Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:54, доклад
Творчество А.В. Вампилова (1937 - 1972) по праву считается выдающимся и занимает достойное место в истории русской литературы. Прославился А.В. Вампилов как драматург, хотя начинал свой путь в литературе в качестве прозаика (с коротких, часто анекдотических по сути, рассказов). Темы его ранних рассказов, по словам В.Я. Лакшина, «не бог весть как значительны, почти все о женщинах, о молодой влюбленности, случайных знакомствах на улице, в пути или на садовой скамейке - впечатления молодого, даже слишком юного наблюдателя.
Творчество А.В. Вампилова (
Ранние рассказы Вампилова, - это своего рода маленькие сценки, которые впоследствии станут источником многих образов будущих пьес. И прославился А.В. Вампилов именно как величайший драматург второй половины XX века, существенно обновив традиционный для русской драматургии жанр социально-психологической реалистической драмы.
Критик В.В. Фролов писал: «Пьесы А. Вампилова поражают необычностью жанровых сплавов: в них всегда присутствует фантазия, существующая в пределах определенного, порою густого сибирского быта, но эта фантазия, идущая от богатого и щедрого воображения художника, растворяется» в «мелочах», казусах и происшествиях, которыми, чаще всего являются анекдоты, вызывающие печаль и раздумье читателей и зрителей» . Очевиден тот факт, что драматургия Вампилова - это новый этап литературной и театральной жизни России.
Возникнув и развиваясь в русле нравственно-философского и социально-психологического направлений, драматургия А.В. Вампилова сразу же заняла свою особую нишу, до сих пор никем не замещенную. Лишенные заданности, обращенные к первоосновам человеческого бытия, прочно связанные друг с другом удивительным внутренним единством, пьесы А.В. Вампилова образуют самобытное, многогранное и яркое художественное явление, по праву названное «театр Вампилова». И это при том, что драматургическое наследие автора совсем невелико: он успел создать четыре многоактные - «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» - и три одноактные пьесы - «Дом окнами в поле», «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем» (две последние позднее были объединены под общим названием «Провинциальные анекдоты») плюс оставшиеся незавершенными «Квартирант» и «Несравненный Наконечников», а также ранние сценические зарисовки и мало известные ученические пьесы «Тихая Заводь» и «Времена года».
О феномене «театра Вампилова» говорят многие исследователи творчества драматурга (М. Бычкова, А. Демидов, М. Махова, М. Меркулова,
Е. Стрельцова и др.), подчеркивая, что его произведения отличаются от всех прочих драматических произведений 1960- 1970-х годов. А.В. Вампилов сумел создать своим творчеством некое целостное явление, развивающееся по особым законам, подчиняющееся собственной эстетике. Это явление и именуется «театром Вампилова».
Уникальность этого «театра» заключается в том, что, зародившись в 1960-е годы, он оказался вне официальной советской доктрины и, казалось бы, был обречен, но, пережив и своего автора, и многочисленные перемены в стране и мире, не просто не утратил актуальности, а напротив, лишь упрочил свои позиции. «Театр Вампилова», построенный, с одной стороны, с опорой на традиции русской классической драматургии А.П. Чехова и советской социально-психологической драматургии А. Арбузова, А. Володина, JL Леонова, В. Розова - с другой, оказал, в силу своего новаторского характера, значительное влияние на современную драматургию, именуемую в честь драматурга «поствампиловской». «Театр Вампилова» вполне можно отнести к разряду «вечных» явлений в искусстве, подобно «театрам» А.П. Чехова или У. Шекспира.
Таким образом, с творчества А.В. Вампилова во второй половине XX века, как и с наследия А.П. Чехова, зарождается «новая волна» в области драматургии. В целом тот факт, что А.П. Чехов оказал влияние на драматургию Вампилова, принимается многими исследователями драматургии: А. Степановой, Ю. Смелковым, М. Громовой, Т. Свербиловой, Н.Тендитник, М. Туровской, Е. Стрельцовой. Есть работы, где эта проблема становится отдельным предметом изучения, например:
• у И. Горюшкиной в статье «К вопросу о чеховской традиции в драматургии А.Вампилова» [57];
• у Б. Ротенфельда в статье «Иркутский Чехов» [153];
• у JI. Шамрея в работе «Социальное и индивидуальное в драматургии А. Чехова и А. Вампилова» [208].
Вообще в научной и
В статье «По ту сторону вымысла» [154] К. Рудницкий писал: «Искусство А. Вампилова впитало в себя разные традиции. Но распоряжалось ими свободно, смешивая, переиначивая, настраивая их на свой лад». Эта мысль, высказанная еще в 1976 году, как показало время, оказалась очень верной. К. Рудницкий подчеркнул не только традиции разных культур в творчестве Вампилова, но и его новаторство, которое впоследствии стало своего рода рупором эпохи, ведь пьесы А.Вампилова на много лет вперед определили пути дальнейшего движения драматургии. Об этом нам говорит само существование устоявшегося в литературоведении термина «поствампиловская драматургия» (введенного А. Смелянским) [171], подчеркивающего влияние творчества А. Вампилова на новое поколение авторов 1970 — 1980-х годов.
А.В. Вампилов — один из первых советских драматургов, отошедших от штампов в литературе. Его внимание сосредоточено на вечных ценностях жизни, однако он смог чутко уловить и передать тревожные явления в социально — нравственной атмосфере 60-х годов XX века.
Пьесы А.В. Вампилова талантливо и деликатно выявляют характерные для времени жизни драматурга отклонения от нравственных норм: двойную мораль, жестокость, хамство как порядок вещей, исчезновение доброты и доверия в отношениях между людьми. Одновременно с этим они утверждают непреходящие человеческие ценности вне зависимости от меняющихся политических обстоятельств, подчеркивают человеческое в человеке. «Театр Вампилова», представленный пьесами самых разных жанров, начиная от лирической комедии и заканчивая психологической драмой, не только предлагает зрителю зрелище, но и заставляет переосмыслить свою жизнь, оказывает глубокое психологическое воздействие на человека.
Творчество А.В. Вампилова при
жизни драматурга не нашло признания
в силу заключенного в его произведениях
внутреннего протеста окружающей действительности,
несогласия с существующим порядком
вещей. Официальная критика ополчилась
на пьесы автора, обвиняя его в
избрании неверного пути, который
якобы лежит в стороне от истинных,
больших дорог советского народа,
в пессимизме и мрачности, безгеройности и мелкотемье,
жанровой неопределенности, противоречивости
произведений. Поэтому и задерживалось
издание пьес драматурга (особенно последних, трагикомедии «Утина
Заслуженный интерес к драматургии А.В. Вампилова возник только после смерти писателя — в 1970 - 1980-е годы, когда начали активно издаваться его произведения, ставиться спектакли, сниматься художественные фильмы по мотивам вампиловских пьес. С горькой иронией писал о непонимании А.В. Вампилова В.Г. Распутин: «О Вампилове теперь пишут много и охотно; критики, перебивая друг друга, спорят о его героях и говорят настолько разное, что появилось даже выражение «восторженное непонимание». Непонимание это идет от предпосылок искусства, а не от предпосылок жизни, с которыми всякий раз начинал творить свое искусство Вампилов. Его герои вечерами выходят на сцену чуть ли не каждого большого театра страны, и его же герои, не всегда ведая, что это они и есть, смотрят на себя из зала и смеются.» [11, 6]. Примерно в том же ключе высказывался А. Салынский: «Я убежден, что мы сейчас только начинаем внимательно и глубоко рассматривать, что такое драматургия Вампилова. И театры постепенно приходят ко все более глубокому пониманию его пьес. И чем дальше они будут отдаляться по времени от сроков создания его пьес, тем больше мудрости будет появляться в трактовке режиссеров, в актерских работах» [83, 111].
Начиная со второй половины 1970-х годов, появляется большое количество исследований, посвященных творчеству А.В. Вампилова. К середине 1980-х годов складывается основной корпус критической и научной литературы о драматурге, включающий два ведущих направления:
1. Литературоведческое, где произведения драматурга рассматриваются как в исследованиях общего характера, посвященных русской драматурги (Б.С. Бугрова, И.Л. Даниловой, И.А. Канунниковой, Ю.И. Корзова, В.П. Муромского и др.), так и в работах с конкретной направленностью: о взаимосвязи разных литературных родов (С.С. Имихеловой, Н.В. Цымбалистенко, О.О. Юрченко и др.); о своеобразии драматических жанров в творчестве А.В. Вампилова (М.И. Громовой, Е.М. Гушанской, Г.Г. Демина, И.В. Зборовца, С.М. Козловой, М.Г. Меркуловой, К.А. Рудницкого и др.), о функционировании его пьес, о проблеме традиций и новаторства в них (С.С. Васильевой, Т.В. Журчевой, Л.Л. Ивановой, М.С.Маховой и др.).
2. Искусствоведческое (театроведческое),
связанное с изучением и
В современном литературоведении творчеству А.В. Вампилова посвящено более двадцати диссертационных исследований, несколько монографий (Гушанская Е.М. «А. Вампилов: Очерк творчества», Сушков Б.Ф. «А. Вампилов. Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга», Тендитник Н.С. «Ал.
Вампилов: Литературный портрет», «Перед лицом правды: Очерк жизни и творчества А. Вампилова») и большое количество литературно-критических статей, заметок, писем современников, театральных стенограмм, воспоминаний о Вампилове.
Первая монография об А. Вампилове
с одноименным названием
В книге Б.Ф. Сушкова «А. Вампилов. Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга», изданной в 1989 году, затронуты вопросы социального значения пьес драматурга, а также рассматриваются таланты Вампилова - бытописателя, психолога, философа, социолога и объективность использования им реалистического метода. Данный исследователь рассматривает «театр Вампилова» не только исторически, но главным образом как развивающееся художественное явление, в котором социальные и нравственные проблемы своего времени переходят в план вечных, общечеловеческих вопросов духовного бытия. Автор книги считает, что Вампилов остро чувствовал те явления жизни, которые мешали движению вперед, но при этом ему была чужда тенденция обличения, поэтому, дабы быть объективным, он ввел в драматургию иную меру оценки, иной идеал — идеал саморазвивающейся личности. Б.Ф. Сушков убежден, что главная идея Вампилова - призыв к развитию, и она имеет высокое социальное звучание. Также большое место в своей книге автор уделил связи творчества Вампилова с лучшими духовными традициями русского национального искусства и современными ему проблемами обновления театра, его эстетики и этики.
Монография «А. Вампилов: Очерк творчества», написанная биографом и исследователем Е.М. Гушанской в 1990 году, содержит детальные биографические сведения о драматурге, дает всесторонний анализ его творчества в связи с литературно-общественными процессами 60 - 70-х годов XX века. Учитывает Е. Гушанская и традиции литературы XIX века, органично, на ее взгляд, воспринятые А. Вампиловым. В сплетении традиций и новаторства исследователь видит оригинальность драматургии А. Вампилова, его неповторимость: «Творчество Вампилова, в отличие от зачастую гораздо более острых, откровенных, красочных, «вопиющих» художественных миров его последователей, нравственной «неопределенности» никогда не знало. Оно несло в себе поразительной силы гуманистическую ясность, воспитанную русской литературой XIX века, даже тогда, когда драматург обращался к сложным и трагическим нравственным коллизиям второй половины XX века» [64, 319].
В научной и критической
Так, предметом изучения в работах
Б. Бугрова «Русская советская драматургия
50-х - 70-х годов: основные тенденции
развития» и Ю. Корзова «Советская
драматургия 60 — 80-х годов. Конфликт, действие,
характер. Проблема театрально — драматургической
выразительности» является советская
драматургия второй половины XX века, в
контексте которой рассматривается и
творчество А. Вампилова в качестве немаловажной
составляющей данной эпохи. При этом Б.
Бугров сосредоточил свое внимание на
основных тенденциях развития драматургии,
а Ю. Корзов - на проблеме театрально -драматургической
выразительности, исследуя этот аспект
через призму таких литературоведческихкатег
К. Рудницкий в статье «По ту сторону вымысла» проанализировал особенности стиля А. Вампилова и их связь с особым качеством театральности пьес драматурга. Исследуя новаторство А. Вампилова в области жанра, К. Рудницкий приходит к выводу, что писатель наполнил новым содержанием жанровые формы водевиля и мелодрамы.
Ю. Смелков, Н. Цымбалистенко, И. Шайтанов, М. Туровская, JI. Иванова пишут о герое А. Вампилова как представителе определенного типа человека, рассматривая его как личность, в которой на первый план выходит ирония, цинизм, лицемерие, жестокость. Для данных исследователей было важно обозначить и раскрыть проблему самоощущения и самооценки героя как центральную у А. Вампилова.