Роль социально-ответственной журналистики в устранении конфликтов (на примере «Российской газеты»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Моя курсовая работа состоит из двух глав. В первой я предприниму попытку рассказать о социально-ответственной журналистике, ответственности журналиста, Законе о СМИ, показать реальную ситуацию по степени освещения социальных проблем в газетах страны. Здесь моей задачей будет представить будущим читателем данной работы степень важности проблемы, дать им возможность овладеть теоретической стороной вопроса.
Во второй - я подробнее остановлюсь на проблеме социально - ответственной журналистики на примере отдельных материалов, опубликованных в январе 2012 года в «Российской газете».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Социально ответственная журналистика в устранении конфликтов ..5
1) Категории СМИ по степени социальной ответственности……………….5
2) Социально-ответственная журналистика.………………………………..14
а) Постановление «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»..…………………………...14
б) Социальная ответственность журналиста и ответственность за нее..19
в) Концепция социальной ответственности журналиста………………..23
г) Журналист в социальном конфликте…………………………………..26
д) Профессиональная этика журналиста…………………………………28
3) Мониторинг СМИ в теме социальной ответственности за 2010 год… 36
Глава II. Анализ публикаций в «Российской газете»…………………………40
1.Объект исследования – «Российская газета»…………………………40
2.Количественно-тематический анализ публикаций……….…………..41
3.Анализ публикаций……………………………………………………..48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы……………………………………………………………....54

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию РФ

НОУ ВПО «Омский Гуманитарный Институт»

Кафедра экономики

 

 

 

Курсовая работа

на тему

«Роль социально-ответственной  журналистики

в устранении конфликтов

(на примере «Российской  газеты»)                 

                                                                                       

  

 

 Выполнил:

студент  4 курса 

                             специальности: 

 «Журналистика»

Алфёрова О. Н.

Проверил:

заведующий кафедрой

теории и практики журналистики,

доктор политических наук

Евдокимов В.А.

 

 

Омск 2012

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Социально ответственная журналистика в устранении конфликтов ..5

1)     Категории СМИ по степени социальной ответственности……………….5

2)     Социально-ответственная журналистика.………………………………..14

         а) Постановление «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»..…………………………...14

         б) Социальная ответственность журналиста и ответственность за нее..19

     в) Концепция  социальной ответственности журналиста………………..23

         г) Журналист в социальном конфликте…………………………………..26

         д) Профессиональная этика журналиста…………………………………28

3)     Мониторинг СМИ в теме социальной ответственности за 2010 год…  36

 

Глава II. Анализ публикаций в «Российской газете»…………………………40

  1. Объект исследования – «Российская газета»…………………………40
  2. Количественно-тематический анализ публикаций……….…………..41
  3. Анализ публикаций……………………………………………………..48

 

               

Заключение……………………………………………………………………….50

Список литературы……………………………………………………………....54

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Приступая к данной  курсовой работе, я не могу не отметить того, что  тема, выбранная мной, требует  серьезных исследований, при которых сложно охватить все важнейшие аспекты. Поэтому я коснулась лишь тех вопросов, которые показались мне наиболее интересными.

           Моя курсовая работа состоит из двух глав. В первой я предприниму попытку рассказать о социально-ответственной журналистике, ответственности журналиста, Законе о СМИ, показать реальную ситуацию по степени освещения социальных проблем в газетах страны. Здесь моей задачей будет представить будущим читателем данной работы степень важности проблемы, дать им возможность овладеть теоретической стороной вопроса.

Во второй - я подробнее  остановлюсь на проблеме социально - ответственной журналистики  на примере отдельных материалов, опубликованных в январе 2012 года в «Российской газете». Таким образом, объектом моего исследования станет вышеназванное периодическое издание. Меня интересует деятельность издания как занимающего социальную позицию в обществе. Цель работы - проанализировать содержательно-тематическую модель газеты. Моя задача - выявить, каких материалов – информационных или аналитических - больше? Какие темы считают журналисты интересными для освещения? Что, по их мнению, интересует рядового читателя? Какова социальная позиция редакции? Насколько глубоко рассматривается в материалах проблематика социального вопроса или конфликта.

Считаю, что настоящая работа будет  иметь теоретическое и практическое значение для всех, кто интересуется обозначенными в ней темами. Студенты, изучающие журналистику, политологию, рекламное дело, связи с общественностью, будущие управленцы, муниципальные и государственные служащие, руководители социальных ведомств и даже жилищно-коммунальной сферы найдут здесь полезную информацию для использования в своей учебной или рабочей деятельности. А преподаватели, ученые или специалисты иного направления, скорее всего, заинтересуются второй главой, где познакомятся с анализом публикаций в «Российской газете».

Думаю, что по степени новизны изложенного, вторая глава моей работы будет значительно превосходить первую, поскольку в ней анализу подвергнут современный материал, опубликованный в январских номерах текущего года. При анализе я использовала целый комплекс общенаучных методов: исторический, системный, сравнительный, частную методику контент-анализа, опираясь на собственный опыт работы в СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

1.

Категории СМИ  по степени социальной ответственности

В настоящее время  растет значимость журналистики и журналистской деятельности, особую значимость для ее потребителей имеет социально-ответственная позиция журналистского продукта. Социальные инициативы журналистики - это сегодняшняя насущная потребность, которая, к сожалению, недостаточно удовлетворена. Нормальная журналистика не может быть не ответственной социально. Если говорить о журналистике, которая, прежде всего, защищает интересы общества, то она не может быть нейтральной. Я считаю, что сегодняшние попытки СМИ реализовывать социальные инициативы - это очень важное дело. 
           Ввиду специфики своей профессии журналисты обращаются к социальным проблемам общества и первыми могут обнаружить медленно протекающую общественную болезнь. Как показывает практика, такие болезни имеют свойство выливаться в общественные беспорядки и явления, которые потом сложно остановить. Главное - вовремя заметить этот процесс и направить его в нужное русло. Это под силу журналистам. 
          Сейчас наше общество переживает переломный момент и можно констатировать появление протестных настроений. Поэтому роль социальной журналистики и социальных инициатив журналистов мне представляется весьма значительной. Я ее рассматриваю не только как инструмент анализа и создания текстов, но и как средство "постановки диагноза". Думается, что инициативы, демонстрирующие пример социальной активности, - не только проявление гражданского долга, а гораздо важнее. Это попытка изменения общественного сознания. И основная цель изменений - взбодрить граждан, помочь им поверить в то, что существует возможность изменить ситуацию.          

Нужно отметить, что социальные инициативы уже получили распространение среди российских журналистов. Но что побуждает журналистов заниматься этим? На мой взгляд, есть несколько основных мотивов. Безусловно, существует профессиональная необходимость заниматься социальными проектами. Журналист должен придумать что-то такое, чтобы расшевелить общество. Потому что без особых проектов мы так и останемся на уровне морализаторства и сухих отчетов с пресс-конференций. Кроме того, проведение подобных акций соответствует нашим культурным ценностям. Немаловажно, что в основе лежит стремление и желание помочь ближнему. Оно является чертой исторического, национального облика, поэтому стоит подумать, нужно ли отказываться от социальной деятельности и ограничиваться только информированием. 
            Целый ряд различных изданий, так или иначе, пытается осуществить свои социальные проекты. У СМИ таких возможностей много. Такие возможности были и в советское время. В конкретных действиях и добрых делах люди находили отдушину своим человеческим устремлениям. Сегодня пресса возвращается к старой проблеме, потому что у журналистов возникает тоска по реальному делу. Просто написать о проблеме недостаточно, хочется принять участие в ее решении - и это очень здорово. 
            Я думаю, что социальные инициативы, продвигаемые изданиями и прессой - это, прежде всего, профессиональная и нравственная необходимость. Пресса должна как можно больше говорить о больных темах общества. Например, о проблеме СПИДа, детской беспризорности, мигрантах, беженцах, расплодившихся мошенниках всех мастей и специализаций по обману граждан. К сожалению, далеко не все издания уделяют внимание этой проблематике.

По мнению Иосифа Дзялошинского - председателя Совета директоров Независимого института коммуникативистики - в мире существует три типа журналистики. Первый из них – журналистика - как инструмент управления обществом. С этой точки зрения, социальных инициатив у журналистов быть не может. Второй - классическая евроамериканская модель, когда журналистика рассматривается как исключительно информационная деятельность. При такой модели социальные инициативы также исключаются. Третий тип - это журналистика, которая способствует становлению местного сообщества. Это гражданская или социально ответственная журналистика.

Данная концепция имеет свои корни, но является принципиально новым явлением, и пока что четкой теоретической схемы такого рода журналистики не существует. Несмотря на это, существуют яркие примеры проявления социальных инициатив журналистики в разных сферах. Например, журналисты стараются не только писать о проблемах толерантности, борьбы с дискриминацией, жизни в мультикультурном обществе, экологии, но и от публикаций часто переходят к конкретным действиям, инициируя и воплощая общественные кампании. 

История общества развивается  как конфликт. Он издавна является неотъемлемым фактором развития общества. Причиной конфликтов служили религиозные, идеологические, культурные, этнические и другие противоречия.

Социальный конфликт имеет объективный  характер и является двигателем политического  процесса, позволяющим сохранять  творческий характер жизни общества, стимулировать исторические изменения. Интерпретация конфликта как постоянного, необходимого компонента социальных отношений, противоречия как внутреннего источника развития была отмечена еще Аристотелем, а затем Т. Гоббсом, Г.В.Ф. Гегелем, К.Марксом.

По итогам ХХ века Россия является бесспорным и недосягаемым мировым  лидером не только по людским потерям  в конфликтах, но и  по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Конец столетия поставил Россию перед  альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя “бессмысленные и беспощадные” сценарии в истории всех и биографии каждого. 

В связи с повышением роли СМИ  в политизации социального конфликта, правомерно разделить все конфликты с точки зрения отражения их в медиасфере. Есть конфликты умолчания, когда субъекты намереваются урегулировать взаимодействие с помощью закулисных маневров и в связи с этим ограничивают или запрещают его освещение в контролируемых СМИ. Есть субъективные, когда ведется однобокое освещение спора. При  объективных идет разностороннее освещение позиций сторон, есть усилия, направленные на урегулирование конкурентного взаимодействия.

На мой взгляд, очень удобно произвести разделение попыток разрешить в СМИ социальные конфликты, опираясь на  модели поведения обычного человека в конфликтной ситуации. Но необходимо отметить, что ни один из них не является универсальным. Например, каким бы привлекательным ни казалось “сотрудничество”, оно не срабатывает при явной нехватке времени.

Итак:

Сотрудничество - Участники конфликта ориентированы на полное обоюдное удовлетворение интересов. Ситуации: когда позиции конфликтующих настолько разные, что компромисс не допустим; когда необходимо обеспечить приверженность какой-либо общей цели.

Приспособление - Этот тип поведения выбирается ради сохранения хороших отношений (интересы противоположной стороны ставятся выше собственных). Ситуации: когда один из участников конфликта чувствует свою неправоту и в результате проявляет “гибкость”; когда гармония и стабильность отношений  важнее предмета разногласий.

Соперничество - Стремление к достижению своих целей без учета интересов противоположной стороны. Ситуации: когда необходимы быстрые и решительные действия; когда люди манипулятивно используют преимущества своей позиции.

Избегание - Уход от конфликта без попыток его решения. Подавление и вытеснение мыслей о конфликте. Ситуации: когда предмет разногласий несущественен и есть более важные проблемы; когда перед принятием конкретных решений необходимо собрать информацию.

Компромисс -  Этот тип поведения предполагает некоторое “усреднение” интересов обеих сторон. К компромиссу прибегают в тех случаях, когда лучше отдать часть, чем потерять все. Ситуации: когда цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к очень ”крутым” мерам для их достижения; когда необходимо принять решение при недостатке времени.

В.А. Евдокимов в своем труде о политизации социального конфликта в СМИ подчеркивает, что журналистика является самостоятельным социально-политическим институтом в системе социальных отношений. И, хотя суждения СМИ не имеют обязательного для исполнения характера, не обладают способностью оказывать экономическое давление, их воздействие на сознание субъектов и объектов политики очень существенно и результативно.

Свои материалы аудитории предлагают СМИ разных форм собственности, трех секторов – государственного, частного и смешанного. В составе их учредителей – органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансовые учреждения, промышленные компании, частные издательства и т.д. Учрежденные ими газеты и журналы, теле- и радиокомпании формируют систему СМИ, т.е. совокупность печатных изданий, теле- и радиопрограмм того или иного периода, выступающую как средство духовно-идеологического обеспечения жизни общества и определяемую общественными потребностями и политикой государства по отношению к журналистике.

Специфика освещения социального конфликта зависит от типа СМИ. В 90-е годы ХХ века СМИ разделились:

на качественные, адресованные интеллектуально  подготовленной части общества, и  на массовые, доступные остальной  части населения;

на дотируемые из региональных бюджетов и бюджетов органов местного самоуправления и на коммерческие, самостоятельно финансирующие свою деятельность;

на официальные и официозные, передающие позицию структур власти, и на независимые от власти, ориентированные  на выражение точки зрения издателя, учредителя;

на пропагандирующие стратегию  действий власти и на оппозиционные, критикующие ее деятельность и предлагающие собственные варианты социально-экономического развития;

Информация о работе Роль социально-ответственной журналистики в устранении конфликтов (на примере «Российской газеты»)