Специфику функционирования жанра интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие преобразования социальной жизни России в конце ХХ – начале ХХI веков закономерно повлекли за собой значительные изменения в жанровой палитре средств массовой информации. Сами средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Особенно последовательно это реализуется в жанре интервью, которое многие исследователи (М.Н. Кожина, В.Г. Костомаров, Т.В. Матвеева, Голанова Е. И., Майданова Л. М. и др.) сегодня считают одним из самых актуальных жанров публицистики.
Актуальность изучения своеобразия жанра интервью и форм его бытования обусловлена необходимостью в дополнении достоверных, научно обоснован

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Особенности функционирования современных СМИ 5
Типология, функции, понятие СМИ 6
Специфика печатных СМИ 12
Глава 2. Жанровые характеристики современных СМИ 15
2.1 Особенности информационных жанров 15
2.2 Специфика жанра интервью 19
Глава 3. Анализ жанровых признаков интервью на примере издания «Молодой Дальневосточник». 30
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

Следует заметить, что жанр интервью используется во всех средствах  массовой информации. Большим плюсом исследуемого жанра является доступность  и понятность доносимой информации. Но несмотря на то, что теле-, радио- и текстовое интервью печатных и  электронных СМИ «близкие родственники», между ними существует немалая разница. Она проявляется, например, в том, что в газете журналист сам  излагает ответы на заданные вопросы. Даже стенографическая запись ответов  после расшифровки специально обрабатывается для печати. На радио в идеальном  случае интервью создается в тот  самый момент, когда его получает слушатель. Но и записанные на пленку интервью сохраняют черты подлинного документа, сохраняют голос, стиль  речи, интонации говорящего. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтервью - на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и  готовит материал интервью после  того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к  самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его усилий связана с подготовкой к интервью.

Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его структурно-композиционные черты остаются достаточно стабильными: зачин - основная часть - концовка. Вводное  и заключительное слово журналиста - это и художественное оформление текста, и выражение интонационной  завершенности или начала беседы, и оценка происходящего. В одних  случаях зачин и концовка могут  быть выражены репликами журналиста, то есть графически они не выбиваются из текста интервью. Другой вариант - зачин  и концовка представляют собой монолог  автора, не выделенный как реплика, либо существует так называемая «врезка», вкратце информирующая о герое  интервью. Чаще всего такая реплика  подается в печатных СМИ как лид-абзац. Концовка иногда может отсутствовать, и интервью тогда завершается фразой интервьюера. [3;440]

Основной коммуникативной  единицей интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Ученые выделяют различные типы диалогических единств, например, вопрос - ответ, вопрос - контрвопрос, побуждение - вопрос, побуждение - повествование, повествование - побуждение и так  далее. Для интервью более характерно диалогическое единство вопрос - ответ.

От размещения вопросов и  связи между ними напрямую зависит  композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых является импровизированной  беседой. [7;85]

В зависимости от особенностей композиции,  формы  выражения  интервью, выделяются несколько основных  его  видов.  Классификации  интервью  по  его форме – самые многочисленные  в  научной  литературе,  однако  исследователи выделяют  разное  количество  и  качество  интервью.  Одна  из  традиционных классификаций  дана  в  «Справочнике  журналиста»  Н.Г.  Богданова  и   Б.А. Вяземского:  интервью-диалог,   интервью-монолог,   коллективное   интервью, интервью-зарисовка  и анкета.    Эти виды интервью выделяются  и  другими авторами, поэтому остановимся на них подробнее. Интервью-диалог  –  это  наиболее   распространенный   вид   интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующихся между  собой. Текст интервью-монолога формально  не расчленен, в  начале  его  дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый  монолог интервьюируемого. Коллективное интервью берется сразу у нескольких лиц, в основном,  это так называемые «круглые столы»,  когда  на  вопросы  отвечает  то  один,  то другой   собеседник;   не   все   реплики    интервьюируемых    перемежаются журналистскими вопросами, могут  быть  единства  типа  «вопрос  –  ответ1  – ответ2». Отличительной чертой  интервью-зарисовки  является  наличие  авторских комментариев, отступлений. Интервью-зарисовка  дает журналисту возможность не только  задавать  вопросы,  но  и  высказывать  свое  мнение, комментировать факты, о которых идет речь,  рассказывать  об  обстановке,  в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего  собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет. Анкета представляет собой массовый вид  интервью,  это  своеобразная заочная  бесед  с  читателями,   социологический   опрос,   отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу. [1;63]

Тесно связанным с целью  сообщения является  следующий  жанрообразующий признак – предметное содержание. М.И. Шостак в своей книге  «Журналист и  его произведение»  выделяет, в первую очередь, по  признаку  предмета  разговора, следующие виды интервью:

- информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к  личности    собеседника предельно ослаблен);

- экспертные (ценность – в  точности  формулировок,  мнение       авторитетного    человека – самое важное);

-    проблемные  (главный  предмет  обсуждения  –  мнения  и  сопоставление

    источников мнений);

  • интервью-«знакомства»,  делящиеся,  в  свою  очередь,  на   портретные,

     разоблачающие  (с «антигероем») и «звездные»  интервью (предметом является   личность собеседника).[20;146]

Интервью,  в  которых  у   собеседника   берутся   сведения,   но   не

затрагивается личность  собеседника  также  относятся  к  интервью  с  одним

тематическим центром. К  этому типу относятся  информационные,  экспертные  и проблемные интервью. Как отмечает Л.М.  Майданова,  материал,  полученный  в ходе беседы, может быть оформлен не только в жанре  интервью,  но  и  стать, например,  проблемной статьей. [15,56]

Второй тип логической схемы интервью, содержащей два смысловых  центра – собеседник и предмет  разговора -  может  быть  выражен  формулой  дело  и человек в деле. Журналисту в данном случае  важно  не  только  получить определенную информацию, ему интересен и  сам  собеседник,  соотношение  его личности и  предмета  разговора.  Таким  образом  «сухое»  собирание  фактов обогащается эмоционально, факты  приобретают  «личностные»  черты,  личность интервьюируемого иллюстрируется фактами.

Итак, развитие жанра интервью привело к  появлению  различных   типов, отраженных в разнообразных  классификациях. Анализ этих  классификаций  через призму жанрообразующих признаков  позволяет выявить особенности  жанра  и  его видовые образования. Категория автора в интервью проявляется  в наличии  двух речевых позиций, которые, в свою очередь, влияют на стилистику  жанра.  Цель и  предмет  сообщения  отражаются  в  делении  интервью  на  информационные, экспертные, проблемные, интервью-«знакомства».  В  зависимости  от  предмета сообщения находится  логическая схема интервью, которая  может  состоять  из одного или  двух  смысловых  центров.  Еще  одним  жанрообразующим  признаком  является стандартность средств  выражения. Несмотря на большое  разнообразие  видов  интервью,  его  структурно-композиционные черты остаются  достаточно  стабильными:  зачин  –  основная часть –  концовка. Вводное и заключительное слово  журналиста  –  это  и  художественное оформление текста, и  выражение  интонационной  завершенности  или начала беседы, и оценка происходящего. В одних случаях зачин и  концовка могут  быть  выражены  репликами  журналиста,  то  есть  графически  они  не выбиваются  из  текста  интервью.  Другой  вариант  –   зачин   и   концовка представляют  собой  монолог  автора,  не  выделенный  как   реплика,  либо существует так называемая «врезка», вкратце информирующая  о герое  интервью. На страницах  газет  часто  появляются  материалы,  сочетающие  черты  жанра интервью и очерка, репортажа, статьи; здесь реплики  перемежаются  авторским текстом-комментарием, рассуждением, иллюстрацией.[7;166]

Как и все жанры, интервью имеет свои признаки.

А. А. Тертычный выделяет такие признаки жанра интервью как:

- вопросно-ответная форма;

- при информационном интервью  вопросы типа что? Где? Когда?

- при аналитическом интервью  вопросы типа почему? Каким образом?  Что это значит? [18;153]

По мнению В. В. Ворошилова интервью имеет следующие основополагающие признаки:

- целенаправленная беседа, предназначенная для распространения  в разных видах СМИ; 

- публичный характер разговора; 

- интервьюируемый – общественно-значимая  фигура;

- непосредственное общение  собеседников;

- вопросно-ответный комплекс;

- двуадресность – предназначенность  для информирования и воздействия  не только на участников диалога,  но и на читателя/зрителя. 

От других информационных жанров интервью отличает диалогическая  природа общения, предполагающая вопросно-ответную форму, которая выражается в реализации диалогических единств (реплика-стимул + реплика-реакция), их последовательность составляет драматургию беседы. Проблемы диалоговедения в разное время становились  объектом пристального внимания таких  учёных как И.Н. Борисова, Т.Н. Колокольцева, Н.А. Рамазанова и др. [2;114]]

Как и во всех газетных жанров, в интервью должен присутствовать заголовок, лид-абзац – это первый абзац  публикации, суть которой подробнее  будет изложена ниже.  Лид важен  по ряду причин: он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес, он сообщает наиболее важную информацию по теме, он устанавливает тон повествования. Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому. Далее следует основной текст, который в интервью строится по принципу «вопрос-ответ». То есть, можно заметить, что никакой сложности в структуре построения интервью нет, главное, чтобы была выбрана актуальная тема.

Отметим, структура интервью выглядит следующим образом:

Самый первый этап любого интервью – это, конечно, подготовка к нему. Позицию интервьюера можно выразить примерно следующей формулой: я знаю, что ты знаешь, чего не знаю я. Интервьюер не имеет права начинать разговор без предварительной подготовки к нему. Конечно, он в праве не знать каких-то тонкостей, но предварительное  выяснение общих обстоятельств  – вежливость журналиста по отношению  к интервьюируемому. Однако тут существует определенная степень риска впасть в притворство, то есть знать все  настолько хорошо, что интервью будет  носить условный характер. Но с другой стороны, глубокое знание предмета позволяет  журналисту вести более содержательный разговор, направлять его в нужное русло, находить детали, известные лишь самому собеседнику.

Важную роль в процессе интервью играют вопросы. Здесь важно  помнить следующее:

- вопросы должны быть ясными. Если собеседник не понял вопроса, то виноват журналист, а не собеседник. Чтобы вопрос был ясен собеседнику, его должен понимать, прежде всего, сам интервьюер.

- не следует допускать односложных ответов. Вопросы, предполагающие односложные ответы могут быть использованы в редких случаях в радио и телепередачах, но только тогда, когда это позволяет ведущему избежать подробного представления гостя, или если журналист хочет, чтобы собеседник вынес решающее суждение, подытожил мысль.

- задавая вопросы, необходимо помнить о корректности и уважении к собеседнику. Этическое чувство должно подсказывать журналисту не прозвучит ли его вопрос слишком щекотливо. Необходимость предвидеть реакцию интервьюируемого есть проявление профессионального уважения к партнеру.

- вопрос должен быть интересен. [21]

Практика поставила перед  журналистами, работающими в жанре  интервью, несколько творческих вопросов. Следует ли знакомить интервьюируемого с вопросами заранее? Может быть, лучше назвать только тему будущего разговора, а вопросы задавать по ходу передачи?

Мировой опыт в области  интервьюирования показывает, что успех  интервью зависит от многих условий. От того, насколько ясно и глубоко  представляет свою задачу журналист, когда  берет интервью; насколько четки  и конкретны требования редакции; от того, насколько хорошо подготовлены участники разговора.

Корреспондент имеет право  задавать вопросы с целью получить такую информацию, которая носит  специальный, личный, персональный характер, которая нова, малоизвестна, которую  читателю, слушателю, зрителю будет  логично узнать именно от этого человека. [8;94]

- Первый этап — установление  контакта. При этом интервьюеру  нужно создать благоприятную  обстановку, дать возможность респонденту  расслабиться и вести себя  адекватно. Как и в любой  другой ситуации, на этапе установления  контакта уместны несколько общих  вопросов или фраз, предложение  чашки кофе или чая — это  взаимное представление. Естественно,  что обстановка должна быть  комфортной, удобной, располагающей. Если мы проводим интервью в помещении, где шумно, постоянно присутствуют или заглядывают посторонние люди, много отвлекающих факторов, то установить контакт с кандидатом довольно сложно.

- Второй значимый этап  — это краткий, от 5 до 20 минут  в зависимости от значимости  и сложности позиции. Кроме  того, на базе предоставленной  на этом этапе информации мы  можем впоследствии строить различные  CASES (ситуационные вопросы).

- Третий этап — это  собственно интервью в традиционном  понимании этого слова, т. е.  предложение респонденту ряда  вопросов, ситуационных задач и  т. д. (тому, как правильно провести  этот этап, и посвящена большая  часть рассматриваемых методик). Сколько времени должен занимать  этот этап, зависит от используемых  методик, сложности вопросов и  понимания их респондентом. В  среднем на интервью необходимо  от получаса до часа, однако  в ряде случаев оно может  длиться полтора-два часа. При  более длительных интервью падает  эффективность восприятия информации, поскольку внимание участников  распыляется, и к тому же  за несколько часов люди просто устают. [24]

Интервью выделяется своей  активностью и частотностью употребления, как на телевидении, радио, так и  в печатных СМИ. Жанр интервью имеет  поистине неограниченные возможности. Недаром журналисты высказывают  такую точку зрения на интервью: «Это возможность продемонстрировать высший пилотаж, естественно не превращая  его в самоцель».

То, какой будет картина  жанров российских СМИ в недалеком  будущем, в значительной мере зависит  от исхода взаимодействия, а порой и соперничества в использовании российскими журналистами при отображении действительности относительно самостоятельных жанровых структур, присутствующих на страницах прессы в настоящее время. В современных печатных СМИ очень широко распространены информационные жанры, так как читательская аудитория требует, как говорилось выше, достоверной, качественной, точной информации по той или иной теме, без отклонений на что-то яркое и красочное. Информационная революция, пришедшая на смену научно-технической, привела к созданию «нового информационного общества». Сегодня информацию считают решающим стратегическим фактором во всех сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ жанровых признаков  интервью на примере издания «Молодой Дальневосточник».

 

Из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы о месте интервью в жанровой системе. Интервью, как выше отмечено, - жанр многогранный. Об этом говорит уже то, что интервью является неотъемлемой составляющей как информационных жанров, к которым его традиционно относят, так и к жанрам аналитическим. Кроме того, несмотря на кажущуюся легкость, интервью – один из самых сложных жанров, требующих следовать определенной тактике и стратегии. Легким интервью представляется, с нашей точки зрения, чаще всего потому, что обычно кажется, что нет ничего проще, чем задавать вопросы и записывать ответы на них. Однако практика показывает, сколь сложен этот жанр, как трудно иногда, но очень важно разговорить собеседника, повести интервью в нужное русло, а не просто записать речь интервьюируемого.

Информация о работе Специфику функционирования жанра интервью