Творчество Вампилова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:54, доклад

Краткое описание

Творчество А.В. Вампилова (1937 - 1972) по праву считается выдающимся и занимает достойное место в истории русской литературы. Прославился А.В. Вампилов как драматург, хотя начинал свой путь в литературе в качестве прозаика (с коротких, часто анекдотических по сути, рассказов). Темы его ранних рассказов, по словам В.Я. Лакшина, «не бог весть как значительны, почти все о женщинах, о молодой влюбленности, случайных знакомствах на улице, в пути или на садовой скамейке - впечатления молодого, даже слишком юного наблюдателя.

Файлы: 1 файл

Творчество А.docx

— 43.72 Кб (Скачать)

М. Меркулова видит А. Вампилова  на пограничье разных культур и народов, отдельно останавливается на мотиве трагизма и сравнивает литературного героя А. Вампилова с героями творчества М. Лермонтова, А. Чехова, драматургов «театра абсурда».

М. Махова усматривает в драматургии А.Вампилова кульминацию разной драматургии 60-х годов XX ве ка, считает, что она являет собой жесткий и откровенный разговор, в то время как творчество предшественников А. Вампилова (А. Арбузова, В. Розова, А. Володина) рассматривает как промежуточную форму, которая после периода бесконфликтности была своего рода переходным, подготовительным этапом к драматургии А. Вампилова.

Н. Погосова останавливается на изучении культурологического аспекта театра А.Вампилова, выявляет основные функционально — эстетические мотивы драматургии писателя, рассматривает мифопоэтику драмы А.Вампилова.

Работы М. Громовой во многом посвящены жанровым исканиям в области трагедии, комедии, публицистической драмы в советской драматургии

70 - 90-х годов; Основное внимание  уделяется процессам, происходящим; в театре и драматургии в  перестроечный и постперестроечный  периоды.: Творчество Л. Вампилова  рассматривается через призму  традиций и новаторства в рамках  исследования наследия драматургов  «новой?волны».

Обзор- различных, точек : зрения. исследователей' творчества А. Вампилова показывает, что: каждый из них, рассматривая пьесы драматурга, , предлагает свое понимание развития? метода; и жанрового своеобразия его драматургии, связей с традициями русской драмы, а также каждый находит свою трактовку образов; и идей- его пьес в отношении к отображенным социальным, психологическим; нравственным явлениям жизни. Анализ творчества А.В. Вампилова, проделанный; разными исследователями в разное время; подтверждает,, что он постоянно искал новые формы; для воплощения своих; замыслов, выявлял и создавал оригинальные принципы, построения реалистической драмы. Поэтому драматург удивляет нас неисчерпаемостью, а часто и парадоксальностью той картины жизни, которая предстает в его пьесах.

Кинематограф также не обошел стороной; творчество- А.В; Вампилова. Режиссер В. Эйснер в 1987 году создал документальный фильм «Александр Вампилов», посвященный жизни и творчеству драматурга. По мотивам пьес Вампилова сняты замечательные художественные фильмы:;

• «Старший сын» (1976) - режиссер Виталий Мельников;

• «Отпуск в сентябре» (по мотивам «Утиной охоты») — (создан в 1979 году, вышел на экран в 1987 году) - режиссер Виталий Мельников;

• «Валентина» (по мотивам «Прошлым летом в Чулимске») (1981) - режиссер Глеб Панфилов;

• «История с метранпажем»^ короткометражный фильм:(1991)-режиссер Виталий Тарасенко;

• «Прощание в-июне» (2002)— режиссер Сергей Ломкин.

Можно говорить о формировании богатой  и, непрерывной традиции в изучении твбрчества, А.В. Вампилова. Однако, как свидетельствуют многочисленные исследователи драматургии А. Вампилова (Г. Демин, И. Канунникова, М. Меркулова, Н. Погосова, Е. Стрельцова и др.), даже лучшие спектакли по пьесам писателя оказываются слабее и беднее оригинального вампиловского текста.

Интересно суждение драматурга B.C. Розова — современника А. Вампилова, - высказанное на этот счет: «В материальном мире мы знаем три измерения: линия, плоскость, объем. Пьесы Вампилова тем и удивили нас, когда были обнародованы, что они четырехмерны. почти каждая пьеса Вампилова начинается как водевиль и даже фарс, а затем достигает предельного драматического напряжения. Театр как бы т.еряется перед пьесой, в которой есть лед и пламень, они играют воду. Но что же, это не беда автора, а его судьба» [66, 102].

В середине 90-х гг. похожую мысль  выразила в своей работе Н.В. Погосова: «К сожалению, театр Вампилова остается до сих пор театром лишь на бумаге в литературно-театроведческих размышлениях. Драматургия Вампилова не создала своего типа театра, в отличие от драматургии Островского и Чехова, Арбузова и Розова. Она не получила и адекватного ей сценического воплощения: толкуя о «загадке» Вампилова, критики утверждают, что спектакли чаще всего оказываются «беднее» пьес»[144, 149].

Удивительно, однако до сих пор «разгадать» Вампилова не удалось, о чем свидетельствует современный исследователь И.А. Канунникова: «Как же передать на сцене это уникальное вампиловское сочетание буффонады и драматизма, фантасмагории и будничности? К сожалению, следует признать, что и по сей день эта интонация театром не услышана, при том, что теперь и исследователи, и критики, и театральные деятели говорят о Вампилове как о признанном драматурге-классике» [94, 182].

Этот факт дает основание говорить лишь об определенной степени приближения  к Вампилову в процессе изучения, о возможных вариантах прочтения его пьес, в том числе и сценических. Однако произведения драматурга не сходят с театральных подмостков до сих пор. Идут как уже сложившиеся, ставшие традиционными, постановки, так появляются и новые: например, летом 2005 года в театре имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Чулимск прошлым летом», (режиссер Д. Петрунь) - по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске». И, надо сказать, что многие литературные критики оценили данную постановку нелицеприятно, отметив как неудачу режиссера, не сумевшего воплотить в жизнь на театральной сцене идею автора, заложенную в самой пьесе «Прошлым летом в Чулимске». Концовка, показанная в спектакле, слишком сузила понимание образа главной героини - Валентины. В финале звучит выстрел, говорящий о самоубийстве Валентины, у Вампилова же пьеса заканчивается тем же, чем и началась: Валентина восстанавливает сломанный палисадник, а это символизирует ее борьбу за лучшую, правильную, нравственную жизнь. В конце спектакля голос i за кадром комментирует показанную историю как один незамысловатый случай, произошедший где-то под Иркутском прошлым летом. Смена же названия сосредоточивает внимание зрителя на внешней канве — Чулимске, - а не на событиях, произошедших в жизни главной героини, не на внутреннем содержании. Поэтому следует говорить о том, что данный спектакль — постановка по мотивам пьесы А.В. Вампилова.

Получается, что «театр А.В. Вампилова» оказывается, прежде всего, «литературным театром», который сложно перенести на сцену в силу сложности и многогранности внутреннего содержания и организации каждого отдельно взятого произведения драматурга. Несомненно и тесное взаимодействие этого произведения с другими пьесами Вампилова, без учета которого полноценное восприятие творческого замысла автора невозможно.

Подобные сложности связаны, на наш взгляд, с недостаточным исследованием  жанровой специфики и жанровой эволюции драматургии А.В. Вампилова. Правда, в ряде научных работ присутствует полемика о жанровой природе его пьес, представляющая зачастую взаимоисключающие точки зрения. Интересны в этом отношении исследования Е.Гушанской (в которых речь идет о жанровой "определенности пьес А.В. Вампилова); А. Демидова который, напротив, говорит об особом жанровом феномене пьес Вампилова, традицию которого сложно уловить); С. Боровикова (считающего драматургию Вампилова традиционной классической, в духе Грибоедова, Сухово-Кобылина, Островского); М. Меркуловой (рассматривающей пьесы Вампилова как трагикомедии), а также М. Громовой, JI. Ивановой, Н. Цымбалистенко и некоторых других.

Учитывая существующий в данное время достаточно богатый опыт изучения творческого наследия А. Вампилова, мы стремились выявить и обозначить те работы, в которых речь шла  о жанре пьес драматурга, и определить степень изученности в них  данного вопроса. В результате проведенного исследования мы отметили, что практически  в каждой из рассматриваемых работ  вопрос о жанре так или иначе  ставится, но нигде не является главным, основным. Кроме того, хочется подчеркнуть, что большинство исследователей драматургии А.В. Вампилова затрудняются точно определить жанр его пьес, говоря только об их жанровом своеобразии.

Так, JI. Иванова одной из первых подняла вопрос о жанре драматургии  А. Вампилова в своем диссертационном  исследовании: «Критикой не выявлены до конца истоки жанровой природы  его пьес, особенности драматургической поэтики, сущность художественного новаторства вампиловской драматургии. Между тем исследование данных проблем необходимо, поскольку жанр (под жанром понимается «повторяющееся во многих произведениях на протяжении развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношений к ним художника». — Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974) в литературе вообще, а в драматургии в особенности, может рассматриваться как определенный способ художественного видения и отношения писателя к жизни. Выбор драматургом того или иного жанра для пьесы всегда отражает совокупность его идейно-эстетических взглядов. Жанр непосредственно связан со всеми сторонами творческого облика писателя, его методом, стилем, манерой и мироощущением. Чем полнее мы характеризуем произведение в жанровом отношении, тем глубже проникаем в суть творческой индивидуальности художника» [82, 95]. Динамика же развития и преобразования жанров драмы А.Вампилова не рассматривалась в литературоведческих трудах в качестве ведущей проблемы.

Во время исследования литературно-критического пласта, касающегося изучения творческого  наследия Вампилова, нами было выявлено следующее: некоторые исследователи  видят основной жанровоформирующей особенностью драматургии Вампилова трагическое начало (например, Г. Демин, В. Лакшин, Л. Иванова, Т. Свербилова), другие же, напротив, считают определяющей стороной творчества Вампилова комическую или сатирическую. Так, П. Забелин говорил: «Не отяжеляем ли мы Вампилова этими пугающими началами - «трагикомическое», «трагическое» в расчете на уже никому ненужный ныне намек, недоговоренность?» [77, 23].

Н. Цымбалистенко утверждает, что «жанр пьес Александра Вампилова образуется не просто из сложения различных жанров, а на стыке их противостояния» [205, 48], что в своем диссертационном исследовании оспаривает М. Меркулова. Она делает попытку, с одной стороны, доказать принадлежность драматургии Вампилова к жанру трагикомедии, а с другой — «рассмотреть внутреннюю меру соотнесения категорий «трагическое» и «комическое» в драматургии А. Вампилова, предполагая их гармоническое слияние». Именно двойственностью жанровой природы драматургии, по мнению Меркуловой, и объясняется то, что спектакли порой не соответствуют замыслам авторов: «Это часто неумение или нежелание оторваться от внешне комедийной ситуации и выйти на уровень трагикомического восприятия сюжета» [132,139].

Пока в литературно-критических  трудах нет ни одной самостоятельной  работы, посвященной исключительно  жанровой специфике драматургии  А.В. Вампилова. Мы можем видеть лишь отдельные главы или части  в контексте совершенно другого  предмета исследования. А ведь от выбора драматургом жанра во многом зависит  сюжетно-композиционная организация  произведения, его внутреннее звучание, тип героя, характер конфликта и  суть творческой индивидуальности художника. Для более полного понимания  внесенного А.В. Вампиловым вклада в  развитие русской драматургии второй половины XX века важно не только обозначить жанр его пьес, но и отразить эволюцию драматургического наследия писателя в этой области.

Актуальность исследования обусловлена  необходимостью более детального изучения и литературоведческого осмысления в рамках отдельной научной работы специфики жанров драмы А.В. Вампилова и их эволюции в творчестве писателя.

Исходя из этого, объектом изучения будет являться понятие «жанр», система  драматургических жанров, жанровая специфика и эволюция драмы А.В. Вампилова.

В качестве предмета (материала) исследования выбраны ранние пьесы драматурга «Тихая Заводь», «Времена года», сценки «Месяц в деревне, или Гибель одного лирика», «Цветы и годы», «Исповедь начинающего», «Успех», «Свидание»; одноактные пьесы «Дом окнами в поле», «Провинциальные анекдоты»; и многоактная драматургия Вампилова, представленная пьесами «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».

Цель исследования — выявить жанровую специфику драматургии А.В. Вампилова, анализируя произведения писателя в историко-литературном аспекте с опорой на теоретические исследования в области жанров драмы.

Цель исследования определила конкретные задачи работы:

• проанализировать драматические  произведения А.В. Вампилова в аспекте  их жанровой специфики;

• проследить эволюцию жанров в драме Вампилова посредством хронологического анализа его пьес;

• выявить особенности авторского сознания А.В. Вампилова, отразившиеся в жанрах драматических произведений;

• изучить и обработать библиографические  источники по теме;

• установить степень разработанности  проблемы;

• дать обзор научных работ, посвященных  изучению жанров драмы Вампилова;

• рассмотреть понятие «жанр» в  литературоведении;

• проанализировать теорию драматических  жанров в историко-литературном аспекте.

На основе объекта, предмета и цели была определена гипотеза: исследование жанровой специфики драматургии  А.В. Вампилова в хронологическом аспекте может стать основанием для выявления эволюции жанров драматических произведений А.В. Вампилова, отразивших характерные особенности авторского сознания писателя.

Научная новизна диссертации состоит  в том, что это одно из первых исследований, полностью посвященное изучению жанровой специфики драматургии  А.В. Вампилова. Проведенный в хронологической  последовательности анализ драматических  произведений А.В. Вампилова позволил выявить характерные особенности  авторского мировоззрения писателя, его этические, эстетические и философские  ценности.

Методологической основой исследования является системно-структурный подход к анализу жанровых особенностей «театра Вампилова», его эволюции, а также определению его как самобытного явления русской драматургии. Работа осуществляется с опорой на труды Аристотеля «Поэтика», М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров», J1.C. Выготского «Психология искусства», Ю.М. Лотмана «О содержании и структуре понятия «художественная литература»», В.Е. Хализева «Драма как род литературы», «Драма как явление искусства». В основе методов исследования лежит комплексный подход к творчеству А.В. Вампилова, основанный на принципах сравнительно-исторического и проблемно-типологического анализа. Такой выбор продиктован задачами данной диссертации.

Теоретическую основу исследования составили  труды по истории и теории драмы  А.А. Аникста «Теория драмы от Аристотеля до Лессинга»,

Теория драмы от Гегеля до Маркса», «Теория драмы от Пушкина до Чехова», М.И. Громовой «Русская современная драматургия», И.А. Канунниковой «Русская драматургия XX века», С.М. Козловой «Парадокс драмы - драма парадоксов: Поэтика жанров драмы 1950 - 70-х гг.», Т.Г. Свербиловой «Трагикомедия в советской литературе» и др.

Информация о работе Творчество Вампилова