Своеобразие наследия группы Pink Floyd

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2015 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — рассмотреть творчество группы Pink Floyd.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• проследить генезис и эволюцию рок-музыки;
• выявить особенности развития рок-музыки в Великобритании;
• проследить историю становления и развития группы;
• рассмотреть музыкально-философскую специфику творчества группы.

Оглавление

Введение……….…………………………………………………………………..3
Глава 1. Жанр рока в музыкально-теоретическом контексте
1.1 Генезис и эволюция рока ………………………………………......................5
1.2 Особенности развития рок-музыки в Великобритании…..…………………9
Глава 2. Своеобразие наследия группы Pink Floyd
2.1 История группы Pink Floyd ….........................................................................16
2.2 Музыкально-философская специфика творчества Pink Floyd……………..24
Заключение……………………………………………...………………………..38
Библиографический список…………………………………...………………..42

Файлы: 1 файл

Пинк Флойд.docx

— 152.53 Кб (Скачать)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМ. А.М. ШИРОКОВА»

 

Кафедра ________________________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине _____________________________________________

на тему: ___________________________________________________

 

 

Студент факультета _____________

__ курс, группа ________, ________  ___________ _____________

                         (дата)        (подпись)   (фамилия, инициалы)

 

Руководитель

_______________________________ ___________ _____________

(ученая степень, ученое  звание)                       (подпись)    (фамилия, инициалы)

Минск 20____

 

Содержание

Введение……….…………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Жанр рока в музыкально-теоретическом контексте

1.1 Генезис и эволюция рока ………………………………………......................5

1.2 Особенности развития рок-музыки в Великобритании…..…………………9

 

Глава 2. Своеобразие наследия группы Pink Floyd

2.1 История группы Pink Floyd ….........................................................................16

2.2 Музыкально-философская специфика творчества Pink Floyd……………..24

 

Заключение……………………………………………...………………………..38

 

Библиографический список…………………………………...………………..42

 

Приложение . The Wall ……………………………………………………………………43

 

Введение

 

Актуальность темы исследования

В мире очень немного групп, которые могли бы сравниться влиятельностью, стажем и опытом с Pink Floyd. Они произвели «революцию» в рок-музыке, в частности в психоделике, ни одна группа не сравнится с Pink Floyd в этом направлении.

Своего музыкального направления они существенно никогда не меняли. Pink Floyd начинали как психоделическая группа, однако, к удивлению историографов рока, их особенный звук, в отличие от творений других классиков психоделики, например, группы The Electric Pruners, оказался весьма долговременным, прежде всего потому, что их использование психоделических канонов всегда основывалось на постоянно совершенствующейся технике и новых идеях. В отличии, например, от Byrds и Grateful Dead, которые предпочли стать легко узнаваемыми поп-группами, ориентированными на списочный успех и в творчестве опирающихся на исследования различных музыкальных направлений, Pink Floyd для продвижения вперед выбрали определенную музыкальную область. Отказавшись от откровенного коммерческого успеха, они стали более замкнутыми в себе и основали новую сферу «интеллектуального рока», где обращение к разуму довлело над эмоциональным началом. За годы, прошедшие со времени выхода первого сингла Pink Floyd, успело повзрослеть целое поколение, сменилось множество музыкальных стилей, и мир стал совершенно другим. Однако все это никак не отразилось на популярности группы. Парадокс заключается в том, что они никогда не стремились играть коммерческую музыку, но это обернулось гигантскими прибылями. В своем творчестве они следовали лишь внутреннему чутью и тяге к экспериментам, но их музыка оказалась близка миллионам. Они всегда умели, сохранив самое лучшее из старого, воссоздать себя в каждую новую эпоху в ином качестве, что не в последнюю очередь обусловило сохранение их популярности [7, с. 5].

Pink Floyd стоял у самых истоков зарождавшейся в 60-е годы культуры мультимедиа. Его концерты представляли собой красочное шоу, где все вместе — свет, кино, анимация и театральное действо — было направлено на усиление и без того ошеломляющего воздействия музыки. Созданные ими визуальные метафоры обращались к сознанию слушателя, минуя язык. Достаточно лишь воскресить в памяти надувных летающих свиней, электростанции, пирамиды и стену из картонных кирпичей, чтобы в голове возник сюжет в лучших традициях рок-н-ролла с присущими ему славой, эксцессами, безумием, трагедией и юмором [11]. Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности темы курсовой работы.

Цель и задачи исследования

Цель курсовой работы — рассмотреть творчество группы Pink Floyd.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    • проследить генезис и эволюцию рок-музыки;
    • выявить особенности развития рок-музыки в Великобритании;
    • проследить историю становления и развития группы;
    • рассмотреть музыкально-философскую специфику творчества группы.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является рок-музыка как жанр музыкального искусства.

Предмет исследования — индивидуально-авторская трактовка жанра рока в творчестве группы Pink Floyd.

Методы и методология исследования

Методологической основой курсовой работы является музыковедческие исследования, посвященные различным аспектам жанра рока в творчестве группы Pink Floyd, а также энциклопедические и справочные издания. В качестве основных методов исследований были использованы анализ, синтез, обобщение, компаративный метод исследования.

Обзор использованной литературы

Среди музыковедческих работ теоретическому осмыслению темы способствовали исследования, в которых анализируются наиболее значимые явления, проблемы, тенденции и открытия в творчестве Pink Floyd. В их ряду особо следует выделить книги «Рок — истоки и развитие» Алексея Козлова и «Полный путеводитель по музыке Pink Floyd» Маббетт Энди.

Для уточнения терминологии потребовалось обращение к энциклопедическим и справочным изданиям, среди которых особенно следует выделить «Музыкальную энциклопедию» (под ред. Ю.В. Келдыша), «Музыка XX века: энциклопедический словарь» (под ред. Л. Акопяна).

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, двух глав, четырех разделов, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем работы — 48 страниц.

 

Глава 1. Жанр рока в музыкально-теоретическом контексте

 

 

    1. Генезис и эволюция жанра рока

 

Начало 50-х годов ознаменовалось появлением в популярной музыке США рок-н-ролла. Зародившись в Америке, в дальнейшем свое развитие он получил в Европе, а затем и во всем мире. Такой неожиданный феномен был вызван целым рядом социальных и экономических предпосылок. Но следует подчеркнуть то, что музыкальный фундамент рок-н-ролла — негритянский ритм-энд-блюз — был уже достаточно сформирован к началу 50-х как самостоятельное явление. К началу 50-х годов ритм-энд-блюз был уже достаточно развит, но все еще находился в тени, будучи типичной субкультурой даже в рамках обособленной негритянской культуры США. История самого ритм-энд-блюза довольно коротка. Он начал формироваться еще в конце 30-х годов, как следствие урбанизации жизни "деревенских" американских негров и концентрации их в гетто. Одним из факторов рождения ритм-энд-блюза в негритянских гетто послужила миграция исполнителей кантри-блюза (деревенского блюза) с Юга на Север США, из сельской местности — в большие города, с ферм и плантаций — на заводы и фабрики. Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф [3, с. 10].

Приблизительно в 1939 году распространились электрогитары, электроорганы, а несколько позднее — бас-гитары. Ударные инструменты и голос певца стали усиливаться с помощью микрофона. Тем самым, оркестр из четырех человек обрел возможность играть громче и мощнее, чем традиционный биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Электрифицированные ансамбли нового блюзового направления, получившие название «ритм-энд-блюз», начали вытеснять из дансингов, клубов и прочих мест развлечения негров большие джазовые и танцевальные оркестры, которые оказались экономически невыгодными, немодными и поэтому теряли поклонников. Кроме того, ритм-энд-блюз прекрасно прижился в маленьких барах и кафе, где для традиционных бэндов просто не хватало места. Кстати, сам термин «Rhythm and Blues» появился лишь в июне 1949 года в журнале «Billboard», когда назрела явная необходимость обозначения давно сформировавшегося нового явления.

Одним из выдающихся пионеров ритм-энд-блюза был гитарист и певец Мадди Уотерс. Говоря о первооткрывателях и гигантах ритм-энд-блюза, нельзя оставить без внимания такого блюзмена как Артур Крадап, уроженца штата Миссисипи, начавшего записываться в Чикаго в ранние 40-е годы. Он не имел широкой популярности в те годы, получив запоздалое признание лишь в начале 70-х, когда в США вышел альбом его записей под названием "The Father of Rock and Roll" ("Отец Рок-н-ролла"). Песни Артура Крадапа, начиная с "That's All Right, Mama", помогли сделать карьеру Элвису Пресли. Его песни впоследствии исполняли Элтон Джон, Род Стюарт, Тина Тёрнер, Джонни Литл, Пол Баттерфилд, группа "Creedence Clearwater Revival. Ритм-энд-блюз стал музыкой громкой, моторной и куда более однообразной. Одна из главных особенностей традиционного блюза — функция самовыражения, отошла на задний план, уступив место танцевальности и развлекательности. Ослабла, если не исчезла вообще, персонифицированность старого блюза, где каждый певец, он же автор музыки и слов, был неповторим. Со временем в ритм-энд-блюзе стала исчезать одна из основных блюзовых черт — грустное, жалостливое, пассивное и безнадежное. Все больше появлялось обозленности и агрессивности, как следствие жесткости и громкости аккомпанемента. В ритм-энд-блюзе главную роль обрел фактор группы исполнителей: именно группа стала определять свой стиль и саунд, солист же сделался лишь ее частью. Изменился и упростился характер текстов. Ритм-энд-блюз по всем параметрам превратился в разновидность коммерческой музыки, ориентированной на рынок сбыта. В противовес и параллельно этому в негритянской джазовой среде вызревал новый, изощренный способ музицирования — бибоп (beboр), элитарный для того периода стиль, не принятый первое время как широкой аудиторией, так и большинством джазовых исполнителей [3, с. 17].

В период 1945 — 1947 годов одним из наиболее известных черных музыкантов, успешно воплощавших ритм-энд-блюз как сценическое, развлекательное искусство, был певец и саксофонист Луис Джорден с его группой "Тимпени Файв" (Tymрany Five). Он был признанным мастером традиционного блюза и одновременно имел солидный опыт джазмена, так как еще в конце 30-х годов играл на саксофоне в известных оркестрах Чика Уэбба, Эрла Хайнса и Билли Экстайна.

Популярные эстрадные негритянские вокалисты 40-50-х годов были в разной степени связаны с джазом и с ритм-энд-блюзом, не являясь чистыми представителями этих жанров, а будучи скорее интерпретаторами. В свое время они сыграли определенную роль в сближении белой и черной аудитории, раздвигая расовые перегородки в сфере популярной музыки. Из многих имен здесь можно назвать Этель Уотерс и Лину Хорн, Билли Экстайна, Сэмми Дэйвиса и Фэтса Домино. Пианист и певец Нэт "Кинг" Коул — пожалуй, наиболее яркая фигура в этом ряду [10].

В таких условиях ритм-энд-блюз до начала 50-х годов оставался наиболее изолированным от белой аудитории видом негритянской музыки. Но его актуальность и популярность выросли до такой степени, что узкие рамки гетто уже не могли сдерживать само явление. Понадобилось новое слово, которое позволило бы белым считать эту музыку своей. Этим словом стал — "рок-н-ролл".

Рок-н-ролл (от англ. rock and roll или rock'n'roll — «качайся и катись») — жанр популярной музыки, получивший распространение в середине 1950-х годов. Оформился из комбинации элементов афроамериканских и «белых» жанров, как ритм-н-блюз и кантри. Стиль белых исполнителей получил также название рокабилли. Отличительные черты — это чёткий ритм, танцевальный темп, раскованность исполнения. Традиционными инструментами являются электрогитара, контрабас, ударные, фортепиано и саксофон. Состав рокабилли-коллективов обычно 3 человека (гитара, контрабас, ритм-гитара или ударные). Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти). Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. В 1950-х годах белые и черные музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь нового звучания. Билл Хейли использовал афроамериканский сленг и ритмы буги-вуги в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги [1, с. 473].

Считается, что музыкальный термин «рок-н-ролл» был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшим для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и афроамериканскими исполнителями, что в итоге привело к частичному снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также исполняли народные песни, старые блюз, кантри и джаз-композиции, придавая им стилистику рок-н-ролльного звучания. В 1949 году афроамериканский исполнитель Вайнони Харрис записал песню под названием «All She Wants to Do Is Rock», где было употреблено слово «рок-н-ролл» в отношении к музыке. Несмотря на то, что сложно чётко обозначить временное начало стиля, исследователи часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в марте 1951 года ритм-н-блюзовой группой Айка Тёрнера [13, с. 57].

Первым рок-н-роллом также называют песню «The Fat Man» Фэтса Домино, с её чётким ритмом буги-вуги и фальцетным скэтом между куплетами; «Rock the Joint» (1952) и «Rock Around the Clock» (1954) Билла Хэйли; «That’s All Right, Mama» (1954) Элвиса Пресли. Песня Билла Хэйли «Rock Around the Clock», записанная 12 апреля 1954 года, и «Shake, Rattle and Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известным слушателям местных радиостанций. Так как термин «рок-н-ролл» тогда ещё не был общепризнан, «Rock Around the Clock» была обозначена на пластинке как фокстрот.

В середине 1950-х годов популярность рок-н-ролла не обошли стороной некоторые звёзды кантри, подтвердив, таким образом, его связь с традиционной музыкой белых американцев. Некоторые известные, но немолодые уже кантри-музыканты, записали композиции в жанре рок-н-ролл, носившие, в основном, единичный характер в их дискографии. Среди них: «So, Let's Rock» (1956) Боба Уиллса, «Rock of Gibraltar» (1956) Хэнка Пенни, «Every Night» (1957) Текса Уильямса. Более молодые кантри-исполнители использовали на записях в новом стиле традиционные инструменты: фиддл, аккордеон. Органично вписались в рок-н-ролл те музыканты, которые ещё до середины 1950-х годов совмещали белые стили вестерн, хиллбилли и хонки-тонк с афроамериканским буги-вуги и блюзом: Линк Дейвис, Хардрок Гантер, Рой Холл. Наиболее успешный из них — Билл Хэйли — стал звездой рок-н-ролла. Молодые пионеры рок-н-ролла — Карл Перкинс, Элвис Пресли, Джин Винсент — делали новые аранжировки известных кантри-песен Хэнка Уильямса, Билла Монроу и некоторых других [14].

Влияние ритм-н-блюза считается одним из определяющих в рок-н-ролле. Многие пионеры рок-н-ролла записывали свои кавер-версии песен афроамериканских исполнителей. Среди успешных профессиональных композиторов в жанре рок-н-ролл были белые американцы: Джерри Либер и Майк Столлер, Отис Блэкуелл. Зачастую песни сочиняли сами исполнители. Бо́льшая часть исполнителей рок-н-ролла — белые американские подростки, начавшие музыкальную карьеру в середине 1950-х годов и записывавшиеся на небольших и крупных фирмах, чей стиль стали называть рокабилли: Джонни Бёрнетт, Санни Бёрджесс, Чарли Федерс. Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано группой Билла Хэйли в начале 1950-х годов, звучание рокабилли — первыми записями трио Элвиса Пресли.

Среди известных афроамериканских исполнителей, внёсших свою лепту в рок-н-ролл, выделяется Луи Джорден, записавший в 1956 году альбом "Rock'n'Roll", а также Биг Джо Тёрнер. Более молодые афроамериканские исполнители ритм-н-блюза, стали популярны среди белой американской молодёжи в 1950-х годах: Литл Ричард, Фэтс Домино, Чак Берри, вокальные ансамбли The Platters, Deep River Boys, The Treniers [3, с. 25].

Информация о работе Своеобразие наследия группы Pink Floyd