Специфика философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:55, контрольная работа

Краткое описание

Одной из самых значимых и определяющих функций философии является мировоззренческая и гуманистическая функции. Богатейший по своей глубине и самоценности историко-философский материал позволяет получить не только информацию о сущности тех или иных философских учений, но и формирует наше мировоззрение.

Оглавление

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.3
1.Круг проблем философии_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.6
2.Философия и наука _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.11
3.Функции философии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.15
Заключение _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 20
Список используемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии№1.docx

— 41.83 Кб (Скачать)
 

Содержание: 

     Введение_ _ _ _ _  _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   стр.3

     1.Круг проблем философии_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр.6

    2.Философия и наука  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр.11

     3.Функции философии _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  стр.15

      Заключение  _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ стр. 20

     Список используемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ.

     Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трех мировых культурах (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской), она насчитывает около 25 столетий своей истории. Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. и назван К. Ясперсом осевым временем. В это время происходит переосознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Такое осознание отложилось в форме размышлений и трактатов, обозначенных емким древнегреческим словом «философия» и древнеиндийским «даршана».

     Имеются значительные трудности при определении  понятия философии, ее предмета и  проблематики. Это связано прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия» довольно широк  – от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различными мыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме и содержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить о многоликости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностью сущности самой философии. Раскрытие этой сущности и синтез множества определений философии представляется делом будущего. В наше время речь может идти о ведущих тенденциях развития мировой философии, даваемых в их рамках определениях, среди которых наиболее значимыми считаются понимание философии как мудрости, как науки, как искусства, как рефлексии, как мировоззрения, как вида жизнедеятельности.

     Современное состояние духовной жизни российского  общества характеризуется его радикальным  обновлением, переоценкой всего  доставшегося нам наследия. Именно в такие переломные эпохи обостряется  потребность в философском осознании  как мира в целом, так и общественной жизни человека, смысла его жизни. Поэтому интерес к философии  усиливается, в различных слоях населения начинаются поиски новых ценностей и идеалов, которые могли бы способствовать выведению страны из затянувшегося кризиса.

     Сегодня значимость философии все чаще оценивается  по той мировоззренческой и методологической роли, которую она выполняет в  приобщении человека к пониманию  его как родового существа, живущего в сложном и стремительно изменяющемся мире. Именно эта роль философии всегда обусловливала ее первостепенное значение в системе социально-гуманитарного образования молодого поколения.

     В условиях радикального и всестороннего реформирования нашего общества с особой остротой встают вопросы формирования юридического мировоззрения, правового сознания. Данное обстоятельство и определяет в значительной мере специфику философского образования специалистов юридического профиля. Вот здесь-то философия окажется полезной. Философия – обширнейшая область знания, история которой измеряется тысячелетиями. В ней множество направлений, школ, течений, проблем, теорий. Главное же состоит в том, что философия открывает нам пути к пониманию таких грандиозных реальностей, как природа, социум мир, дух, человек, к поиску их внутреннего смысла.

     История философии способствует «расшатыванию» бинарного мышления, базирующегося  на принципе «или – или», давая образцы иных подходов: дополнительности, нелинейности, гармонизации и т.д.

     Развитие философии рассматривается как сложный, многолинейный процесс, который осуществляется в конкретных культурах, создаваемых различными историческими народами. История философии убедительно показывает, что развитие философского знания тесно связано с жизнью этих народов, с их взлетами и падениями в различные эпохи. Так, многие философские концепции, особенно на востоке, явились основой государственного устройства и управления.

     Одной из самых значимых и определяющих функций философии является мировоззренческая  и гуманистическая функции. Богатейший по своей глубине и самоценности историко-философский материал позволяет  получить не только информацию о сущности тех или иных философских учений, но и формирует наше мировоззрение.

     При изучении каждой темы мы будем обращать внимание на творческую и творящую природу человека, причем каждого. Конструирование  мира представляет собой особенность  каждой личности.

 

         

         Круг  проблем философии.

     Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая  выступает в виде вопроса, способствующего  организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как  специфическая область знания. Различие между предметом философии и  проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах  философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов, то есть в проблемах философии  ее предмет представлен всегда частично.

     Можно выделить две группы проблем философии, тесно связанных, но не сводимых друг к другу. К первой относятся вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между  ними и вопросы, конкретизирующие их на других уровнях исследования. Ко второй – вопросы возникновения  философии и форм ее бытия, природы  философского знания и методов исследования, особенности исторического развития философии и т.д.

     Философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определенные вопросы, но и тем, какие проблемы они ставят. Отбор проблематики характеризует  и специфику тех или иных философских  учений. Такой представитель субъективного  идеализма как И. Кант считал основные философские проблемы априорными, изначально присущими человеческому разуму. Экзистенциалистическая трактовка  специфики философских проблем  состоит в том, что они рассматриваются  как непостижимая тайна. Отсюда специфика  философского знания не в ответе на имеющиеся вопросы, а в самом  способе вопрошания. Что же касается позитивизма, то его представители, например, О. Конт, вообще отрицают прежнюю  метафизику как занимающуюся псевдопроблемами. Современные позитивисты считают, что философские проблемы фактически не существуют, что это просто надуманные вопросы, обязанные своим происхождением неправильным словоупотреблением.

     Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем  и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначально  формируются на основе повседневного  опыта людей, как это имело  место, например, в античный период. В средние века в качестве такой  основы выступает религия, а с  Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга  философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных  проблем, а третьи – только формировались.

     В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания  мира как целого, его происхождения  и существования, и она становилась  космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема познания, научных методов, в частности, проблема сверхопытного знания. В современной мировой философии, например, в постмодернизме, происходит своеобразная децентрация и теряет смысл прежнее противопоставление центра и периферии. В децентрированном культурном пространстве наблюдается «многоголосие» различных культурных миров, в которых ведущую роль играют свои философские проблемы. Так, если в одних философских течениях активно разрабатывается антропологическая проблематика, то в других философская проблематика сводится либо к онтологическим проблемам, либо к логическому анализу науки, к пониманию и истолкованию текстов.

     Особенности решения основных проблем философии  обусловливаются как внешними, социокультурными факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных философских  школ и учений.

     Основные  проблемы философии проходят через  всю ее историю, являясь всеобщими  и вечными. Вместе с тем, полное и  окончательное их решение не может  быть осуществлено и они возникают  в новых исторических условиях как  птица Феникс из пепла.

     Универсальной проблемой философского мировоззрения  является проблема взаимоотношения  «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни.

     В марксистской философии в качестве основного рассматривается вопрос о соотношении материи и сознания, где фиксируется их онтологическое и гносеологическое соотношение.

     Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом виде, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что  при решении первой стороны философы разделились на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а сознание рассматривают как  вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие исторические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), антропологический материализм (Фейербах, Чернышевский), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля). Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант).

     Вторая  сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир? Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть философы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч. a - отрицание, gnosis - знание).

     В каждой философской системе философские  проблемы концентрируются вокруг основного  вопроса, но не исчерпываются им. В  современной философии существуют множество проблем, которые могут  быть сведены в пять групп: онтологические, антропологические, аксиологические, гносеологические, праксеологические.

     Специфичность философских проблем заключается  прежде всего в их всеобщности. Более  широких проблем, чем мировоззренческие  не бывает, поскольку они предельны  для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания.

     Специфика философских проблем не исключает  связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как философские  проблемы частных наук. Последние  представляют собой такие теоретические  частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых требует философской  интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения  жизни, осмысление с философских  позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.

     В ходе решения многих философских  проблем науки и техники возникла особая область философского знания - философия глобальных проблем. В  сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и аксиологических аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д. В  философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиозных  ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие  ориентиры, необходимые как для  жизни отдельного человека, так и  человечества в целом. 
 
 
 

     Философия и наука.

     Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам  характер этой связи, а точнее, соотношение  философии и науки с течением времени менялось.

     На  начальном этапе философия была единственной наукой и включала в  себя всю совокупность знаний. Так  было в философии древнего мира и  в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации  и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная  с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела  в ХVII-ХVIII вв.

Информация о работе Специфика философии