Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:04, курсовая работа
Глубокие преобразования социальной жизни России в конце ХХ – начале ХХI веков закономерно повлекли за собой значительные изменения в жанровой палитре средств массовой информации. Сами средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Особенно последовательно это реализуется в жанре интервью, которое многие исследователи (М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, Т.В. Матвеева, Голанова Е. И., Майданова Л. М. и др.) сегодня считают одним из самых актуальных жанров публицистики.
Актуальность изучения своеобразия жанра интервью и форм его бытования обусловлена необходимостью в дополнении достоверных, научно обоснован
Введение 2
Глава 1. Особенности функционирования современных СМИ 5
Типология, функции, понятие СМИ 6
Специфика печатных СМИ 12
Глава 2. Жанровые характеристики современных СМИ 15
2.1 Особенности информационных жанров 15
2.2 Специфика жанра интервью 19
Глава 3. Анализ жанровых признаков интервью на примере издания «Молодой Дальневосточник». 30
Заключение 34
Список литературы 37
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности функционирования современных СМИ 5
Глава 2. Жанровые характеристики современных СМИ 15
2.1 Особенности информационных
жанров
2.2 Специфика жанра интервью
Глава 3. Анализ жанровых признаков
интервью на примере издания «Молодой
Дальневосточник».
Заключение
Список литературы
Введение
Глубокие преобразования социальной жизни России в конце ХХ – начале ХХI веков закономерно повлекли за собой значительные изменения в жанровой палитре средств массовой информации. Сами средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Особенно последовательно это реализуется в жанре интервью, которое многие исследователи (М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, Т.В. Матвеева, Голанова Е. И., Майданова Л. М. и др.) сегодня считают одним из самых актуальных жанров публицистики.
Актуальность изучения своеобразия жанра интервью и форм его бытования обусловлена необходимостью в дополнении достоверных, научно обоснованных знаний о закономерностях речевого поведения людей, участвующих в диалоге и в ходе интервью принимающих на себя роли интервьюируемого и интервьюирующего, в углублении сведений об особенностях употребления языка для организации взаимодействия коммуникантов.[8;197]
Кроме того, актуальность
темы исследования определяется потребностью
в анализе и обобщении
Объектом исследования являются информационные жанры журналистики. Предметом является жанр интервью как один из ведущих информационных жанров публицистики начала XXI века.
Среди огромного разнообразия публицистических жанров интервью выделяется своей активностью и частотностью употребления. В прессе начала ХIХ века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и так далее. Интервью как жанр претерпел ряд изменений, касающихся стилистики, типологии, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом.
Цель данной работы: изучить
специфику функционирования жанра
интервью на примере общественно-
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить степень
- описать специфику
- рассмотреть существующие
классификации исследуемого
- выявить признаки интервью;
разработать собственную
Толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме. В связи со своей спецификой печатные материалы не могут иметь прямого контакта с читателем в отличие от таких средств массовой информации, как телевидение, радиовещание, Интернет. Газеты, журналы - любые печатные издания не имеют возможности выходить на прямой контакт со своими читателями, коммуникативную функцию в прессе выполняют интервью – один из важнейших методов и жанров публицистики. Жанр интервью традиционно входит в группу информационных жанров публицистики. Однако, в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала, серьезно встает вопрос о месте интервью в жанровой системе.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений.
Глава 1.Особенности функционирования современных СМИ.
Типологическая палитра средств массовой информации изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух факторов: во-первых, переменами в социальной структуре общества, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы. [5;259]
Средства массовой информации (СМИ) — средства донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.[14;124]
Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
- массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
- принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Средства массовой информации должны
соответствовать следующим
- массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);
- периодичность - для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;
- форма изложения материала - печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.
По характеру аудитории
- общенациональные, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории страны;
- межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов;
- международные, объединяющие группы населения различных стран;
- этнических общностей (наций, народностей);
- территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);
- для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
- для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);
- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);
- для женщин и мужчин;
- для родителей;
- для малых групп;
- для различных групп верующих;
- для групп населения, выделяемых по другим признакам.[4]
В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:
- поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
- учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
- изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.[4]
Е. П. Прохоров, выделяет следующие
функции СМИ:
- коммуникативную — функцию общения,
налаживания контакта, которую автор называет
исходной функцией журналистики;
- непосредственно-
- идеологическую (социально-ориентирующую),
связанную со стремлением оказать глубокое
влияние на мировоззренческие основы
и ценностные ориентации аудитории, на
самосознание людей, их идеалы и стремления,
включая мотивацию поведенческих актов;
- культурно-образовательную,
заключающуюся, по мнению автора, в том,
чтобы, будучи одним из институтов культуры
общества, участвовать в пропаганде и
распространении в жизни общества высоких
культурных ценностей, воспитывать людей
на образцах общемировой культуры, тем
самым способствуя всестороннему развитию
человека;
- рекламно-справочную, связанную с удовлетворением
утилитарных запросов в связи с миром
увлечений разных слоев аудитории;
- рекреативную (развлечения, снятия
напряжения, получение удовольствия).[15;243]
С. Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную. В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
-производственно-
-регулирующую,
-духовно-идеологическую,
-информационно-
В журналистике принято деление жанров на три основных вида – информация, публицистика и художественный вид.
Информация.
Это тип произведений, которые являются сложившимся жанром в силу устойчивости их жанровых признаков. Информационные жанры отображают действительность, приближаясь к ее реальной фабуле, максимально точно и полно отображают реально произошедшее. Информация не приемлет домыслов, интерпретаций и проч., а буквально фиксирует действительность в том виде, в котором она доступна отображению.
Информационные жанры, являющиеся основой содержания, публикуемого СМИ, пользуются широким комплексом выразительных и изобразительных средств, как специфических, так и общих.
Жанры информации обладают
свойством всеобщности, они направлены
на всю аудиторию целиком. Арсенал
средств выразительности
- текст в самой различной стилистике;
- статическое изображение;
- фото;
- рисунок;
- схема;
- диаграмма;
- карта;
- видеоизображение;
- информационное сообщение
- информационная заметка
- репортаж
- официальная информация
- интервью
Публицистика.
Род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. Жанры публицистики:
- заметка
- эссе
- отчет
- репортаж
- статья
- корреспонденция
- комментарий
- журналистское расследование
- письмо
- рецензия
- очерк
Художественные жанры.
- Очерк (художественный)
- Документальная повесть (новелла)
- Риэлти
- Художественная реконструкция
[17;165]]
Таким образом, мы видим, что разные школы журналистики по-разному определяют функции СМИ. Но типология СМИ остаётся неизменной для всех исследователей. Единственное, что может вызвать разногласия – это соотнесение жанров с видами. Например, одни относят интервью и репортаж к информационным жанрам, другие – к публицистическим.
Информация о работе Специфику функционирования жанра интервью