставленный большой палец - выражение превосходства, пренебрежительного  отношения;

    - кулак - враждебное, агрессивное  настроение;

    - касание рта или других частей  лица во время разговора - вы  неискренни и стараетесь прикрыть  свою ложь;

    - прикосновение к уху, ко рту  или к шее, когда вы слушаете - это жесты сомнения и несогласия  с собеседником. 

    1.3.2 Выражение лица (мимика) 

    Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные  эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются  с мимикой следующим образом:

Информация о работе Неречевые знаки общения