Специфика философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:55, контрольная работа

Краткое описание

Одной из самых значимых и определяющих функций философии является мировоззренческая и гуманистическая функции. Богатейший по своей глубине и самоценности историко-философский материал позволяет получить не только информацию о сущности тех или иных философских учений, но и формирует наше мировоззрение.

Оглавление

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.3
1.Круг проблем философии_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.6
2.Философия и наука _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.11
3.Функции философии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.15
Заключение _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 20
Список используемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр.22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии№1.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

     На  этом втором этапе конкретно-научное  знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные  результаты, но было нагорожено и немало вздора.

     Наконец, в третий период, начало которого относится  к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое  обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия  может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных  знаний. Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том  числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

     Научное философское мировоззрение в  большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная  с наивного материализма древних  через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

     Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм  должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии  к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

     Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно  влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

     Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия  выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно  применяются в конкретных науках.

     В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты.

     Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат  исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через  призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент  субъективности. Науки нет без  философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком  она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

     Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

     1. Стремятся к выработке рационального  знания;

     2. Ориентированы на установление  законов и закономерностей исследуемых  объектов и явлений;

     3.Выстраивают  категориальный аппарат (свой  язык) и стремятся к построению  целостных систем.

     Разное, что:

     1. Философия всегда представлена  адресно, т.е. тем или иным  философом, когда его идеи, труды  могут быть самодостаточными  и не зависеть от того, разделяют  или не разделяют их другие  философы. Наука же в конечном  счёте – плод коллективного  труда;

     2. В философии (в отличие от  конкретных наук) нет единого  языка и единой системы. Плюрализм  взглядов здесь – норма. В  науке же – монизм, т.е. единство  взглядов, как минимум, на основные  принципы, законы, язык;

     3. Философские знания не проверяемы  экспериментально (иначе они становятся  научными);

     4. Философия не может дать точного  прогноза, т.е. не может экстраполировать  достоверные знания в будущее,  ибо таковыми не обладает. Отдельный  философ на основе определённой  системы взглядов может лишь  предсказывать, но не прогнозировать  или моделировать, как доступно  учёноному. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции философии.

     Под функцией философии понимается ее однонаправленное отношение к внешним феноменам  и к самой себе. Благодаря функционированию происходит экстенсивное и интенсивное  развитие философского знания. Раскрытие  функций философии является, по существу, более конкретным ответом на вопрос о ее предназначении и будущности.

     Философия как своеобразная область знания и мудрости выступает в виде духовной деятельности, ориентированной на решение  определенных задач, выполняя при этом многообразные функции. Исходя из специфики  философии и в соответствии с  двумя разными, относительно самостоятельными ее сторонами - теоретической и методологической - выделяют две главные функции  философии: мировоззренческую и  общеметодологическую.

     Философия не дает ни политических рецептов, ни экономических  рекомендаций. И тем не менее она  оказывает сильнейшее воздействие  на общественную жизнь. Ее воздействие  проявляется в обосновании жизненной  позиции человека, различных социальных групп и общества в целом, их социальной и мировоззренческой ориентации. Поэтому важнейшей функцией философии  в системе культуры оказывается  мировоззренческая. Отвечая на вопросы  «Что такое мир?», «Что такое человек?», «Каков смысл человеческой жизни?»  и многие другие, философия выступает  как теоретическая основа мировоззрения.

     На  пороге XXI в. наблюдается кризис прежних мировоззренческих структур, процветает безбрежный мировоззренческий плюрализм. И в этих условиях безмерно принижается значение мировоззрения. Однако, как справедливо замечает А. Швейцер, «для общества, как и для индивида жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Гибель Римской империи в значительной мере была обусловлена отсутствием мировоззренческой ориентации. Аналогичная ситуация привела к гибели Российской империи, когда русская религиозная философия ничего не смогла противопоставить западническому, по своему существу, марксистскому мировоззрению.

     Выяснение методологического значения философии  является весьма важным для раскрытия  ее специфики как определенной системы  знания. В зависимости от методов  той или иной философии и способов их использования осуществляется реализация ее методологической функции. Правда, имеются философские направления, в частности, «критический реализм» (К. Поппер), которые отрицают саму возможность  существования философского метода исследования. Тем не менее такие  философские школы как экзистенциализм, герменевтика, выполняя свою методологическую функцию, разрабатывают свое понимание  философских методов познания, достижения истины.

     Наиболее  интенсивно разработка методологической функции философии осуществлялась в тех философских направлениях, которые были ориентированы на науку  и, в частности, в марксистской философии. Вместе с тем, здесь методологическая функция понимается шире, нежели ориентация только на науку, поскольку философия  ориентируется на всю культуру.

     Методологическая  функция философии реализуется  путем разработки на основе всеобщих форм бытия соответствующих принципов, требований к субъекту, ориентирующих  его в познавательной и практической деятельности. Методологическая функция  философии определяется ее философско-теоретическим  содержанием. Взятая в методологическом отношении, философия выступает  как система регулятивных принципов  и методов.

     Существенная  роль принадлежит философии в  становлении адекватного методологического  самосознания науки. Философский метод, будучи применен в комплексе с  другими методами, способен помогать частным наукам в решении сложных  теоретических проблем. Так, на уровне науки в целом философия выступает  в качестве одного из необходимых  факторов интеграции научного знания. В основе решения проблемы интеграции знания лежит принцип философского единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение  должно быть единым. Важное значение имеет  участие философии в создании гипотез и теорий, способствующих прогрессу научного познания.

     Возникновение методологической функции философии  обусловлено тем, что в силу исторически  сложившегося разделения труда спецификой философии стала рефлексия по отношению к различным видам  человеческой деятельности и прежде всего к научно-познавательной. Эта  рефлексия возможна лишь через соотношение  конечных (особенных) специфических  дисциплин с всеобщими философскими определениями.

     Исторически генезис методологической функции  философии, ориентированной на всю  систему знания, включая естествознание, протекал в русле «очищения разума»  от «идолов» и поиска надежных критериев  оценки научного знания. В этом плане  важно отметить критику Ф. Бэконом  «идолов» в познании. Для XVII в. методологическая функция философии состояла прежде всего в том, чтобы вооружить новую науку надежными ориентирами в познании. Важно отметить специфику методологической функции философии по отношению к научному знанию в современных условиях. Сегодня формы методологической рефлексии над наукой все более усложняются и можно говорить об иерархии конкретных методов, завершающихся всеобщим философским методом. Функция последнего в решении реальных познавательных проблем состоит в том, чтобы любое препятствие рассматривать с точки зрения накопленного человеческого опыта, аккумулированного в философских идеях и принципах. Общефилософские методологические принципы и методы тесно связаны с философским мировоззрением и зависят от него.

     Особенностью  практического функционирования философского знания является то, что оно выполняет  мировоззренческую и методологическую функции. Всем своим содержанием, принципами, законами и категориями философия  регулирует, направляет познавательный процесс, задает его наиболее общие  схемы и тенденции.

Наряду  с двумя базовыми или исходными  функциями довольно часто выделяют также следующие функции:

      1. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
      2. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
      3. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов
      4. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
      5. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

     Основными разделами философии, обеспечивающими  реализацию ее функций, являются:

     * Онтология (греч.  ontos - сущее, logos - учение), исследующая наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

Информация о работе Специфика философии