Роль социально-ответственной журналистики в устранении конфликтов (на примере «Российской газеты»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Моя курсовая работа состоит из двух глав. В первой я предприниму попытку рассказать о социально-ответственной журналистике, ответственности журналиста, Законе о СМИ, показать реальную ситуацию по степени освещения социальных проблем в газетах страны. Здесь моей задачей будет представить будущим читателем данной работы степень важности проблемы, дать им возможность овладеть теоретической стороной вопроса.
Во второй - я подробнее остановлюсь на проблеме социально - ответственной журналистики на примере отдельных материалов, опубликованных в январе 2012 года в «Российской газете».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Социально ответственная журналистика в устранении конфликтов ..5
1) Категории СМИ по степени социальной ответственности……………….5
2) Социально-ответственная журналистика.………………………………..14
а) Постановление «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»..…………………………...14
б) Социальная ответственность журналиста и ответственность за нее..19
в) Концепция социальной ответственности журналиста………………..23
г) Журналист в социальном конфликте…………………………………..26
д) Профессиональная этика журналиста…………………………………28
3) Мониторинг СМИ в теме социальной ответственности за 2010 год… 36
Глава II. Анализ публикаций в «Российской газете»…………………………40
1.Объект исследования – «Российская газета»…………………………40
2.Количественно-тематический анализ публикаций……….…………..41
3.Анализ публикаций……………………………………………………..48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………....54

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Указанные два аспекта  проекта постановления пленума  Верховного суда, касающиеся облегчения доступа журналистов к информации, имеющей важное общественное значение, и снятия с них бремени ответственности  за распространение информации, полученной честным и доступным для них путём, имеют принципиальное значение для развития современной журналистики в России. По сути, принимая указанное постановление, Верховный суд даёт возможность российским СМИ заниматься социально ответственной журналистикой, не опасаясь неправомерных притеснений, чрезмерных требований и излишних бюрократических процедур. Принимая указанное постановление, Верховный суд инструктирует российские суды стоять на страже закона в интересах профессионально честной и качественной журналистики.

 

 

 

б)

Социальная  позиция журналиста и ответственность за нее

Совокупность принципов, которые исповедует журналист, определяет его позицию. Можно говорить о философской позиции журналиста, но это будет чисто познавательный подход, который характеризует его представления о том, как устроен мир. Ясно, что истина или истинное суждение о мироустройстве – единственно, и к нему надо стремиться. Но путь к этой истине долог. Однако тот момент истины, который постигает журналист для себя в каждый конкретный момент, определяет его ценностные ориентиры. Именно с позиции открывшейся ему истины он определяет, что такое есть, например, добро и справедливость. И уже на этой основе определяет свою социальную позицию, то есть решает, на стороне какой социальной группы выступать и как действовать, чтобы в наибольшей степени его оценки и предложения отвечали бы, действительно требованиям добра и справедливости.

Есть разные способы проявления социальной позиции журналиста:

- Не обращать внимания на иные мнения, критику, обвинения, продолжать подробнее и точнее обрисовывать свою позицию, приводя все более убедительные аргументы. Это способ так называемого принципиального отстаивания своих принципов.

- Реагировать на критику и обвинения, сглаживая углы, смягчая выражения в своих высказываниях. Это может быть истолковано как стремление к компромиссу, уважение инакомыслия.

- Предложить аудитории все разнообразие мнений, не высказывая при этом своего мнения. Это забота о беспристрастной подаче материала.

- Поиск компромисса на базе взаимных уступок – это синтез трех предыдущих способов. В этом случае происходит апелляция к общечеловеческим ценностям. Но частногрупповые или личностные ценности могут вступать в противоречие с общечеловеческими.

Журналисту для формирования социальной позиции необходимо следующее:

- Журналист должен исходить из приоритета общечеловеческого, вычленить в частном то, что согласуется с общим, бороться за это согласованное общее и одновременно указывать на тот частный эгоистический интерес, который не совместим с общечеловеческими требованиями. В связи с этим от журналиста требуется как можно более ясное понимание окружающего мира, всесторонняя ориентация в системе общественных отношений.

- Кроме того, журналисту придется определить для себя свое собственное место в структуре сообщества.

- Журналист должен понимать суть противоречий между частями общества: Западом и Востоком, бедными и богатыми и т.д. Учитывать, что решение глобальных проблем человечества не под силу отдельно взятой самой сильной державе. Поэтому нужно деидеологизировать международные отношения и формировать их на новой основе взаимной заинтересованности в сохранении общего дома – планеты Земля.

Кроме того, надо помнить, что соревнование между социализмом и капитализмом завершилось в пользу последнего. Капитализм доказал свои преимущества и при этом смягчил или вовсе устранил свои негативные черты. По сути дела, сформировался новый тип общества - постиндустриальное или информационное, которое гораздо более активнее берет на вооружение гуманистические принципы. Наступает новая эра цивилизации. Первая была - архаическая, где источником общественного богатства была природа. Вторая - экономическая, где труд был главным источником богатства. И третья эра - постиндустриальная, где все богатства формируются лишь на базе достижений науки и творческой деятельности.

Поэтому журналисту и  надо по-новому взглянуть на структуру  общества и поставить на те силы, которые в большей степени  способствуют формированию новой цивилизации. На кого же ставить: рабочих, интеллигенцию или кого-либо другого? На тех, кто более или менее продвинут в работе в информационном плане, не важно к какой социальной группе он относится. На тех, кто обладает необходимыми качествами, то есть на квалитативного гражданина. Это так называемые средние слои общества, справа от которых маргиналы - выбитые жизнью из колеи люди, постоянно требующие сочувствия и поддержки, а слева - капитаны крупного бизнеса, которых, естественно, меньше, чем средних слоев. Если эту структуру нарисовать в виде яйца, то равновесие центра будет поддерживаться левыми и правыми сторонами, чем и обеспечивается относительная стабильность общества при постоянной политической борьбе, смене элит и социальных конфликтах.

Обобщая выше сказанное о социальной позиции, подчеркнем, что социальная позиция определяет особенности видение будущего журналистом, и потому определяет его информационную политику, характер его взаимодействия с общественным мнением, историческим сознанием, мировоззрением и миросозерцанием.

Когда журналист обретает ту или иную социальную позицию, то есть определяет силы, которые он намерен  поддерживать, возникает вопрос его  независимости. Независимость от внешнего воздействия – это возможность  и способность самостоятельно принимать решения и действовать по внутреннему убеждению.                                                                                       

Но есть еще один вид  зависимости, при котором журналист  попадает под влияние сил, которые  он поддерживает, и становится зависимым от их мнения, а можно сказать и от своих убеждений. Убеждения диктуют ему поведение. Само по себе наличие убеждений, принципов - дело хорошее. Но нередко это превращается в диктат, распространяющийся от журналиста во вне. Он начинает активно противодействовать инакомыслию. Защищенный от внешнего давления своими принципами, он сам осуществляет давление на окружающий мир, надеясь и пытаясь перекроить его по своему усмотрению.

Есть такой вариант  независимости, когда позиции автора просто не существует, и автор подвержен влиянию любых других идей и людей, зависим от них. Это худший из видов зависимости, который называется беспринципностью.

Корректировка позиции  в результате диалога – не беспринципность  и тем более не зависимость от кого-то, это эволюция независимой позиции. Если позиции внутри одной редакции не удается корректировать с помощью диалога, то можно покинуть эту редакцию, найти единомышленников или создать свое издание. А можно сменить свою позицию в пользу руководства редакции, что уже можно определять как беспринципность.

 

 

 

 

 

 

 

в)

Концепция социальной ответственности журналиста

Концепция социальной ответственности  сформировалась тогда, когда журналистика стала массовой, стала социальным институтом. Положение о социальной ответственности входит практически во все кодексы профессиональной этики журналиста. В российском кодексе профессиональной этики журналиста положение о социальной ответственности журналиста сформулировано в первой статье первой главы (принципы профессиональной этики).

- “Журналист ответствен перед читателями, зрителями, слушателями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию - первейшая обязанность журналиста. Недопустимо использование СМИ в ущерб интересам общества, правам и законными интересам личности, для проповеди войны и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением и монополизации гласности”.

В Международных принципах  профессиональной этики журналиста, принятых в Париже 20 ноября 1983, положение о социальной ответственности сформулировано в принципе 3: “В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием”.

С точки зрения общества, долг журналиста - высокий долг, и  нужно быть честным по отношению  к нему.

По мере развития гражданского общества и правового государства, обнаруживалось, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности, требуется правовое регулирование деятельности СМИ, а это ведет к формированию концепции ответственности свободы СМИ. Не случайно сразу после провозглашения свободы информации и декларации об отсутствии цензуры в конституции ФРГ констатируется, что границы этих прав указываются предписаниями общих законов. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.

Точно так же обстоит  дело и в США. Несмотря на конституционный  запрет издавать законы, ограничивающие свободу печати и слова,  в США существует множество актов, определяющих границы использования свободы слова. Итак, закон на страже охраны интересов государства, охраны прав и законных интересов личности.

В соответствии с законом  РФ о СМИ “не допускается использование  СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения  сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны”.

Но надо помнить, что  не только закон должен взывать к  ответственности журналиста, но и  он сам должен чувствовать свою ответственность  перед человеком, группой, государством за то, что он знает и пишет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г)

Журналист в социальном конфликте

Порою можно услышать от журналистов: «Мы работаем в качестве зеркала. Мы просто отражаем события». И действительно, можно ли говорить, что журналист вовлечен в конфликтную ситуацию, если он всего лишь выполняет задание редакции, если он просто собирает информацию о конкретном событии и отражает то, что происходит в действительности?

Почему репортер должен ломать голову над тем, какое место  занимает его издание или вещательный  канал в неких сложных общественных катаклизмах, если СМИ просто информируют общество об актуальных событиях, предоставляют своей аудитории различные точки зрения «по поводу»?

          Разве «встроен» в какой-то конфликт журналист, если он на страницах издания или в эфире всего лишь приводит факты, свое мнение и (или) мнение авторитетного политика или эксперта по поводу того или иного события (явления, группы фактов)?

Но дело в том, что  как только репортер начинает говорить о своем мнении, он перестает быть зеркалом, у которого просто не может  быть своего мнения о тех предметах и действиях, которые оно отражает. Более того, журналист, как правило, отбирает факты для своих статей или передач, что тоже не «вписывается» в функции зеркала.

Популярные и не очень точные представления о том, что средства массовой информации в первую очередь исполняют функцию зеркала, можно и должно подвергать сомнению хотя бы в силу ограниченности этих представлений.

Любой конфликт (будь он социальным, национальным или религиозным) в своем развитии проходит несколько стадий. Конфликт никогда не вспыхивает сам по себе, без какого-либо толчка. Причем для этого совершенно не обязательно вмешательство внешних сил – конфликт может разразиться в результате накопления отрицательного потенциала в самой конфликтной ситуации.

С профессиональной точки  зрения, сообщая о конфликте, журналист (редакция, пресса, СМИ в целом), как  правило, информирует свою аудиторию  о предмете конфликта, т.е. об объективно существующей или мыслимой (воображаемой) проблеме, которая становится причиной расхождения во взглядах, оценках и целях оппонентов. Конечно же, пресса не обходит вниманием тех людей, общественные группы, структуры власти или иные группы влияния, которые являются участниками конфликта, то есть конфликтующими сторонами. Иными словами, пресса участвует в идентификации непосредственных (явных или неявных) участников конфликтных событий – субъектов конфликта, показывает их во взаимодействии.

Хочет журналист того или нет, но зачастую он в своей профессиональной практике занят не чем иным, как информационным сопровождением конфликта. Информационное сопровождение конфликта – направленное или спонтанное освещение в прессе значимых событий конфликтного противостояния. При этом аудитории СМИ дается информация о субъектах и предмете конфликта, о предполагаемых или реальных целях и намерениях соперничающих сторон, о реальных и вероятных последствиях конфликтного взаимодействия. Журналист может просто описывать реальные и лежащие на поверхности факты, а может попытаться пролить свет на природу их происхождения, показать взаимосвязь и противоречивость событий. Это сложно. Журналист может захотеть увидеть нечто большее за фактом.

Информация о работе Роль социально-ответственной журналистики в устранении конфликтов (на примере «Российской газеты»)