Специфику функционирования жанра интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие преобразования социальной жизни России в конце ХХ – начале ХХI веков закономерно повлекли за собой значительные изменения в жанровой палитре средств массовой информации. Сами средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Особенно последовательно это реализуется в жанре интервью, которое многие исследователи (М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, Т.В. Матвеева, Голанова Е. И., Майданова Л. М. и др.) сегодня считают одним из самых актуальных жанров публицистики.
Актуальность изучения своеобразия жанра интервью и форм его бытования обусловлена необходимостью в дополнении достоверных, научно обоснован

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Особенности функционирования современных СМИ 5
Типология, функции, понятие СМИ 6
Специфика печатных СМИ 12
Глава 2. Жанровые характеристики современных СМИ 15
2.1 Особенности информационных жанров 15
2.2 Специфика жанра интервью 19
Глава 3. Анализ жанровых признаков интервью на примере издания «Молодой Дальневосточник». 30
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

Интервью обладает  большим  количеством признаков, чем представлено в современной теории. На базе этого  материала мы попробовали представить  свою классификацию признаков современного жанра интервью:

  1. Беседа типа «вопрос-ответ»;
  2. Беседа, имеющая общественно-политический характер;
  3. Двунаправленность – предназначенность для информирования и воздействия не только на участников диалога, но и на читателя/зрителя.
  4. Личная беседа интервьюера и респондента;
  5. Автор выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо;
  6. Информация, которую сообщает респондент, должна быть новой, достоверной и заинтересовывающей;
  7. Проявление творческой деятельности журналиста (в процессе интервью);
  8. Интервьюер должен знать материал, о котором беседует;
  9. Разграничение понятий, как образ автора и авторское «я».

Для практического исследования жанра интервью был взят общественно-политический  еженедельник «Молодой Дальневосточник». За 2010 год было опубликовано 64 интервью. В основном, данные публикации размещаются в таких рубриках как «Власть/лица», «Спорт», «VIP», «Прямая речь», «Знай наших». Показалось интересным то, что, практически все заголовки интервью состоят из цитат интервьюируемых, например, «Олег Лиховицер: «Мозги нужно модернизировать в первую очередь!»», «Для меня Север не страшен»,  «Александр Блинов: «Команду мы сохранили. Проще сказать, кто уехал…»». Для более глубокого анализа было выбрано два интервью. Первое из рубрики «Прямая речь»: «Светлана Жукова: «Дети не виноваты, что они родились…»» журналиста Ирины Полниковой со Светланой Жуковой – полномочным представителем президента по правам ребёнка в Хабаровском крае. Второе из рубрики «А-фишка «МД»»: «Кивины поют в Ботаническом саду»» Светланы Трусовой с участниками хабаровской команды КВН «Ботанический сад».

Внимание было обращено на первое интервью, так как тема, затрагивающая проблемы детей, в настоящее время очень актуальна. Но, прежде всего, удивило то, как построен лид-абзац. Во-первых, он не выделен другим шрифтом, а во-вторых, построен в форме «вопрос-ответ», что настраивает читателя на форму интервью. В тексте публикации присутствует самый основной признак интервью, как «вопрос-ответ». Данное интервью имеет общественно-политический характер, так как, во-первых, интервью берётся у политической персоны, а во-вторых, выбранная тема является проблемной в современном обществе. В интервью ярко прослеживается его двунаправленность, двузначность, так как цель данной публикации, как мы считаем, привлечь внимание общественности. Так же, в ответы респондента автор добавляет свои реплики, тем самым направляя собеседника на ту мысль, которая должна быть раскрыта по мнению автора. Исследуемое интервью больше напоминает беседу, так как респондент также задаёт вопросы, тем самым конкретизируя ту информацию, которую хотел бы получить автор. Если рассматривать исследуемое интервью  по классификации Богданова и Вяземского, то оно относится к интервью-зарисовке, потому что отличительной чертой интервью-зарисовки является  наличие авторских комментариев и отступлений, которые мы можем заметить в данном интервью.

Второе интервью из рода развлекательных. Игра в КВН является очень популярной среди молодёжи, поэтому данное интервью, на наш взгляд, является достаточно интересным, уместным и актуальным. По классификации Богданова и Вяземского данное интервью относится к коллективному интервью, так как автор ведёт беседу с тремя респондентами. По признакам В. В. Ворошилова данное интервью обладает всеми признаками:

- целенаправленная беседа, предназначенная для распространения  в разных видах СМИ; 

- публичный характер разговора; 

- интервьюируемый – общественно-значимая  фигура;

- непосредственное общение  собеседников;

- вопросно-ответный комплекс;

- двуадресность – предназначенность  для информирования и воздействия  не только на участников диалога, но и на читателя/зрителя

но, на наш взгляд, данные признаки использованы не на полную мощь. Интервью построено строго по шаблону  «вопрос-ответ», автор не добавляет отдельные реплики, какие-то свои размышления. Возможно, что сама команда «Ботанический сад» является общественно-значимой фигурой, но не для всей читательской аудитории, а лишь для молодёжной, читателям постарше данный материал будет не так интересен. Двуадресность так же наблюдается, но какое воздействие произведено на читателя? Безусловно, опять же, молодёжь гордится командой, но только молодёжь. Делая вывод по данному интервью, можно сказать, что его размещение в молодёжной газете или журнале было бы актуальнее. Но, с другой, стороны, размещая в своём еженедельнике материал, затрагивающий молодёжные интересы, газета расширяет читательскую аудиторию, что является огромным плюсом.

Сравнивая два интервью, размещённых в одном и том  же печатном издании, хотелось бы сделать  вывод о том, что тематика их абсолютно  разная, первое интервью является очень  серьёзным по своей тематике, заставляет общественность задуматься, второе же мы относим к ряду информационных и больше развлекательных интервью. Никаких проблем в нём не отражено. Читая это интервью, можно только расслабиться и порадоваться за ребят. То есть, мы видим, что в одной газете содержатся публикации (в нашем случае интервью) разной тематики, они соответствуют всем признакам, но в первом случае эти признаки раскрыты полностью, а во втором – нет. Безусловно, уже законченная работа зависит как от автора и собеседников, так и от выбранной темы или проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Средства массовой информации достаточно развиты в современном мире. Общество не стоит на месте и динамично  развивается. Вместе с ним расширяются  и развиваются СМИ, появляются всё  новые и новые способы донесения  информации до аудитории. Общество ищет различные каналы доступа к информации, но приоритет к печатным СМИ как  был, так и останется. Печатные СМИ  заслужили свой авторитет достоверностью, актуальностью и качественностью  публикуемой информации.

То, какой будет картина жанров российских СМИ в недалеком будущем, в значительной мере зависит от исхода взаимодействия, а порой и соперничества в использовании российскими журналистами при отображении действительности относительно самостоятельных жанровых структур, присутствующих на страницах прессы в настоящее время. В современных печатных СМИ очень широко распространены информационные жанры, так как читательская аудитория требует, как говорилось выше, достоверной, качественной, точной информации по той или иной теме, без отклонений на что-то яркое и красочное. Информационная революция, пришедшая на смену научно-технической, привела к созданию «нового информационного общества». Сегодня информацию считают решающим стратегическим фактором во всех сферах жизни.

Разные школы  журналистики по-разному определяют функции СМИ. Но типология СМИ  остаётся неизменной для всех исследователей. Единственное, что может вызвать  разногласия – это соотнесение  жанров с видами. Одни авторы относят  интервью к публицистическим жанрам, другие – к информационным.

Информационные жанры пользуются широким комплексом выразительных  и изобразительных средств, как  специфических, так и общих. Жанры информации обладают свойством всеобщности, они направлены на всю аудиторию в целом.

Как мы уже отмечали выше, интервью выделяется своей активностью и частотностью употребления, как на телевидении, радио, так и в печатных СМИ. Жанр интервью имеет поистине неограниченные возможности. Недаром журналисты высказывают такую точку зрения на интервью: «Это возможность продемонстрировать высший пилотаж, естественно не превращая его в самоцель». Немаловажно, что жанр интервью используется во всех средствах массовой информации. Большим плюсом исследуемого жанра является доступность и понятность доносимой информации.

Перед нами стояла цель изучить специфику функционирования жанра интервью на примере общественно-политического еженедельника «Молодой Дальневосточник», с чем, на наш взгляд, мы справились. Были поставлены такие задачи как:

- выявить степень разработанности  вопроса по теме исследования;

- описать специфику функционирования  интервью как информационного жанра;

- рассмотреть существующие  классификации исследуемого жанра 

- выявить признаки интервью; разработать собственную классификацию  характеристик современного жанра  интервью.

Вопросы раскрыты по всем пунктам  точно и развёрнуто.

На наш взгляд, данное исследование может стать хорошей практической базой для студентов специальностей «Журналистика» и «Связи с общественностью».

 

 

 

 

Список литературы

  1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971.
  2. Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 304с
  3. Голанова Е. И. Устный публичный диалог: жанр интервью //Русский язык конца XX столетия. М., 2000. С. 427 - 453.
  4. Голик О. В. Статистические методы в исследовании жанровой системы современных СМИ, М., МГУ, 2009, с. 55.
  5. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 №2124-1
  6. Засурский Я. Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. Система средств массовой информации России. М.: Аспект Пресс, 2003, с. 259.
  7. Иванова Ирина Викторовна, Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности, диссертационная работа
  8. Кодола Наталья Валерьевна. Интервью как жанр публицистики, Диссертационная работа, Библиогр.: с. 197-232 РГБ ОД, 61:07-13/2491
  9. Колесниченко А. В. Практическая журналистика, М., 2008, с. 4-111
  10. Конституция РФ, от 12.12.1993.
  11. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. Аспект Пресс, 2004 г.
  12. Короченский А. П. Жанровое своеобразие периодической печати. Белгород, 2010, с. 1-38.
  13. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста, Учебник для вузов. М. Аспект Пресс, 2001
  14. Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 56.
  15. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров – 7-е изд., испр. и доп. − М.: Аспект Пресс, 2009.
  16. Плешаков Л.  Интервью – начало всех начал //  Профессия  –  журналист. 2000. № 10
  17. Самарцев О. Р. Современный коммуникативный процесс. Теория и методика журналистики, учебное пособие.
  18. Тертычный А.А. Жанры периодической печати, Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 2000
  19. Тертычный А. А. Состояние и перспективы развития системы жанров российских СМИ. М. Аспект Пресс, 2005.
  20. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.,1998.
  21. http://bg-znanie.ru/article.php?nid=3594
  22. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%F3%F0%ED%E0%EB
  23. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%E7%E5%F2%E0
  24. http://job.reachresult.com.ua/
  25. http://www.hi-edu.ru/e-books/RedPodgotPeriodIzd/rper-izd010.htm
  26. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 


Информация о работе Специфику функционирования жанра интервью