Культурная специфика ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

В своем реферате мне хотелось бы выявить особенности данной культуры, рассказать о ее возникновении, об основных течениях, о выдающихся ученых, воспитанных в духе мусульманской культуры. В связи с эти хотелось бы рассмотреть следующие вопросы:
Возникновение ислама
Общие особенности
Основные течения
Вклад арабо-мусульманской культуры в мировую культуру.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. 4
2.ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ. 6
3.ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. 10
4.ВКЛАД АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение.

 

       В своей работе я хотела бы рассмотреть такую культуру как ислам. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что ислам – это крупнейшая культуросозидательная и государственно-образующая мировая религия, которую исповедают более 19% людей нашей планеты. Ислам вносит большой вклад в мировую историю, определяет образ жизни человека, его культуру.

       Данная  тема широко рассматривается такими авторами как, Д.Я. Еремеев в книге «Ислам: образ жизни и стиль мышления», Вэйн Берг «Человек в культуре Древнего Ближнего Востока», Курамухаммад хаджи Рамазанов «Основы мусульманской религии», Полищук В.И. «Культурология», и многими другими авторами.

       В своем реферате мне хотелось бы выявить  особенности данной культуры, рассказать о ее возникновении,  об основных течениях, о выдающихся ученых, воспитанных в духе  мусульманской культуры. В связи с эти хотелось бы рассмотреть следующие вопросы:

    1. Возникновение ислама
    2. Общие особенности
    3. Основные течения
    4. Вклад арабо-мусульманской культуры в мировую культуру.

       1.Возникновение ислама.

 

       В 570 году н.э. в арабском племени курайш родился Магомет (ближе к арабскому произношению – Мухаммад). Курайшиты занимали в обществе особое положение, потому что им принадлежал город Мекка. Мекка имела экономически выгодное положение, т.к. была удобна для отдыха торговых караванов. Кроме того, наличие Каабы (главной языческой святыни того региона) делало Мекку религиозным центром. Возникновение, развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии и Африки. Для понимания духовных, правовых и нравственных особенностей ислама важно знакомство с доисламскими религиями в Аравийском регионе.

       До  появления ислама, определившего  религиозную и социально-политическую жизнь арабов, населявшие Аравию бедуины жили большими семьями и вели кочевое (зачастую разбойничье) существование. Мекка, Медина и другие города были их торговыми и религиозными центрами. Бедуины верили во многих богов (ал-Лат, ал-Узза, Манат и др.), которые соотносились с небесными телами (прежде всего Солнцем и Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь, дружба и т.п.). Однако бедуины верили, что над всеми этими божествами есть некий творец – Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них – святилище с «черным камнем» (предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, – Кааба. Этому камню поклонялись как дару от богов. Кааба представляет собой постройку кубической формы, в которой во времена Магомета находились статуи 360 языческих божеств. У каждого арабского племени было собственное божество, и представители племен ежегодно приходили в Мекку, чтобы поклониться им.

       Магомет рано стал сиротой. Его воспитал дядя – Абу Талиб. В зрелом возрасте Магомет стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, ставшей впоследствии его первой женой. Семейное окружение Хадиджи оказало большое влияние на Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по-своему. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Магомет был весьма впечатлителен и страдал нервной болезнью, похожей на эпилепсию. Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Магомет уединялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте сорока лет, Магомет получил, по его личному свидетельству, первое откровение от ангела Джебраила. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ангел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Он вернулся домой и рассказал обо всем жене. Она поддержала мужа и укрепила его веру в пророчество. Эти события послужили началом серии откровений, которые впоследствии были собраны последователями Магомета воедино в Священной Книге мусульман, Коране, что в переводе означает «Чтение».

       По  мере того как проповедническая деятельность Магомета ширилась, вожди его родного племени стали требовать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломничество племен в Каабу приносило курайшитам немалую выгоду. Однако Магомет не отказался от проповеди, и количество его сторонников быстро росло.

       Магомет продолжал осуждать многобожие, и гонения на сторонников новой религии усилились. В итоге примерно ста мусульманским семьям пришлось бежать в город Йасриб (теперь Медина). Магомет последовал за этими семьями. Мусульмане считают год бегства Магомета в Йасриб (622 г.) началом своего календаря. Это событие известно под названием Хиджры (араб, «переселение», «уход»). В ходе удачных военных операций в 630 году Магомет и его армия практически без боя захватили Мекку. Вступив в город, Магомет своими руками уничтожил в Каабе идолов. Спустя год после того, как Мекка сдалась Магомету, он силой оружия и умелой политики сумел объединить под знаменем ислама все племена Аравийского полуострова. Вначале проповедь Магомета была обличительной, основное внимание в ней уделялось будущему воскресению мертвых и Страшному Суду. В ответ жители Мекки изгнали Магомета, и он переселился в Медину (622 г.). Впоследствии это переселение было названо Хиджрой. Хиджра стала считаться началом исламского летоисчисления.

       Содержание  проповеди Магомета в Медине было преимущественно религиозно-политическим. Его деятельность имела основополагающее значение для последующей истории арабов. Магомет сделал следующее:

       • провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя Вселенной и справедливого Судьи мира;

       • объявил войну идолопоклонству  своих соотечественников;

       • организовал арабское общество как  исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху (однако ему не удалось заинтересовать еврейские и христианские общины и проникнуть в них);

       • создал войско с жесткой дисциплиной, и в результате завоевания Мекки (630 г.) и других военных действий (зачастую весьма беспощадных) добился объединения всех, ранее разъединенных, арабских племен.

       У Магомета было 11 жен и несколько  дочерей (его сыновья умирали  в младенчестве). Магомет скончался 8 июня 632 года, неожиданно для себя и своих сторонников, не успев оставить однозначных стратегических распоряжений.

       2.Общие особенности.

 

         Многие века существуют великие  мусульманские цивилизации. Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность».

       Основой структуры исламских сообществ  являются общины верующих – уммы, а внутри общин – люди, приобретшие знания в области религиозных наук и авторитет у верующих. Священников в исламе нет.

       Приводим  некоторые принципы, свойственные исламу:

       • уважение жизни, чести и собственности  единоверных;

       • оправдание священной войны (джихада) с целью распространения веры, для наказания злых правителей и отступивших мусульман;

       • привилегированное положение мужчины  по сравнению с женщиной; женщина считается низшим существом, и поэтому часто не участвует в общественной жизни. «Мужья стоят над женами», – говорит Коран (4:38 (34)). Брак (постоянный, временный и с невольницами) носит чисто юридический характер, и его расторжение находится в руках мужчины;

       • признание института рабства (невольничества), которое в новейшее время было отменено под давлением международных организаций (например, в Саудовской Аравии в 1962 году).

       Ислам называют религией священной книги. Имеется в виду священная книга мусульман – Коран. Коран считается небесной книгой, которая была дана Магомету ангелом Гавриилом в месяце Рамадан. Мусульмане верят, что Коран является точной копией оригинала, который находится на небесах, написан Аллахом на жемчужном полотне алмазным пером.

       Основными особенностями учения Корана являются:

  • единственность и неприступность Бога;
  • вера в ангелов;
  • вера в непосредственное влияние Бога на человеческую историю через пророков Ветхого Завета, Иисуса (Ису) и, наконец, величайшего из всех пророка Магомета;
  • принятие Ветхого и Нового Заветов как пророческих книг, но вера в исключительность и превосходство над ними Корана;
  • вера в воскресение мертвых и будущий суд;
  • вера в то, что Бог полностью определяет жизнь людей (абсолютное предопределение, «кишмет»).

       Мусульмане  считают, что «Коран – это речь Аллаха, Его последняя книга, завершающая цепь Божьих посланий, после него не будет других книг. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Коран – единственная книга Всевышнего Аллаха, дошедшая до нас в том виде, в котором была ниспослана, т.е. Коран сегодня единственная книга, не написанная человеком и не искаженная им исходя из своих ограниченных интеллектуальных способностей…» ( «Основы мусульманской религии» Курамухаммад хаджи Рамазанов, Махачкала, 1999 г.).

       По  общепринятым научным данным Коран  приобрел современный вид в годы правления третьего преемника (халифа) Магомета – Османа (644 – 656), после того как в Коран был внесен материал, собранный предыдущими халифами. Этот материал состоял из проповедей Пророка, широко распространенных как в письменной, так и в устной форме. Проповеди, как правило, носили характер дискуссий, но записывались только высказывания Пророка. Коран состоит из упорядоченных не по смыслу, а по длине 114 глав (сур), у каждой из которых есть свое название. Вся религиозная многообразная литература мусульман, составляющая письменную традицию ислама, основана на Коране.

       Мусульманская религия имеет два основных источника: Коран и Сунну. Сунна – это путь, указанный Пророком, нормы поведения и богослужения, которых придерживался и которые одобрял Магомет. Сунна изложена в хадисах. Хадис – это предание о словах и действиях Магомета. Трактовки Сунны в разных течениях ислама различаются.

       Особое  значение для мусульман имеет  Шариат. По мнению мусульман, Шариат – это «комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение как на уровне каждого человека, так и на уровне общества». Соответственно, за выполнение требований Шариата мусульманин получит «большое вознаграждение от Всевышнего Аллаха по Его Милости на этом и на том свете, а за его несовершение будет наказан по установленному Им порядку (по справедливому воздаянию)» (из книги «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова, Махачкала, 1999 г.). Законы Шариата сформированы во времена раннего средневековья в период рабовладельчества и родоплеменного общественного строя, священны и обязательны для всех мусульман, установлены навечно, законсервированы и не подлежат никаким изменениям. Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Центральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближнем Востоке.

       По  численности ислам является второй после христианства мировой религией. В мире насчитывается около 1 млрд. мусульман. В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является единственной государственной религией. Из всех зарубежных студентов, обучающихся в Соединенных Штатах Америки, около пятой части приезжает из сорока исламских стран. В большинстве этих стран доля христиан среди населения крайне мала (до 2%). Кроме того, правительства этих стран либо закрыли свои границы для христианских миссионеров, либо объявили проповедь христианства вне закона, либо сделали и то, и другое.

       По  сведениям Института социологии РАН подавляющее большинство  населения России составляют православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме православные и мусульмане составляют 97-98% населения России.

       Традиционно в России распространен ислам  суннитского толка, ханафитского масхаба (по имени имама Абу Ханифы). Это направление отличается относительной терпимостью, допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту.

       Между мусульманскими странами, в силу разнообразия исламских течений, нет единства в их отношении к западному образу жизни. В некоторых из них (например, в Иране) законы и государственное устройство строго определяются исламской традицией. Другие же (например, Турция, Египет, Сирия), где проблема сочетания религии с социальными и техническими преобразованиями не столь велика, постепенно принимают западные обычаи.

Информация о работе Культурная специфика ислама