Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:55, реферат
В своем реферате мне хотелось бы выявить особенности данной культуры, рассказать о ее возникновении, об основных течениях, о выдающихся ученых, воспитанных в духе мусульманской культуры. В связи с эти хотелось бы рассмотреть следующие вопросы:
Возникновение ислама
Общие особенности
Основные течения
Вклад арабо-мусульманской культуры в мировую культуру.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. 4
2.ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ. 6
3.ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. 10
4.ВКЛАД АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т. е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений – сунниты и шииты. Суннитский ислам придерживается основных положений Корана. Сунниты утверждают, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.
Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али – зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности хамиров, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей – имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божественной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, фактически являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы).
В
настоящее время сунниты
Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают авторитет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название течения). Сунна включает в себя хадисы – рассказы о жизни и высказываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются принципами, в свое время совместно разработанными старейшинами или богословами (улемами), которые основывали свои решения на Коране, сунне и более поздних источниках.
Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты верили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общины. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным авторитетом стали улемы, которые считали себя представителями исчезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.
Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения светской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать религиозным лидерам.
В шиитском исламе сильно развился мистицизм и общины монашеского типа. Этому благоприятствовало то, что в районах Средней Азии (некогда областях Византийской империи) осело много сект христиан-монахов, которых привлекали неоплатонические идеи и тайные религиозные античные течения. Мистицизм в исламе выражается в попытке человека соединиться с Богом посредством изучения Корана, подчинения старейшинам и применения экзальтированной практики «зикр». «Зикр» является тщательно разработанными ритуалом и техникой молитвы, сопровождающейся перечислением «имен» Бога. Используя специальные позы и движения, регулируя дыхание и концентрируя сознание, молящийся должен был устранить свое «я» и приблизиться к постижению Аллаха.
Мистики в исламе называются суфиями или дервишами (в переводе – нищими), а их учение – суфизмом. Суфизм – это третье, мистическое и очень разнообразное течение в исламе. Цель суфиев – отречься от мирских привязанностей, научиться видеть во всем только Бога и достичь слияния с Его бесконечным существом. На протяжении IX – XIV веков образовались 12 главных братств, отличающихся особенностями устава и молитвенной практики. Во многих братствах коллективный «зикр» включал в себя и экстаз, достигаемый в своеобразном танце. Последователи известного философа-суфия и поэта Джалаледдина Руми назывались крутящимися дервишами. Вращение вокруг себя при сопровождении музыки приводило их в состояние, которое они трактовали как соединение с Богом. Суфии существуют и поныне, в том числе и в нашей стране на Северном Кавказе. Некоторые направления суфизма смыкаются с демонизмом.
Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сирия) и ахмадия (Пакистан). Наконец, ислам сыграл важную роль в появлении двух новых религий: сикхизма и бахаизма.
С первых же шагов ислама развитие науки, техники и обретение знаний стало в халифате самым достойный делом. Результатом этого было становление величайшей исламской цивилизации в поразительно короткие сроки. В то время, когда Европа переживала упадок, исламская культура в халифате характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике, географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии, лингвистику философии и др.
Мусульманский мир познакомил Европу со многими сельскохозяйственными продуктами. В VIII веке мусульмане возделывали в Испании рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло применение в Европе благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы также распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды. Уже в VIII в Самарканде и Бухаре работали бумажные мастерские. Лишь четыре века спустя в Европе, благодаря принесенной арабами в Испанию бумаги, заработали бумажные мельницы. Мастерские городов мусульманской Испании не знали себе равных в изготовлении шелковых, парчовых, шерстяных тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кости и оружия - доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен.
В правление аббасидского халифата мусульманская наука получила особое развитие. При халифе Харун ар-Рашиде (786-808) и его сыне аль-Мануне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки, Мусульмане достигают ярких успехов в математике, географии и химии. В последней особенно проявился Джабир бен Хайан (721-805), названный в Британской энциклопедии основоположником химии. Именно он ввел основные понятия химии: кристаллизация, растворение, перегонка. Смешивание красящих веществ, окрашивание, извлечение минералов и металлов, плавление - все эти технические средства на непревзойденном уровне использовались мусульманами в производственных целях.
Астрономия обогащалась важными открытиями, благодаря исследованиям мусульманских ученых, Аль-Мамуной, халифом и одновременно ученым, была предпринята попытка замерить окружность земли. При его дворе работал математик аль-Хорезми (767- ок. 850), который участвовал в измерениях. Именно благодаря его сочинениям в Европе распространилась цифровая символика с нулем. Аль-Хорезми автор научного трактата "Книга о восстановлении и употреблении", в котором были приведены правила решения уравнений, а также употреблен термин "аль-Джебр", откуда и произошло название европейской алгебры. Латинский термин algorithmi («алгоритм») – это транслитерация арабского имени Аль-Хорезми. Сегодня алгоритм - одно из основных понятий математики и кибернетики.
Наибольших успехов в сфере астрономии добился ученый, государственный деятель и просветитель Улуг6ек (1393-1449). В 1428-1429 гг. он построил в Самарканде самую значительную обсерваторию средневековья, оснащенную первоклассным для того времени оборудованием. В своем главном сочинении «Новые астрономические таблицы" Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.
Особое значение дли развития мировой минералогии имел труд великого ученого аль-Вируни (973-1050) "Собрание сведений о познании драгоценных металлов", в котором подробно описаны более 50 минералов, руд, металлов, сплавов., Аль-Бируни широко применял математический анализ, создал капитальный труды по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, определил длину окружности Земли и задолго до Коперника (1543 г.) высказал мнение о возможности движения земли вокруг солнца.
Мусульманский философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980-1037} оставил после себя 156 трудов, охватывающих все области естественных наук, и стал непререкаемым авторитетом в медицине. По некоторым данным им написано 456 сочинений на арабском и 23 - на таджикском языках. Наиболее замечательный труд Авиценны "Канон врачебной науки" лег в основу программы медицинских факультетов Европы.
С помощью арабских путешественников Европа впервые получила ценные и достоверные сведения о Китае, Индонезии и других странах Индокитая. Ибн Баттута, автор работы "Путешествие" за 25 лет своих путешествий посетил все мусульманские владения в Европе, Византии, Северную и Восточную Африку, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана, пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Арабский путешественник аль-Идриси (1100-1165) по Пиренейскому полуострову, Франции, Англии, Малой Азии, по поручению сицилийского короля Роджера второго составил карту мира и «Книгу Роджера»- ценнейший источник по истории и географии Европы и Африки. Кстати, благодаря именно мусульманским путешественникам и торговцам Ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, Сомали, Эритреи, а также Ислам проник в Китай и государство Мали.
Можно очень долго приводить подобные научные факты и рассказывать о самом исламе, однако приведенные данные более чем достаточны для того, чтобы понять значимость мусульманской культуры. Я считаю что, ислам действительно великая культура, со своими особенностями, традициями, внесшая большой вклад в историю развития человека и культуры.
Итак, в чем же все- таки особенности этой культуры? Ислам зародился позже христианства и буддизма и распространился очень быстро среди многих народов. На мой взгляд, причина столь быстрого распростанения этой культуры заключается в том, что ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, которая сама по себе была привлекательной в глазах разобщенных народов. Ислам предложил не только новый образ мышления, но и образ жизни, он определяет каждодневную жизнь верующего, больше чем другие мировые религии. В исламе высоко ценятся дом, семья, быт.
Я считаю, что мусульманская культура оказала большое влияние на становление европейской культуры, а через нее - на мировую культуру в целом. Это влияние проявилось в области художественной литературы, медицины, философии, естественно-научного знания. При этом влияние не ограничивается прошлым, оно заметно и сегодня.
Именно благодаря мусульманской культуре мы узнали таких известных людей, как Улугбек, аль-Хорезми, Авиценна, которые сделали великие открытия в различных областях науки, которыми мы пользуемся и сегодня. А кто из нас не знает такие слова, как арабеска, арсенал, шахматы, астролябия, алгоритм и мн. другие. Все эти слова, научные термины и даже названия наук (алгебра, химия) имеют арабское происхождение.
И напоследок, мне хотелось бы привести высказывания западных ученых:
Роберт Блифолт: «Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выражено так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесен в европейский мир арабами».
Артур Леонард: «Ислам стал той вехой на страницах мировой истории, всю значимость которой наш мир сможет постичь, лишь поднявшись на должную высоту».